Транспортные коммуникации Крыма перед обороной Севастополя



oboznik.ru - Транспортные коммуникации Крыма перед обороной Севастополя

oboznik.ru - Транспортные коммуникации Крыма перед обороной Севастополя

Главным событием Восточной войны 1853-1856 гг. стала высадка экспедиционных сил Франции, Англии, Турции, а, в дальнейшем, Сардинского Королевства в Крыму и осада Севастополя. Трудности, с которыми столкнулись союзники, огромные средства, затраченные для этого предприятия, большие потери в личном составе, вооружении и имуществе, выделяют оборону Черноморской военно-морской базы, как важнейший этап всей войны. Это обусловлено героическим подвигом защитников крепости, которым неприятели отдали должную справедливость. Герои, павшие в Севастополе, до сих пор воспоминаются с уважением и любовью.

Севастополь расположен на берегу бухты, вдающейся в материк, позволяющей приставать боевым и торговым судам. В свое время именно здесь была создана крепость для развертывания базы Черноморской эскадры. Залив практически никогда не замерзает. Сам город в середине XIX века занимал обе стороны большой бухты (рейда). С этого рейда вдаются в южный берег его многие заливы, или бухты. Обеспечение водой жителей города и личного состава гарнизона осуществлялось из колодцев.

К 1854 году, году высадки союзных войск, в Крыму существовало только одно шоссе, построенное вдоль южного берега, от Севастополя до Таушан-Базар (ныне село Привольное). Данный населенный пункт находится в 22 километрах от Симферополя, в те годы представлял собой казенную почтовую станцию у подошвы Чатыр-Дага . Это была единственная дорога с покрытием из булыжника. Все же прочие главные сообщения полуострова состояли из почтовых дорог, от Симферополя до других городов Крыма. Эти дороги были без покрытия. В степной части Крыма, они, пролегая большею частью по глинистому грунту, в дождливую пору и в зимнюю распутицу часто делались почти непроходимыми. В горной части дороги проходили по крутым спускам, подъемам и топким долинам речек.

Центром всех путей являлся город Симферополь. От него пролегала дорога на Перекоп, главный почтовый, торговый и военный путь, по которому производились все сношения Крыма с Центральной Россией. За исключением 9-ти километрового участка до Сарабуза (сейчас село Укромное), эта дорога проходит по степной, безлесной и маловодной равнине.

В южном направлении в сторону Бахчисарая и, далее, к Севастополю вела дорога через горы по каменистой и глинистой почве, и переходя через болотистые долины рек Качи, Бельбека и Черной. Дорога находилась в плохом состоянии, и была слабо подготовлена для прохода обозов и транспортов. От бельбекской почтовой станции, рядом с селом Гаджикой (с 1948 г. с. Пироговка), этот путь разделяется на два направления. Правая дорога вела на северную сторону Севастополя, а левая направлялась на юг чрез болотистую инкерманскую долину, по плотине длиною более 600 метров и, поднявшись на Сапун-гору, спускается к Севастополю.

Транспортные коммуникации Крыма в середине XIX века (нажать для увеличения схемы)
oboznik.ru - Транспортные коммуникации Крыма перед обороной Севастополя

На схеме представлены старые названия населенных пунктов

Между Бахчисараем и Симферополем влево проложена была горная дорога на Бешуй (сейчас с. Дровянку) в Алушту. Примерно через 10 км от Бешуя, она пролегала по совершенно открытой местности, потом — густым лесом, переваливалась через хребет. Далее дорога проходила мимо селения Корбек (с. Изобильное), прислоненного к одному из скатов Чатыр-Дага, и далее садами по долине. Эта дорога была удобна для движения артиллерии, но весной во время разливов рек, совершенно недоступна для проезда. От севастопольской дороги, на левом берегу р. Качи, километрах в шести от Бахчисарая, влево отходила дорога, чрез Трактирный мост на Черной речке, к Балаклаве.

Из Симферополя была проложена дорога в Алушту, проходившая далее по южному берегу, чрез Ялту и Балаклаву, в Севастополь. Эта дорога сначала шла вдоль реки Салгир, далее у селения Таушан-Базара, начиналось шоссе, ведущее к Алуште. Далее шоссе пролегает вдоль южного берега, чрез Ялту, Алупку, до Форосского утеса, где переваливается через Яйлу, идет на Балаклаву и оканчивается у Севастополя.

Дорога от Симферополя на запад полуострова доходила до Евпатории и поселка Акмечети (после 1944 г. пос. Черноморское). Она была проложена степью до сел. Саки, а далее - по косе между озером и морем. Недалеко от Саки прибрежная дорога отделялась в Севастополь, пересекающая речки: Булганак, Алму, Качу и Бельбек.

Из Симферополя чрез Карасубазар (сейчас г. Белогорс) в Феодосию пролегала дорога по северному склону Крымского хребта, и далее в Керчь, по пологому горному кряжу и солончаковой степи.

В северном направлении к Чонгарскому мосту от Симферополя проложен кратчайший путь Крымского полуострова с его северо-восточною частью. От Феодосии шла дорога к Арабатской стрелке, где в то время находилось село Арабат (впоследствии Рыбатское, ныне исчезнувшее), на которую выходила дорога из Керчи. От Арабата же продолжался путь по узкой косе (стрелке) до Генического пролива, шириной до 110 метров. В этом месте, через пролив была устроена паромная переправа к селу Геническу. От Феодосии, Карасубазара и Евпатории шли торговые пути, выходящие на дорогу из Симферополя на Перекоп.

Кроме того, от шоссе, пролегавшего по южному берегу Крыма, в горы отходили несколько тропинок, которые, начинаясь проезжими дорогами, суживались и превращались в крытые, висящие над пропастью, дорожки. По проезжим дорогам в горах возможно было проехать только на арбе. К вершине главного хребта вели каменные иссеченные в скалах лестницы, по коим могли проходить только привычные к тому люди и лошади. Самая удобная тропинка, ведущая из Алупки в Коккозы (с. Соколиное), требовала для переезда на протяжении 20-ти километров до 6,5 часов.

Таким образом, транспортные коммуникации на территории Крыма не отвечали требованиям, необходимым для своевременной и оперативной перевозки грузов. Большинство дорог было не подготовлено для прохода войск, артиллерии и обозов. В осенне-зимний период дороги были труднопроходимы для гужевого транспорта.

См. также:
a. К 160-летию окончания героической обороны Севастополя (1854-1855 гг.).

В. Головинский, Р. Дорофеев, специально для oboznik.ru

Литература:
1. Военный энциклопедический словарь
2. Керсновский А.А. История русской армии
3. Краснов В., Дайнес В. Русский военно-исторический словарь
4. Восточная война 1853-1856. Соч. генерала от инфантерии А.М. Зайончковского
5. Восточная война 1853-1856 годов. Сочинение М.И. Богдановича
6. Крымская война. Академик Е.В. Тарле
7. Википедия. Открытая энциклопедия


Другие новости и статьи

« Корабли ВМФ пройдут к Новосибирским островам с помощью ледокола

Развернут полевой военный госпиталь под Оренбургом в ходе проверки »


Метки: , , , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU