25 Октябрь 2018

Мировоззрение писателя

Мировоззрение писателя представляет собою в принципе систему «взглядов» и устойчивых умонастроений, что и мировоззрение иных мыслящих людей (не можем же мы разделить всех людей четкой границей па только художников и только «нехудожников»). Искусственность выделения в едином мировоззрении «рубрик» и отдельных «взглядов», конечно, велика,— но этой искусственности в применении, скажем, к Толстому, не больше, чем в применении к Эйнштейну или Павлову.

Мировоззрение писателя тоже может быть и очень часто бывает противоречивым. Тогда оно выступает ареной внутренней борьбы отдельных представлений о жизни, взглядов, убеждений. Эта борьба в силу определенных исторических, классовых, биографических и иных причин может различными путями привести к взаимному согласованию, к устойчивой системе воззрений, она может оказаться безысходной, хотя во всех случаях глубинным ее пафосом является стремление к цельности, гармонии, единству взгляда на мир, даже через пластиковые окна. Отсюда, например, проистекает, как показал Энгельс, поражение любимых героев Бальзака и неожиданное возвышение их противников.

Наивно было бы считать, что это всецело вопреки воле Бальзака (так — беря часто приводимые примеры — Пушкин подписался под своевольной «штукой» Татьяны, а Толстой «санкционировал» покушение на самоубийство Вронского),— наивно потому, что мировоззрение Бальзака в целом вовсе не сводилось к легитимизму. Однако в прямых публицистических высказываниях писателя легитимизм часто брал верх. Но в художественном творчестве лучшие стороны мировоззрения порою выступают на первый план и происходит дальнейшее «переисправление цветопередачи», если воспользоваться терминологией оптики, и Бальзак находит «настоящих людей будущего там, где их единственно и можно было найти».

Если согласиться с таким представлением, то снимается загадочность влияния противоречий мировоззрения на творчество. Мировоззрение сказывается па отдельных этапах пути писателя и на отдельных образах теми или другими своими сторонами, соответственно тому, что возобладало в данный момент в сознании художника. В целом же творчестве оно обычно проявляется со всеми своими внутренними неувязками и противоречиями. Тогда мы вскрываем (классический образец такого вскрытия — статьи Ленина о Толстом) и противоречия в творчестве, и известную невыдержанность метода.

Другие новости и статьи

« Максим Горький о круге детского чтения

Организация оборонительного боя »

Запись создана: Четверг, 25 Октябрь 2018 в 13:09 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика