19 Июнь 2019

Транспортные коммуникации Крыма перед обороной Севастополя

oboznik.ru - Транспортные коммуникации Крыма перед обороной Севастополя
#подвоз#обозы#дорога

Главным событием Восточной войны 1853-1856 гг. стала высадка экспедиционных сил Франции, Англии, Турции, а, в дальнейшем, Сардинского Королевства в Крыму и осада Севастополя. Трудности, с которыми столкнулись союзники, огромные средства, затраченные для этого предприятия, большие потери в личном составе, вооружении и имуществе, выделяют оборону Черноморской военно-морской базы, как важнейший этап всей войны. Это обусловлено героическим подвигом защитников крепости, которым неприятели отдали должную справедливость. Герои, павшие в Севастополе, до сих пор воспоминаются с уважением и любовью.

Севастополь расположен на берегу бухты, вдающейся в материк, позволяющей приставать боевым и торговым судам. В свое время именно здесь была создана крепость для развертывания базы Черноморской эскадры. Залив практически никогда не замерзает. Сам город в середине XIX века занимал обе стороны большой бухты (рейда). С этого рейда вдаются в южный берег его многие заливы, или бухты. Обеспечение водой жителей города и личного состава гарнизона осуществлялось из колодцев.

К 1854 году, году высадки союзных войск, в Крыму существовало только одно шоссе, построенное вдоль южного берега, от Севастополя до Таушан-Базар (ныне село Привольное). Данный населенный пункт находится в 22 километрах от Симферополя, в те годы представлял собой казенную почтовую станцию у подошвы Чатыр-Дага . Это была единственная дорога с покрытием из булыжника. Все же прочие главные сообщения полуострова состояли из почтовых дорог, от Симферополя до других городов Крыма. Эти дороги были без покрытия. В степной части Крыма, они, пролегая большею частью по глинистому грунту, в дождливую пору и в зимнюю распутицу часто делались почти непроходимыми. В горной части дороги проходили по крутым спускам, подъемам и топким долинам речек.

Центром всех путей являлся город Симферополь. От него пролегала дорога на Перекоп, главный почтовый, торговый и военный путь, по которому производились все сношения Крыма с Центральной Россией. За исключением 9-ти километрового участка до Сарабуза (сейчас село Укромное), эта дорога проходит по степной, безлесной и маловодной равнине.

В южном направлении в сторону Бахчисарая и, далее, к Севастополю вела дорога через горы по каменистой и глинистой почве, и переходя через болотистые долины рек Качи, Бельбека и Черной. Дорога находилась в плохом состоянии, и была слабо подготовлена для прохода обозов и транспортов. От бельбекской почтовой станции, рядом с селом Гаджикой (с 1948 г. с. Пироговка), этот путь разделяется на два направления. Правая дорога вела на северную сторону Севастополя, а левая направлялась на юг чрез болотистую инкерманскую долину, по плотине длиною более 600 метров и, поднявшись на Сапун-гору, спускается к Севастополю.

Транспортные коммуникации Крыма в середине XIX века (нажать для увеличения схемы)
oboznik.ru - Транспортные коммуникации Крыма перед обороной Севастополя

На схеме представлены старые названия населенных пунктов

Между Бахчисараем и Симферополем влево проложена была горная дорога на Бешуй (сейчас с. Дровянку) в Алушту. Примерно через 10 км от Бешуя, она пролегала по совершенно открытой местности, потом — густым лесом, переваливалась через хребет. Далее дорога проходила мимо селения Корбек (с. Изобильное), прислоненного к одному из скатов Чатыр-Дага, и далее садами по долине. Эта дорога была удобна для движения артиллерии, но весной во время разливов рек, совершенно недоступна для проезда. От севастопольской дороги, на левом берегу р. Качи, километрах в шести от Бахчисарая, влево отходила дорога, чрез Трактирный мост на Черной речке, к Балаклаве.

Из Симферополя была проложена дорога в Алушту, проходившая далее по южному берегу, чрез Ялту и Балаклаву, в Севастополь. Эта дорога сначала шла вдоль реки Салгир, далее у селения Таушан-Базара, начиналось шоссе, ведущее к Алуште. Далее шоссе пролегает вдоль южного берега, чрез Ялту, Алупку, до Форосского утеса, где переваливается через Яйлу, идет на Балаклаву и оканчивается у Севастополя.

Дорога от Симферополя на запад полуострова доходила до Евпатории и поселка Акмечети (после 1944 г. пос. Черноморское). Она была проложена степью до сел. Саки, а далее - по косе между озером и морем. Недалеко от Саки прибрежная дорога отделялась в Севастополь, пересекающая речки: Булганак, Алму, Качу и Бельбек.

Из Симферополя чрез Карасубазар (сейчас г. Белогорс) в Феодосию пролегала дорога по северному склону Крымского хребта, и далее в Керчь, по пологому горному кряжу и солончаковой степи.

В северном направлении к Чонгарскому мосту от Симферополя проложен кратчайший путь Крымского полуострова с его северо-восточною частью. От Феодосии шла дорога к Арабатской стрелке, где в то время находилось село Арабат (впоследствии Рыбатское, ныне исчезнувшее), на которую выходила дорога из Керчи. От Арабата же продолжался путь по узкой косе (стрелке) до Генического пролива, шириной до 110 метров. В этом месте, через пролив была устроена паромная переправа к селу Геническу. От Феодосии, Карасубазара и Евпатории шли торговые пути, выходящие на дорогу из Симферополя на Перекоп.

Кроме того, от шоссе, пролегавшего по южному берегу Крыма, в горы отходили несколько тропинок, которые, начинаясь проезжими дорогами, суживались и превращались в крытые, висящие над пропастью, дорожки. По проезжим дорогам в горах возможно было проехать только на арбе. К вершине главного хребта вели каменные иссеченные в скалах лестницы, по коим могли проходить только привычные к тому люди и лошади. Самая удобная тропинка, ведущая из Алупки в Коккозы (с. Соколиное), требовала для переезда на протяжении 20-ти километров до 6,5 часов.

Таким образом, транспортные коммуникации на территории Крыма не отвечали требованиям, необходимым для своевременной и оперативной перевозки грузов. Большинство дорог было не подготовлено для прохода войск, артиллерии и обозов. В осенне-зимний период дороги были труднопроходимы для гужевого транспорта.

См. также:
a. К 160-летию окончания героической обороны Севастополя (1854-1855 гг.).

В. Головинский, Р. Дорофеев, специально для oboznik.ru

Литература:
1. Военный энциклопедический словарь
2. Керсновский А.А. История русской армии
3. Краснов В., Дайнес В. Русский военно-исторический словарь
4. Восточная война 1853-1856. Соч. генерала от инфантерии А.М. Зайончковского
5. Восточная война 1853-1856 годов. Сочинение М.И. Богдановича
6. Крымская война. Академик Е.В. Тарле
7. Википедия. Открытая энциклопедия

Другие новости и статьи

« Понятие безопасности и безопасное развитие общества

Небесные снайперы »

Запись создана: Среда, 19 Июнь 2019 в 0:12 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Николаевская армия, Транспорт.

метки: , , , , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика