Постановление Совета труда и обороны СССР № 58сс/о «О программе военно-морского судостроения на 1933–1938 гг.»


9 декабря - день героев О

Постановление Совета труда и обороны СССР № 58сс/о «О программе военно-морского судостроения на 1933–1938 гг.»

oboznik.ru - Постановление Совета труда и обороны СССР № 58сс/о  «О программе военно-морского судостроения на 1933–1938 гг.»
#судостроение#история#корабль

11 июля 1933 г.

Совет труда и обороны постановляет: 1. Установить программу военно-морского судостроения на период 1933–1938 гг. в количестве кораблей и со сроками закладки и сдачи, согласно прилагаемой таблице № 1 (по боевому флоту), таблице № 2 (по вспомогательным судам и плавучим средствам) и таблице № 3 (корабли морской погранохраны ОГПУ) * .

2. Обязать НКТП, под личную ответственность т. Орджоникидзе и т. Кондратьева, развернуть осуществление этой программы в масштабе, обеспечивающем выполнение ее в установленные сроки, использовав для этого все наличные судостроительные предприятия как основную базу судостроения и срочно расширив их производственные возможности путем расшивки узких мест. Одновременно должны быть привлечены к исполнению заказов судостроения, связанных с выполнением программы, все необходимые заводы других отраслей промышленности, являющиеся основными поставщиками материалов, заготовок, специализированных изделий, механизмов и вооружения судов.

3. Для быстрого развертывания средств судостроительных предприятий в соответствии с предстоящей им нагрузкой возложить на НКТП следующие обязательства: I. Приступить теперь же и закончить в двухлетний срок реконструкцию, модернизацию и расширение всех существующих заводов на верфи ГУСПа, ассигновав на это назначение в 1934 и 1935 гг. для пополнения основного капитала до 200 млн руб. II. Одновременно с доведением до предельной мощности существующей судостроительной базы развернуть строительство новых судостроительных верфей, для чего: а) форсировать окончание Амурской верфи, обеспечив ее строительство необходимыми материалами и финансовыми средствами для возможности начала сборки судов уже освоенных типов из заготовок с заводов СССР, начиная с января 1934 г., с тем чтобы с 1 сентября 1934 г. Амурверфь могла перейти к постройке новых типов, опираясь на собственные обслуживающие цеха; б) приступить к строительству Мариупольского судостроительного завода . с тем, чтобы в первой половине 1935 г. начать на нем закладку и постройку подводных лодок и эсминцев; в) создать новые подсобные судосборочные верфи с необходимыми монтажными цехами и оборудованием в следующих пунктах: на Белом море — в Архангельске и Сороке, на Черном море — в Николаеве на бывшем заводе «Ремсуд» в качестве баз для подводного судостроения; г) расширить на заводе «Марти» цеха по постройке торпедных катеров и катеров вспомогательного назначения, доведя производительность цеха до выпуска в год 100 катеров первого типа и 50 — второго. III. Возложить на НКТП обязанность одновременно с развитием строительства нового флота создать на всех морях мощные судоремонтные базы для производства капитального ремонта военных кораблей, оставляя текущий ремонт за НКВМ. IV. В целях максимального расширения судостроительной базы без сооружения новых предприятий НКТП поставить военное судостроение на заводах «Красное Сормово», Невском заводе им. Ленина, Коломенском заводе, Днепропетровском заводе Стальмоста. Специализировать эти заводы на следующих производствах: а) «Красное Сормово» — на постройке подводных лодок, мониторов, канонерских лодок, в части машиностроительной — для изготовления судовых дизелей, а также как дублера по производству торпедного вооружения (аппаратов, толкачей, компрессоров) и как базу по стальному литью, механическим изделиям и изготовлению гребных винтов; б) Коломенский завод — помимо основного

назначения как главной базы по дизелестроению нагрузить постройкой средних подводных лодок для ДВ; в) Невский завод им. Ленина использовать для капитального ремонта торпедных судов, а также для поставки стального литья, поковок и вспомогательных механизмов для судостроения; г) завод Ворошилова присоединить к смежному с ним заводу «Марти» с полным подчинением Главсудстрою для расширения производства торпедного вооружения и катеростроения; д) максимально использовать верфи речного судостроения, возложив на них постройку малых и легких кораблей для разгрузки от этих заказов крупных заводов, проведя указанные мероприятия за счет сокращения программы речного судостроения (коммерческого). В частности, организовать на заводе «Ленинская Кузня» (Киев) постройку мониторов, канлодок, бронекатеров и вспомогательного флота; е) обязать ОГПУ построить на своей судоверфи в Ленинграде быстроходные сторожевые катера и корабли (охотники за подлодками), поименованные в пп. 4, 5, 6, 8, 9 и 10 таблицы № 3. НКФину СССР предусмотреть по смете ОГПУ на 1934–1938 гг. отпуск соответствующих кредитов по заявке ОГПУ для выполнения этого строительства. V. Так как наиболее узким местом судостроения может стать обеспечение постройки кораблей главными и вспомогательными механизмами, электрооборудованием и судостроительными материалами, на эту сторону организации судостроения НКТП обратить самое серьезное внимание, распределив необходимые производства между соответствующими отраслями и предприятиями за личной ответственностью их руководителей, в частности: 1.

По турбостроению: а) обязать Главэнергопром, под личную ответственность т. Филимонова, немедленно приступить к постановке производства морских турбин на Харьковском турбозаводе, в агрегатах по 25 тыс. — 50 тыс. л. с. на общую годовую производительность 1 млн л. с., а также поставить производство главных и вспомогательных морских турбин на заводе им. Сталина и «Красный Путиловец»; б) предложить ГУСПу (т. Кондратьеву) срочно расширить производство турбинных механизмов на Северной судоверфи (в кооперировании с заводом «Красный Путиловец») и на Никгосзаводе им. Марти до общей мощности 300 тыс. л. с. для первого завода и 200 тыс. л. с. — для второго; в) обязать Главмашпром, под ответственность т. Пудалова, поставить производство на Уральском машиностроительном заводе кованых роторов, заготовок для зубчатых передач, а также коллекторов с термической обработкой поковок, доведя это производство до масштаба, полностью удовлетворяющего потребности судостроительной промышленности; г) под ответственность т. Павлуновского и т. Будняка поставить в необходимом размере производство валов и роторов на заводе «Баррикады»; д) организовать на заводе «Электросталь» производство лопаточного материала из нержавеющей стали в количестве и ассортименте, обеспечивающем турбостроение. 2. По дизелестроению: a) НКТП, под ответственность т. Доценко и т. Пудалова, расширить производство судовых дизелей на Коломенском заводе до годового выпуска в 350 тыс. л. с. к 1935 г., в агрегатах по 800 л. с., 1600 л. с. и 3 тыс. — 4 тыс. л. с., и довести производство судовых дизелей на заводе «Русский Дизель» до 60 тыс. л. с. в 1935 г., в агрегатах по 800 л. с. и 1600 л. с.; специализировать завод «Красное Сормово» на производство легких дизелей в 3 тыс. — 4 тыс. л. с., обеспечить выпуск судовых дизелей с завода «Двигатель Революции» и Воронежского завода; б) НКТП предусмотреть обеспечение дизелями кроме вновь строящихся судов также капитально ремонтируемые и модернизируемые подлодки, мониторы и плавбазы; в) обязать ГУАП, под личную ответственность т. Баранова, поставить серийное производство судовых моторов авиационного типа с реверсивными муфтами общей мощностью до 200 тыс. л. с. в год. 3. По вспомогательным механизмам: а) обязать ГУСП обеспечить военное судостроение производством судовой арматуры и приводов, а также расширить производство гребных винтов, обтекателей и дейдвудных деталей; б) обязать Главмашпром, под ответственность т. Пудалова и т. Владимирского, организовать по насосно-компрессорному объединению производство холодильных установок, насосов, турбокомпрессоров и гидромуфт; в) завод «Манометр» (Москва) переключить на производство приборов для кораблей (манометров,

тахометров и др.) и одновременно дублировать производство этих приборов на заводе «Авиаприбор»; г) специализировать завод «К. Либкнехт» на производство воздухохранителей высокого давления, усилив его добавочным оборудованием и утроив его производительность; завод «Сепаратор» (Пермь) — на изготовление масляных сепараторов; завод ХПЗ (Харьков) — на производство муфт «Бамаг»; заводы «Борец» и «Красный Факел» — на производство поршневых и центробежных насосов и компрессоров, расширив эти заводы; д) для срочного пополнения станочного парка механических цехов заводов «Ремсуд», Балтзавод и «Марти» и завод № 6 обязать т. Кагановича обеспечить эти заводы соответствующим количеством и типом станков. 4. По электрооборудованию: обязать Главэнергопром а) расширить и реконструировать на ХЭМЗе цех машин и аппаратуры постоянного тока, доведя его производительность до полного обеспечения потребностей судостроения в главных электродвигателях; поставить производство постоянных машин средней и малой мощности на заводе «Электросла»; б) расширить производство аппаратуры слабого тока для подлодок и других кораблей на заводе им. Кулакова в Ленинграде; в) организовать производство гирокомпасов на одном из заводов ВЭСО; г) расширить аккумуляторные заводы им. л[ейтенанта] Шмидта в Ленинграде и Саратовский завод свинцовых аккумуляторов до мощности 120 батарей в год; д) построить завод для электрической рафинировки свинца производительностью 8 тыс. — 9 тыс. т свинца в год. Специализировать завод «Свободный труд» в Ярославле на производстве свинцового сурика для подлодочных аккумуляторов, обеспечив его снабжением надлежащего качества свинцом; е) обеспечить необходимый выпуск кабеля для судовой электропроводки, сосредоточив производство кабеля на заводе «Севкабель»; ж) расширить и укрепить электромонтажные мастерские ЭМСа на ДВ и в г. Николаеве и организовать их вновь в Мариуполе, Сормове, Архангельске и на Амурском заводе. 5. По металлу: а) обязать ГУМП, под ответственность тт. Гуревича и Точинского, обеспечить развертывание судостроения своевременной поставкой катанного металла, сосредоточив прокат высококачественной судостроительной стали на определенных металлургических заводах, уже освоивших это производство: Мариупольском, Ижорском, «Красном Путиловце», им. Дзержинского, им. Петровского, им. Рыкова; б) разрешить НКТП для возможности произвести предусмотренную программой закладку судов в конце 1933 и начале 1934 г. приобрести за счет импортных контингентов НКТП до 25 тыс. т судостроительной стали.

Дальнейший импорт стали для военного судостроения категорически запретить, возложив на ГУМП ответственность за бесперебойное снабжение судостроения металлом с заводов Союза; в) НКТП обеспечить производство на Ижорском заводе надлежащего качества толстой судовой брони, а также легкой противопульной брони. 6. Обязать НКТП, под ответственность т. Павлуновского, обеспечить программу судостроения необходимым вооружением (180-мм башенными установками, 130-мм/45 кал. спаренными системами, 100-мм и 45-мм орудиями, артбоезапасом, торпедами, минами и проч.), а также средствами связи, оптики и телемеханики. При подаче вооружения на корабли жестко соблюдать комплектность для обеспечения полной боевой готовности кораблей при вступлении их в строй. НКТП (т. Павлуновскому) в декадный срок разработать и доложить СТО конкретный план мероприятий для своевременного изготовления промышленностью указанных средств вооружения и связи. 7. Обратить особое внимание НКТП (тт. Орджоникидзе и Кондратьева) на категорическую необходимость жесткого соблюдения установленных программой судостроения сроков закладки и сдачи кораблей, а также решительного повышения качества работ по военному судостроению. 8. Обязать НКТП (тт. Орджоникидзе и Кондратьева) добиться максимального снижения стоимости кораблей путем надлежащей организации производства на заводах. 9. Для обеспечения систематического усовершенствования вводимых в строй боевых кораблей предусмотреть последовательное улучшение типов новых серий судов, базируясь на опыте освоения головных образцов.

10. Обязать НКВМ дать эскизные проекты судов, программы закладок 1934 г., в том числе эсминцев и крейсеров, не позже IV квартала 1933 г. Выдать заказ ГУСПу на достройку двух законсервированных подлодок типа «Правда». По уточнении вопроса с приобретением проектов итальянских турбин установить окончательный вариант переустройства линкора «Фрунзе» в линейный крейсер, а также подтвердить заказ на развертывание работ по капитальному ремонту и модернизации л/к «Парижская Коммуна». 11. Для возможности наилучшего использования коммерческого флота в качестве резерва для пополнения Военно-морских сил вспомогательными судами в военное время (минные заградители, тральщики, авиатранспорты и проч.) обязать НКТП и НКВод при разработке проектов и постройке этих судов максимально подчинить строительство их интересам обороны, хотя бы с некоторым ущербом для эксплуатации судов в мирное время. С этой целью: 1) Обязать ГУСП в течение 1933–1935 гг. выполнить по заданиям НКВМ специальные оборудования на 25 торговых судах, находящихся в строю, а именно: а) закончить оборудование под минные заградители на заводах Балтийского района лесовозов IV серии («Куйбышев», «Микоян», «Бухарин», «Молотов») — 4 ед.; б) закончить оборудование под минные заградители на заводах Черноморского района черноморско-азовских теплоходов («Дельфин» и «Чайка») — 2 ед.; в) оборудовать под минные заградители на заводах Дальневосточного района лесовозов II серии («Григорий Зиновьев» и «Товарищ Красин») и тов[арно]пассажирских пароходов («Астрахань», «Тобольск», «Теодор Нетте», «Симферополь») — 6 ед.; г) оборудовать под авиатранспорта на заводе Дальневосточного района дальневосточные пароходы («Сучан», «Север», «Свердловск», «Смоленск», «Сахалин» и «Сталинград») — 6 ед.; д) оборудовать под минные заградители на заводах Северного района лесовозы I, II и III серии («Урицкий», «Володарский», «М. Томский», «Товарищ Сталин», «Крестьянин», «Рабочий» и «Искра») — 7 ед. 2) Обязать ГУСП закончить в течение 1933–1935 гг. постройку 16 торговых судов из числа строящихся и оборудовать их: а) под минные заградители — Балтийские лесовозы V и V-бис серии — 4 ед.; б) под минные заградители Черноморские грузовые однопалубные пароходы 1500 т грузоподъемности — 4 ед.; в) под авиатранспорт Черноморские грузовые пароходы 3000 т грузоподъемности — 5 ед.; г) под авиатранспорт грузовые теплоходы для Каспийского моря 1650 т грузоподъемности — 3 ед. 3) При дальнейшей постройке судов торгфлота по заказам НКВода и НКСнаба предусмотреть следующее использование их по военному времени: а) тов[арно]пассажирские теплоходы Черного моря под вспомогательные крейсеры; б) быстроходные пассажирские теплоходы на Балтийском, Северном и Тихоокеанском бассейнах в качестве вспомогательных крейсеров; в) рыболовные траулеры с осадкой не более 2,4 м в качестве тральщиков — 30 ед. 4) НКВМ совместно с НКТП и НКВодом проверить возможность использования и оборудования в качестве плавбаз для подлодок 3–5 судов Совторгфлота из числа уже построенных в СССР и закупленных за границей. Результаты проверки доложить правительству в месячный срок. 12. Обязать НКТП, под ответственность т. Фигатнера, провести в III квартале 1933 г. мобилизацию рабочих в количестве до 2 тыс. чел. с соответствующим числом мастеров и техперсонала для комплектования верфей Дальнего Востока.

13. Предложить НКВМ при увольнении в бессрочный отпуск краснофлотцев, красноармейцев из состава ОКДВА произвести отбор подходящих для судостроения квалифицированных рабочих и провести кампанию по их закреплению на судостроительных заводах ДВК. 14. Разрешить НКТП за счет его контингентов выдать открытую лицензию на сумму до 100 тыс. руб. Дальзаводу и Остону на приобретение в Японии мелких вспомогательных материалов и инструментов. 15. Ассигновать из резервного фонда СНК СССР на III и IV кварталы сверх плана 1933 г. 25 млн руб. на строительство и оборудование судоверфей, в том числе 13 млн руб. Амурверфи. Обязать НКТП, Главстройпром т. Гинзбурга обеспечить строительные работы судоверфей материалами наравне с военными стройками. НКТП в декадный срок представить потребность в добавочных капиталовложениях на отрасли промышленности, связанные с выполнением судостроительной программы.

Председатель Совета труда и обороны В. Молотов/Скрябин За секретаря Совета труда и обороны Базилевич ГАРФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 2. Л. 13–25.



Другие новости и статьи

« В Великой Отечественной войне советский народ одержал не только военную, но и экономическую победу над сильным и беспощадным врагом

Письмо начальника Главного управления судостроительной промышленности Наркомтяжпрома СССР Р.А. Муклевича секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину о качестве строительства подводных лодок »

Запись создана: Суббота, 16 Ноябрь 2019 в 15:10 и находится в рубриках Межвоенный период.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы