ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры

Помочь Минобороны навести порядок в ОПК должны и военные представители на оборонных предприятиях. Принято решение о том, что они там остаются. В количестве 2,5 тысяч человек. Более того, создано 40 региональных уполномоченных представительств, которые будут руководить военной приемкой на заводах. На этом, кстати, настаивают и инозаказчики. Без гарантий военной приемки они не хотят покупать самолеты и боевые машины. Правда, теперь стоит задача - сделать военпреда полностью независимым, в материальном и социальном плане, от того предприятия, качество продукции которого он должен постоянно контролировать.
Прежние годы, когда общественный статус офицера, служившего в “приемке”, его премии, жилищные условия - все это зависело от отношения к нему руководства завода и цеха (в советские времена, партийной организации предприятия, в которой он стоял на учете - В.Л.), не могут повториться. Военпред должен быть полностью независимым. Более того, время от времени его будут переводить из одного региона в другой, чтобы на старом месте не закреплялись какие-то деловые и хозяйственные связи военпреда с производственниками. Это необходимо. Устранять производственный брак в армии некому и некогда. Войска должны заниматься боевой подготовкой - стрелять из боевой техники, водить ее, изучать, совершенствовать свои специальные навыки, а не собирать и ремонтировать “железо”.
Хотя, как заметил заместитель министра, с использованием и применением новой боевой техники и систем обеспечения боя тоже есть проблемы. Некоторые командиры держат ее на складах, поскольку психологически не готовы к работе на ней. Мягко говоря, “стесняются” своей некомпетентности. Это одна из причин, почему во время прошлогоднего августовского конфликта, во время проведения операции по принуждению к миру грузинского агрессора в Южной Осетии не применялись новые системы связи и автоматического управления боем, радиоэлектронной борьбы, хотя они и находились в войсках. Однако лишь… на складах. Их просто не успели развернуть, пояснил начальник вооружений.
А в Гособоронзаказе-2009 упор сделан именно на такие системы. И те, кто побывал на нынешних учениях под Нижним Новгородом, сумел заметить - сейчас все офицеры войскового звена, вплоть до командира взвода, обеспечены современными системами связи “Арбалет” и “Гранит”, по которым они могут получать и отправлять информацию и команды в реальном масштабе времени в сети командира бригады и даже выше.
События в Южной Осетии, если можно так сказать, повернули армию лицом к беспилотным летательным аппаратам. Этим объясняется не только закупка в Израиле нескольких комплексов БПЛА тактического звена, но и интерес начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерала армии Николая Макарова, который тот проявил к итальянским и израильским беспилотникам на авиакосмическом салоне в Ле Бурже. И одним из них - итальянским Sky-Y, аналогом американского Predator, как сообщили информагентства, даже “порулил” в качестве оператора.
Военные заказали оборонной промышленности самые разные беспилотники - от разведывательно-информационных комплексов для спецназа, разведки и корректировки огня ракетных войск и артиллерии, до оперативно-стратегических систем, способных уходить в глубину обороны противника на тысячи километров и летать там до нескольких суток, а также способных нести на борту ударное ракетное оружие. Это направление тесно связано с созданием роботизированных систем вооружений, сказал он, где присутствие человека, риск его жизни будет практически сведен к нулю. Эти системы будут упорно и настойчиво внедряться в войска*.
«Приватизация арсеналов – это очень опасное решение, – считает Валерий Громаков. – Когда-то были офицеры, которые умели обращаться с боеприпасами, но теперь они все уволены. Поэтому всегда можно ожидать трагедий, подобных недавней в Ульяновске».
«Понять министра обороны как коммерсанта можно. Негодные к применению старые снаряды, торпеды, ракеты – это кладезь цветных металлов. При правильной их утилизации и продаже можно получить неплохую прибыль. Но Ульяновск уже показал, к чему может привести бесконтрольная погоня за прибылью. Во-первых, боеприпасы должны утилизироваться вне арсеналов. Во-вторых, это должны делать компетентные специалисты под строгим контролем представителей (военпредов) от Минобороны, ФСБ, МЧС и т.п.», – полагает бывший командующий Черноморским флотом, депутат Госдумы Владимир Комоедов. А по мнению генерал-лейтенанта Громакова, в условиях придания армии «нового облика» военпреды в арсеналах могут демонстрировать лишь свою некомпетентность. Дело в том, что, по словам эксперта, «недавно начальника Генштаба посетила идея: в целях борьбы с коррупцией провести ротацию военпредов – того, кто, например, занимается боеприпасами, посадить на самолеты, а с авиации перебросить, скажем, на строительство подводной лодки… Вот так и боремся с коррупцией, разваливая дело».
Озабоченность военных экспертов не разделяют представители военно-промышленного комплекса. «После ЧП в Ульяновске, может быть, уже в январе–феврале мы увидим реорганизацию арсеналов» в акционерные общества. Так что если раньше Минобороны просто перекладывало деньги из одного кармана в другой, давая ремонты своим же структурам, то после акционирования образуется рынок», – с надеждой рассуждает председатель совета директоров пермской компании «Мотовилихинские заводы» Сергей Рогов. Это предприятие, заметим, выпускает боеприпасы, а также реактивные системы залпового огня и ствольную артиллерию.
Шутит по этому поводу адмирал Комоедов: «Бизнес не должен бежать впереди паровоза. Арсеналы должны остаться в системе Вооруженных сил и иметь строгий централизованный контроль со стороны ГРАУ. Утилизация вооружений и боеприпасов должна проводиться вне арсеналов на специализированных предприятиях. И конечно, погоня за длинным рублем здесь не должна подменять вопросы безопасности»**.
Итак, подведем итоги преимуществ и недостатков создаваемой коммерческой структуры.
Преимущества:
1. С переходом на рыночные рельсы появится возможность внедрять современные управленческие процессы и технологии, используемые коммерческим сектором экономики и обеспечивающие повышение конкурентоспособности торговых и сельскохозяйственных предприятий. А управление начальника Тыла ВС РФ будет освобождено от ранее возложенных на него функций непосредственного руководства их текущей производственной деятельностью и сосредоточить внимание на планировании потребностей войск (сил) в поставках продукции и оказании услуг.
2. «В ходе реформы армии в состав тыла военных округов, флотов, оперативных командований и других объединений войдут воинские части и организации тыла, которые будут комплектоваться как военнослужащими (автомобильные, дорожные и трубопроводные батальоны, отдельные роты заправки техники и подвоза воды и т.д), так и сугубо гражданским персоналом. При этом все они будут обладать общим качеством - принадлежностью к частям постоянной готовности”, - сообщил зам министра обороны Д.Булгаков. Эти подразделения смогут составом мирного времени, без доукомплектования и других дополнительных мер, “выполнить с началом и в ходе боевых действий поставленные задачи. В этом и состоит одно из коренных отличий нового облика от существующего, когда большинству тыловых структур, особенно в окружном и армейском звеньях, необходимо было и время, и ресурсы на приведение себя в готовность к выполнению в полном объеме задач по предназначению.
Недостатки:
1. В руки ОАО переходят заводы и базы по ремонту и хранению вооружения и военного имущества, конструкторские бюро, проектные и научно-исследовательские институты, арсеналы и склады вооружения.
2. Из структуры Минобороны выводится имущество и недвижимость на сумму более триллиона рублей, а сотни миллиардов бюджетных денег, выделенных на оборону, уйдут в коммерческую структуру, хотя и государственную. Открываются неслыханные возможности для бесконтрольной распродажи, разворовывания и коррупции. Прослеживается аналогия с госкорпорациями.
3. Взаимодействие с иностранными заказчиками на непонятной основе.
4. Армия держится на принципе единоначалия. Но ОАО «Оборонсервис» руководит Совет директоров. Каков будет режим работы теперь уже гражданских организаций в военное времени? Каковы будут мотивы деятельности «Оборонсервиса»? Боеготовность или извлечение прибыли? Финансовые потоки ОАО будут замыкаться внутри этой структуры, их судьба, а также ценообразование услуг могут стать бесконтрольным.
5. От 10 до 30% предприятий МО РФ имеют долги, ибо они работают в интересах боеготовности. В составе ОАО их судьба будет предрешена законами рыночной экономики. Обостряется вопрос о безопасности военных объектов. Они будут выведены из военных структур, охранять их будут ЧОПы, а представителей госбезопасности вообще туда не пустят.
6. Примером того, что может произойти в результате коммерциализации армии, является состояние арсеналов. Идет их разделение на две части. Зона хранения - это воинская часть. Техническая зона, где осуществляется ремонт боеприпасов и их сборка - это акционерное общество. Фактически то же самое, под другим названием.
7. Продолжается опаснейшая утилизация боеприпасов на действующих складах без технического обеспечения, без необходимых технологий. Офицеры, которые умели работать с боеприпасами, уволены. Отсюда неизбежность инцидентов.
8. Указания Министра обороны Российской Федерации от «26» декабря 2008 г. № 205/2/690, были крайне жесткими. До 1 февраля 2009 г. подготовить комплект документов, необходимых для проведения аудита промежуточных бухгалтерских балансов. До 5 февраля 2009 г. доложить о выполнении Указания. Не позднее 1 марта 2009 г., пакет документов, необходимых для оценки пакетов акций. В исключительно короткий срок, за два месяца, выстроена нормативная правовая база для распоряжения многомиллиардной движимостью.
9. Какими будут цены на услуги и работы.
10. Кто будет осуществлять ремонт. Точнее, каким образом будет подобран персонал, а если останется прежний, не будут ли это те же самые структуры?
Презентация к докладу: «ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?» PowerPoint .ppt (~0,25 Мб).
См. начало:
1. Проблемы функционирования ОАО «Оборонсервис». Процесс создания
2. ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?
См. далее:
4. Особенности и интересные моменты правового положения ОАО «Оборонсервис»
Литература:
1. Указ Президента РФ от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе “Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 22.09.2008, N 38, ст. 4273
2. Указ Президента от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 24.11.2008, N 47, ст. 5430
3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 Г. N 1359 “Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 01.12.2008, N 48, ст. 5623
4. Постановление Правительства от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 19.01.2009, N 3, ст. 379
5. Устав ОАО ”Оборонсервис”. URL: http://www.mil.ru/files/Ustav_Oboronservis.pdf
6. «Армия на вынос». -Профиль.- №37(640) от 12.10.2009
7. URL: http://www.mil.ru/62478/index.shtml
* 8. URL: http://vpk.name/
** 9. URL: http://www.ng.ru/nvo/2009-12-16/2_arsenaly.html
Максимова Е.Ю. (студентка Финакадемии), OBOZNIK.ru
Другие новости и статьи
« ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?
Особенности и интересные моменты правового положения ОАО «Оборонсервис» »
Запись создана: Четверг, 27 Май 2010 в 19:35 и находится в рубриках Военная торговля, Защита, охрана и оборона тыла, Расквартирование войск, Служба горючего, Современность, Транспорт, Финансовое.
метки: заказ, военпреды, Оборонсервис, реформа
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика