Зарождение трубопроводных войск
Рост потребности войск в нефтепродуктах поставил горючее в разряд важнейшего вида материальных средств, непосредственно влияющих на ход и исход боевых действий. Одновременно с этим все больше стал проявляться дефицит транспортных возможностей по подаче топлива войскам, что потребовало начать поиск эффективных путей решения данной проблемы.
В декабре 1933 года трестом Нефтепроводстрой по заказу Управления снабжения горючим и смазочными материалами РККА был разработан проект полевого сборно-разборного магистрального трубопровода длиной 100 километров, диаметром 75 миллиметров и производительностью 350 тонн в сутки. Это первый в военной истории проект полевого магистрального трубопровода. Заказ на изготовление его комплекта промышленность получила в 1934 году, однако выполнению помешал ряд трудностей, в том числе недостаток финансовых средств и отсутствие налаженной технологии производства труб.
Опыт обеспечения горючим войск во время боев у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году свидетельствовал о необходимости создания и оснащения Вооруженных сил новыми, мощными средствами доставки топлива в больших объемах на значительные расстояния. Вновь встал вопрос о разработке сборно-разборного магистрального трубопровода. К маю 1941 года его проект подготовили, но и ему не суждено было реализоваться - помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Ход военных действий дал толчок развитию полевых магистральных трубопроводов и обслуживающих их частей. В частности, уже на третьем месяце войны особенно тяжелое положение с обеспечением войск горючим сложилось на Ленинградском фронте. Топливо в осажденный Ленинград доставляли через Ладожское озеро наливными баржами. Но это не решало проблему. Из-за постоянных бомбежек фашистской авиацией барж становилось все меньше и меньше, в результате чего накопить необходимые запасы горючего никак не удавалось. Зимой 1941-1942 годов был организован подвоз материальных средств, включая горючее, автомобильным транспортом по льду Ладожского озера. Однако суровые морозы, большое плечо подвоза, недостаточное количество и низкое техническое состояние автомобилей, частые разрушения ледовых дорог противником не позволяли обеспечить бесперебойное в требуемых объемах снабжение.
В то же время Ленинградскому фронту и Балтийскому флоту топлива требовалось все больше и больше. В апреле 1942 года принимается решение о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. Надо сказать, что в то время эта идея сама по себе была необычной - раньше нигде в мире такие работы не выполнялись. В нашей стране в довоенное время сооружались лишь короткие трубопроводные переходы через реки Кура, Дон, Терек, Волга, но данный проект по протяженности и сложности аналогов не имел. По своей конструкции это был сборно-разборный трубопровод из труб с резьбовым соединением, но они для надежности после свинчивания дополнительно сваривались между собой.
Сооружение трубопровода осуществлялось в непосредственной близости (2-2,5 километра) от противника под непрерывным огневым воздействием. Уникальный нефтепродуктопровод протяженностью 29 км, в том числе 21 километр - под водой, на глубине до 12,5 метра, был построен за 43 суток. В 1943 году трубопровод был удлинен еще на 5 километров. По нему перекачивались последовательно четыре сорта горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Это был первый отечественный опыт по преодолению полевыми трубопроводами крупной водной преграды.
В годы Великой /Отечественной войны начали формироваться первые трубопроводные части. Первый опыт организационного оформления подразделений, предназначавшихся для использования сборно-разборных магистральных трубопроводов, был приобретен в конце 1944 года. На основе достигнутых в то время с правительством Румынии соглашений сформировали четыре батальона перекачки горючего, батальон охраны трассы трубопровода и мастерскую по строительству металлических резервуаров. США по ленд-лизу поставили комплекты сборно-разборных трубопроводов. Линия американского трубопровода протяженностью 220 километров и диаметром 100 миллиметров была развернута в тыловой полосе 2-го Украинского фронта. По ней горючее подавалось от нефтеперерабатывающего завода в Плоешти до нефтебазы в Рени (СССР), откуда железнодорожными транспортами оно отгружалось войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, а также Черноморскому флоту и Дунайской флотилии. Всего по этому трубопроводу было подано более 600 тысяч тонн горючего.
По окончанию войны батальоны перекачки горючего были расформированы.
Другие новости и статьи
Организация вещевого снабжения РККА накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 годов »
Запись создана: Вторник, 16 Октябрь 2018 в 11:20 и находится в рубриках Вторая мировая война, Межвоенный период, Служба горючего, Транспорт.
метки: Ладога, нефтепродукты, горючее, трубопровод, трубопроводные войска
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика