ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры



ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры

oboznik.ru - ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры

Помочь Минобороны навести порядок в ОПК должны и военные представители на оборонных предприятиях. Принято решение о том, что они там остаются. В количестве 2,5 тысяч человек. Более того, создано 40 региональных уполномоченных представительств, которые будут руководить военной приемкой на заводах. На этом, кстати, настаивают и инозаказчики. Без гарантий военной приемки они не хотят покупать самолеты и боевые машины. Правда, теперь стоит задача - сделать военпреда полностью независимым, в материальном и социальном плане, от того предприятия, качество продукции которого он должен постоянно контролировать.

Прежние годы, когда общественный статус офицера, служившего в “приемке”, его премии, жилищные условия - все это зависело от отношения к нему руководства завода и цеха (в советские времена, партийной организации предприятия, в которой он стоял на учете - В.Л.), не могут повториться. Военпред должен быть полностью независимым. Более того, время от времени его будут переводить из одного региона в другой, чтобы на старом месте не закреплялись какие-то деловые и хозяйственные связи военпреда с производственниками. Это необходимо. Устранять производственный брак в армии некому и некогда. Войска должны заниматься боевой подготовкой - стрелять из боевой техники, водить ее, изучать, совершенствовать свои специальные навыки, а не собирать и ремонтировать “железо”.

Хотя, как заметил заместитель министра, с использованием и применением новой боевой техники и систем обеспечения боя тоже есть проблемы. Некоторые командиры держат ее на складах, поскольку психологически не готовы к работе на ней. Мягко говоря, “стесняются” своей некомпетентности. Это одна из причин, почему во время прошлогоднего августовского конфликта, во время проведения операции по принуждению к миру грузинского агрессора в Южной Осетии не применялись новые системы связи и автоматического управления боем, радиоэлектронной борьбы, хотя они и находились в войсках. Однако лишь… на складах. Их просто не успели развернуть, пояснил начальник вооружений.

А в Гособоронзаказе-2009 упор сделан именно на такие системы. И те, кто побывал на нынешних учениях под Нижним Новгородом, сумел заметить - сейчас все офицеры войскового звена, вплоть до командира взвода, обеспечены современными системами связи “Арбалет” и “Гранит”, по которым они могут получать и отправлять информацию и команды в реальном масштабе времени в сети командира бригады и даже выше.

События в Южной Осетии, если можно так сказать, повернули армию лицом к беспилотным летательным аппаратам. Этим объясняется не только закупка в Израиле нескольких комплексов БПЛА тактического звена, но и интерес начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерала армии Николая Макарова, который тот проявил к итальянским и израильским беспилотникам на авиакосмическом салоне в Ле Бурже. И одним из них - итальянским Sky-Y, аналогом американского Predator, как сообщили информагентства, даже “порулил” в качестве оператора.

Военные заказали оборонной промышленности самые разные беспилотники - от разведывательно-информационных комплексов для спецназа, разведки и корректировки огня ракетных войск и артиллерии, до оперативно-стратегических систем, способных уходить в глубину обороны противника на тысячи километров и летать там до нескольких суток, а также способных нести на борту ударное ракетное оружие. Это направление тесно связано с созданием роботизированных систем вооружений, сказал он, где присутствие человека, риск его жизни будет практически сведен к нулю. Эти системы будут упорно и настойчиво внедряться в войска*.

«Приватизация арсеналов – это очень опасное решение, – считает Валерий Громаков. – Когда-то были офицеры, которые умели обращаться с боеприпасами, но теперь они все уволены. Поэтому всегда можно ожидать трагедий, подобных недавней в Ульяновске».

«Понять министра обороны как коммерсанта можно. Негодные к применению старые снаряды, торпеды, ракеты – это кладезь цветных металлов. При правильной их утилизации и продаже можно получить неплохую прибыль. Но Ульяновск уже показал, к чему может привести бесконтрольная погоня за прибылью. Во-первых, боеприпасы должны утилизироваться вне арсеналов. Во-вторых, это должны делать компетентные специалисты под строгим контролем представителей (военпредов) от Минобороны, ФСБ, МЧС и т.п.», – полагает бывший командующий Черноморским флотом, депутат Госдумы Владимир Комоедов. А по мнению генерал-лейтенанта Громакова, в условиях придания армии «нового облика» военпреды в арсеналах могут демонстрировать лишь свою некомпетентность. Дело в том, что, по словам эксперта, «недавно начальника Генштаба посетила идея: в целях борьбы с коррупцией провести ротацию военпредов – того, кто, например, занимается боеприпасами, посадить на самолеты, а с авиации перебросить, скажем, на строительство подводной лодки… Вот так и боремся с коррупцией, разваливая дело».

Озабоченность военных экспертов не разделяют представители военно-промышленного комплекса. «После ЧП в Ульяновске, может быть, уже в январе–феврале мы увидим реорганизацию арсеналов» в акционерные общества. Так что если раньше Минобороны просто перекладывало деньги из одного кармана в другой, давая ремонты своим же структурам, то после акционирования образуется рынок», – с надеждой рассуждает председатель совета директоров пермской компании «Мотовилихинские заводы» Сергей Рогов. Это предприятие, заметим, выпускает боеприпасы, а также реактивные системы залпового огня и ствольную артиллерию.

Шутит по этому поводу адмирал Комоедов: «Бизнес не должен бежать впереди паровоза. Арсеналы должны остаться в системе Вооруженных сил и иметь строгий централизованный контроль со стороны ГРАУ. Утилизация вооружений и боеприпасов должна проводиться вне арсеналов на специализированных предприятиях. И конечно, погоня за длинным рублем здесь не должна подменять вопросы безопасности»**.

Итак, подведем итоги преимуществ и недостатков создаваемой коммерческой структуры.

Преимущества:

1. С переходом на рыночные рельсы появится возможность внедрять современные управленческие процессы и технологии, используемые коммерческим сектором экономики и обеспечивающие повышение конкурентоспособности торговых и сельскохозяйственных предприятий. А управление начальника Тыла ВС РФ будет освобождено от ранее возложенных на него функций непосредственного руководства их текущей производственной деятельностью и сосредоточить внимание на планировании потребностей войск (сил) в поставках продукции и оказании услуг.

2. «В ходе реформы армии в состав тыла военных округов, флотов, оперативных командований и других объединений войдут воинские части и организации тыла, которые будут комплектоваться как военнослужащими (автомобильные, дорожные и трубопроводные батальоны, отдельные роты заправки техники и подвоза воды и т.д), так и сугубо гражданским персоналом. При этом все они будут обладать общим качеством - принадлежностью к частям постоянной готовности”, - сообщил зам министра обороны Д.Булгаков. Эти подразделения смогут составом мирного времени, без доукомплектования и других дополнительных мер, “выполнить с началом и в ходе боевых действий поставленные задачи. В этом и состоит одно из коренных отличий нового облика от существующего, когда большинству тыловых структур, особенно в окружном и армейском звеньях, необходимо было и время, и ресурсы на приведение себя в готовность к выполнению в полном объеме задач по предназначению.

Недостатки:

1. В руки ОАО переходят заводы и базы по ремонту и хранению вооружения и военного имущества, конструкторские бюро, проектные и научно-исследовательские институты, арсеналы и склады вооружения.

2. Из структуры Минобороны выводится имущество и недвижимость на сумму более триллиона рублей, а сотни миллиардов бюджетных денег, выделенных на оборону, уйдут в коммерческую структуру, хотя и государственную. Открываются неслыханные возможности для бесконтрольной распродажи, разворовывания и коррупции. Прослеживается аналогия с госкорпорациями.

3. Взаимодействие с иностранными заказчиками на непонятной основе.

4. Армия держится на принципе единоначалия. Но ОАО «Оборонсервис» руководит Совет директоров. Каков будет режим работы теперь уже гражданских организаций в военное времени? Каковы будут мотивы деятельности «Оборонсервиса»? Боеготовность или извлечение прибыли? Финансовые потоки ОАО будут замыкаться внутри этой структуры, их судьба, а также ценообразование услуг могут стать бесконтрольным.

5. От 10 до 30% предприятий МО РФ имеют долги, ибо они работают в интересах боеготовности. В составе ОАО их судьба будет предрешена законами рыночной экономики. Обостряется вопрос о безопасности военных объектов. Они будут выведены из военных структур, охранять их будут ЧОПы, а представителей госбезопасности вообще туда не пустят.

6. Примером того, что может произойти в результате коммерциализации армии, является состояние арсеналов. Идет их разделение на две части. Зона хранения - это воинская часть. Техническая зона, где осуществляется ремонт боеприпасов и их сборка - это акционерное общество. Фактически то же самое, под другим названием.

7. Продолжается опаснейшая утилизация боеприпасов на действующих складах без технического обеспечения, без необходимых технологий. Офицеры, которые умели работать с боеприпасами, уволены. Отсюда неизбежность инцидентов.

8. Указания Министра обороны Российской Федерации от «26» декабря 2008 г. № 205/2/690, были крайне жесткими. До 1 февраля 2009 г. подготовить комплект документов, необходимых для проведения аудита промежуточных бухгалтерских балансов. До 5 февраля 2009 г. доложить о выполнении Указания. Не позднее 1 марта 2009 г., пакет документов, необходимых для оценки пакетов акций. В исключительно короткий срок, за два месяца, выстроена нормативная правовая база для распоряжения многомиллиардной движимостью.

9. Какими будут цены на услуги и работы.

10. Кто будет осуществлять ремонт. Точнее, каким образом будет подобран персонал, а если останется прежний, не будут ли это те же самые структуры?

Презентация к докладу: «ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?» PowerPoint .ppt (~0,25 Мб).

См. начало:
1. Проблемы функционирования ОАО «Оборонсервис». Процесс создания
2. ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?

См. далее:
4. Особенности и интересные моменты правового положения ОАО «Оборонсервис»

Литература:
1. Указ Президента РФ от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе “Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 22.09.2008, N 38, ст. 4273
2. Указ Президента от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 24.11.2008, N 47, ст. 5430
3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 Г. N 1359 “Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 01.12.2008, N 48, ст. 5623
4. Постановление Правительства от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 19.01.2009, N 3, ст. 379
5. Устав ОАО ”Оборонсервис”. URL: http://www.mil.ru/files/Ustav_Oboronservis.pdf
6. «Армия на вынос». -Профиль.- №37(640) от 12.10.2009
7. URL: http://www.mil.ru/62478/index.shtml
* 8. URL: http://vpk.name/
** 9. URL: http://www.ng.ru/nvo/2009-12-16/2_arsenaly.html

Максимова Е.Ю. (студентка Финакадемии), OBOZNIK.ru



Другие новости и статьи

« ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?

Особенности и интересные моменты правового положения ОАО «Оборонсервис» »

Запись создана: Четверг, 27 Май 2010 в 19:35 и находится в рубриках Военная торговля, Защита, охрана и оборона тыла, Расквартирование войск, Служба горючего, Современность, Транспорт, Финансовое.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы