Основные направления развития инженерного вооружения и техники в годы Великой Отечественной войны



Основные направления развития инженерного вооружения и техники в годы Великой Отечественной войны

oboznik.ru - Основные направления развития инженерного вооружения и техники в годы Великой Отечественной войны
#война#вооружение#танк

Основные направления развития инженерного вооружения и техники в годы Великой Отечественной войны, как правило, определялись массовым применением танков, а также необходимостью преодоления многочисленных преград. Это обусловило использование инженерных средств в невиданных ранее масштабах, а также их качественное развитие.

Уже в ходе первых боев с вермахтом была выявлена слабость советской противотанковой мины ТМ-35 и более поздней мины ТМ-39, содержавших всего 2,4–2,8 кг аммонита или порошкообразного тротила. Неудобными в применении оказались и мины ПМЗ-40. В срочном порядке была разработана и внедрена в производство более мощная мина ТМ-41, содержавшая подобно деревянной мине ТМД-40 уже 3,6–3,8 кг тротила или аммонита .

Созданная в 1942 г. деревянная противотанковая мина ТМД-42 оказалась очень мощной и по поражающим возможностям вполне соответствовала своему времени. По удобству обращения она явно превосходила свою предшественницу ТМД-40, с ней могли обращаться саперы очень низкой квалификации. Немецкая деревянная мина этого же класса H-Mi-42 хотя и использовала стандартные 200-граммовые шашки Sprengkorper-28, могла переводиться в боевое или безопасное положение, но имела куда более сложную конструкцию и отличалась еще меньшей технологичностью, нежели ТМД-42 .

Несмотря на разработку в предвоенный период ряда достаточно эффективных противопехотных мин в начале войны особенно остро встал вопрос о создании более простой и легкой противопехотной осколочной мины для массового применения. И осенью 1941 г. Н. П. Ивановым и П. Г. Радевичем была разработана полевая осколочная мина заграждения ПОМЗ-2, которая считалась исключительно простой и эффективной и широко использовалась в течение всей войны. Мина была скопирована германскими конструкторами, что свидетельствует о ее высоком техническом совершенстве. Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имела, однако очень высокая чувствительность взрывателя МУВ делала обезвреживание мины крайне опасным 195 . К концу лета 1942 г. на вооружение вермахта стала поступать новая противотанковая мина Tellermine-42 (T-Mi-42) c очень простым взрывателем T-Mi-Z-42 .

В апреле 1942 г. управление вооружений армии приняло решение о разработке и изготовлении по типу не самой удачной советской мины ЯМ-5 деревянной ящичной мины, получившей наименование Holzmine-42 (H-Mi-42), которая оснащалась новым универсальным натяжным/нажимным взрывателем Zugzuender-42 (ZZ-42) с капсюлем-детонатором Sprengkapsel. В 1944 г. советскими конструкторами была разработана мина ТМ-44 197 , отличавшаяся от ТМ-41 меньшим диаметром (25 см), значительно большим весом (9,5 кг) и очень мощным тротиловым зарядом (7,25 кг).

Внешний вид и форма остались прежними. Мина была очень мощная, и подрыв танка на ней приводил не только к перебиванию трех-пяти траков, но и к разрушению нескольких катков, повреждению подвески. У танков типа Т-III и Т-IV повреждался и корпус, что часто приводило к полному выходу танка из строя. Однако подобная конструкция (слишком большая высота и довольно опасный взрыватель) уже не отвечала своему времени. С окончанием войны производство ТМ-44 было прекращено, и в 1946 г. появилась мина ТМ-46, в конструкции которой отчетливо просматривается влияние немецких мин T-Mi-42 и T-Mi-Pilz-43. Немецкий генеральный штаб сухопутных сил в мае 1944 г. потребовал развития боевых средств для минной войны .

Только противопехотных нажимных мин Schue-Mi-42 и ее модификаций в 1944 г. было произведено свыше 16 млн штук, выпрыгивающих мин S-Mi-35 — 3 млн 233 тыс. В марте 1944 г. вермахт получил в качестве табельной противотанковой мины новый образец неметаллической мины Topfmine-4531 (T-Mi-4531), корпус которой изготавливался из различных древесно-угольных отходов, а взрывной механизм — из стекла. Уже в первом периоде войны на базе танка Т-34 были разработаны и поступили в войска танковые мостоукладчики, минные тральщики и тягачи.

Мостоукладчики обеспечивали механизированную установку металлических колейных мостов длиной 7,7 м на естественные и искусственные препятствия с целью обеспечения их преодоления с ходу в зоне боевых действий танками всех типов и другой войсковой техникой. Минные тральщики представляли собой обычные линейные танки, оборудованные мощными катковыми минными тралами массой 5,3 тонны и приспособлениями для их установки, и предназначались для создания проходов в противотанковых минных полях, обеспечивая две полосы траления шириной 1,2 м каждая.

Первый советский противоминный трал ПТ-3 199 для танка Т-34 был создан в 1942 г. группой сотрудников Военно-инженерной академии под руководством лауреата Государственной премии полковника П. М. Мугалева и изготовлен на Тульском механическом заводе. Катковый трал ПТ-3 обеспечивал проделывание в минном поле колейного прохода с шириной каждой колеи по 1,2 м. На то время никакая другая армия не располагала таким эффективным танковым минным тралом. Он легко разбирался, что позволяло быстро производить монтаж и демонтаж его в полевых условиях для ремонта и транспортировки в разобранном виде. Перевозился трал на двух машинах ЗИС-5 или на одной машине «Студебеккер». Впервые танковые тралы были применены в районе Киева в ноябре 1943 г. Атака нашими танками переднего края вражеской обороны без предварительного проделывания проходов явилась для противника полной неожиданностью, что способствовало успеху наступления.

В процессе боевого использования тралов на фронтах Великой Отечественной войны были выявлены конструктивные недостатки, которые устранялись в процессе производства. Так, например, форма рамы трала была изменена и укорочена на 160 мм с целью увеличения прочности и надежности в работе. Однако применение тралов ПТ-3 для обеспечения боевых операций показало, несмотря на ряд недостатков, их достаточную надежность и эффективность. Взрывной способ разминирования позволял достаточно быстро и внезапно для противника проделывать проходы в минных полях. В основу способа было положено использование накладных зарядов (200–400 г тротиловых шашек), подвесных сосредоточенных и удлиненных зарядов для неконтактного уничтожения (приведения к срабатыванию) мин.

Сосредоточенные и удлиненные заряды устанавливались (подвешивались) на треногах, а удли ненные — на специальных козелках или надвигались на минное поле с помощью тележек, изготавливаемых войсками. С 1944 г. советские войска получили возможность использовать стандартные удлиненные заряды УЗ-1 заводского изготовления . Опыт выполнения инженерных задач в боях и операциях показал, что основная инженерная техника, применяемая для обеспечения продвижения войск и механизации трудоемких процессов при оборудовании позиций, должна создаваться на тех же базовых машинах высокой проходимости, которые используются во всех родах Сухопутных войск.

Боевое применение различных видов инженерного вооружения определило и основные перспективы их послевоенного развития. Практически все средства инженерного вооружения (путепрокладчики, землеройные машины, самоходные средства для переправы танков и т. д.) создавались в последующем, исходя из опыта войны.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 7. Экономика и оружие
войны. — М.: Кучково поле, 2013. — 864 с., 20 л. ил., ил.



Другие новости и статьи

« Применение огнеметно- зажигательных средств в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Зачем Петр I «европеизировал» Русь »

Запись создана: Воскресенье, 11 Август 2019 в 0:03 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы