Картина К.Маковского «Воззвание Минина»



Картина К.Маковского «Воззвание Минина»

oboznik.ru - Картина К.Маковского «Воззвание Минина»

Люди искусства не могли остаться в стороне от прославления подвига спасителей Отечества в 1612 г. Наиболее известна картина художника Константина Маковского «Воззвание Минина». Начата она была в 1891 г. в Нижнем Новгороде, а закончена пять лет спустя в парижском предместье Сен-Жермен, в мастерской художника В. Верещагина.

Летом 1891 года Маковский при езжает в Нижний Новгород. Впечатления, полученные в старинном русском городе, окончательно утверди ли в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его предводителе Кузьме Минине. Здесь, на месте событий, Маковский втягивается в атмосферу воспомина ний о «делах давно минувших дней». Художник работал с архив ными документами в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, изучая историко литературные источники. Поэтому картина имеет документальную убедительность, она обрела подлинность исторического документа.

Взгляните на картину. Изображенное событие относится к сентяб рю 1611 г. Погожий день. Деревья в золотом убранстве ранней осени. На заднем плане башня с воротами — Ивановская. Толпа людей заполни ла съезд, ведущий от Кремля на Нижний посад, к Волге. В центре картины возвышается посадский че ловек Кузьма Минин. Он обращает ся к нижегородцам с призывом под няться на врагов русского народа — польских интервентов, захвативших Москву.

В некоторых источниках можно найти сообщения, что Минин обращался с патриотическими призывами к нижегородцам в земской избе (на Нижнем посаде, там, где сейчас площадка трамвайного кольца).

На самом деле точно не определено, где именно совершилось это событие. Вот почему художники и писатели «при вязывают» выступление Минина к разным местам города — то к собор ной площади в Кремле (картина М.И. Пескова «Воззвание Минина», написанная в 1861 г.), то к Нижнему посаду, к месту у Никольской церкви (А.Д. Кившенко «Воззвание К. Мини на к нижегородцам», 1912 г.) К. Маковский перенес место действия ближе к Ивановской башне.

Это не очень точно исторически, но художественной и идейной задачей картины, её композицией такое нарушение места действия оправдано. Привлекает внимание цветовая палитра. И. Репин сказал о К. Ма ковском: «тайну сочетания красок он постиг, как никто». Летом 1891 года Маковский сде лал этюд Ивановского съезда, в ко тором наметилось пространственное решение будущей картины: наклон ная плоскость с планами, обозначен ными крупными архитектурными формами. Удачно найденный прием помог естественно и логично распре делить в картине огромную массу народа по склону горы так, чтобы фигуры не загораживали друг друга.

Это, в свою очередь, обусловило ком позиционную свободу и разнообра зие в размещении изображаемых персонажей. В картине «Воззвание Минина» преобладает приподнятая атмосфера, почти не ощущается трагизм событий грозной эпохи. К. Маковский делает упор на этнографической ст роне показанной в картине сцены. Художник как бы выплеснул со бытия из палат, теремов, светлиц на площадь, соединив их в одно многоликое действо.

Картина стала художественным документом героического прошлого Родины, в ней ощу щается дыхание истории и ярко выражена идея величия русского на рода. К. Маковский создал эпическое произведение, где в монументаль ных формах переданы массовость, размах самого народного движения. В центре картины — образ Кузьмы Минина, созданный с большой пластической силой, обладающий огромной энергией.

Это одно из лучших воплощений образа народного предводителя, народного героя в русской исторической живописи. Величественные события были заключены в масштабные формы: размер полотна — почти 7 метров в высоту и 6 метров в ширину. В 1896 г. на XVI Всероссийской торгово промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде зри телям впервые было показано это грандиозное полотно, разместивше еся в специально выстроенном для него павильоне.

Впоследствии кар тина была подарена городу импера тором Николаем II в ознаменование 300 летия Дома Романовых и в честь заслуг нижегородцев перед Отечеством. После Всероссийской выставки картина была показана в Санкт Пе тербурге, Москве, Париже. В 1908 г. картина была перевезе на в Нижний Новгород и установле на в гербовом зале Городской думы (ныне Дворец труда). В 1972 г. кар тина была перенесена в специально отстроенный для нее зал Горьковс кого (Нижегородского) художест венного музея, где находится и по ныне.

Т. Золотницина

 



Другие новости и статьи

« «Стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо…»

Зоя и Шура Космодемьянские »

Запись создана: Четверг, 1 Ноябрь 2018 в 8:52 и находится в рубриках О патриотизме в России, После Крымской войны, Стрелецкое войско.

Метки: , , ,



ремонт кпп Byd
китай-сервис.рф

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы