11 Август 2019

Основные направления развития инженерного вооружения и техники в годы Великой Отечественной войны

oboznik.ru - Основные направления развития инженерного вооружения и техники в годы Великой Отечественной войны
#война#вооружение#танк

Основные направления развития инженерного вооружения и техники в годы Великой Отечественной войны, как правило, определялись массовым применением танков, а также необходимостью преодоления многочисленных преград. Это обусловило использование инженерных средств в невиданных ранее масштабах, а также их качественное развитие.

Уже в ходе первых боев с вермахтом была выявлена слабость советской противотанковой мины ТМ-35 и более поздней мины ТМ-39, содержавших всего 2,4–2,8 кг аммонита или порошкообразного тротила. Неудобными в применении оказались и мины ПМЗ-40. В срочном порядке была разработана и внедрена в производство более мощная мина ТМ-41, содержавшая подобно деревянной мине ТМД-40 уже 3,6–3,8 кг тротила или аммонита .

Созданная в 1942 г. деревянная противотанковая мина ТМД-42 оказалась очень мощной и по поражающим возможностям вполне соответствовала своему времени. По удобству обращения она явно превосходила свою предшественницу ТМД-40, с ней могли обращаться саперы очень низкой квалификации. Немецкая деревянная мина этого же класса H-Mi-42 хотя и использовала стандартные 200-граммовые шашки Sprengkorper-28, могла переводиться в боевое или безопасное положение, но имела куда более сложную конструкцию и отличалась еще меньшей технологичностью, нежели ТМД-42 .

Несмотря на разработку в предвоенный период ряда достаточно эффективных противопехотных мин в начале войны особенно остро встал вопрос о создании более простой и легкой противопехотной осколочной мины для массового применения. И осенью 1941 г. Н. П. Ивановым и П. Г. Радевичем была разработана полевая осколочная мина заграждения ПОМЗ-2, которая считалась исключительно простой и эффективной и широко использовалась в течение всей войны. Мина была скопирована германскими конструкторами, что свидетельствует о ее высоком техническом совершенстве. Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имела, однако очень высокая чувствительность взрывателя МУВ делала обезвреживание мины крайне опасным 195 . К концу лета 1942 г. на вооружение вермахта стала поступать новая противотанковая мина Tellermine-42 (T-Mi-42) c очень простым взрывателем T-Mi-Z-42 .

В апреле 1942 г. управление вооружений армии приняло решение о разработке и изготовлении по типу не самой удачной советской мины ЯМ-5 деревянной ящичной мины, получившей наименование Holzmine-42 (H-Mi-42), которая оснащалась новым универсальным натяжным/нажимным взрывателем Zugzuender-42 (ZZ-42) с капсюлем-детонатором Sprengkapsel. В 1944 г. советскими конструкторами была разработана мина ТМ-44 197 , отличавшаяся от ТМ-41 меньшим диаметром (25 см), значительно большим весом (9,5 кг) и очень мощным тротиловым зарядом (7,25 кг).

Внешний вид и форма остались прежними. Мина была очень мощная, и подрыв танка на ней приводил не только к перебиванию трех-пяти траков, но и к разрушению нескольких катков, повреждению подвески. У танков типа Т-III и Т-IV повреждался и корпус, что часто приводило к полному выходу танка из строя. Однако подобная конструкция (слишком большая высота и довольно опасный взрыватель) уже не отвечала своему времени. С окончанием войны производство ТМ-44 было прекращено, и в 1946 г. появилась мина ТМ-46, в конструкции которой отчетливо просматривается влияние немецких мин T-Mi-42 и T-Mi-Pilz-43. Немецкий генеральный штаб сухопутных сил в мае 1944 г. потребовал развития боевых средств для минной войны .

Только противопехотных нажимных мин Schue-Mi-42 и ее модификаций в 1944 г. было произведено свыше 16 млн штук, выпрыгивающих мин S-Mi-35 — 3 млн 233 тыс. В марте 1944 г. вермахт получил в качестве табельной противотанковой мины новый образец неметаллической мины Topfmine-4531 (T-Mi-4531), корпус которой изготавливался из различных древесно-угольных отходов, а взрывной механизм — из стекла. Уже в первом периоде войны на базе танка Т-34 были разработаны и поступили в войска танковые мостоукладчики, минные тральщики и тягачи.

Мостоукладчики обеспечивали механизированную установку металлических колейных мостов длиной 7,7 м на естественные и искусственные препятствия с целью обеспечения их преодоления с ходу в зоне боевых действий танками всех типов и другой войсковой техникой. Минные тральщики представляли собой обычные линейные танки, оборудованные мощными катковыми минными тралами массой 5,3 тонны и приспособлениями для их установки, и предназначались для создания проходов в противотанковых минных полях, обеспечивая две полосы траления шириной 1,2 м каждая.

Первый советский противоминный трал ПТ-3 199 для танка Т-34 был создан в 1942 г. группой сотрудников Военно-инженерной академии под руководством лауреата Государственной премии полковника П. М. Мугалева и изготовлен на Тульском механическом заводе. Катковый трал ПТ-3 обеспечивал проделывание в минном поле колейного прохода с шириной каждой колеи по 1,2 м. На то время никакая другая армия не располагала таким эффективным танковым минным тралом. Он легко разбирался, что позволяло быстро производить монтаж и демонтаж его в полевых условиях для ремонта и транспортировки в разобранном виде. Перевозился трал на двух машинах ЗИС-5 или на одной машине «Студебеккер». Впервые танковые тралы были применены в районе Киева в ноябре 1943 г. Атака нашими танками переднего края вражеской обороны без предварительного проделывания проходов явилась для противника полной неожиданностью, что способствовало успеху наступления.

В процессе боевого использования тралов на фронтах Великой Отечественной войны были выявлены конструктивные недостатки, которые устранялись в процессе производства. Так, например, форма рамы трала была изменена и укорочена на 160 мм с целью увеличения прочности и надежности в работе. Однако применение тралов ПТ-3 для обеспечения боевых операций показало, несмотря на ряд недостатков, их достаточную надежность и эффективность. Взрывной способ разминирования позволял достаточно быстро и внезапно для противника проделывать проходы в минных полях. В основу способа было положено использование накладных зарядов (200–400 г тротиловых шашек), подвесных сосредоточенных и удлиненных зарядов для неконтактного уничтожения (приведения к срабатыванию) мин.

Сосредоточенные и удлиненные заряды устанавливались (подвешивались) на треногах, а удли ненные — на специальных козелках или надвигались на минное поле с помощью тележек, изготавливаемых войсками. С 1944 г. советские войска получили возможность использовать стандартные удлиненные заряды УЗ-1 заводского изготовления . Опыт выполнения инженерных задач в боях и операциях показал, что основная инженерная техника, применяемая для обеспечения продвижения войск и механизации трудоемких процессов при оборудовании позиций, должна создаваться на тех же базовых машинах высокой проходимости, которые используются во всех родах Сухопутных войск.

Боевое применение различных видов инженерного вооружения определило и основные перспективы их послевоенного развития. Практически все средства инженерного вооружения (путепрокладчики, землеройные машины, самоходные средства для переправы танков и т. д.) создавались в последующем, исходя из опыта войны.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 7. Экономика и оружие
войны. — М.: Кучково поле, 2013. — 864 с., 20 л. ил., ил.

Другие новости и статьи

« Применение огнеметно- зажигательных средств в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Зачем Петр I «европеизировал» Русь »

Запись создана: Воскресенье, 11 Август 2019 в 0:03 и находится в рубриках Вторая мировая война.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика