11 Октябрь 2018

Анализ военных доктрин государств Центральной азии

oboznik.ru - Анализ военных доктрин государств Центральной азии

Предстоящий вывод войск МССБ из Афганистана, а также общее ухудшение военно- политической обстановки на постсоветском пространстве заставляют задуматься о способности государств Центральной Азии обеспечить собственную безопасность в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для того чтобы оценить насколько готовы страны региона к реагированию на существующие и гипотетические вызовы, какие угрозы они рассматривают в качестве основных и что планируют предпринять для борьбы с ними, попробуем проанализировать их военные доктрины

Безусловно, военная доктрина любого государства – это лишь вершина айсберга под названием «военно-стратегическое планирование». Это система основополагающих взглядов на обеспечение национальной безопасности, закрепленных в конкретных положениях документа, носящего, по сути, идеологический характер. Практическая имплементация необходимых шагов по укреплению обороноспособности страны осуществляется на основании годовых и перспективных программ и планов с учетом указов и распоряжений главы государства и приказов министра обороны.

Тем не менее, грамотно составленная военная доктрина позволяет сформировать у военнослужащего четкую систему координат, что очень важно для понимания национальных интересов государства, которое он защищает в условиях хаотизации современной военно-политической обстановки. Если обращаться непосредственно к анализу военных доктрин стран Центральной Азии, то стоит отметить, что, несмотря на наличие общих положений, все документы, безусловно, имеют собственную специфику, определяемую во многом статусом отношений того или иного государства с ОДКБ и внерегиональными военно-политическими акторами.

Новая военная доктрина Казахстана была утверждена Указом Президента от 11 октября 2011 г. Это уже четвертая по счету доктрина. Первая военная доктрина Казахстана была принята в 1993 г., вторая – 10 февраля 2000 г., а третья-21 марта 2007 г. Документ носит сугубо оборонительный характер. Более того, если раньше об этом говорилось в конце доктрины, то сейчас это прописано во введении. В числе основных направлений международного военного сотрудничества обозначается «завершение формирования нормативной правовой базы в сфере военного и военно-технического сотрудничества с государствами – членами Организации Договора о коллективной безопасности», что объясняется необходимостью консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности [1].

Кроме того, говорится о важности углубления стратегического партнерства в рамках ШОС и расширении сотрудничества в военной и военно-технической областях с США и государствами ЕС. Первая версия Военной доктрины Кыргызской Республики была принята 23 марта 2002 г. Она состояла из четырех разделов – военно-политические основы, военные основы, основы военно-экономического обеспечения военной безопасности и подготовка Кыргызской Республики к обороне. Во введении был закреплен оборонительный характер Военной доктрины. Если говорить о приоритетах международного военного и военно- технического сотрудничества Республики, то на первом месте было расположено сотрудничество в рамках ДКБ, затем следовало расширение сотрудничества в рамках «Партнерства во имя мира», укрепление двухстороннего сотрудничества с Российской Федерацией, США, КНР, Турецкой Республикой, ФРГ а также укрепление доверия в рамках ШОС и участие в воинских операциях под эгидой ООН. Поскольку революционные события 2005 г. и 2010 г., а также беспорядки на юге Киргизии летом 2010 г. внесли существенные коррективы в ситуацию в области безопасности в стране потребовалось принятие новой Доктрины, что и произошло на заседании Совета обороны Киргизии в июле 2013 г. В новой доктрине главной внешней угрозой для республики назван терроризм. К внешним угрозам отнесены также "обстановка на Ближнем Востоке, Афганистане, проникновение вооруженных групп" в Киргизию.

Внутренними угрозами названы сепаратизм и религиозный экстремизм. Основным нововведением новой Доктрины выступает положение о создании Единого центра управления Вооруженными силами для повышения эффективности взаимодействия различных родов войск [2]. Военная доктрина Республики Таджикистан была принята в октябре 2005 г. Доктрина носит оборонительный характер и подтверждает последовательную приверженность Таджикистана миру, но «с твердой решимостью защищать национальные интересы». В документе отмечается, что в силу специфики Таджикистана вооруженные силы страны могут использоваться ограниченно: «Геополитическое положение, военно-стратегическая обстановка, низкая вероятность крупномасштабных войн и сложные экономические условия Таджикистана практически исключают необходимость и возможность заблаговременного создания мощных группировок вооруженных сил во всех геостратегических районах» [4].

Таким образом, Таджикистан в большей степени, чем другие государства – члены ОДКБ, полагается на коллективные механизмы безопасности. В военной доктрине это нашло свое отражение там, где говорится о сотрудничестве с ОДКБ, ШОС и СНГ, в то же время о взаимодействии с НАТО в тексте документа нигде не говорится. Новая военная доктрина Республики Узбекистан была принята Советом национальной безопасности в феврале 2000 г. Она стала модификацией предыдущего документа 1995 г. В доктрине, помимо других угроз, особо подчеркивается угроза терроризма и религиозного экстремизма [5]. С данными угрозами Республика Узбекистан сталкивается достаточно часто, и это естественно, что им уделяется особое место. В доктрине предлагается укреплять отношения в сфере военного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, Японией, Китаем, Содружеством Независимых Государств и НАТО. В основе утвержденной в соответствии с Указом Президента Туркменистана в 2009 г. Военной доктрины лежит принцип нейтралитета.

Особенностью Доктрины является отсутствие упоминаний в ее тексте даже в разделе «Международное военное и военно- техническое сотрудничество» информации об основных партнерах в деле обеспечения региональной безопасности [3]. Подводя итог, стоит отметить, что военные доктрины государств Центральной Азии на сегодняшний день не в полной мере выполняют свою роль основного стратегического документа для вооруженных сил, т.к. в них необоснованно усилен идеологический компонент.

1) Интернет-ресурс: Военная доктрина Республики Казахстан. http://mod.gov.kz/ru/index.php?section=%C2%EE%E5%ED%ED%E0%FF_%E4%EE%EA%F2%F0%E8% ED%E01 (Дата обращения: 20.06.2014).

2) Интернет-ресурс: Военная доктрина Кыргызской Республики (принята указом президента Алмазбека Атамбаева от 15 июля 2013 года). http://www.central-eurasia.com/documents/?uid=2058 (Дата обращения: 20.06.2014).

3) Интернет-ресурс: Военная доктрина независимого, постоянно нейтрального Туркменистана. http://www.turkmenbusiness.org/node/126 (Дата обращения: 20.06.2014).

4) Интернет-ресурс: Военная доктрина Республики Таджикистан. http://www.geneva￾academy.ch/RULAC/pdf_state/Military-Doctrine-TJ.pdf (Дата обращения: 20.06.2014).

5) Интернет-ресурс: Соколов Б. Ни числа, ни умения. Узбекская армия не является современной военной силой. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1369328100 (Дата обращения: 20.06.2014).

Коренев Е.С.

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Другие новости и статьи

« Система технического обслуживания и текущего ремонта зданий и объектов Министерства обороны

Крестовый камень, или забытые войны со шведами »

Запись создана: Четверг, 11 Октябрь 2018 в 15:45 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика