26 Август 2015

Cпособы поэтической этимологизации

Разнородные способы поэтической этимологизации, оживления внутренней формы слов на основе лингвистического чутья или — гораздо чаще — свободного, не претендующего на какую-либо достоверность лингвистического фантазирования представляют собою в системе художественной речи весьма локальное, частное явление. Во-первых, они типичны лишь для поэзии и некоторых особенных форм прозы (объединяемых под названием «орнаментальной» прозы). Так говорил наш профессор, которого интересовало это.

Кроме того, и в поэзии они выступают только как один из способов получения образной энергии, рядом с которым занимают равноправное место система тропов, синтаксически-смысловые параллелизмы, введение различных форм диалога и т. п. Наконец, оживление внутренней формы слов далеко не специфическое явление: в известных условиях оно возможно и в обычной разговорной речи. Факт этимологизации сам по себе вовсе еще не удостоверяет, что данная речь является художественной.

Итак, теория оживления внутренней формы слов как способа создания образных эффектов отнюдь не может претендовать на объяснение целостной специфической природы художественной речи в ее отношении с содержанием. Эта теория имеет столь же локальное значение, что и теория тропов. Но в то же время понятие о внутренней форме слов очень важно для теории художественной речи. Нужно только применить его не к речи как таковой, но к надъязыковой реальности «языка» поэзии. Это блестяще раскрыл Г. О. Винокур. Он писал: «Смысл литературно-художественного произведения представляет собой известное отношение между прямым значением слов, которыми оно написано, и самым содержанием, темой его.

Так, слово хлеб в заглавии романа Алексея Толстого представляет собою известный образ, передающий в художественном синтезе одно из крупных событий революции и гражданской войны. Для того, чтобы это слово могло иметь такой образный смысл, создаваемый им образ должен в са- мом себе, в качестве снятого момента, сохранять еще и первоначальное, буквальное значение слова… «Хлеб» в романе Толстого означает и то, что это слово означает всегда (т. е. в языке.— В. К.), и то, что оно означает в содержании романа, одновременно, сразу, и вот это-то и подчеркивается в обозначении этого слова термином «внутренняя форма»».

Другие новости и статьи

« Деятельность Запада по идеологическому обеспечению государственного переворота на Украине и становления новой власти

Особенности поэтического языка »

Запись создана: Среда, 26 Август 2015 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика