2 Июль 2015

Художественное открытие в романтизме

В романтизме, и особенно в сентиментализме, наметилось вторжение во внутренний мир личности. Но только изображение типических характеров в типических обстоятельствах привело к желанному результату. Тииический характер — «знакомый незнакомец»,— выражение свойств отдельной личности и обобщение существенных сторон жизни. Это было огромным художественным открытием, расширившим познавательные и эстетические границы искусства. Для реалистического образа особое значение получила проблема «саморазвития» характера, детерминированности его обстоятельствами, психологического анализа, лечения, когда проводится антицеллюлитный массаж банками и т. д.

При всей свободе художественного воображения, при всей подвижности диапазона проникновения в действительность — как уже отмечалось — есть некая постоянная, хотя и подвижная внутри себя константа, «квант художественности»,— образ человека, его характер. Опираясь па эту реальную константу, JI. Леонов в «Русском лесе» сумел совершенно поновому решить проблему соотношения прошлого, настоящего и будущего, создав произведение с прочным реалистическим фундаментом и большой временной перспективой.

Хронологические, тематические и проблемные рамки романа далеко раздвинуты за пределы событий, составляющих «настоящее» — 1941 год. Писатель раскрывает образы Вихрова и Грацианского на фоне больших исторических потрясений. Время, среда, социальные антагонизмы формируют характеры этих людей, которые обстоятельствами, логикой исторической необходимости противостоят друг другу, подобно тому, как социализм и фашизм столкнулись на фронте под Москвой, подобно тому, как «сегодня»—линия фронта между «вчера» и «завтра». Вихров защитник «зеленого друга».

Грацианский — коварный, хитрый недоброжелатель «русского леса». Первый видит в любимом своем детище символ родины, благосостояние народа, реальную предпосылку для его будущих благ. Грацианский делает из борьбы вокруг судеб леса источник своего преуспевания, карьеры, личного благополучия. Вихров не просто герой с идеалом — он носитель мечты-деяния. Через роман проходит мотив в ряде случаев подсказывающий параллель между Вихровым и Прометеем, Грацианским и коршуном, терзавшим титана.

Но было бы полным непониманием творческого метода писателя, если бы принять эти образы за олицетворепие, символы заданных начал. Прометеевское начало в Вихрове — это «смысл» его образа, спрятаппый так далеко, что многие критики упрекали автора в приниженности героя, в беспомощности и бессилии его перед противником. Показывая современность как «связь времен» (как узел прошлого — настоящего — будущего) через судьбы леса — писатель сумел художественными средствами реализовать глубокую горьковскую мысль о трех действительностях, о трехмерном изображении жизни как необходимом условии художественной правды.

Другие новости и статьи

« Ресторану “Золотой колос” на ВДНХ вернут первоначальный вид

Аристотель о значении литературы »

Запись создана: Четверг, 2 Июль 2015 в 0:38 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика