2 Июль 2015

Аристотель о значении литературы

Как утверждает современная наука об античности, определение Аристотелем литературы (и других видов искусства) как подражания «вовсе не значит, что поэтическое произведение есть просто воспроизведение в образах, создаваемых средствами языка, самой действительности». «В аристотелевской теории слово «подражание», употребляется в столь широком смысле, что становится равнозначным слову созидание. Действительно поэзия, по Аристотелю, пе просто «подражает» природе в смысле посильного копирования ее (оно лишь «частью подражает ей»), но художественно воссоздает мир, «завершая» то, «что природа не в состоянии сделать».

При таком уподоблении сама природа выступает творящим субъектом по отношению к своим созданиям, подобно человеку в отношении произведений всякого человеческого «искусства», в том числе и художественного. В «Поэтике» проводится требование подражать «вероятному», т. е. творить мир по закону «вероятности» и «необходимости». «Подражание вероятному» — это не простое подражание жизни в формах правдоподобия. Ведь вероятное (и «возможное по вероятности») есть художественное допущение, гипотеза художественного сознания («поэзия философичнее и серьезнее истории»), о чем стоит разместить объявление http://prodaj-kupi.ru/.

Значит, поэзия призвана «подражать» в формах жизни такому допущению? Однако подобное упрощенное толкование, ведущее как будто бы к признанию оторванности художественного содержания поэзии от реальности, было бы эксплуатацией темноты отдельных мест трактата Аристотеля. Новое прочтение соответствующих мест «Поэтики» позволяет говорить о «возможном согласно кажущейся вероятности» как об утверждаемой Аристотелем основе поэтического творчества. Тем самым центр тяжести мысли переносится с предмета отражения на его метод.

И все же в трактате Аристотеля по большей части акцент сделан пе на особенности поэтического «созидания», а на утверждении должных форм собственно подражания. Поэтому наиболее непосредственно из учения Аристотеля о поэзии вытекала тенденция метафизически понимаемого подражания природе, которая сказывалась в различных теориях и школах. Тяготея к материализму, базируясь на общем здоровом материалистическом фундаменте — на требовании воспроизведения реальной жизни, эта тенденция отличалась одним общим недостатком — почти исключительным вниманием к объекту этого подражания, недооценкой активной, творческой, субъективной стороны отражения.

Этот недостаток, оказавшийся весьма устойчивым 9, проявлялся в разные эпохи с разной силой и последовательностью. Если, как известпо из источников, древние фиванцы законодательно определили, что художники должны «подражать природе как можно лучше, под страхом наказания», то в теоретических раздумьях начала нового времени, в эпоху Возрождения (по крайней мере, поскольку они нам известны) тенденция «подражапия» получает узке иной, более широкий смысл.

Другие новости и статьи

« Художественное открытие в романтизме

Патриотизм дрейфует не туда »

Запись создана: Четверг, 2 Июль 2015 в 0:50 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика