Начало войны: намеченное по мобпланам развертывание тыла и обеспечение сосредоточиваемых войск обнаружило серьезные просчеты
Вдали пылают пожары в Таллине, Вильнюсе, Минске, Житомире, Виннице, Одессе, в сотнях небольших городов и селений — там осталось большинство стратегических запасов, подготовленных еще до войны, и кроме того, по данным, которыми располагал генерал Хрулев, на оккупированной территории к 1 ноября 1941 года проживало 40% населения СССР, добывалось 63% угля, производилось 68% чугуна, более 50% стали, 33% зерна.
С этой территории пришлось эвакуировать 1300 крупных промышленных предприятий, которые раньше давали и военную продукцию.
Прибавьте к этому имущество колхозов, совхозов — сельхозтехника, скот, зерно.
Перечень мобилизационных запасов и материальных резервов, созданных на западе на случай войны, потребует длинного списка и породит очень тяжелые мысли. Оставим это и посмотрим на реальную картину на земле.
Здесь мы обнаружим сотни эшелонов на встречных курсах. Они заклинились, создали неразводимые пробки на всем пространстве, видимом от Балтийского до Черного моря. Все это произошло в результате массированных бомбовых ударов гитлеровской авиации, которая господствовала в воздухе и ежедневно совершала более 50 мощных налетов на железнодорожные узлы и скопления наших войск.
Только в июле 1941 года было произведено 1470 таких массированных налетов.
Запасы, имевшиеся к началу войны в войсках и приграничных военных округах, в основном покрывали потребности развертывания вооруженных сил. Более того, расчеты Генштаба и ГАУ предполагали, что, например, запасов артиллерийского вооружения должно хватить до полной перестройки мощностей промышленности по планам военного времени.
Но директива Правительства и расчеты Генштаба — это бумаги, а поговорка гласит: «Гладко было на бумаге, да попутали овраги».
Большие потери в первые недели войны поставили материальное обеспечение войск в крайне тяжелые условия.
Несмотря на плохую связь и некоторую растерянность в штабах, Хрулев все же располагал информацией о потерях. Северо-Западный фронт потерял за июнь—сентябрь 1941 года около 595 тысяч единиц стрелкового вооружения, 5900 минометов и орудий. Юго-Западный фронт — более 1,2 миллиона единиц стрелкового вооружения и около 20 000 орудий и минометов.
Потери по боеприпасам — 12 572 вагона в первые дни захвачены противником или подорваны при отходе наших войск.
В результате неорганизованности отдельных должностных лиц войска при отходе и при выходе из окружения в ряде случаев необоснованно бросали на поле боя вооружение и боеприпасы, хотя имели возможность это имущество спасти.
Огромные потери горючего по всем фронтам. Только Юго-Западный фронт с 22 июня по 12 июля 1941 года уничтожил более 38 тысяч тонн горючего различных сортов, чтобы оно не попало к врагу.
Весьма значительными были потери по вещевому и обозно-хозяйственному имуществу. На складах БОВО и КОВО противнику осталось 50—60% неприкосновенных запасов вещевого имущества, а на складах ПрибВО — все 100%. Только в городе Тернополе гитлеровцами был захвачен вещевой склад с 134 вагонами вещевого имущества.
Особенно много было оставлено (по всем округам) обозного имущества: 31 000 пароконных повозок, около 5000 одноконных повозок и двуколок, около 8000 походных кухонь, 389 хлебопекарных печей, более 57 000 седел и 69 000 комплектов различной упряжи.
Медицинская служба потеряла большое количество госпиталей. С начала войны и до того, как фронт переместился к горам Кавказа, в руки противника попали госпитали общей емкостью более 88 000 коек.
Все это не могло не отразиться на обеспечении войск, тем более что промышленность в тот период не была в состоянии покрыть резко возросшие потребности армии.
Хрулев понимал, что трудности работы тыла и, в частности, железнодорожного транспорта, в начальные месяцы войны дополнительно усугублялись необходимостью не только налаживать и наращивать доставку в войска средств снабжения, но и эвакуировать с запада на восток большие запасы различного имущества основных довольствующих служб.
Больших усилий требовал вывоз из западных районов 24 артиллерийских складов и 7 окружных вещевых складов с хранившимися в них запасами. С 22 июня 1941 года и по апрель 1942 года пришлось отправить на восток более полумиллиона тонн горючего. За один июль 1941 года из прифронтовой полосы Юго-Западного фронта было эвакуировано около 85 000 тонн продовольствия, более 3 миллионов банок консервов.
К 20 сентября 1941 года пришлось переместить из западных районов на восток более 100 000 коек госпиталей.
Решались все эти задачи наряду с интенсивной эвакуацией на восток основных предприятий и населения, спасавшегося от гитлеровцев.
Два потока поездов, двигавшихся на встречных направлениях под ударами авиации противника, требовали исключительного напряжения, инициативы и упорства от тех, кто планировал и осуществлял эти массовые перевозки. Таких грандиозных транспортных операций, какие были осуществлены в первом периоде войны железнодорожным транспортом, история еще не знала. Развертывание тыла проходило уже в ходе боевых действий, одновременно с отмобилизованием войск.
Армейский и фронтовой тыл приходилось развертывать на базе стационарных тыловых частей и учреждений мирного времени. Большинство тыловых учреждений приграничных военных округов стали фронтовыми, а частично (главным образом, склады) — передавались армиям. Так было на Юго-Западном фронте, где 5,6, 26 и 12 армиям были переданы со всеми текущими и мобилизационными запасами окружные склады, находившиеся в районах развертывания этих армий и оказавшиеся в пределах их тыловых границ. Такое же положение было и в других округах-фронтах.
Из-за кратких сроков формирования тыловых частей и учреждений многие из них направлялись из пунктов отмобилизования не полностью укомплектованными личным составом, техникой и автотранспортом. Достаточно сказать, что на 28 июня 1941 года весь автотранспорт Южного фронта состоял только из 280 грузовых автомобилей.
События показали, что предусмотренного планами количества эвакогоспиталей далеко не хватит. Поэтому уже 7 июля 1941 года ГКО вынужден был принять решение о дополнительном формировании госпиталей емкостью на 750 000 коек, т.е. в 1,5 раза больше, чем предусматривалось по мобплану.
Военно-медицинская служба, ведя мобилизационное развертывание своих сил и средств, одновременно занималась организацией медицинской помощи, лечения и эвакуации раненых и больных. С началом войны было отмобилизовано 3 распорядительных, 3 вспомогательных, 8 фронтовых и 32 местных эвакуационных пункта, а также полевые подвижные и эвакуационные госпитали. В тот период специализации госпиталей еще не было, и полевые подвижные госпитали имели в своем составе хирургические и терапевтические отделения.
Количество госпиталей в армиях было далеко не достаточное: от двух до пяти ППГ и по одному эвакогоспиталю. Общая коечная емкость этих армейских госпиталей обычно не превышала 1500-2000 коек, хотя считалось, что в армии в среднем должно быть не менее 7000 коек, из расчета 700 коек на каждую дивизию. В результате все госпитали систематически были перегружены ранеными больными.
Таким образом, намеченное по мобпланам развертывание тыла и обеспечение сосредоточиваемых войск обнаружило серьезные просчеты, связанные с недооценкой возможности, масштабов ; темпов внезапного нападения. В ходе сложившейся обстановки приходилось многие вопросы решать распорядительным порядком так как условия работы тыла оказались совершенно иными, чел это намечалось по довоенным взглядам.
См. также:
Службы тыла в начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Год подготовительной работы тыла и девять часов победного штурма!
Генерал Армии Хрулев. «Все для победы. Великий интендант»
Несправедливое мнение об интендантстве
Корпусной комиссар Хрулев А.В - начальник снабжения Красной Армии
Мехлис: Хрулев замешан в военном заговоре
К.Е. Горецкий - А.В. Хрулеву - “Не справитесь вы, Андрей Васильевич!”
Главное интендантское управление создано в августе 1940 - го
Карпов В.В. “Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант.”
Другие новости и статьи
Дирректива о банно-прачечном обслуживании. Калининский фронт. 1941 г. »
Запись создана: Суббота, 30 Ноябрь 2019 в 0:12 и находится в рубриках Вторая мировая война, Управление тылом.
метки: мобилизация, война, войска, тыл
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика