14 Август 2019

Государственные документы о значении культуры

oboznik.ru - Государственные документы о значении культуры
#культура#общество#Россия

В декабре 2014 года произошло много знаменательных событий, из которых выделим три: Президент РФ В.В. Путин утвердил новую редакцию Военной доктрины Российской Федерации (26 декабря 2014 г.) и Основы государственной культурной политики , а Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал Распоряжение о присуждении правительственных премий в области культуры . Все три документа объединяет тема национальной безопасности. В обновленный текст Военной доктрины в качестве новых угроз добавлено информационное воздействие на население, имеющее целью «подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества», а также «провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти» (§13 в, г).

В связи с этим предлагается повысить эффективность «военно-патриотического воспитания граждан» (§§21 е; 38 т). В давно привычном для всех словосочетании «военно-патриотический» акцент должен делаться не на первом, а на втором слове, потому что без любви к Родине и жертвенной готовности трудиться и бороться ради ее свободы, независимости и процветания «военное» теряет силу и смысл. Заметим, что названные выше новые угрозы не так уж и новы. Просто раньше они назывались иначе: «психологическая война», понимаемая как «работа по разложению войск и населения противника» или «психологическое воздействие на войска противника и население с целью их деморализации и склонения к прекращению сопротивления». Такая информационная война часто ведется против вероятного противника независимо от наличия военного конфликта с ним.

И опять, хотя «население» стоит на втором месте после «войск», в стратегическом плане оно важнее, потому что личный состав войск набирается из «населения», а никакой фронт без прочного тыла долго не продержится. На сохранение и приумножение «исторических, духовных и патриотических традиций» в России, укрепление единства российской нации нацелен второй из упомянутых документов – Основы государственной культурной политики. В самом начале там говорится: «Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и призвана обеспечить приоритетное культурное развитие как основу «государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны». И чуть ниже: «На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости…» (курсив автора – В.Н.). При этом документ прямо говорит, что вследствие недооценки роли культуры в России возникла угроза гуманитарного кризиса.

Среди наиболее опасных его проявлений названы: «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров»; «деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России» (Раздел II). Естественным следствием таких процессов являются, на наш взгляд, искажения в национально-культурной (гражданской) идентичности, низкий уровень патриотизма населения, особенно молодежи. Поэтому среди целей государственной культурной политики называются: «укрепление гражданской идентичности», сохранение и использование исторического и культурного наследия для воспитания граждан, передача подрастающим поколениям «традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» (Раздел IV).

К сожалению, из проекта «Основ…» в принятый документ почему-то не вошла важная и ясная формулировка стратегической задачи по воспитанию «ответственной личности… искренне разделяющей ценности любви к Отечеству и служения ему» (Раздел III.5)6 . Зато теперь во Введении документа подчеркнута особая роль Православия «в формировании системы ценностей России». Говорится в Основах и о необходимости «принятия мер по возрождению интереса к чтению», указывается на необходимость расширения доступности для граждан «произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы» (Раздел VI). Ведь именно великая русская литература формирует нравственные идеалы, передает новым поколениям духовный опыт народа.

Литература воспитывает, а кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее. Поэтому будущее нашего народа, в определенном смысле, в руках детских писателей и деятелей культуры, работающих для юношества (в первую очередь работников кинематографа как самого массового вида искусств). Сегодняшние дети – это завтрашние защитники нашего Отечества и труженики тыла; те, кому предстоит в скором будущем строить нашу экономику, обеспечивать конкурентоспособность страны, развивать культуру, науку, служить в Вооруженных силах, работать на заводах и в научно-исследовательских организациях. Именно на будущее нацелена и вновь формируемая государственная культурная политика, в Основах которой говорится: «Достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15–20 лет, в течение которых сформируется новое поколение.

Первые ощутимые результаты… могут быть получены в течение ближайших пяти лет». Результатом реализации государственной культурной политики должно стать «увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на Родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей» (Раздел VIII). Однако как нашим детям усвоить исторический и духовный опыт своего народа на книгах и фильмах о Гарри Поттере, «Властелинах колец» и прочих заморских кудесниках-чернокнижниках? Что может противопоставить Россия этим мощным иностранным бизнес-проектам, которые повсеместно распространяются как агенты влияния космополитической «глобалистской культуры»?

На этот вопрос отчасти отвечает третий из указанных выше документов, в котором названы имена 25 лауреатов, получивших премию Правительства РФ в области культуры. Среди них можно назвать, пожалуй, лишь четверых, непосредственно работающих с детской и подростковой аудиторией: это продюсер А.И. Боярский с коллегами (за создание анимационного сериала для детей); Л.И. Иванова и И.В. Миляев (за создание альбома «Пьесы для детей Московского детского музыкального театра “Экспромт”»); руководители детского фольклорного хореографического коллектива «Ридада» (Карачаево-Черкесская Республика) А.В. Тания и В.К. Тания (за создание концертной программы «Разноцветная планета») и писатель С.С. Сухинов (за литературную трилогию для юношества «Клад и Крест»). Заметим, что в 2014 г. за успехи в области литературы данной премией награждены семь писателей, и только один из них – детский.

Немыченков В.И.

 

Другие новости и статьи

« Детская литература в постсоветской России

О принятии боевых решений »

Запись создана: Среда, 14 Август 2019 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика