Патриотизм дрейфует не туда

Едет по улице джип с размашистой надписью "Спасибо деду за победу". Открывается окно и на дорогу что-то летит — явно не лепестки роз… Идут международные соревнования среди подростков в культурной столице нашей родины. Приглашается спортсменка с Украины — в зале свист. Та же история с американками. Это юные патриоты свистят? К сожалению, "пропатриотическую" канву поведения массово восприняли люди, которые своим поведением скорее компрометируют идею патриотизма, нежели вызывают желание разделить их порыв. Термин "патриотизм" возник в Древней Греции и означал любовь к своему городу-полису.
Однако это изначально простое и миролюбивое понятие оказалось очень удобным для управления настроениями масс, а потому его быстро взяли на вооружение разнообразные лидеры и те, кто собирался ими стать. Как выяснилось, патриотизм обладает колоссальной мобилизующей, сплачивающей силой и помогает развернуть народ в нужную сторону. Религиозный патриотизм подогревал нетерпимость к людям другого вероисповедания. Этнический патриотизм вселял пренебрежительное отношение к людям других рас и их правам. Имперский патриотизм сталкивался с национально-освободительным.
Но наиболее устоявшимся и часто используемым понятием стал государственный патриотизм, подразумевающий, что ты должен любить свое государство, ставить его выше других и бороться со всеми, кто физически или морально посягает на его величие. Как-то незаметно произошла дивергенция двух понятий: патриотизма и любви к Родине — а ведь когда-то они значили одно и то же. И хотя в теории люди их по-прежнему не разделяют, на практике все уже гораздо сложнее.
Нежные чувства к березкам с ромашками и ивой, склоненной над тихой заводью, отходят на задний план. Патриотизм одевается в камуфляж, трубит в военные трубы, требует абсолютной преданности государству (и государю), указует на врагов — истинных или мнимых. При слове "патриот" тут же всплывает образ крепкого мужчины в форме с решительным выражением лица — "враг не пройдет!". Дальнейшие ассоциации — осажденная крепость, подкопы под символические стены и представители пятой колонны, норовящие передать ключи от ворот за горсть серебренников. Патриотизм в его современном виде — это нечто громогласное, общественное, политизированное, идеологизированное. А любовь к Родине — чувство очень личное, мягкое и сентиментальное, но при этом сложное, противоречивое и объемное. Оно связано с историей семьи, с домом, где вырос, с любимым писателем и друзьями детства, с лесом, куда бегал за грибами, с речкой, куда ходил купаться с ребятами со двора… Родину можно критиковать и сравнивать с другими странами (не всегда в свою пользу) — любовь к ней от этого меньше не становится. Интересной и успешной попыткой вернуть патриотизму личностное наполнение была акция "Бессмертный полк". Но это скорее исключение. В целом патриотизм упорно клонится в сторону помпезности, показушности и лицемерия. Вот весьма интересные данные опроса ВЦИОМ, проведенного год назад в преддверии Дня России. Отвечая на вопрос о том, кто не является патриотом, большинство респондентов (84%) пришли к выводу, что, прежде всего, это человек, не чувствующий любви к России. Такое умозаключение вполне логично. Но дальше логики становится меньше. Две трети опрошенных (68%) полагают, что патриотом не может быть тот, кто хочет переехать в другую страну. А почему, собственно?
Вполне можно по разным причинам уехать жить за границу, но и свою родину продолжать любить. Знаю немало таких случаев. Еще 66% россиян считают главным проявлением непатриотических чувств уклонение от службы в армии; также 66% уверены, что истинный патриот никогда не станет давать или брать взятки; 63% — что он не будет уклоняться от уплаты налогов. Для 65% опрошенных главным признаком, отличающим истинного патриота, называют знание государственной символики России. 53% считают, что патриотом не может быть человек, имеющий счета за границей, 52% — что им не может быть сотрудник некоммерческой организации, которая финансируется из-за рубежа. Почти половина (47%) полагают, что гражданин, публично высказывающий мнение, противоположное государственной позиции, не является патриотом, 43% — что нельзя назвать патриотом человека с двойным гражданством. 30% считают непатриотичным желание выйти замуж за иностранца, а 29% относят к непатриотам даже тех, кто работает в иностранной фирме. Если подытожить все основания, по которым российское большинство исключает человека из патриотов, то придется признать, что в составе безусловных патриотов останется наиболее инертная и неамбициозная часть граждан. К сожалению, ведение бизнеса в России предполагает и взятки, и уклонение от налогов, а желание пожить за границей совершенно естественно для любого амбициозного образованного человека — просто чтобы кругозор расширить. Любопытно было бы посмотреть на результаты такого опроса сегодня, год спустя. Можно предположить, что оснований для зачисления в непатриоты окажется еще больше. Не потому, что люди стали меньше любить Родину, а потому, что патриотизм приобретает все более формализованно-государственнический характер. В статье "Патриотизм или мир", написанной в 1896 году, Лев Толстой рассматривал патриотизм как главный источник войн, четко подметив в нем военно-государственническую струну: "Производит же войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом.
А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать… Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный… Моря крови пролиты из-за этого чувства и будут еще пролиты из-за него, если люди не освободятся от этого отжившего остатка старины". Допустим, войны шли прежде всего из-за материальных богатств, но механизмом завода людей, средством манипулирования их чувствами был именно патриотизм. Сейчас Россия переживает очередной подъем государственного патриотизма. Любовь к Родине — это забота о своем дворе и своей деревне: цветы посадить, забор поправить, не вываливать мусор на обочину дороги, не ставить машину на газон, уважать окружающих, воспитывать детей умными, продвинутыми, много читающими, говорящими на разных языках, вежливыми и со "своими", и с "чужими"… И тут особого подъема как-то не чувствуется. Зато мы наблюдаем километры георгиевских ленточек, хождение с десятиметровыми знаменами и хоругвями по центральным магистралям, футболки с медвежьим оскалом, надписи "На Берлин" на немецких машинах, ностальгический блатняк на всю катушку под видом "нашей родной музыки" и прочие признаки "величия", включая свист спортсменам из "враждебных стран"… А тут еще подоспел новый проект программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", нацеленной на "формирование высокого патриотического сознания". Мы прекрасно знаем, что это такое: бряцай высокими истинами, не вникая в их суть, и делай, что говорят, не рассуждая и не критикуя. Интересно посмотреть, как относятся к этой программе, на которую пойдут деньги из бюджета, сами россияне.
Согласно результатам опроса, проведенного "Левада-центром" в апреле нынешнего года, 49% считают, что"программа необходима, потому что сейчас, перед лицом внешних и внутренних угроз, государство должно воспитывать патриотов, готовых защищать интересы страны"; 19% — что "программа необходима, но может стать "кормушкой" для бюрократии, не принеся реальных результатов", 16% — что "программа не нужна, потому что сначала нужно решать более важные проблемы (коррупция, низкий уровень жизни и пр.), а если они будут решены - у населения будет и патриотизм": 8% — что "программа не нужна, потому что патриотизм — личное дело каждого, и государство не должно вмешиваться несмотря ни на что"; еще 8% затруднились ответить.
Патриотизм в сознании людей сегодня прежде всего связан с угрозой (внешней или внутренней), а отнюдь не с развитием и процветанием. Телевизор сработал и народ готов защищать интересы родины — от кого скажут. Обратимся снова к Толстому: "Должны воспитывать молодые поколения так, чтобы, как теперь стыдно молодому человеку проявлять свой грубый эгоизм, например, тем, чтобы съесть все, не оставив другим, столкнуть слабейшего с дороги, чтобы самому пройти, отнять силою то, что нужно другому — так же бы было стыдно желать увеличения могущества своего отечества; и так же как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось [глупым] восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и глупых народных гимнах.
Но надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны…" Но как же тогда поддерживать гордость за свой народ и страну, завоевывать авторитет, расширять влияние, проповедовать свою культуру? Когда к Конфуцию пришел один мелкий царек и задал вопрос, насколько надо увеличить армию, чтобы завоевать соседний южный народ, Конфуций посоветовал: "уничтожь все твое войско, употреби то, что ты тратишь теперь на войско, на просвещение своего народа и на улучшение земледелия, и соседний народ прогонит своего царька и без войны покорится твоей власти". Очень своевременный совет! Впрочем, так ли безнадежно плох патриотизм, как казалось Толстому в 1896 году? Пожалуй, Лев Николаевич был слишком суров, как это с ним часто случалось.
Ничто не мешает вернуть патриотизму его человеческое, частное, деятельное начало. Чем рисовать лозунги на автомобилях или свистеть девочкам-спортсменкам из США, лучше добиться установки светофора на дороге у школы, принять участие в продвижении программы раздельного сбора мусора или заняться воспитанием и образованием своих детей. Хотите искать врагов и ходить строем под бравурные марши — пожалуйста. Но это — не патриотизм, а лишь милитаризация сознания. Можно посмотреть на патриотизм и под другим углом.
Сначала он касался крохотных полисов, позже его взяли на вооружение государства, затем — империи. Ну а если сегодня в нашем глобализированном обществе сделать еще шаг вперед и ввести понятие общечеловеческого патриотизма? В рамках которого мы обязаны защищать наш общий дом — Землю — и бороться со всеми, кто разрушает гармонию жизни, стравливает народы друг с другом, загрязняет воду и вырубает леса, выкачивает нефть, чтобы произвести горы мусорных товаров? За программу такого патриотического воспитания, пожалуй, стоило бы проголосовать.
Татьяна Чеснокова
rosbalt.ru
Другие новости и статьи
« Аристотель о значении литературы
Заслуженный экономист Российской Федерации – Михаил Лукашков »
Запись создана: Пятница, 3 Июль 2015 в 16:21 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.
метки: патриотизм
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика