Социальное государство и Великая Победа


9 декабря - день героев О

Социальное государство и Великая Победа

oboznik.ru - Социальное государство и Великая Победа
#победа#государство#экономика

Аннотация. В статье раскрываются проблемы формирования социального государства и социального рыночного хозяйства. Отмечено влияние итогов и уроков Второй мировой войны на эти процессы. Проведен сравнительный анализ экономических систем ФРГ и РФ в плане построения социального государства и гражданского общества.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, социализм, социально ориентированная экономика. Идея построения социального государства – государства социальной справедливости – принадлежит крупнейшим мыслителям прошлого

Можно вспомнить основные вехи генезиса концепции социального государства: идею общественного договора Ж.-Ж. Руссо, правового государства Л. фон Штейна, идеи социалистов-утопистов и т. д. [1; 2]. Однако проблема формирования социального государства как государства общесословного, народного, социально справедливого долгое время оставалась лишь в области теоретических конструкций и не находила своего подтверждения на практике. События ХХ столетия отбросили разработку этой идеи и практического формирования социального государства далеко назад.

Как известно, в ХХ веке произошли две мировые войны и почти тысяча локальных военных конфликтов, унесшие в совокупности более полумиллиарда человеческих жизней. О социальном государстве человечество, казалось бы, на время забыло. Хотя, как свидетельствует история, полностью не отказалось. Так, после победы фашизма в некоторых странах Европы, также связанного с идеей о социальном государстве, но быстро выродившегося, появились разного рода социальные программы по улучшению жизни населения. В той же Германии в 1930-е годы стали активно строиться автобаны, выпускался доступный основной массе населения «народный автомобиль»; доступными для населения и массовыми стали туристические услуги; совершенствовалось социальное обеспечение. Но Вторая мировая война перечеркнула все эти начинания, подчинив экономику нуждам военно-промышленного комплекса.

После Второй мировой войны Германия вернулась к идее и ценностям социального государства. Канцлер послевоенной Германии К. Аденауэр и министр торговли Л. Эрхард выступили с планами формирования в стране социального государства и «экономики для всех». Л. Эрхард, в частности, сформулировал основные хозяйственные права личности, которые социальное государство обязано было гарантировать. Прежде всего, речь шла о праве на свободное потребление, т. е. устранении различного рода ограничений со стороны прежнего государства в этой сфере. Это требовало существенного снижения налогообложения в сфере потребления.

Помимо того необходимо было ликвидировать или свести к минимуму бюрократизацию системы управления экономикой. Л. Эрхард даже одну из глав своей книги назвал символично: «Против политики письменного стола» [3]. Практически все эти цели были достигнуты. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и социальным федеральным государством», а в ст. 23 было записано, что «для создания объединенной Европы ФРГ участвует в развитии Европейского союза, который привержен принципам демократии, правового, социального и федеративного государства». Примеру Германии последовали и другие государства. С 1958 г. (согласно ст. 1 французской Конституции) Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. С 1978 г. Испания в своей Конституции записала, что она стала «правовым, демократическим, социальным государством», и т. д. После окончания Великой Отечественной войны в Советском Союзе началась существенная перестройка всей структуры государства и его внутренней политики.

Основные вехи на этом пути: отмена мобилизационного планирования, наркоматов и переход к министерствам и территориально-отраслевому планированию; реформа розничных и оптовых цен 1947–1949 гг.; расширение местного самоуправления и создание совнархозов; развитие бригадного подряда и хозрасчета. Мало кто задумывался, что логика этих преобразований была направлена на приближение к социальному типу государства. Великая Победа стала мощным импульсом на пути отказа от диктатуры пролетариата как изжившей себя модели государственного устройства и перехода к общенародному государству. То обстоятельство, что этот «великий переход» не завершился, обусловлено внутренней борьбой политических элит внутри страны и начавшейся после окончания Великой Отечественной войны так называемой «холодной войной». Именно холодная война, навязанная нам США и НАТО, как известно, потребовала огромных материальных и финансовых ресурсов, которые постепенно обескровили советскую экономику и привели к ее краху. В конце ХХ века многие страны вновь вернулись к идее социального государства.

Ныне в конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще предстоит в полной мере реализовать на практике. Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми.

Государство выступает гарантом прав человека, его партнером. Государство названо социальным в конституциях Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Таджикистана и Украины. Социальное государство современной России находится на самом раннем этапе развития. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены только некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. В то же время в Конституции РФ не отражены многие важные положения, без которых принципы социального государства могут остаться лишь декларацией. Формирование социального государства и гражданского общества в России также имеет свои особенности.

В стране в последние десятилетия во многом разрушены вековые традиции и утрачены органичные связи общественной жизни. Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России сегодня является бюрократия, заменившая настоящие общественные образования экономического и социального порядка. Отличительной чертой современного российского общества является низкий уровень политического плюрализма. Граждане государств с высоким уровнем демократического развития имеют развитое самосознание, чего пока нельзя сказать о большинстве граждан РФ.

Таким образом, в РФ предстоит создать такие структуры гражданского общества, в которых граждане могли бы решать свои проблемы, выполнять созидательные задачи. Современный мир живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В этих условиях изменяются механизмы социально-экономического регулирования, обостряются проблемы глобализации. Глобальные проблемы социально-экономической политики формулируются как экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход к модели устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущего поколений. В ХХ веке государство ввело обязательное социальное и пенсионное страхование; пособия выплачивались из специально созданных государственных фондов, которые пополнялись за счет взносов и налогов и управлялись централизованной бюрократией. В конце ХХ – начале ХХI века произошла приватизация пенсионных и страховых фондов.

В результате этого резко возрастало общественное неравенство в области указанных социальных услуг, а значительная часть населения, не обладающая достаточной платежеспособностью, исключается из них. Социальная политика представляет собой систему, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области трудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения и т. д. Структурная целостность социальной политики определяется такими факторами, как: выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов; единое законодательство, формулирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения; протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы; единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение.

В качестве объекта деятельности системы «социальная политика» выступает все население страны. Субъектом деятельности этой системы являются органы власти, общественные организации и объединения граждан. В своей деятельности система использует ресурсы, которые можно подразделить на правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и информационные. На функционирование системы оказывают существенное влияние факторы внешней среды, к которым относятся: международные юридические и экономические договоры страны; общественно-политическая ситуация в мире; экономическая ситуация в мире; реакция жителей на деятельность органов государственной власти по вопросам социальной политики; реакция общественно-политических организаций (партий, движений) на деятельность властей; национальные особенности и межнациональные отношения в стране. Анализ реализации социальной политики в разных странах мира позволяет выделить два основных направления – сакрально-патерналистское и либеральное.

Сакрально-патерналистская модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность государственных структур за все, что происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность граждан в выборе направлений и осуществления принципов социальной политики, не оставляя возможности влиять на нее. При такой модели: власть – субъект социальной политики, а общество – объект. Либеральное направление реализации социальной политики, характерное для многих стран, подразделяется на три основных модели: социал-демократическую, корпоративную и собственно либеральную.

Что касается нашей страны, то формирование социального государства – это задача «на вырост». И для ее успешного решения необходимо сделать еще очень много.

Библиографический список

1. Всемирная история экономической мысли : [в 6 т.] / под ред. В. Н. Черковец. М. : Мысль. 1987. Т. 1.

2. Осиновский И. Н. Томас Мор. М. : Наука, 1974. 3. Эрхард Л. Благосостояние для всех : [пер. с нем.]. М. : Начала-Пресс. 1991.

Т. И. Кружкова, О. А. Рущицкая



Другие новости и статьи

« Конвергенция «народного капитализма» и социализма как основа современной национальной безопасности

Духовный арсенал нашей Победы »

Запись создана: Среда, 28 Август 2019 в 0:12 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы