ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?



ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?

oboznik.ru - ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?

Стоимость передаваемых частникам из «Оборонсервиса» активов (ремонтные предприятия и спецтехника минобороны), по самым скромным подсчетам, составляет около 2–3% ВВП страны, то есть более триллиона рублей. К тому же ежегодно на военный ремонт выделяются государственные деньги. Например, в 2009 году на это в бюджет было заложено примерно 120 млрд. рублей. Теперь и эти деньги пойдут в коммерческий «Оборонсервис». Но что, же это за общество такое, что ему доверили такие гигантские общенародные деньги?

Согласно руководящим документам (в частности, указ президента РФ № 1359) в ОАО «Оборонсервис» войдут 316 предприятий и организаций, раньше принадлежавших Минобороны. Уставной капитал создаваемого ОАО составят акции девяти субхолдингов. Ремонт и сервисное обслуживание авиационной техники будет осуществлять акционерное общество “Авиаремонт”. В него войдут: авиационные ремонтные заводы; заводы по ремонту военно-технического имущества; ремонтные заводы средств обеспечения полетов; центральная ремонтная база радиолокационного вооружения; база хранения и утилизации авиационной техники; Авиацентр “Сокол” и еще 18 ОАО.

Ремонт автомобильной и бронетанковой техники - открытое акционерное общество “Спецремонт” - 46 предприятий. Основные их них: бронетанковые ремонтные заводы; автомобильные ремонтные заводы; центральные заводы железнодорожной техники; завод инженерного вооружения; центральные инженерные базы.

Производство и ремонт вооружения и военной техники - открытое акционерное общество “Ремвооружение” – 57 предприятий, из которых 16 арсеналов.

Строительство и эксплуатация объектов - открытое акционерное общество “Оборонстрой” - 62 предприятия. Из них основные – 16 управлений начальников работ; 10 – строительных управлений и 4 ОАО.

Для производства сельскохозяйственной продукции для нужд МО РФ ныне существующие в Вооруженных силах федеральные государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия в количестве 32 штук преобразуются в открытое акционерное общество “Агропром”.

Эксплуатацией энергетических объектов займется открытое акционерное общество “Оборонэнерго” – 11 предприятий, плюс электрические сети Военно-Морского Флота. Торгово-бытовое обслуживание и организация питания будет передана открытому акционерному обществу “Военторг” (19 ОАО). Производство печатной продукции - открытому акционерному обществу “Красная звезда” – 21 предприятие. Гостиничные услуги - открытому акционерному обществу “Славянка” (5 предприятий).

До этого в дивизиях имелись ремонтные батальоны, в армиях – ремонтные бригады. Даже в развернутом мотострелковом полку имелись в каждом батальоне отделения технического обеспечения. Всего: 38 бойцов-ремонтников, автомобилей грузовых — 24, автомобилей специальных - 3. Плюс в ремонтной роте полка - 24 специалиста технического обеспечения и 68 бойцов.

До принятия министром Сердюковым решения о ликвидации капитального ремонта в армии, орган минобороны газета «Красная звезда» писала: «В мотострелковом полку в Чечне командир ремонтной роты и его подчиненные восстановили более 300 единиц броне- и около 150 единиц автотехники». Так что заявление Макарова о неспособности армии ремонтировать свою технику, мягко говоря, не соответствует действительности. Но даже если все-таки решили освободить армию от этого груза, то есть более прямой и естественный путь. Представители крупных компаний оборонно-промышленного комплекса не раз предлагали передать военные ремзаводы в их ведение. Но в таком решении нет никакого коммерческого интереса для «своих» людей. Причем, что характерно, это называется борьбой с коррупцией.

Изначально предполагалось, что на аутсорсинг будут переведены сфера питания военнослужащих, жилищно-коммунальное обслуживание, организация гарнизонной и караульной службы (там, где это возможно по закону). Но теперь на проблему начинают смотреть шире. “Сама идея разумна, справедлива и совершенно необходима: когда полбатальона заступают в наряд по столовой, а вторые полбатальона готовятся на следующий день заступить им на смену, то о какой боевой подготовке мы сегодня можем говорить?” – М.Бабич. На флоте процесс передачи вспомогательных функций на сторону идет уже давно. “Та же доставка грузов для флота, транспортировка вооружений и техники, обеспечение безопасности, охраны предприятий, проведение взрывотехнических работ на полигонах - все это осуществляется с помощью работающих с флотом компаний”, говорит депутат Госдумы Михаил Ненашев.

Сейчас аутсорсинг практикуют в 20% частей постоянной готовности. Где-то на откуп отдано питание, где-то уборка, где-то ЖКУ или охрана, но передачи функций по всем четырем направлениям пока нет нигде. “Мы предполагали сделать это во всех частях постоянной боевой готовности, но недостаток средств не позволяет, говорит Михаил Бабич. Поэтому получились “ножницы”: срок службы по призыву сократили, а солдаты попрежнему значительную часть времени посвящают выполнению несвойственных задач”. В 2009 году к списку передаваемых функций добавился ремонт боевой техники. Со времен СССР большинство ремонтов выполняется солдатами в ремротах. Если гусеница танка в полевых условиях сейчас натягивается силами экипажа, то вскоре машину будут отправлять на ремонтное предприятие. В этих целях, поясняет военный эксперт полковник Виктор Литовкин, создан “Оборонсервис”, а также запланирована организация при серийных заводах специальных цехов для ремонта и гарантийного обслуживания техники. Например, такой цех сейчас открывает “Уралвагонзавод”, единственный в России производитель танков Т90. По некоторым данным, готовится к тому же и “КАМАЗ”. Плюс такой системы налицо: крупные производители продукции обеспечивают технике сервисное сопровождение.

Но есть оборотная сторона медали потеря навыков военнослужащих в ремонте техники. “Ничего не поделаешь, так развивается весь мир: пусть ремонтируют те, кто умеет это делать”, говорит Михаил Бабич. “Представьте, сколько у нас сегодня техники в небоеготовом состоянии только потому, что эта функция возложена на сами ВС, у которых сейчас нет ни соответствующего оборудования, ни специалистов, ни денег”, сетует депутат.

В теории система военного аутсорсинга выглядит просто: командир части (полка, бригады, дивизии, морской базы) проводит конкурс; победитель заключает контракт с частью, которая и оплачивает получаемые услуги со своего счета. Никаких дополнительных “надстроечных” структур быть не должно.

Но на практике часто бывает иначе. “Взяли военную структуру, отделили ее и обозвали частной, рассказывает Михаил Ненашев. А на деле это та же бывшая вспомогательная служба флота, которую вывели и сделали частным предприятием, чтобы она получала за свою работу бюджетные средства”. Как поясняет Виктор Литовкин, конкурсы часто выигрывают компании-однодневки, которые занижают стоимость товаров и услуг, а потом закупают все на тех же оборонных предприятиях, потому что своих мощностей не имеют.

Флот столкнулся с другой проблемой. “Допустим, передали компании ремонт причалов, а у нее нет ни кадров, ни технологий, ни мощностей. Она этот подряд передает другой фирме, у которой все это есть, зарабатывает посреднический процент, перекладывает ответственность, говорит Михаил Ненашев, в прошлом капитан ВМФ. А когда те не успевают сделать в срок, начинаются суды, и таких примеров немало”. Несмотря на то, что в общем и целом аутсорсинг дело полезное и весьма передовое, многие эксперты сходятся во мнении: наша армия получила головную боль, доверившись частникам. Только в начале осени было три громких скандала, так или иначе связанных с процессом передачи части армейских функций в частные или почти частные руки.*

Глава Счетной палаты Сергей Степашин уже заявил публично, что новая схема закупки продовольствия для армии себя не оправдывает и что бюджетные средства расходуются неэффективно (речь шла о сумме порядка 20 млрд рублей).

Второй скандал разразился чуть позже и касался другого аспекта военной реформы. Речь шла о возврате Алжиром полученной в 2006 году партии модернизированных МиГ29СМТ. Здесь тоже не обошлось без “аутсорсинга”. Для выполнения контракта корпорация “МиГ” заключила договор с ООО “АТК “Авиаремснаб” на поставку запчастей к самолетам на общую сумму более $14 млн 315 тыс. Согласно выводам СКП, частная фирма поставила в РСК “МиГ” контрафактные блоки и агрегаты для истребителей. После того как алжирская сторона из-за претензий к качеству истребителей со скандалом расторгла контракт, машины были приобретены Минобороны РФ и переданы ВВС. Однако и там скандал продолжился: спецкомиссия службы вооружений ВВС забраковала детали : они оказались либо восстановленными, либо поддельными. Против руководства частной компании “Авиаремснаб” было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере.

И третий скандал прошлой осени разразился, когда в суде был оправдан генерал, заказавший для армии 14 тыс. бронежилетов, которые, по данным экспертизы, пробивались пистолетной пулей. При этом если даже самые лучшие отечественные бронежилеты 1го уровня другие силовые ведомства в других фирмах покупали по 10 тыс. рублей, то в данном случае щедрый генерал за один жилет отваливал 2530 тыс. рублей. Таким образом, по версии следствия, бюджет недосчитался 93 млн рублей, а по версии Минобороны в два раза больше, 203 млн рублей. Но Московский окружной военный суд на основании решения коллегии присяжных оправдал генерала Валерия Знахурко и замгендиректора ЗАО “Артесс” Татьяну Романову. Причем по всем обвинениям, включая недостачу тех самых 93 млн рублей. Военная прокуратура подала протест в вышестоящую инстанцию.

То, что везде, где есть деньги, очередь мошенников, это правда”, признает Михаил Бабич. И если военное ведомство не справится с этой проблемой, идея аутсорсинга будет полностью дискредитирована. Между тем, как полагает завотделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, настоящие проблемы создаваемой в России системы военного аутсорсинга еще не проявились в полной мере. “Судя по тенденциям, мы вполне можем зайти и дальше США сделать частной всю армию, усмехается он. Хотя в норме это должно касаться только вопросов, не связанных с боевой службой”. Впрочем, и без этого уже сейчас безопасность страны поставлена в зависимость от того, насколько долго коррупция и банальное казнокрадство будут непременными участниками военной реформы.

Кризис, считает заместитель министра обороны Владимир Поповкин, помогает нам избавляться от убыточных и нерентабельных предприятий, от тех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые тянутся годами, поглощают бюджетные средства, но на выходе буквально заставляют армию принимать на вооружение заведомо устаревшую технику или систему обеспечения боя. “В этом случае лучше платить людям пособие по безработице, чем на долгие годы обрекать себя на отставание, из которого нет выхода”, объяснил заместитель министра. Кроме того, кризис предоставил возможность предприятиям оборонного комплекса резко обновить свой технологический станочный парк, заметил он. Хотя некоторые директора пока не потратили на обновление производства ни копейки.

Сейчас стоимость современных станочных комплексов на мировом рынке упала почти в два раза и можно направить средства, выделенные на гособоронзаказ и на развитие производства по федеральной целевой программе обновления технологической базы, на эти цели. Деньги у предприятий есть, сказал Владимир Поповкин, как бы некоторые директора не жаловались на их отсутствие. Минобороны перевело “оборонке” более 200 млрд рублей - половину бюджета 2009 года, заключило более 5,5 тысяч контрактов на разработку и поставку новых видов вооружений и боевой техники и у производственников есть возможность работать над их выполнением.

Другое дело, что некоторые руководители головных предприятий не переводят средства на счета своих поставщиков комплектующих. Но это уже не вина военных, здесь должны разбираться с ситуацией, почему такое происходит, компетентные органы. Впрочем, Минобороны не дожидается, когда внутри ОПК будет наведен порядок, оно вынуждено выходить напрямую на смежников и уже начинает заключать контракты с ними. Иначе, к сожалению, не получается.

Презентация к докладу: «ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?» PowerPoint .ppt (~0,25 Мб).

См. начало:
1. Проблемы функционирования ОАО «Оборонсервис». Процесс создания

См. далее:
3. ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры

Литература:
1. Указ Президента РФ от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе “Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 22.09.2008, N 38, ст. 4273
2. Указ Президента от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 24.11.2008, N 47, ст. 5430
3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 Г. N 1359 “Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 01.12.2008, N 48, ст. 5623
4. Постановление Правительства от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 19.01.2009, N 3, ст. 379
5. Устав ОАО ”Оборонсервис”. URL: http://www.mil.ru/files/Ustav_Oboronservis.pdf
* 6. «Армия на вынос». -Профиль.- №37(640) от 12.10.2009
7. URL: http://www.mil.ru/62478/index.shtml
8. URL: http://vpk.name/
9. URL: http://www.ng.ru/nvo/2009-12-16/2_arsenaly.html

студентка Финакадемии Максимова Е.Ю., OBOZNIK.ru



Другие новости и статьи

« Проблемы функционирования ОАО «Оборонсервис». Процесс создания

ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры »

Запись создана: Четверг, 27 Май 2010 в 9:40 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Военная торговля, Защита, охрана и оборона тыла, Продовольственное, Расквартирование войск, Служба горючего, Современность, Транспорт, Финансовое.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы