Социально-психологические особенности взаимоотношений в воинском коллективе



Социально-психологические особенности взаимоотношений в воинском коллективе

oboznik.ru - Социально-психологические особенности взаимоотношений в воинском коллективе

Вопросы:
1. Социально-психологические особенности взаимоотношений в воинском коллективе.
2. Способы разрешения межличностных конфликтов.

Коллектив воинского подразделения - это социальная форма организации людей в военном деле. Чем выше уровень его сплоченности и боевой слаженности, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы всех военнослужащих в воинском подразделении.

1

Одним из важных условий, влияющих на уровень боевой готовности воинских частей (подразделений), является система взаимоотношений военнослужащих, основанная на дружбе и войсковом товариществе. Взаимоотношения воинов наряду с мнениями, настроениями и традициями являются одним из центральных компонентов психологии воинского коллектива. На их основе складываются и проявляются многие другие социально-психологические явления и процессы.
Взаимоотношения, или межличностные отношения, являются элементом более сложной структуры социальных отношений.

Для понимания места и роли межличностных отношений в воинском коллективе необходимо рассмотреть их социально-психологические основы и структуру, общую характеристику взаимоотношений между военнослужащими.


Пожалуй, нет интересней и противоречивей социально-психологической проблемы, чем внутригрупповые взаимоотношения. Ее важность в современных условиях усиливается в связи с изменением привычно сложившихся связей и способов общения людей, в том числе военнослужащих Вооруженных Сил. Многие трудности, которые переживает сегодня Российская армия, в значительной степени можно преодолеть, если каждый военнослужащий поймет, что жить и служить нужно не только по уставу, который не может предусмотреть всех нюансов взаимоотношений воинов, а еще и по уму, по велению сердца.

Поэтому младшим командирам следует глубоко разбираться в психологии взаимоотношений военнослужащих.

Взаимоотношения (межличностные отношения) следует рассматривать как наиболее конкретную и определенную категорию психологии, так как особенности поведения человека в воинском коллективе, результаты его воинской деятельности вызывают определенные реакции со стороны других членов этой группы и формируют их систему. Кроме взаимоотношений в процессе деятельности можно выделить и другие сферы отношений: политические; производственные; служебные; правовые; экономические и др.

Взаимоотношения отличаются от других сфер отношений прежде всего тем, что они характеризуются непосредственными контактами между людьми. Кроме этого, во взаимоотношениях проявляются индивидуальные свойства личности, сама же личность формируется в них и оценивается по результатам взаимоотношений с окружающими. В процессе взаимоотношений формируется социальный статус, общественная роль каждого члена коллектива. Взаимоотношения могут иметь как позитивную, так и негативную окрашенность.

Взаимоотношения - специфический комплекс духовных связей, соединяющих членов коллектива чувствами уважения, товарищества, ответственности и другими, а также выработанными в совместном опыте навыками общения и группового выполнения различных задач.

Взаимоотношения можно классифицировать следующим образом.

По сферам деятельности:
служебные (официальные); внеслужебные (неофициальные). Служебные, кроме того, подразделяются на взаимоотношения: по вертикали (между начальниками и подчиненными); по горизонтали (между равными по должности и званию).

По субъектам взаимоотношений: межличностные; межгрупповые; между группой и личностью.

По соответствию предъявляемым требованиям: нормативные (уставные); ненормативные (неуставные).

Глава вторая Устава Внутренней службы ВС РФ «Взаимоотношения между военнослужащими» предписывает строить взаимоотношения на основе взаимного уважения, товарищества, дружбы и взаимовыручки, строгой дисциплины и сознательности, субординации и уставной требовательности.

К взаимоотношениям между командиром (начальником) и подчиненным предъявляются следующие требования: внутренняя дисциплина, уважительное отношение, субординация, высокая требовательность, критическое отношение к себе, самоконтроль, доброжелательность, доступность и простота.

Взаимоотношениям между военнослужащими, равными между собой по «горизонтали», присущи следующие черты: доброжелательность, взаимная требовательность, симпатия или антипатия (неприязнь), взаимные оценки, чувства и эмоции.

Взаимоотношения каждого члена воинского коллектива со своими товарищами определяют его положение в неформальных микрогруппах, социально-ролевой статус и неформальную структуру коллектива. Как правило, в каждой группе есть один или несколько военнослужащих, к которым члены коллектива относятся с наибольшей симпатией, к их мнению прислушиваются и подчиняются их воле. Таких людей принято называть лидерами.

Лидер (от англ. - «ведущий») - это авторитетный член коллектива или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидеры бывают формальными и неформальными.

Формальный лидер основывает влияние на членов группы своим правовым положением, регламентированным правовыми актами: законами, постановлениями, уставами, приказами и инструкциями.
Неформальный лидер оказывает влияние на окружающих сослуживцев своими личностными особенностями: компетентностью, справедливостью, силой воли и характера, физическими данными, морально-нравственными и другими качествами.

Авторитет (от лат. - «достоинство, сила, власть») - это признание группой лиц или коллективом личностных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающее их способность влиять на положение дел в этой группе (коллективе). Следовательно, понятие «авторитет» сходно с понятием «лидерство». В каждом воинском коллективе имеется, как правило, несколько авторитетных людей. Они являются показателем духовного, психологического богатства коллектива, признаком его силы.

Должностной авторитет состоит в том, что человек, обладающий им, воздействует на психику коллектива определенной властью, данной государством и должностными полномочиями.
Моральный авторитет всецело личностен и свидетельствует о доверии подчиненных своему младшему командиру, уважении его как начальника и человека. Это главный вид авторитета младшего командира (начальника). В нем наиболее полно сосредоточены значимость и ценность человека-руководителя. Поэтому высокая ответственность возлагается на младших командиров за их личный нравственный облик. Практика показывает, что ошибка многих из них заключается в том, что они преимущественно опираются на должностной авторитет и пренебрегают нравственной требовательностью к себе.

Профессиональный авторитет является показателем компетентности сержанта (старшины) в воинской деятельности. Обладая высоким моральным и профессиональным авторитетом, младший командир способен умело обучать и воспитывать подчиненных, мобилизовать их на выполнение стоящих задач, налаживать здоровые взаимоотношения в воинском коллективе.

Одним из условий авторитетности младшего командира является высокий уровень знания сущности и содержания социальных явлений, происходящих в малых группах (коллективах).

К таким явлениям относятся: конфликты; социально-психологический климат; сплоченность и другие социальные явления. Кратко рассмотрим их.

Конфликт - это столкновение сторон, мнений, сил, внешняя стадия развития противоречий в системе взаимоотношений. Конфликт характеризуется усилением противоположных интересов между людьми. Он формируется в конкретной ситуации. В первичных коллективах - микрогруппах конфликты отражают столкновение групповых норм и ролевых позиций. Предметом конфликта здесь могут быть различные аспекты служебной и внеслужебной деятельности. Конфликты могут носить конструктивный (борьба за внедрение чего-либо передового) и деструктивный характер. Последние существенно снижают эффективность деятельности, создают нездоровый социально-психологический климат.

Социально-психологический климат - это состояние воинского коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия военнослужащими окружающих предметов и явлений, а также мерой удовлетворенности его членов различными сторонами межличностного общения (взаимодействия).

Социальное восприятие в свою очередь во многом зависит от уровня сознательности, нравственной и мировоззренческой зрелости воинского коллектива.

Социально-психологический климат имеет такую особенность, как несовпадение индивидуальных и групповых психических состояний. Например, хорошее настроение военнослужащего может проявиться не только в передовом коллективе, но и в том, где снижена командирская требовательность и бытуют неуставные взаимоотношения.

Существенное влияние на социально-психологический климат оказывают стиль руководства и личностные качества младших командиров (начальников).
Одной из важнейших социально-психологических характеристик воинского коллектива является сплоченность. Это социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений воинов в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах совместной деятельности.

Морально-политическое единство проявляется во взаимном доверии членов группы как единомышленников, сознательно сотрудничающих во имя достижения общей цели.
В военно-профессиональной сфере сплоченность проявляется как боевая слаженность в высоких результатах совместной деятельности, во взаимопонимании по служебным вопросам.
В межпичностно-бытовой сфере сплоченность проявляется как психологическая совместимость, объективно реализующая себя в бесконфликтности общения в бытовой, внеслужебной обстановке, когда воины занимаются в спортивных секциях, посещают кружки художественной самодеятельности, библиотеки, ходят в увольнения и т.д.
Таким образом, взаимоотношения во многом определяют психологическое состояние военнослужащих и воинских коллективов, характер взаимодействия воинов, социально-психологическую атмосферу. Сержантский (старшинский) состав ВС РФ обязан уделять постоянное внимание изучению и формированию здоровых взаимоотношений в подчиненных коллективах.

2

В современной науке понятие «конфликт» рассматривается как противоречие или стадия его развития, как столкновение, противодействие, тип конкурентного взаимодействия.

Основными его признаками являются:
- наличие противоречия между людьми;
- взаимное противодействие, направленное на защиту кем-либо своих интересов, блокировку действий другого, нанесение ему ущерба;
- формирование негативного отношения друг к другу в виде проявления негативных эмоций.

Конфликты как социально-психологические явления могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми и межгосударственными. К примеру, в воинских коллективах наиболее часто происходят межличностные конфликты, реже - межгрупповые.

Кроме этого, конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, конструктивные и деструктивные, по «вертикали» (между начальниками и подчиненными), по «горизонтали» (между равными по должности и воинскому званию) и т. д. Наиболее частыми в воинских коллективах являются конфликты между начальниками и подчиненными, составляющие до 75% всех межличностных конфликтов.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно оптимально организовать управление этим сложным процессом. При этом необходимо отметить, что проблема нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими выходит за рамки конфликтного взаимодействия, являясь в одних случаях причиной, а в других следствием данного явления. Существует целый пласт нарушений, в большинстве своем не являющихся производными от конфликтов. Речь идет о «дедовщине» и других известных негативных явлениях. Целесообразно выделить типичные формы нарушений, вызванных межличностными конфликтами.
К ним относятся:
- драки и физическое насилие;
- моральное оскорбление (угнетение);
- невыполнение распоряжений (приказаний);
- распространение заведомо лживой информации (слухов), подрывающей авторитет;
- умышленное создание предпосылок, затруднений, препятствующих жизнедеятельности оппонента и другие.

Управление конфликтом - это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно, что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям. Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и главным образом конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций.

К объективным условиям, обеспечивающим профилактику деструктивных конфликтов, относятся:
1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих: надлежащее казарменно-бытовое устройство отдыха и досуга; своевременное и качественное медицинское обслуживание; предоставление возможности самореализации военнослужащим в культурно-досуговой (творческой), военно-технической и военно-спортивной сферах; своевременное нормативное продовольственное, вещевое и денежное обеспечение; наличие свободного времени и т. д.

2. Оптимизация нормативно регламентирующих основ служебной деятельности: усиление личной ответственности за нарушение уставных правил межличностных отношений; организация нравственного, правового и воинского воспитания; а также начальной психолого-педагогической подготовки командиров (начальников) всех степеней с целью развития психологической устойчивости к конфликтным источникам; повышение роли общественности и актива подразделений в разрешении межличностных конфликтов; улучшение общей организации воинской деятельности и эффективности режима контроля в части; оперативное реагирование на информацию о предконфликтных ситуациях; справедливое распределение материальных и духовных благ, служебной нагрузки и др.

Субъективные способы предупреждения и конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций.

Данное направление деятельности заключается в выработке командирами как у самих себя, так и у своих подчиненных навыков неконфликтного поведения. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического плана.

К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исходах конфликтов между военнослужащими.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими издержками выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться. Очень важно определить момент, когда общение стало предконфликтным, и возродить нормальные взаимоотношения.

Прекратить или сгладить обострившуюся ситуацию можно следующими приемами:
- заявить о частичной своей правоте, согласиться с тем, что в чем-то прав и тот, с кем конфликтовал;
- свести проблему к шутке или перевести разговор на другую тему;
- уступить, если проблема не особенно важна;
- предложить перенести обсуждение проблемы на какой-то срок с тем, чтобы более глубоко в ней разобраться и др.

Важным субъективным условием предупреждения межличностных конфликтов является умение военнослужащего адекватно воспринимать другого военнослужащего и по возможности избежать конфликта.
Еще одним способом предупреждения конфликта является своевременное информирование окружающих об ущемлении ваших интересов (чувств).
В процессе общения желательно избегать категоричных оценок обсуждаемой проблемы, а тем более личности и позиции партнера. Как правило, такие оценки обостряют ситуацию, вносят во взаимодействие напряженность.

Установление неформального личностного контакта с собеседником значительно повышает взаимопонимание, если общение носит сугубо служебный, деловой характер. Чем больше расположен к вам собеседник, тем более вы его воспринимаете как личностно значимого человека, тем меньше вероятность конфликта.
В конфликтных ситуациях взаимодействия важно стремиться не загонять оппонента в угол. Человек, поставленный в безысходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на конфликт ради сохранения своего достоинства (чести).

Во избежание конфликта целесообразно не увеличивать число обсуждаемых проблем. Важно обсуждать главный вопрос, а не распыляться на решение нескольких проблем сразу.
Если командир (начальник) не проявляет гибкости в использовании вышеперечисленных способов оценивания деятельности (поведения) подчиненных, а отдает предпочтение лишь одному из них, то это может являться причиной конфликтов между ним и его подчиненными. У каждого способа, как известно, есть свои достоинства и недостатки. Для предупреждения конфликтов целесообразно оценивать в первую очередь то, что удалось сделать, а затем то, что не удалось. Оценивающий должен сам хорошо знать суть дела, давать оценку по существу, а не по форме и использовать разнообразные ее способы.

Необходимо выявлять и сообщать оцениваемым причины недостатков (ошибок), четко формулировать новые цели и задачи, воодушевлять подчиненных на качественную деятельность. Частым поводом к конфликту служит критика, применяемая командиром (начальником) не как прием воспитания, а как средство снятия собственного психологического дискомфорта («разрядка» на подчиненного). Критические высказывания, употребляемые военнослужащими, равными по статусу в отношении друг к другу, также являются предпосылкой межличностного конфликта. Необходимо помнить, что критика должна основываться на следующих принципах: позитивизм, конструктивность, адресность и доброжелательность.

Мощной базой для создания в части (подразделении) бесконфликтной атмосферы является деятельность по укреплению дисциплины и правопорядка.

Факторами, за счет которых обеспечивается достижение этой цели, являются:
во-первых, понимание первостепенной важности дисциплины в целом и личной дисциплинированности в частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил. Если отсутствует понимание важности дисциплины, убежденность в ее необходимости, то дисциплина не может быть прочной. А само соблюдение порядка и правил становится непосильным трудом, от которого люди, стремятся при случае уклониться;
во-вторых, знание тех правил, которые надлежит соблюдать, умение, навык и воля соблюдать их строго и точно;
в-третьих, важно сосредоточить внимание на межличностных отношениях военнослужащих, на отношении коллектива к дисциплине, а также на отношениях начальников и подчиненных;
в-четвертых, важнейшим фактором, обеспечивающим дисциплину и правопорядок, является уставной порядок. К сожалению, его иногда отождествляют лишь с внутренним порядком в части (подразделении). Такое упрощенное понятие противоречит интересам дела;
в-пятых, к важным объективным факторам обеспечения дисциплины и правопорядка относятся благоприятные условия в семье, гарнизоне, обществе.

Важно умело использовать дисциплинарную практику. Главное - не скупиться на доброе слово, на поощрение. Дисциплинарный устав требует не оставлять без воздействия ни одного случая нарушения воинской дисциплины и при необходимости строго взыскивать с нарушителей. Однако при объявлении взыскания необходимо не допускать поспешности, необъективности, горячности. Оно должно прежде всего воспитывать. Социально-психологическое значение взысканий состоит в том, чтобы, не унижая достоинства личности, побудить военнослужащего к тонному выполнению требований российских законов и воинских уставов, помочь ему осознать проступок.

Особую роль играет умелая индивидуально-воспитательная работа. Это один из наиболее действенных методов воспитания личного состава. Именно на ней необходимо сделать акцент. Эта работа сродни искусству. Она требует настойчивости, терпения, немалых педагогических навыков, знания психологии - словом, большой компетентности офицера. Важно широко и правильно использовать разнообразные формы и методы индивидуальной работы: поощрения, персональные поручения, помощь, личный пример, совет, критику, консультацию, выслушивание, задание и т.д.

Методические рекомендации.

При рассмотрении первого вопроса необходимо сделать акцент на самом понятии социально-психологических особенностях воинского коллектива, а также на основных условиях, формирующих сплоченность воинского коллектива.
При изучении второго вопроса руководитель должен довести до слушателей основные направления работы командира по предупреждению конфликтных ситуаций, подчеркнув, что воинская дисциплина и правопорядок являются основой боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил.
В заключительной части руководителю необходимо сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы, отметить наиболее активных слушателей на занятии, дать рекомендации по подготовке к следующему занятию.

Рекомендуемая литература:
1. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Шипилов А. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими - М.: ВУ, 2000.
3. Психология и педагогика. Военная психология. Учебник. / Под ред. А.Г. Маклакова. - М., 2004.
4. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2007.
5. Военная педагогика: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008.
6. Немов Р., Алтунина И. Социальная психология: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2012.

Майор Борис ИВАНОВ

Ориентир 05 2015



Другие новости и статьи

« Особенности трудоустройства бывшего военнослужащего

Как и кому жаловаться в армии »

Запись создана: Четверг, 6 Сентябрь 2018 в 5:02 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы