Мировоззрение писателя



Мировоззрение писателя

Мировоззрение писателя представляет собою в принципе систему «взглядов» и устойчивых умонастроений, что и мировоззрение иных мыслящих людей (не можем же мы разделить всех людей четкой границей па только художников и только «нехудожников»). Искусственность выделения в едином мировоззрении «рубрик» и отдельных «взглядов», конечно, велика,— но этой искусственности в применении, скажем, к Толстому, не больше, чем в применении к Эйнштейну или Павлову.

Мировоззрение писателя тоже может быть и очень часто бывает противоречивым. Тогда оно выступает ареной внутренней борьбы отдельных представлений о жизни, взглядов, убеждений. Эта борьба в силу определенных исторических, классовых, биографических и иных причин может различными путями привести к взаимному согласованию, к устойчивой системе воззрений, она может оказаться безысходной, хотя во всех случаях глубинным ее пафосом является стремление к цельности, гармонии, единству взгляда на мир, даже через пластиковые окна. Отсюда, например, проистекает, как показал Энгельс, поражение любимых героев Бальзака и неожиданное возвышение их противников.

Наивно было бы считать, что это всецело вопреки воле Бальзака (так — беря часто приводимые примеры — Пушкин подписался под своевольной «штукой» Татьяны, а Толстой «санкционировал» покушение на самоубийство Вронского),— наивно потому, что мировоззрение Бальзака в целом вовсе не сводилось к легитимизму. Однако в прямых публицистических высказываниях писателя легитимизм часто брал верх. Но в художественном творчестве лучшие стороны мировоззрения порою выступают на первый план и происходит дальнейшее «переисправление цветопередачи», если воспользоваться терминологией оптики, и Бальзак находит «настоящих людей будущего там, где их единственно и можно было найти».

Если согласиться с таким представлением, то снимается загадочность влияния противоречий мировоззрения на творчество. Мировоззрение сказывается па отдельных этапах пути писателя и на отдельных образах теми или другими своими сторонами, соответственно тому, что возобладало в данный момент в сознании художника. В целом же творчестве оно обычно проявляется со всеми своими внутренними неувязками и противоречиями. Тогда мы вскрываем (классический образец такого вскрытия — статьи Ленина о Толстом) и противоречия в творчестве, и известную невыдержанность метода.



Другие новости и статьи

« Максим Горький о круге детского чтения

Организация оборонительного боя »

Запись создана: Четверг, 25 Октябрь 2018 в 13:09 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы