27 Июль 2015

Наделение душой явлений природы

В создании новой вещи впервые был открыт принцип необходимой связи между вещыо и представлением о ней. Ведь в образе-фетише тоже имелось два компонента: единичная вещь и — прибавление к ее бытию - сила, таящаяся в ней. Но эта связь была случайна, сущность прилагалась к вещи внешним образом. Потому не было еще определенности, границы вещи и сущности были размыты, отчего и возникала множественность значений, оборотничество. Теперь вещь и сущность начинают взаимопроникать в свой источник.

И в новом типе образа вместо внешней связи формы и содержания начинает устанавливаться их внутреннее единство. Оно бесспорно в вещах, вновь созданных: дом, топор, идол божества и т. д. Здесь пересоздан сам внешний материал в связи с сущностью. Труднее понимается это применительно к уже существующим вещам.

Определенность выражается в этом случае не в физическом материале (эта сосна, гора, река и т. д.— продолжают существовать сами по себе, нетронутыми), а в духовном представлении. Последнее уже есть определенный комплекс качеств и свойств, связанных с внутренней природой вещи, к которой прилегает это представление. Начинается путь к выработке общих понятий о вещах, отделившихся от единичных этих вещей, путь к понятию сосны вообще, реки и т. д. На первых порах, однако, общие понятия живут как особые существа — демоны, духи, гении.

У каждого дерева есть свой дух и у огня — спой бог, отличный от бога неба, и т. д. Ленин пишет: «Идеализм первобытный: общее (понятие, идея) есть отдельное существо. Это кажется диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым… Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятые слепка (= понятия) с иес не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz = бога)».

Во второй половине приведенного высказывания Ленин апализирует выработку общих понятий у современного человечества, которое уже имеет оружие абстрактной мысли и у которого фантазия возникает как зигзагообразный, усложняющийся ход сознания. Напротив, для первобытного сознания образование фантастического образа бога — кратчайшее и самое прямое движение мысли, без опосредствования, сразу связывающее внешнее явление природы с человеком, его жизнью. Наделение явлений природы «душой» и есть прямое перенесение на естественную природу человеческой сущности, которая характеризуется прежде всего сознанием и волей.

Другие новости и статьи

« В Москве создан Национальный союз патриотического воспитания

Школа на рубежах времен »

Запись создана: Понедельник, 27 Июль 2015 в 0:14 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика