28 Август 2019

Социальное государство и Великая Победа

oboznik.ru - Социальное государство и Великая Победа
#победа#государство#экономика

Аннотация. В статье раскрываются проблемы формирования социального государства и социального рыночного хозяйства. Отмечено влияние итогов и уроков Второй мировой войны на эти процессы. Проведен сравнительный анализ экономических систем ФРГ и РФ в плане построения социального государства и гражданского общества.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, социализм, социально ориентированная экономика. Идея построения социального государства – государства социальной справедливости – принадлежит крупнейшим мыслителям прошлого

Можно вспомнить основные вехи генезиса концепции социального государства: идею общественного договора Ж.-Ж. Руссо, правового государства Л. фон Штейна, идеи социалистов-утопистов и т. д. [1; 2]. Однако проблема формирования социального государства как государства общесословного, народного, социально справедливого долгое время оставалась лишь в области теоретических конструкций и не находила своего подтверждения на практике. События ХХ столетия отбросили разработку этой идеи и практического формирования социального государства далеко назад.

Как известно, в ХХ веке произошли две мировые войны и почти тысяча локальных военных конфликтов, унесшие в совокупности более полумиллиарда человеческих жизней. О социальном государстве человечество, казалось бы, на время забыло. Хотя, как свидетельствует история, полностью не отказалось. Так, после победы фашизма в некоторых странах Европы, также связанного с идеей о социальном государстве, но быстро выродившегося, появились разного рода социальные программы по улучшению жизни населения. В той же Германии в 1930-е годы стали активно строиться автобаны, выпускался доступный основной массе населения «народный автомобиль»; доступными для населения и массовыми стали туристические услуги; совершенствовалось социальное обеспечение. Но Вторая мировая война перечеркнула все эти начинания, подчинив экономику нуждам военно-промышленного комплекса.

После Второй мировой войны Германия вернулась к идее и ценностям социального государства. Канцлер послевоенной Германии К. Аденауэр и министр торговли Л. Эрхард выступили с планами формирования в стране социального государства и «экономики для всех». Л. Эрхард, в частности, сформулировал основные хозяйственные права личности, которые социальное государство обязано было гарантировать. Прежде всего, речь шла о праве на свободное потребление, т. е. устранении различного рода ограничений со стороны прежнего государства в этой сфере. Это требовало существенного снижения налогообложения в сфере потребления.

Помимо того необходимо было ликвидировать или свести к минимуму бюрократизацию системы управления экономикой. Л. Эрхард даже одну из глав своей книги назвал символично: «Против политики письменного стола» [3]. Практически все эти цели были достигнуты. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и социальным федеральным государством», а в ст. 23 было записано, что «для создания объединенной Европы ФРГ участвует в развитии Европейского союза, который привержен принципам демократии, правового, социального и федеративного государства». Примеру Германии последовали и другие государства. С 1958 г. (согласно ст. 1 французской Конституции) Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. С 1978 г. Испания в своей Конституции записала, что она стала «правовым, демократическим, социальным государством», и т. д. После окончания Великой Отечественной войны в Советском Союзе началась существенная перестройка всей структуры государства и его внутренней политики.

Основные вехи на этом пути: отмена мобилизационного планирования, наркоматов и переход к министерствам и территориально-отраслевому планированию; реформа розничных и оптовых цен 1947–1949 гг.; расширение местного самоуправления и создание совнархозов; развитие бригадного подряда и хозрасчета. Мало кто задумывался, что логика этих преобразований была направлена на приближение к социальному типу государства. Великая Победа стала мощным импульсом на пути отказа от диктатуры пролетариата как изжившей себя модели государственного устройства и перехода к общенародному государству. То обстоятельство, что этот «великий переход» не завершился, обусловлено внутренней борьбой политических элит внутри страны и начавшейся после окончания Великой Отечественной войны так называемой «холодной войной». Именно холодная война, навязанная нам США и НАТО, как известно, потребовала огромных материальных и финансовых ресурсов, которые постепенно обескровили советскую экономику и привели к ее краху. В конце ХХ века многие страны вновь вернулись к идее социального государства.

Ныне в конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще предстоит в полной мере реализовать на практике. Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми.

Государство выступает гарантом прав человека, его партнером. Государство названо социальным в конституциях Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Таджикистана и Украины. Социальное государство современной России находится на самом раннем этапе развития. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены только некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. В то же время в Конституции РФ не отражены многие важные положения, без которых принципы социального государства могут остаться лишь декларацией. Формирование социального государства и гражданского общества в России также имеет свои особенности.

В стране в последние десятилетия во многом разрушены вековые традиции и утрачены органичные связи общественной жизни. Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России сегодня является бюрократия, заменившая настоящие общественные образования экономического и социального порядка. Отличительной чертой современного российского общества является низкий уровень политического плюрализма. Граждане государств с высоким уровнем демократического развития имеют развитое самосознание, чего пока нельзя сказать о большинстве граждан РФ.

Таким образом, в РФ предстоит создать такие структуры гражданского общества, в которых граждане могли бы решать свои проблемы, выполнять созидательные задачи. Современный мир живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В этих условиях изменяются механизмы социально-экономического регулирования, обостряются проблемы глобализации. Глобальные проблемы социально-экономической политики формулируются как экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход к модели устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущего поколений. В ХХ веке государство ввело обязательное социальное и пенсионное страхование; пособия выплачивались из специально созданных государственных фондов, которые пополнялись за счет взносов и налогов и управлялись централизованной бюрократией. В конце ХХ – начале ХХI века произошла приватизация пенсионных и страховых фондов.

В результате этого резко возрастало общественное неравенство в области указанных социальных услуг, а значительная часть населения, не обладающая достаточной платежеспособностью, исключается из них. Социальная политика представляет собой систему, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области трудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения и т. д. Структурная целостность социальной политики определяется такими факторами, как: выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов; единое законодательство, формулирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения; протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы; единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение.

В качестве объекта деятельности системы «социальная политика» выступает все население страны. Субъектом деятельности этой системы являются органы власти, общественные организации и объединения граждан. В своей деятельности система использует ресурсы, которые можно подразделить на правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и информационные. На функционирование системы оказывают существенное влияние факторы внешней среды, к которым относятся: международные юридические и экономические договоры страны; общественно-политическая ситуация в мире; экономическая ситуация в мире; реакция жителей на деятельность органов государственной власти по вопросам социальной политики; реакция общественно-политических организаций (партий, движений) на деятельность властей; национальные особенности и межнациональные отношения в стране. Анализ реализации социальной политики в разных странах мира позволяет выделить два основных направления – сакрально-патерналистское и либеральное.

Сакрально-патерналистская модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность государственных структур за все, что происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность граждан в выборе направлений и осуществления принципов социальной политики, не оставляя возможности влиять на нее. При такой модели: власть – субъект социальной политики, а общество – объект. Либеральное направление реализации социальной политики, характерное для многих стран, подразделяется на три основных модели: социал-демократическую, корпоративную и собственно либеральную.

Что касается нашей страны, то формирование социального государства – это задача «на вырост». И для ее успешного решения необходимо сделать еще очень много.

Библиографический список

1. Всемирная история экономической мысли : [в 6 т.] / под ред. В. Н. Черковец. М. : Мысль. 1987. Т. 1.

2. Осиновский И. Н. Томас Мор. М. : Наука, 1974. 3. Эрхард Л. Благосостояние для всех : [пер. с нем.]. М. : Начала-Пресс. 1991.

Т. И. Кружкова, О. А. Рущицкая

Другие новости и статьи

« Конвергенция «народного капитализма» и социализма как основа современной национальной безопасности

Духовный арсенал нашей Победы »

Запись создана: Среда, 28 Август 2019 в 0:12 и находится в рубриках Вторая мировая война.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика