1 Ноябрь 2018

Картина К.Маковского «Воззвание Минина»

oboznik.ru - Картина К.Маковского «Воззвание Минина»

Люди искусства не могли остаться в стороне от прославления подвига спасителей Отечества в 1612 г. Наиболее известна картина художника Константина Маковского «Воззвание Минина». Начата она была в 1891 г. в Нижнем Новгороде, а закончена пять лет спустя в парижском предместье Сен-Жермен, в мастерской художника В. Верещагина.

Летом 1891 года Маковский при езжает в Нижний Новгород. Впечатления, полученные в старинном русском городе, окончательно утверди ли в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его предводителе Кузьме Минине. Здесь, на месте событий, Маковский втягивается в атмосферу воспомина ний о «делах давно минувших дней». Художник работал с архив ными документами в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, изучая историко литературные источники. Поэтому картина имеет документальную убедительность, она обрела подлинность исторического документа.

Взгляните на картину. Изображенное событие относится к сентяб рю 1611 г. Погожий день. Деревья в золотом убранстве ранней осени. На заднем плане башня с воротами — Ивановская. Толпа людей заполни ла съезд, ведущий от Кремля на Нижний посад, к Волге. В центре картины возвышается посадский че ловек Кузьма Минин. Он обращает ся к нижегородцам с призывом под няться на врагов русского народа — польских интервентов, захвативших Москву.

В некоторых источниках можно найти сообщения, что Минин обращался с патриотическими призывами к нижегородцам в земской избе (на Нижнем посаде, там, где сейчас площадка трамвайного кольца).

На самом деле точно не определено, где именно совершилось это событие. Вот почему художники и писатели «при вязывают» выступление Минина к разным местам города — то к собор ной площади в Кремле (картина М.И. Пескова «Воззвание Минина», написанная в 1861 г.), то к Нижнему посаду, к месту у Никольской церкви (А.Д. Кившенко «Воззвание К. Мини на к нижегородцам», 1912 г.) К. Маковский перенес место действия ближе к Ивановской башне.

Это не очень точно исторически, но художественной и идейной задачей картины, её композицией такое нарушение места действия оправдано. Привлекает внимание цветовая палитра. И. Репин сказал о К. Ма ковском: «тайну сочетания красок он постиг, как никто». Летом 1891 года Маковский сде лал этюд Ивановского съезда, в ко тором наметилось пространственное решение будущей картины: наклон ная плоскость с планами, обозначен ными крупными архитектурными формами. Удачно найденный прием помог естественно и логично распре делить в картине огромную массу народа по склону горы так, чтобы фигуры не загораживали друг друга.

Это, в свою очередь, обусловило ком позиционную свободу и разнообра зие в размещении изображаемых персонажей. В картине «Воззвание Минина» преобладает приподнятая атмосфера, почти не ощущается трагизм событий грозной эпохи. К. Маковский делает упор на этнографической ст роне показанной в картине сцены. Художник как бы выплеснул со бытия из палат, теремов, светлиц на площадь, соединив их в одно многоликое действо.

Картина стала художественным документом героического прошлого Родины, в ней ощу щается дыхание истории и ярко выражена идея величия русского на рода. К. Маковский создал эпическое произведение, где в монументаль ных формах переданы массовость, размах самого народного движения. В центре картины — образ Кузьмы Минина, созданный с большой пластической силой, обладающий огромной энергией.

Это одно из лучших воплощений образа народного предводителя, народного героя в русской исторической живописи. Величественные события были заключены в масштабные формы: размер полотна — почти 7 метров в высоту и 6 метров в ширину. В 1896 г. на XVI Всероссийской торгово промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде зри телям впервые было показано это грандиозное полотно, разместивше еся в специально выстроенном для него павильоне.

Впоследствии кар тина была подарена городу импера тором Николаем II в ознаменование 300 летия Дома Романовых и в честь заслуг нижегородцев перед Отечеством. После Всероссийской выставки картина была показана в Санкт Пе тербурге, Москве, Париже. В 1908 г. картина была перевезе на в Нижний Новгород и установле на в гербовом зале Городской думы (ныне Дворец труда). В 1972 г. кар тина была перенесена в специально отстроенный для нее зал Горьковс кого (Нижегородского) художест венного музея, где находится и по ныне.

Т. Золотницина

 

Другие новости и статьи

« «Стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо…»

Зоя и Шура Космодемьянские »

Запись создана: Четверг, 1 Ноябрь 2018 в 8:52 и находится в рубриках О патриотизме в России, После Крымской войны, Стрелецкое войско.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика