Зарождение трубопроводных войск



Зарождение трубопроводных войск

oboznik.ru - Зарождение трубопроводных войск

   Рост потребности войск в нефтепродуктах поставил горючее в разряд важнейшего вида материальных средств, непосредственно влияющих на ход и исход боевых действий. Одновременно с этим все больше стал проявляться дефицит транспортных возможностей по подаче топлива войскам, что потребовало начать поиск эффективных путей решения данной проблемы.

В декабре 1933 года трестом Нефтепроводстрой по заказу Управления снабжения горючим и смазочными материалами РККА был разработан проект полевого сборно-разборного магистрального трубопровода длиной 100 километров, диаметром 75 миллиметров и производительностью 350 тонн в сутки. Это первый в военной истории проект полевого магистрального трубопровода. Заказ на изготовление его комплекта промышленность получила в 1934 году, однако выполнению помешал ряд трудностей, в том числе недостаток финансовых средств и отсутствие налаженной технологии производства труб.

Опыт обеспечения горючим войск во время боев у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году свидетельствовал о необходимости создания и оснащения Вооруженных сил новыми, мощными средствами доставки топлива в больших объемах на значительные расстояния. Вновь встал вопрос о разработке сборно-разборного магистрального трубопровода. К маю 1941 года его проект подготовили, но и ему не суждено было реализоваться - помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

   Ход военных действий дал толчок развитию полевых магистральных трубопроводов и обслуживающих их частей. В частности, уже на третьем месяце войны особенно тяжелое положение с обеспечением войск горючим сложилось на Ленинградском фронте. Топливо в осажденный Ленинград доставляли через Ладожское озеро наливными баржами. Но это не решало проблему. Из-за постоянных бомбежек фашистской авиацией барж становилось все меньше и меньше, в результате чего накопить необходимые запасы горючего никак не удавалось. Зимой 1941-1942 годов был организован подвоз материальных средств, включая горючее, автомобильным транспортом по льду Ладожского озера. Однако суровые морозы, большое плечо подвоза, недостаточное количество и низкое техническое состояние автомобилей, частые разрушения ледовых дорог противником не позволяли обеспечить бесперебойное в требуемых объемах снабжение.

В то же время Ленинградскому фронту и Балтийскому флоту топлива требовалось все больше и больше. В апреле 1942 года принимается решение о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. Надо сказать, что в то время эта идея сама по себе была необычной - раньше нигде в мире такие работы не выполнялись. В нашей стране в довоенное время сооружались лишь короткие трубопроводные переходы через реки Кура, Дон, Терек, Волга, но данный проект по протяженности и сложности аналогов не имел. По своей конструкции это был сборно-разборный трубопровод из труб с резьбовым соединением, но они для надежности после свинчивания дополнительно сваривались между собой.

Сооружение трубопровода осуществлялось в непосредственной близости (2-2,5 километра) от противника под непрерывным огневым воздействием. Уникальный нефтепродуктопровод протяженностью 29 км, в том числе 21 километр - под водой, на глубине до 12,5 метра, был построен за 43 суток. В 1943 году трубопровод был удлинен еще на 5 километров. По нему перекачивались последовательно четыре сорта горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Это был первый отечественный опыт по преодолению полевыми трубопроводами крупной водной преграды.

В годы Великой /Отечественной войны начали формироваться первые трубопроводные части. Первый опыт организационного оформления подразделений, предназначавшихся для использования сборно-разборных магистральных трубопроводов, был приобретен в конце 1944 года. На основе достигнутых в то время с правительством Румынии соглашений сформировали четыре батальона перекачки горючего, батальон охраны трассы трубопровода и мастерскую по строительству металлических резервуаров. США по ленд-лизу поставили комплекты сборно-разборных трубопроводов. Линия американского трубопровода протяженностью 220 километров и диаметром 100 миллиметров была развернута в тыловой полосе 2-го Украинского фронта. По ней горючее подавалось от нефтеперерабатывающего завода в Плоешти до нефтебазы в Рени (СССР), откуда железнодорожными транспортами оно отгружалось войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, а также Черноморскому флоту и Дунайской флотилии. Всего по этому трубопроводу было подано более 600 тысяч тонн горючего.

По окончанию войны батальоны перекачки горючего были расформированы.



Другие новости и статьи

« Обустройство инфраструктуры для размещения нового батальона морской пехоты в Каспийске будет завершено до конца года

Организация вещевого снабжения РККА накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 годов »

Запись создана: Вторник, 16 Октябрь 2018 в 11:20 и находится в рубриках Вторая мировая война, Межвоенный период, Служба горючего, Транспорт.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы