31 Май 2023

Наркомат внутренних дел СССР: структура, функции, роль и место в системе государственного и военного управления

oboznik.ru - Наркомат внутренних дел СССР: структура, функции,  роль и место в системе государственного и военного управления
#история#CCCР#наркомат

Народный комиссариат внутренних дел СССР в годы Великой Отечественной войны занимал одно из важнейших мест в системе органов государственного и военного управления. На органы и войска НКВД возлагались не только задача обеспечения общественного порядка и безопасности государства, но и осуществление экономической, административной, военной и ряда других видов деятельности. Исходя из задач, а также изменений приоритетов деятельности, в организационной структуре НКВД происходили постоянные преобразования.

Как уже отмечалось, решение о создании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 10 июля 1934 г. В тот же день оно было оформлено постановлением Центрального исполнительного комитета СССР «Об организации НКВД СССР», в котором определялись задачи, возлагаемые на создаваемое ведомство: «а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности; б) охрана общественной (социалистической) собственности; в) запись актов гражданского состояния (запись рождений, смертей, бракосочетаний и разводов); г) пограничная охрана» .

Структурно НКВД СССР состоял из оперативно-чекистских управлений и отделов, административно-оперативных управлений, войсковых управлений, управлений исправительно-трудовых лагерей, а также управлений и отделов, обеспечивающих и обслуживающих деятельность наркомата. Преобразования, происходившие в системе НКВД СССР в 1934–1940 гг., свидетельствовали о значительном расширении сферы деятельности ведомства, прежде всего за счет функций, не связанных с выполнением задач по поддержанию общественного порядка и обеспечению государственной безопасности. Это диктовалось прежде всего экономической необходимостью, так как в условиях форсированной модернизации народного хозяйства руководство страны вынуждено было широко использовать административные ресурсы.

Помимо этого, в связи с началом войны структурные изменения в НКВД были обусловлены подготовкой к выполнению возложенных на него задач в условиях военного времени. В результате постоянного расширения функций ведомства и создания новых организационных структур росла численность центрального аппарата НКВД. По состоянию на 1 января 1940 г. она по сравнению с 1934 г. увеличилась почти в четыре раза . В условиях приближающейся войны и усиливающейся разведывательной активности иностранных государств в отношении СССР громоздкая структура НКВД оказалась не в состоянии осуществлять качественное управление решением задач по обеспечению государственной безопасности. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г. НКВД был разделен на два ведомства: Народный комиссариат внутренних дел СССР, которое возглавил генеральный комиссар госбезопасности Л. П. Берия, и Народный комиссариат государственной безопасности СССР под руководством комиссара госбезопасности 3 ранга В. Н. Меркулова. Приказом НКВД СССР от 26 февраля 1941 г. была введена новая организационная структура НКВД .

Деятельность структурных подразделений курировали заместители наркома внутренних дел СССР: С. Н. Круглов (первый заместитель наркома), В. С. Абакумов, В. В. Чернышёв, И. И. Масленников (заместитель наркома по войскам) и Б. П. Обручников (заместитель наркома по кадрам). Совместной директивой НКВД и НКГБ от 1 марта 1941 г. функции между ними были разграничены. На Народный комиссариат внутренних дел возлагались: «а) охрана общественной (социалистической) собственности, охрана личной и имущественной безопасности граждан и охрана общественного порядка; б) охрана государственных границ Союза ССР; в) организация местной противовоздушной обороны; г) содержание в тюрьмах, исправительно-трудовых лагерях, исправительно-трудовых колониях, трудовых и специальных поселках

осужденных и организация их трудового использования и перевоспитания; д) борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью; е) прием, конвоирование, охрана, содержание и трудовое использование военнопленных и интернированных; ж) оперативно-чекистское обслуживание войск НКВД; з) государственный надзор за противопожарной охраной и руководство противопожарными мероприятиями; и) учет военнообязанных; к) строительство, ремонт и содержание дорог союзного значения; л) учет, охрана, научная и оперативная разработка государственных архивных фондов Союза ССР; м) запись актов гражданского состояния» . После разделения ведомств совершенствование организационной структуры центрального аппарата НКВД СССР и его местных органов продолжилось. Так, уже 28 февраля 1941 г. в составе наркомата был образован 1-й спецотдел (учетно-архивный), на который возлагались: учет всех преступников и спецпоселенцев (кроме содержавшихся в исправительно-трудовых лагерях), их опознание и организация всесоюзного розыска, проверка людей по запросам административных органов, осуществление гласного надзора за ссыльными и высланными, а также работа с обращениями заключенных .

В целях унификации системы образования личного состава внутренних дел было создано Управление учебных заведений НКВД СССР 6 . Изменения касались и функций наркомата. В связи с тем что в ведении НКВД находилось большое количество рабочей силы, постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г. на ведомство было возложено строительство аэродромов для Военно-воздушных сил Красной армии, руководство которым осуществляло созданное Главное управление авиационного строительства 7 . Серьезные структурные преобразования НКВД СССР проводились в годы Великой Отечественной войны. С ее началом в целях повышения оперативности органов исполнительной власти в стране была значительно упрощена процедура принятия ими управленческих решений. Большое значение в повышении эффективности работы ведомств сыграло постановление СНК СССР от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Специфика деятельности органов НКВД в условиях военного времени потребовала концентрации имеющихся сил и средств на решении свойственных им задач и на фронте, и в тылу. В этих целях были приняты следующие меры: усиление централизации управления; участие в переориентации народного хозяйства на удовлетворение жизнедеятельности государства; организация охраны тыла действующей армии; привлечение личного состава войск и органов НКВД к ведению военных действий; организация разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага; создание оборонительных рубежей на пути продвижения противника; подготовка резервов для Красной армии.

Нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия был введен в состав Государственного Комитета Обороны, а в декабре 1942 г. включен в состав Оперативного бюро ГКО. Первая крупная реорганизация структуры НКВД СССР произошла в июле 1941 г. В целях слияния усилий органов государственной безопасности и внутренних дел указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. НКВД и НКГБ были объединены в Народный комиссариат внутренних дел СССР. Приказом наркома внутренних дел вводилась его новая структура с назначением руководителей управлений и отделов: Оперативно-чекистские управления и отделы : 1-е управление (разведывательное) — П. М. Фитин; 2-е управление (контрразведывательное) — П. В. Федотов; 3-е управление (секретно-политическое) — Н. Д. Горлинский; Управление особых отделов — В. С. Абакумов; Транспортное управление — Н. И. Синегубов; Экономическое управление — П. Я. Мешик; Следственная часть по особо важным делам — Л. Е. Влодзимирский; 1-й отдел (охрана правительства) — Н. С. Власик; 1-й спецотдел (учетно-статистический) — Л. Ф. Баштаков; 2-й спецотдел (оперативной техники) — Е. П. Лапшин; 3-й спецотдел (обыски, аресты, наружное наблюдение) — П. Н. Кубаткин; 4-й спецотдел (техническое бюро, высокочастотная связь) — В. А. Кравченко; 5-й спецотдел (шифры) — И. Г. Шевелёв; 6-й спецотдел (Гохран) — В. Н. Владимиров.

Административно-оперативные управления : Главное управление милиции — А. Г. Галкин; Главное управление пожарной охраны — П. М. Богданов; Главное управление местной противовоздушной обороны — В. В. Осокин; Управление государственных архивов — И. И. Никитинский; Тюремное управление — М. И. Никольский; Управление по делам о военнопленных и интернированных — П. К. Сопруненко; Управление коменданта Московского Кремля — Н. К. Спиридонов; Штаб истребительных батальонов НКВД СССР — Г. А. Петров. Войсковые управления и отделы: Главное управление пограничных войск НКВД СССР — Г. Г. Соколов; Главное управление внутренних войск НКВД СССР — А. Н. Аполлонов; Управление оперативных войск НКВД СССР — А. И. Ачкасов; Политуправление войск НКВД СССР — П. Н. Мироненко; Управление военного снабжения НКВД СССР — А. А. Вургафт; Военно-строительный отдел НКВД СССР — Я. М. Бородинский. Управления исправительно-трудовых лагерей: Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний — Б. Г. Наседкин; Главное управление авиационного строительства — Л. Б. Сафразьян; Главное управление лагерей железнодорожного строительства — Н. А. Френкель; Главное управление лагерей гидротехнического строительства — Я. Д. Рапопорт; Главное управление лагерей горно-металлургической и топливной промышленности — П. А. Захаров; Главное управление лагерей промышленного строительства — Г. М. Орлов; Управление лагерей лесной промышленности — М. М. Тимофеев; Управление лагерей по строительству Куйбышевских заводов — А. П. Лепилов; Главное управление по строительству Дальнего Севера — И. Ф. Никишов. Прочие управления и отделы: Главное управление шоссейных дорог — В. Т. Фёдоров; Хозяйственное управление НКВД СССР — Ю. Д. Сумбатов; Управление материально-технического снабжения НКВД СССР — В. А. Поддубко; Отдел кадров — Б. П. Обручников; Центральный финансово-плановый отдел — Л. И. Берензон; Отдел железнодорожных и водных перевозок — С. И. Зикеев; Мобилизационный отдел — И. С. Шередега 8 . Непосредственное руководство работой управлений и отделов НКВД СССР было возложено на заместителей наркома внутренних дел СССР: С. Н. Круглова, В. С. Абакумова, И. А. Серова, Б. З. Кобулова, В. В. Чернышёва, И. И. Масленникова, А. П. Завенягина, Л. Б. Сафразьяна и Б. П. Обручникова.

Создание единого аппарата, обеспечивающего централизованное руководство деятельностью органов государственной безопасности и внутренних дел, позволило в первые месяцы войны направить основные усилия на решение важнейшей задачи — борьбу с разведкой противника, диверсионными и террористическими группами, а также с дезертирами и распространителями провокационных слухов. Объединение наркоматов способствовало установлению более тесных связей между территориальными органами внутренних дел и особыми отделами, что позволило выработать единую систему организации контрразведывательных мероприятий, своевременно обобщать данные о противнике и направлять удары на наиболее уязвимые места вражеской разведки. Неблагоприятное для Красной армии развитие оперативно-стратегической обстановки на советско-германском фронте требовало от руководства страны принятия чрезвычайных мер, в том числе по созданию государственных рубежей обороны в глубоком тылу, в связи с чем производилась перестройка структуры некоторых наркоматов.

В августе — декабре 1941 г., в связи с постановкой НКВД новых задач, организация его центрального аппарата претерпела ряд изменений. Так, для руководства возложенным на НКВД строительством оборонительных сооружений 23 августа 1941 г. было сформировано Главное управление оборонительных работ НКВД СССР. На каждом из фронтов были созданы управления оборонительных работ, включавшие несколько полевых строительств. Выполнив значительный объем работ, 15 октября 1941 г. они были переданы в состав Наркомата обороны. Необходимость принятия превентивных мер, направленных на предотвращение пособничества противнику со стороны советских немцев, привела к созданию 28 августа 1941 г. Отдела спецпереселений НКВД СССР, на который были возложены вопросы перемещения, размещения, бытового и трудового устройства соответствующих категорий населения .

В связи с тем что на наркома внутренних дел Л. П. Берию в Государственном Комитете Обороны была возложена ответственность за производство вооружения и боеприпасов, в структуре НКВД 5 сентября 1941 г. был образован 7-й спецотдел (по оперативно-чекистскому обслуживанию производства минометного вооружения) 10 . Ухудшение криминальной обстановки в стране повлекло выделение 30 сентября 1941 г. из состава Главного управления милиции самостоятельного Отдела по борьбе с бандитизмом. Следует отметить, что в период 1941–1943 гг. Народный комиссариат внутренних дел стал одним из важнейших элементов системы государственного и военного управления страной. Объединившись с НКГБ и приняв на себя его функции, он стал выполнять задачи, далеко выходящие за рамки обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка, параллельно решая ряд экономических вопросов.

Коренной перелом в ходе войны позволил руководству страны начать переход от чрезвычайных методов управления к плановым. Предельная централизация управления в сфере государственной безопасности стала входить в противоречие со складывающейся обстановкой. В таких условиях необходимо было более рационально использовать имеющиеся ресурсы, правильно организуя деятельность органов государственной власти. Постановлением ЦК ВКП(б) от 14 апреля 1943 г. путем выделения оперативно-чекистских управлений и отделов был вновь сформирован самостоятельный Наркомат государственной безопасности СССР 11 . Народным комиссаром государственной безопасности был назначен В. Н. Меркулов. Постановлением СНК СССР от 18 апреля 1943 г. органы военной контрразведки были переданы в состав наркоматов обороны и Военно-морского флота, где в соответствии с постановлением ГКО от 21 апреля 1943 г. « Об утверждении Положения о Главном управлении контрразведки НКО (Смерш) и его органах на местах» были сформированы Главное управление контрразведки (ГУКР) Смерш НКО СССР и Управление контрразведки (УКР) Смерш НК ВМФ 12 . Для войск и органов НКВД оперативно-чекистское обслуживание сохранялось в самом наркомате. Приказом НКВД от 15 мая 1943 г. на базе 6-го отдела бывшего Управления особых отделов был образован Отдел контрразведки НКВД СССР Смерш.

После проведенных в апреле — мае 1943 г. преобразований центральный аппарат НКВД СССР включал: административно-оперативные управления и отделы: Главное управление милиции, Главное управление пожарной охраны, Главное управление местной противовоздушной обороны, Управление государственных архивов, Тюремное управление, Управление по делам о военнопленных и интернированных, Штаб истребительных батальонов, Отдел по борьбе с бандитизмом, Отдел правительственной ВЧ-связи, Отдел контрразведки НКВД СССР Смерш; войсковые управления и отделы: Главное управление пограничных войск НКВД СССР, Главное управление внутренних войск НКВД СССР, Управление войск НКВД СССР по охране железных дорог, Управление войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, Управление конвойных войск НКВД СССР, Управление военного снабжения НКВД СССР, Отдел военно-учебных заведений войск НКВД СССР; управления исправительно-трудовых лагерей: Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний, Главное управление аэродромного строительства, Главное управление лагерей железнодорожного строительства, Главное управление лагерей горно-металлургической и топливной промышленности, Главное управление лагерей промышленного строительства, Управление лагерей особого строительства, Управление лагерей лесной промышленности, Главное управление по строительству Дальнего Севера; прочие управления и отделы: Главное управление шоссейных дорог, Хозяйственное управление НКВД СССР, Управление материально-технического снабжения НКВД СССР, Отдел кадров, Центральный финансовый отдел, Плановый отдел, Отдел железнодорожных и водных перевозок, Автотранспортный сектор. На заключительном этапе войны совершенствование структуры НКВД в основном шло по пути создания управлений и отделов, предназначенных для руководства какимлибо одним направлением деятельности. Следует особо отметить значительное увеличение численности административно-оперативных управлений и отделов, а также структурных подразделений, руководивших деятельностью исправительно-трудовых лагерей. Все это было непосредственно связано с необходимостью нормализации жизни в стране, а также все более увеличивающейся хозяйственной деятельностью ведомства. Специфическим элементом военной организации Советского Союза были войска НКВД, основной функцией которых являлось обеспечение внутренней безопасности страны.

Строительство войск НКВД имело свои особенности. Для управления войсками НКВД в феврале 1939 г. была введена должность заместителя народного комиссара внутренних дел СССР по войскам, на которую назначен комбриг (в последующем — генерал армии) И. И. Масленников. Реорганизация органов управления войсками НКВД последовала после разделения единого Наркомата внутренних дел на НКВД и НКГБ в феврале 1941 г. Была установлена новая структура войсковых управлений НКВД СССР, в состав которой вошли: Главное управление пограничных войск (ГУПВ) НКВД СССР, Главное управление войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, Управление оперативных войск (УОВ) НКВД СССР, Управление конвойных войск (УКВ) НКВД СССР, Управление агитации и пропаганды войск НКВД СССР, Управление военного снабжения (УВС) НКВД СССР, Военно-строительный отдел (ВСО) НКВД СССР 13 . Начальный период войны оказал существенное влияние на изменение органов управления войсками НКВД. Включение в ходе военных действий соединений и частей пограничных, оперативных, конвойных войск, войск по охране железнодорожных сооружений и особо важных объектов промышленности, находившихся в западных районах страны, в состав действующей армии привело к тому, что руководство Наркомата внутренних дел неоднократно обсуждало вопрос о создании объединенного командования всеми видами войск НКВД. Переформирование Главного управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности было осуществлено 13 августа 1941 г. 14 , а спустя две недели, 26 августа, расформировано Управление конвойных войск .

Вместо упраздненных войсковых управлений создавалось Главное управление внутренних войск (ГУВВ) НКВД СССР, в состав которого входили отделы, руководившие службой конвойных войск и войск по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Общая численность ГУВВ НКВД СССР составляла 260 штатных единиц. Анализ летне-осенней кампании 1941 г. показал, что одной из проблем на транспорте являлась охрана железнодорожных магистралей. Постановлением ГКО от 14 декабря 1941 г. «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» 16 на войска НКВД, выполнявшие задачу охраны железнодорожных сооружений, было дополнительно возложено обеспечение охраны особо важных (номенклатурных) грузов, а также пристанционных железнодорожных объектов. Войска НКВД по охране железнодорожных сооружений были переименованы в войска НКВД СССР по охране железных дорог . Успешное контрнаступление войск Красной армии под Москвой и переход в общее наступление потребовали преобразований в организационном строительстве войск НКВД.

В связи с их возросшими задачами в начале 1942 г. руководством наркомата было признано целесообразным возвратиться к ранее существовавшей форме организации органов управления войсками, но сделать это на новой основе, с учетом приобретенного опыта и навыков руководства. 19 января 1942 г. Главное управление внутренних войск НКВД было расформировано и вместо него создано три самостоятельных управления: Управление войск НКВД СССР по охране железных дорог, Управление войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и Управление конвойных войск НКВД СССР 18 . Возложение на оперативные войска НКВД задач по несению гарнизонной службы в населенных пунктах, освобожденных Красной армией от противника, оказанию помощи органам НКВД в изъятии вражеской агентуры и антисоветских элементов, а также необходимость единого руководства соединениями и частями войск, находящихся в подчинении начальников охраны тыла фронтов, привели к созданию в январе 1942 г. Управления внутренних войск НКВД СССР.

В течение 1942 г. организационная структура войск НКВД корректировалась, адаптируясь к изменениям обстановки на советско-германском фронте и в тылу. В результате проведенных реорганизаций к началу 1943 г. руководство войсками НКВД осуществляли: Главное управление пограничных войск НКВД СССР, Главное управление внутренних войск НКВД СССР, Управление войск НКВД СССР по охране железных дорог, Управление войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, Управление конвойных войск НКВД СССР, Управление военного снабжения НКВД СССР. В конце 1942 г. войска НКВД СССР пополнились новыми специальными формированиями, деятельность которых была связана с борьбой против действий противника в радиоэфире. Государственный Комитет Обороны, рассмотрев предложения наркома внутренних дел Л. П. Берии, 16 декабря 1942 г. принял постановление «Об организации в Красной армии специальной службы по забивке немецких радиостанций, действующих на поле боя».

В соответствии с ним из состава Главного разведывательного управления Генштаба Красной армии в состав внутренних войск НКВД было передано восемь дивизионов специальной службы 19 . Одновременно с этим ГКО расширил задачи войск НКВД СССР в области обеспечения правительственной высокочастотной связи. В соответствии с постановлением от 30 января 1943 г. «Об обеспечении бесперебойной связи Ставки Верховного главнокомандования со штабами фронтов и армий» 20 на Главное управление внутренних войск НКВД СССР возлагались строительство, восстановление, эксплуатация и охрана линий правительственной ВЧ-связи от Ставки ВГК до штабов фронтов и армий. Принятые от Главного управления связи Красной армии подразделения были подчинены созданному Управлению войск правительственной связи НКВД СССР 21 . Завоевание Вооруженными силами СССР стратегической инициативы, развертывание активных наступательных действий и стремительное продвижение советских войск на запад потребовали усиления войск НКВД по охране тыла действующей армии, а также совершенствования руководства ими. С этой целью было создано Главное управление войск НКВД СССР по охране тыла действующей Красной армии с подчинением ему всех управлений охраны тыла фронтов и входивших в их состав воинских частей . Структура органов управления войсками НКВД, сложившаяся к середине 1943 г., практически без изменений просуществовала до конца Великой Отечественной войны. Таким образом, совершенствование органов управления войсками НКВД накануне и в годы войны шло по пути постоянного поиска наиболее оптимальной формы, которая позволяла качественно осуществлять руководство войсками в постоянно изменяющейся обстановке. Именно это обстоятельство стало причиной столь многочисленных реорганизаций органов управления. В своем большинстве они были инициированы народным комиссаром внутренних дел или его заместителем по войскам, так как касались внутренней структуры самого ведомства.

Однако в ряде случаев, особенно когда ставился вопрос о возложении на войска новых задач или создании новых войсковых структур, реорганизации осуществлялись на основании постановлений Государственного Комитета Обороны. Войска НКВД в годы Великой Отечественной войны прошли сложный путь реорганизаций, связанных прежде всего с увеличением объема выполняемых задач. В сложнейших военных условиях к 1943 г. руководством Наркомата внутренних дел СССР была найдена оптимальная форма системы управления войсками, которая позволяла осуществлять одновременное руководство разными видами войск НКВД и оказывать влияние на выполнение поставленных служебно-боевых задач. В годы войны можно выделить следующие основные направления деятельности Народного комиссариата внутренних дел: обеспечение государственной безопасности (в период 1941–1943 гг.), правоохранительная, экономическая, административная деятельности. Вопросы обеспечения государственной безопасности, ведения разведывательной и контрразведывательной работы занимали значительное место в деятельности НКВД в период 1941–1943 гг. При этом особое внимание было уделено вопросам безопасности предприятий оборонной промышленности и транспортных коммуникаций .

Одной из важнейших задач, особенно в первые месяцы войны, являлось обеспечение безопасности и общественного порядка в ходе выполнения мероприятий по эвакуации населения, производственных мощностей, государственного и общественного имущества в тыловые районы. В состав Совета по эвакуации постановлением ГКО от 16 июля 1941 г. от НКВД СССР был введен В. С. Абакумов . Основная задача экономических отделов, созданных в составе НКВД — УНКВД, заключалась в «пресечении всяких попыток антисоветских элементов путем вредительства, диверсии, саботажа нарушить нормальную работу предприятий оборонной промышленности и связи и выявлении шпионов иностранных разведок» . Кроме того, экономические отделы должны были своевременно выявлять неполадки в работе предприятий, срывающих выполнение правительственных заданий по обеспечению Красной армии оборонной продукцией, и через ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы ВКП(б) на месте принимать меры к устранению этих неполадок. На них возлагались также обязанности оперативного руководства военизированной и вахтерской охраной предприятий оборонной промышленности. Значительную роль органы НКВД, а именно особые отделы, сыграли в борьбе с дезертирством из Красной армии.

В постановлении ГКО от 17 июля 1941 г. «О преобразовании органов 3-го управления в особые отделы» отмечалось, что главной задачей особых отделов на период войны являлись «решительная борьба со шпионажем и предательством в частях Красной армии и ликвидация дезертирства непосредственно в прифронтовой полосе» 25 . В отношении дезертиров особым отделам давалось право их ареста, а в необходимых случаях — расстрела на месте. Особым отделам придавались войсковые подразделения НКВД: в дивизиях и корпусах — отдельные стрелковые взводы, в армиях — отдельные стрелковые роты, во фронтах — отдельные стрелковые батальоны, сформированные на основании постановления 26 . Одновременно с особыми отделами работу по борьбе с дезертирством проводили и территориальные органы НКВД. Уже 24 июня 1941 г. вышла в свет директива НКВД «О наведении порядка на вокзалах, проверке документов в поездах и на станциях, задержании подозрительных и бездокументных на железных дорогах», положившая начало борьбе с дезертирством. В течение июля — ноября 1941 г. НКВД СССР подготовило по этому вопросу еще ряд директив. В связи с увеличением числа дезертиров в тыловых районах страны директивой НКВД от 6 декабря 1941 г. № 283 в крупных населенных пунктах рекомендовалось организовать заслоны, дозоры и патрулирование, используя для этой цели органы милиции и истребительные батальоны . В результате принятых мер органами НКВД в тыловых районах и прифронтовой полосе за период с начала войны по 20 декабря 1941 г. были задержаны по подозрению в дезертирстве 638 112 человек, из них арестованы — 82 865 человек и переданы в военкоматы и войсковые части — 555 247 человек . Как уже отмечалось, на основании постановления Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24 июня 1941 г. «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» на органы НКВД была возложена задача по организации борьбы с парашютными десантами противника.

В соответствии с постановлением повсеместно началось создание истребительных батальонов — добровольных формирований, сыгравших большую роль в борьбе с немецкими парашютистами, забрасываемыми в тыл для шпионско-диверсионной деятельности . Приказом наркома при городских, районных и уездных органах НКВД СССР под руководством оперативных работников НКВД (преимущественно из пограничных и внутренних войск) или начальников отделений милиции создавались истребительные батальоны численностью 100–200 человек. Этим же приказом для обеспечения своевременной и успешной борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в НКВД СССР был создан штаб, а в наркоматах и управлениях внутренних дел Карело-Финской, Украинской, Белорусской, Эстонской, Латвийской, Литовской и Молдавской ССР, Крымской АССР, Ленинградской, Мурманской, Калининской, Ростовской областей, Краснодарского края

и западной части Грузинской ССР организованы оперативные группы, которые получили задачу в 24 часа организовать при городских, районных, уездных отделах (отделениях) НКВД истребительные батальоны численностью в 100–200 человек. Начальником Штаба НКВД СССР был назначен генерал-майор Г. А. Петров (начальник Оперативно-разведывательного управления ГУПВ НКВД), его заместителями — ответственные работники наркомата и войск. В принятом 9 июля 1941 г. постановлении ГКО «О мероприятиях по борьбе с десантами и диверсантами противника в Москве и прилегающих районах» говорилось, что кроме основной задачи по уничтожению десантов и диверсантов противника на истребительные батальоны города и пригородных районов возложить: «а) борьбу с возможными контрреволюционными выступлениями; б) организацию патрульной службы и оказания содействия органам милиции в поддержании общественного порядка во время воздушной тревоги; в) установление тщательного наблюдения в районах возможной высадки десантов и диверсантов противника» . Всего в соответствии с этим постановлением создавалось 35 истребительных батальонов по 500 человек каждый. Истребительные батальоны, возглавляемые командирами, выделенными из внутренних и пограничных войск, органов НКВД и милиции, стали одной из массовых организационных форм участия советских людей в вооруженной борьбе с врагом. В течение месяца число сформированных истребительных батальонов достигло 1755, в них насчитывалось 328 тыс. человек . Задачами истребительных батальонов являлись: охрана важных народно-хозяйственных объектов в тылу советских войск, борьба с разведывательно-диверсионными группами и воздушными десантами противника . Кроме того, более 300 тыс. человек состояли в группах содействия истребительным батальонам , задачей которых являлось информирование командования истребительных батальонов обо всех случаях появления десантов и диверсантов противника в районе действия истребительного батальона .

О том, какое значение придавалась проблеме укрепления порядка и борьбы с преступностью в годы войны, свидетельствует тот факт, что Государственным Комитетом Обороны было принято около 20 постановлений и распоряжений по различным вопросам деятельности милиции, укреплению ее кадрами, криминалистической техникой и прочее. Военная обстановка поставила перед Главным управлением милиции ряд задач, связанных непосредственно с обороной страны, содействием фронту и укреплением тыла. Основной задачей милиции оставались охрана общественного порядка и борьба с преступностью, чем обеспечивался прочный тыл. С началом войны криминогенная обстановка осложнилась, наблюдался рост преступности, особую тревогу вызывало увеличение числа тяжких преступлений. Одной из причин создавшегося положения было ухудшение качественного состава кадров вследствие того, что почти 25% личного состава милиции убыло на фронт. 6 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения.

Основываясь на его требованиях, милиция повела борьбу с паникерами, провокаторами и другими дезорганизаторами тыла и нарушителями общественного порядка. Значительную роль правоохранительные органы сыграли в поддержании общественного порядка в городах, находившихся на осадном положении. Так, в соответствии с «Планом мероприятий по очистке города Москвы и Московской области от антисоветского и социально-опасного элемента», утвержденным НКВД СССР 14 ноября 1941 г., районные отделы милиции проводили учет всех неблагонадежных категорий населения, а также лиц немецкой, финской, итальянской, румынской и венгерской национальностей. При проявлении антисоветских действий они немедленно арестовывались. В местах вероятной концентрации подозрительного элемента (вокзалы, пивные, рестораны, погрузочно-разгрузочные воинские пункты, вокруг оборонных предприятий и прочее) необходимо было до 20 ноября 1941 г. произвести дополнительные вербовки агентурно-осведомительной сети, а лиц, незаконно хранящих оружие, привлекать к уголовной ответственности по законам военного времени. Для проведения мероприятий привлекались участковые инспекторы, дворники и домовые комитеты. Для ускорения следствия организовывалась следственная группа под руководством

начальника УНКВД Московской области 36 . В связи с эвакуацией руководящих государственных органов в Куйбышев там также была осуществлена очистка города от сомнительных элементов с высылкой их в Алтайский край 37 . В освобожденных от оккупантов населенных пунктах органы милиции принимали активное участие в выявлении и разоблачении пособников оккупантов. При этом милиционеры действовали не только в составе оперативных групп региональных УНКВД, но и автономно. Значительное место в охране общественного порядка в годы войны сыграли транспортные органы милиции. К началу войны в состав НКВД СССР входила железнодорожная милиция, осуществлявшая охрану общественного порядка на железнодорожном транспорте и на станциях. Для охраны общественного порядка, борьбы с уголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте в июне 1942 г. были организованы линейные отделы, отделения, оперативные пункты и посты водной милиции речных бассейнов в границах существующих пароходств.

На них возлагались задачи: охрана общественного порядка на водном транспорте; наблюдение за выполнением правил поддержания общественного порядка и привлечения к ответственности лиц, нарушающих эти правила; борьба с расхищением социалистической собственности и спекуляцией; борьба с грабежами, кражами, хулиганством и другими уголовными преступлениями; изъятие беспризорных и безнадзорных детей; осуществление паспортного режима на водном транспорте; ведение следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции милиции 38 . В июле 1942 г. была организована милиция морских бассейнов и портов с теми же задачами, что и у речной милиции 39 . Руководство органами транспортной милиции осуществляло Главное управление милиции НКВД, в составе которого было образовано Управление транспортной милиции ГУМ НКВД СССР 40 . Органы внутренних дел принимали активное участие в оказании помощи детям, оставшимся без родителей. Для решения этой проблемы был образован Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью 41 . Согласно приказу наркома трудовые колонии для несовершеннолетних и детские приемники-распределители из УИТЛК — ОИТЛК ГУЛАГа НКВД СССР передавались в отделы (отделения) НКВД — УНКВД. Сотрудники занимались выявлением безнадзорных и беспризорных детей и помещали их в детские дома, приемники-распределители. Расширялась сеть детских комнат при милиции.

В 1943 г. в стране было 745 детских комнат, а к концу войны их насчитывалось более тысячи. В 1942–1943 гг. милицией с помощью общественности были задержаны около 300 тыс. беспризорных подростков, большинство из которых впоследствии трудоустроены. Многих из них взяли на воспитание граждане. Значительное место в деятельности НКВД в годы войны уделялось выполнению экономических задач. ГУЛАГ с первых же дней войны организовал на своих предприятиях выполнение заказов для нужд фронта, перестроив производство всех промышленных колоний на выпуск боеприпасов, спецукупорки, обмундирования и другой военной продукции. 18 февраля 1942 г. в составе ГУЛАГа был создан специальный отдел военной продукции, на который возлагалось организационное и оперативно-техническое руководство всеми предприятиями НКВД, вырабатывающими боеприпасы и спецукупорку. Кроме того, ГУЛАГ обеспечивал рабочей силой важнейшие стройки: строительство авиационных заводов в Куйбышеве, металлургических комбинатов в Нижнем Тагиле, Челябинске, Актюбинске, в Закавказье, Норильского и Джидинского комбинатов, Богословского алюминиевого завода, нефтеперегонного завода в Куйбышеве и другие.

Среди заключенных начали активно выявляться специалисты и квалифицированные рабочие для передачи их в оборонную промышленность. В годы войны ГУЛАГ обеспечивал рабочей силой более 600 предприятий других наркоматов, в то время как до войны заключенных предоставляли только 350 предприятиям. Для обслуживания наиболее важных оборонных предприятий ГУЛАГ организовал 380 спецколоний, в которых в условиях соответствующего режима и охраны содержались 225 тыс. заключенных. Они участвовали в производстве танков, самолетов, боеприпасов, вооружения и прочего. Деятельность исправительно-трудовых учреждений, а также положение осужденных регулировались ведомственной инструкцией «О режиме содержания и охране заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время», изданной в феврале 1942 г.

Сложность стратегической обстановки на советско-германской фронте в первые дни войны потребовала перераспределения сил и средств наркомата. В соответствии с приказом НКВД СССР от 28 июня 1941 г. «О прекращении работ по строительству НКВД в связи с началом войны» с 1 июля 1941 г. приостанавливались работы по строительству 41 предприятия. В перечень строек, подлежащих консервации, попали пять сульфитно-спиртовых и гидролизных заводов, расположенных преимущественно в европейской части СССР . В течение 1942 г. предприятия, подчиненные управлениям исправительно-трудовых лагерей и колоний краевых и областных управлений НКВД СССР, выполнили план на 128,6%. Из 50 управлений и отделов исправительно-трудовых лагерей и колоний 31 значительно перевыполнило план .

«Номерное» строительство в системе ГУЛАГа осуществляло Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой). Его капиталовложения составляли в 1941 г. 3,5% от общего объема капитальных затрат по СССР, при этом вся сумма вложений приходилась на строительство только военно-промышленных предприятий. Еще в 1940 г. начались работы по сооружению трех авиационных заводов в районе Куйбышева, а приказом НКВД от 19 марта 1941 г. в Главпромстрой было передано строительство сульфитно-спиртовых и гидролизных заводов. С началом войны на Главпромстрой было возложено строительство военных заводов. В соответствии с постановлением ГКО от 26 июля 1941 г. «О частичном изменении и дополнении постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 6 июня 1941 г. № 1510–621» приказом наркома на Главпромстрой было возложено строительство пороховых заводов в районе Соликамска мощностью 8 тыс. тонн пороха и 15 тыс. тонн коллоксилина в год с вводом в действие к 1 июля 1942 г. 44 Особое внимание советское руководство уделяло производству оружия. В соответствии с постановлением ГКО от 23 ноября 1941 г. «О плане производства 45-мм противотанковых пушек и 76-мм дивизионных пушек на декабрь 1941 г., январь и февраль 1942 г.» на Главпромстрой было возложено строительство завода № 8 Наркомата вооружения в Свердловске 45 . Для наращивания производственных мощностей распоряжением НКВД СССР от 30 декабря 1941 г. Главпромстрой принял от расформированного Главного управления лагерей гидротехнического строительства (Главгидростроя) и его Московского и Ленинградского проектных управлений все принадлежащие им материально-имущественные ценности .

В составе Главпромстроя было сформировано Проектно-изыскательское управление гидротехнических работ, куда и передано все имущество Главгидростроя 47 . Одними из главных строительных объектов Главпромстроя были Тагильский и Бакальский металлургические комбинаты. Для обеспечения снабжения их строительств в составе Главпромстроя было организовано Московское отделение строек черной металлургии 48 . К 1943 г. на стройках ГУЛАГа стала ощущаться нехватка элементов монтажного оборудования и строительных материалов.

Поэтому на Тагилстрое, Челябметаллургстрое, Базстрое, Актюбстрое и Соликамстрое параллельно с организациями Наркомстроя для выполнения 30–40% всей программы специальных строительно-монтажных работ были организованы специализированные конторы по изготовлению металлоконструкций, производству механического и электромонтажа, огнеупорной кладке и прочему 49 . В дальнейшем при Главпромстрое была создана Главная монтажная контора, включающая специализированные местные конторы. Для обеспечения собственных строек стеклом в декабре 1943 г. в Главпромстрое было организовано стекольное производство 50 . К 1943 г. хозяйство Главпромстроя сильно расширилось. В соответствии с народнохозяйственным планом на 1943 г. были возобновлены проектно-изыскательские работы по гидростанциям Центра и Европейского Севера, которые возложены на Проектно-изыскательское управление гидротехнических работ Главпромстроя 51 . К концу войны Главпромстрой организовал еще ряд крупных строительств.

Так, было начато строительство Закавказского металлургического завода, рудника и железной дороги. С освобождением Прибалтики от противника на Главпромстрой легла задача по восстановлению и строительству военно-морских баз и береговой обороны Балтийского флота 52 . Для этого было создано Управление строительства военно-морских баз Таллинского и Рижского морских оборонительных районов НКВД СССР (г. Таллин). На базе Управления Химкинского строительства Главпромстроя было образовано Управление специального строительства (Спецстрой НКВД) 53 . В ходе войны важнейшее значение приобрели транспортные коммуникации. Успех многих военных операций зависел от мобильности войск, которая в свою очередь была связана с развитостью сети дорог. Как ранее отмечалось, главным органом по строительству и эксплуатации шоссейных дорог в Советском Союзе было Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР) НКВД СССР, образованное в 1935 г. С началом войны в целях обеспечения бесперебойного движения по стратегически важным дорогам практиковалось назначение на них уполномоченных ГУШОСДОРа. Неблагоприятное развитие стратегической обстановки на советско-германском фронте летом 1941 г. потребовало внесения корректив в данную структуру.

В соответствии с постановлением ГКО от 15 сентября 1941 г. «Об организации в системе ГУШОСДОР НКВД СССР военно-дорожных управлений и отрядов» приказом НКВД от 21 сентября 1941 г. в составе главка были созданы Управление военно-дорожных работ и Управление строительства и содержания дорог глубокого тыла 54 . Наиболее квалифицированные инженерно-технические кадры, большая часть автомашин, тракторов и дорожных механизмов были сосредоточены в Управлении военно-дорожных работ. Управление по заданиям Главного управления тыла Красной армии не только строило, но и эксплуатировало дороги, расположенные как в прифронтовой полосе, так и идущие в глубь страны и служащие путями подвоза (Рязань — Куйбышев, Горький — Казань). В тылу действующей армии работали полевые военно-дорожные органы ГУШОСДОРа: управления уполномоченных в армейском тылу, батальоны, головные дорожные отряды, головные дорожные базы и местные базы.

Во исполнение постановления ГКО от 8 мая 1942 г. «Об организации Главного управления автотранспортной и дорожной службы Красной армии» Управление военно-дорожных работ было передано из ГУШОСДОРа в Главное управление автотранспортной и дорожной службы. При этом сами дороги остались на балансе НКВД. Всего передавались 34 дороги протяженностью 2187 км 55 . С освобождением западных областей СССР в составе ГУШОСДОРа были восстановлены управления шоссейных дорог НКВД Украинской и Белорусской ССР 56 , весной 1944 г. — управления шоссейных дорог НКВД Эстонской, Молдавской, Латвийской и Литовской ССР и Ленинградской области. Одновременно с этим началось и восстановление дорог на бывшей оккупированной территории. В постановлении ГКО от 25 апреля 1944 г. «О мероприятиях по восстановлению шоссейных дорог и организации эксплуатационной службы на территории, освобожденной от противника» 57 и одноименном приказе НКВД СССР от 12 мая 1944 г. № 090 указывалось, что неотложные работы по восстановлению разрушенных участков союзных шоссейных дорог в 1944 г. необходимо проводить по упрощенным техническим условиям. Часть инженерно-технических работников Управления тыла Красной армии и 2000 автомашин передавались обратно в ГУШОСДОР. Одновременно с этим в срок до 1 июня 1944 г. в его состав передавалось 10 рабочих колонн (10 тыс. человек) из числа непригодных к службе в армии, но годных к физическому труду с увеличением должностных окладов специалистам.

При этом разрешалось собирать все необходимое трофейное имущество, мобилизовывать местное население и неиспользуемые машины сроком на три месяца, а также использовать притрассовые карьеры других организаций. К концу войны центральный аппарат ГУШОСДОР НКВД СССР включал отделы: строительства дорог центра, строительства дорог юга, строительства дорог востока, строительства мостов, гражданского строительства, автотранспортный, финансовый, кадров, железнодорожных перевозок, административно-хозяйственный 58 .

Особый вклад в производство военной техники внес 4-й спецотдел НКВД СССР, образованный перед войной. Внимание к его деятельности было обусловлено тем, что многие известные советские ученые и конструкторы работали в так называемых «шарашках» — конструкторских и технических бюро и лабораториях, созданных под его руководством. Для проведения научно-технических работ в НКВД, в том числе с использованием труда заключенных, в 1938 г. был создан Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР (с сентября 1938 г. — 4-й спецотдел НКВД, с 9 января 1939 по 31 июля 1941 г. — Особое техническое бюро НКВД, затем снова 4-й спецотдел НКВД) . В соответствии с положением, принятым летом 1939 г., отдел состоял из групп и отделений (артиллерийское и судостроительное отделения находились в Ленинграде), отвечающих за разработку отдельных видов продукции оборонного назначения для авиации, флота, артиллерии, связи и прочее. С началом войны опытные производства 4-го спецотдела были эвакуированы в тыловые районы страны. В октябре 1941 г. Московскую радиолабораторию эвакуировали в Свердловск, Ленинградскую — в Чкалов.

Кроме того, артиллерийское и судостроительное отделения были эвакуированы соответственно в Молотов и Зеленодольск (Татарская АССР). Спецотдел выполнял задания оперативно-чекистских органов в интересах государственной безопасности. Так, на основании циркуляра НКВД СССР от 21 ноября 1942 г. № 517 в 4-й спецотдел направляли все отобранные у вражеских агентов документы на предмет их исследования. В целях улучшения контрразведывательной службы НКВД СССР 4-му спецотделу было поручено изготовить 25 коротковолновых радиоприемников слежения и пять радиопередатчиков мощностью 500 ватт, а также обеспечить профилактический осмотр и текущий ремонт пеленгаторных пунктов и аппаратуры слежения 60 . В целях развития работ в ряде областей специальной техники в 1943 г. в составе 4-го спецотдела была создана лаборатория специальной техники, которая использовала импортную аппаратуру, а в марте 1944 г. — спецгруппа по подъему затонувших судов .

Для этой спецгруппы основными заданиями являлись: составление проектов подъема затонувших судов; техническое руководство и непосредственное участие совместно с аварийно-спасательной службой флота в реализации составленных группой проектов и рабочих планов подъема; составление технических отчетов по реализованным проектам; разработка отдельных теоретических вопросов судоподъема и оказание технической помощи отряду аварийноспасательной службы флота в проводимых судоподъемных работах. Спецгруппа работала по плану, утверждаемому ГКО и НК ВМФ.

Разрабатывалась новая техника и для авиации. В 1944 г. в Особом конструкторском бюро завода № 16 были спроектированы, изготовлены и испытаны особо мощные авиамоторы МБ-100, МБ-102 и реактивный РД-1 62 . Для совершенствования охраны государственной границы летом 1944 г. была разработана и произведена опытная партия специальной аппаратуры связи и сигнализации. В результате успешного внедрения технических разработок в военное производство заключенные, участвующие в проекте, как правило, получали освобождение.

Одновременно с охраной и трудовым использованием осужденных с первых же дней войны на НКВД была возложена охрана и трудовое использование военнопленных, которые относились к ведению Управления НКВД СССР по делам о военнопленных и интернированных (УПВИ НКВД СССР). В соответствии с «Положением об Управлении НКВД СССР по делам о военнопленных и интернированных» на него возлагались организация и руководство деятельностью сети приемных пунктов и лагерей для военнопленных, интернированных и бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и в окружении противника. В управление входили: политинструкторская группа, отвечающая за агитационно-пропагандистскую работу, отделы режима и охраны, учетно-распределительный, хозяйственный, санитарный и организационно-производственный 63 . По данным на 25 февраля 1943 г. в СССР находились 256 918 военнопленных, из которых 199 090 человек были работоспособными, а 57 828 — больными и ранеными.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины» была введена ссылка на каторжные работы, что явилось одной из экстраординарных мер наказания военного времени и первых послевоенных лет. Каторжные работы предусматривались второй статьей указа только для пособников гитлеровским военным преступникам, уличенных в совершении расправ и насилия над гражданским населением и пленными красноармейцами, на срок от 15 до 20 лет. К концу 1944 г. в состав ГУЛАГа входили пять каторжных лагерей, в которых содержались около 6 тыс. человек. На 1 апреля 1945 г. в ИТЛ НКВД СССР отбывали наказание 15 586 изменников Родины, осужденных к каторжным работам, в том числе 1113 женщин. Заключенными всех мест лишения свободы, спецпереселенцами и военнопленными к концу 1944 г. было выполнено до 15% всех строительных работ по СССР, в том числе построены 842 аэродрома, авиазавод в Куйбышеве, проложено 3573 км железных и около 5 тыс. км шоссейных дорог, а также 1058 км нефтепроводов. Кроме того, ими было добыто почти 315 тонн золота, 14 398 тонн олова, 8924 тыс. тонн угля, 407 тыс. тонн нефти и произведено около 30 200 тыс. мин. Большой объем работы был возложен на управления и отделы НКВД СССР, занимавшиеся административно-оперативной деятельностью, в частности на Главное управление пожарной охраны (ГУПО). Проблема борьбы с пожарами с первых дней войны приобрела особую актуальность, поскольку подавляющее большинство жилищного фонда страны было деревянными противник стал активно использовать зажигательное оружие.

О важности данного направления деятельности НКВД свидетельствует то, что одно из первых постановлений ГКО было посвящено увеличению выпуска противопожарного оборудования 65 . Постановление ГКО от 2 июля 1941 г. «Об усилении противопожарной обороны Москвы и ближайших к ней городов Московской области» предписывало НКВД усилить противопожарную службу в Москве (с 43 до 60 команд и с 60 до 70 караулов) и перевести на военизированное положение пожарную охрану 11 городов Московской области 66 . В соответствии с приказом НКВД все противопожарные силы и средства (надзора, охраны, тушения, МПВО, действующие на общественных началах) в Москве были сосредоточены в Управлении противопожарной охраны города 67 . В связи с угрозой воздушных налетов на тыловые районы страны в соответствии с постановлениями ГКО от 10 июня 1943 г. «Об усилении местной противовоздушной обороны города Горького» и от 16 июня 1943 г. «О местной противовоздушной обороне» на военизированное положение переводилась пожарная охрана 33 крупных городов СССР с общей штатной численностью 13 850 человек .

Спустя четыре месяца в соответствии с постановлением ГКО от 16 ноября 1943 г. «О восстановлении химических предприятий Донбасса» устанавливалась военизированная пожарная охрана для предприятий Наркомата химической промышленности 69 . Значительное внимание со стороны НКВД уделялось организации надежной и бесперебойной связи. Правительственная высокочастотная связь устанавливалась только с личной санкции наркома внутренних дел 70 . Перед войной отдел ВЧ-связи НКВД имел 152 станции связи, в основном в республиканских и областных центрах страны. Эти станции обслуживали всего 729 абонентов. При этом в ведении отдела ВЧ-связи находились только станции, а проводами ведало Министерство связи СССР, что отрицательно отражалось на качестве обслуживания абонентов. Из-за затруднений связи с фронтами была организована ВЧ-связь оперативных направлений: Москва — Вологда — Ленинград; Москва — Вологда — Вытегра — Лодейное Поле — Петрозаводск; Москва — Бежецк — Бологое; Москва — Брянск — Орёл с созданием резервных узлов связи .

Это потребовало введения в штат отделения ВЧ-связи 4-го спецотдела НКВД СССР 140 единиц личного состава. В октябре 1941 г. правительственная ВЧ-связь была выделена из состава 4-го спецотдела в самостоятельный отдел НКВД СССР, который состоял из четырех отделений: эксплуатации ВЧ-связи, строительства высокочастотных станций, радиосвязи и материально-технического снабжения . В ходе войны по указаниям правительства НКВД организовало 122 фронтовые и армейские высокочастотные станции для обеспечения связью Ставки ВГК со штабами фронтов и армий. Одновременно с этим была усилена ВЧ-связь с военными заводами, выпускавшими для армии вооружение и боеприпасы, и основными промышленными и сельскохозяйственными центрами страны, снабжавшими армию продовольствием. С переходом Красной армии в стратегическое наступление выявилось, что Главное управление связи Красной армии не успевает своевременно строить линии связи с наступающими фронтами и армиями. Ввиду этого по указанию И. В. Сталина в начале 1943 г. в составе НКВД СССР были организованы войска правительственной ВЧ-связи, перед которыми поставлена задача постройки линий связи для фронтов и армий и организации их охраны от диверсантов и агентуры противника. Всего за годы войны под руководством НКВД было построено 25 755 км новых столбовых линий и восстановлено 88 090 км проводов связи .

После освобождения городов от противника была восстановлена правительственная ВЧ-связь в 60 городах страны. Практически с самого начала войны перед руководством страны остро встала проблема проверки бывших военнослужащих Красной армии, которые возвращались из окружения или плена, так как среди них довольно часто находились завербованные диверсанты и шпионы. Поэтому в системе УПВИ НКВД СССР были организованы спецлагеря для бывших военнослужащих Красной армии 74 . В соответствии с приказом НКО № 0521 от 1941 г. они проходили специальную проверку, после чего направлялись обратно в запасные части НКО, а негодные к строевой службе — к месту жительства . Временная инструкция о порядке учета и содержания в спецлагерях НКВД бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену или окружении противника, была объявлена в январе 1942 г. 76 В 1944 г. спецлагеря из ведения Управления НКВД СССР по делам военнопленных и интернированных были переданы в систему ГУЛАГа . В штат ГУЛАГа была введена должность заместителя начальника ГУЛАГа по спецлагерям. Однако уже через месяц был организован самостоятельный Отдел спецлагерей НКВД СССР, занимавшийся проверкой возвращающихся на родину из плена советских граждан. В проверочно-фильтрационные лагеря направлялись также и лица, арестованные аппаратами уполномоченных НКВД на фронтах, которых можно было содержать без конвоя, отдельно от обычных военнослужащих 78 . Проверкой военнослужащих занимались органы Смерш НКО, гражданских — органы НКВД — НКГБ по территориальности 79 . С освобождением Красной армией стран Восточной Европы началось возвращение насильно угнанных в Германию граждан СССР. Приказом НКВД от 28 августа 1944 г. на границе между Советским Союзом и Польшей для пропуска через пограничную линию были организованы контрольно-пропускные пункты (проверочно-фильтрационные пункты), где их проверяли и выдавали удостоверения на въезд в СССР. Прошедшим фильтрацию советским гражданам органы милиции городов Гродно, Волковыск, Пружаны, Высокое (бывший Высоко-Литовск), Мостиска, Яворов и Хыров должны выдавать пропуска на проезд по железным дорогам и водным путям сообщения к месту постоянного жительства .

При этом пропуска не выдавались в Москву, Ленинград, а также в населенные пункты, расположенные в запретных зонах и пограничной полосе. По прибытии этих лиц к избранному месту жительства органы милиции занимались их регистрацией, забирали удостоверения и пропуска и выдавали новые паспорта. Аналогичные пункты были созданы на границе СССР и Румынии, а также в Литовской ССР . Всех возвращающихся из Финляндии ингерманландцев, бывших жителей Ленинградской области, направляли в Ярославскую (5 тыс. семей), Калининскую (3 тыс. семей), Новгородскую (2 тыс. семей), Псковскую (1 тыс. семей) и Великолукскую (1 тыс. семей) области . Всего в годы войны было сформировано: 43 спецлагеря, 20 проверочно-фильтрационных пунктов, 27 проверочно-фильтрационных лагерей . Сводной дислокации проверочно-фильтратционных лагерей и пунктов в войну не велось, так как их места постоянно переносились в зависимости от линии фронтов. Выполнение новых задач повлекло за собой изменение структуры Главного управления по делам военнопленных и интернированных. Отдел спецлагерей НКВД был переименован в Отдел проверочно-фильтрационных лагерей НКВД СССР, а спецлагеря — в проверочнофильтрационные. В составе ГУВПИ было организовано Управление по делам военнопленных и Управление по делам интернированных и мобилизованных. Оперативный отдел ГУПВИ был преобразован в Оперативное управление ГУПВИ .

Весной 1945 г. в лагеря стал поступать контингент из числа арестованных подданных других государств. В связи с тем, что среди них было много ослабленных и больных дистрофией, распоряжением заместителя наркома внутренних дел В. В. Чернышёва от 11 апреля 1945 г. эти лица не направлялись в лагеря для интернированных, а размещались на месте и ставились на усиленное питание 85 . Весной 1945 г. поток репатриируемых значительно возрос, в связи с чем проверка и фильтрация всех освобожденных Красной армией советских граждан (из числа гражданских лиц) была организована на шести фронтовых сборно-пересыльных пунктах и в лагерях со сроком проверки не более 1–2 месяцев. В последующем во исполнение постановления ГКО от 22 мая 1945 г. «О мерах по ускорению проверки репатриируемых советских граждан» он был уменьшен до 10 дней 86 . Для проверки создавались проверочно-фильтрационные комиссии из представителей НКВД (председатель комиссии), НКО Смерш и НКГБ (члены комиссии). Комиссии подчинялись уполномоченным НКВД по фронтам или начальникам войск НКВД по охране тыла фронтов.

Была упорядочена и система спецпоселений. В связи с тем что во время войны появилось много новых категорий ссыльных и высланных, приказом НКВД от 12 января 1944 г. Отдел трудовых и спецпоселений ГУЛАГа был переименован в Отдел спецпоселений ГУЛАГа НКВД СССР. Затем приказом НКВД от 17 марта 1944 г. на его базе был образован самостоятельный Отдел спецпоселений НКВД СССР. В годы Великой Отечественной войны к лицам, репрессированным в административном порядке, особенно широко стала применяться ссылка. Перечни мест ссылки объявлялись приказами наркома 87 . Правовое положение ссыльных регулировалось постановлениями СНК СССР от 8 января 1945 г. «Об утверждении Положения о спецкомендатурах» 88 и «О правовом положении спецпереселенцев» , в соответствии с которым репрессированные данной категории пользовались правами граждан СССР, за исключением ограничений, связанных с запретом отлучаться за пределы района расселения. Для трудпоселенцев (бывших кулаков) постановлением ГКО от 11 апреля 1942 г. «О дополнительном призыве 500 тыс. человек за счет военнообязанных, пользовавшихся отсрочками, казахов, узбеков, ограниченно годных и освобожденных по состоянию здоровья, работников милиции и военизированной охраны, переселенцев и их детей» было установлено, что после призыва их в Красную армию с них и членов их семей (жена, дети) снимались все ограничения в правах и выдается паспорт.

На Отдел спецпоселений также было возложено оперативно-чекистское и административное обслуживание немцев, мобилизованных в рабочие колонны для промышленных предприятиях других наркоматов, а на стройках и в лагерях НКВД этим занимался ГУЛАГ НКВД СССР 91 . Таким образом, Народный комиссариат внутренних дел СССР в годы войны представлял собой одно из центральных звеньев системы государственного руководства и управления. Несмотря на значительные масштабы экономической работы НКВД в годы войны, основными направлениями его деятельности продолжали оставаться правоохранительная и административная. Выполнение задач по охране общественного порядка, в том числе и на транспорте, борьбе с национализмом и бандитизмом позволили сохранить стабильную обстановку в советском тылу, не допустить массовых антисоветских выступлений на территории страны.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 11. Политика и стратегия Победы: стратегическое руководство страной и Вооруженными силами СССР в годы войны. — М.: Кучково поле, 2015. — 864 с., 24 л. ил., ил.

 

Другие новости и статьи

« Новостройки Петербурга ищут покупателя

Создание полевых учреждений Госбанка СССР »

Запись создана: Среда, 31 Май 2023 в 0:01 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Вторая мировая война, Защита, охрана и оборона тыла, Межвоенный период.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика