22 Апрель 2019

Россия в информационной войне

oboznik.ru - Россия в информационной войне
#Россия#война#информация

Ключевые слова: информационная война, информационные атаки, информация, общественное сознание, средства массовой информации. Key words: information war, information attacks, information, public consciousness, media.

Аннотация. В данной работе представлены и проанализированы различные мнения историков, социологов и политологов о явлении информационной войны и об участии России в информационных войнах в прошлом и в современности.

Цель работы – исследовать историю информационных войн с участием России, показать их влияние на исход международных конфликтов и рассмотреть некоторые способы защиты от воздействия информационных атак. Под информационной войной понимается комплексное внедрение информации и использование средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их мнений, взглядов, настроений, ценностных ориентаций, а также массовых настроений и общественного сознания в целом. Главным отличием инф.войны от пропаганды или рекламы является навязывание чуждых целей и взглядов, способных нанести вред той группе людей, против которой ведутся действия. Самый распространённый метод «превращения информации в оружие» – искажение реальных фактов, преувеличение и акцентирование внимания на негативных сторонах явления или объекта с целью вызвать неприязненное отношение к нему. Иногда за основу берутся не реальные события, а целиком выдуманные истории, мистификации. В таком случае используется «метод абсолютной лжи» – если данную информацию невозможно сопоставить ни с одним реальным фактом, человек склонен воспринимать её как истинную. «Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё верят» – Йозеф Геббельс.

Эффект усиливается воздействием на психику человека с помощью методов манипуляции сознанием, таких, как внушение, создание общей картины из частных фактов, в речи – частое использование эмоционально окрашенных слов, многократные повторы ключевых слов и фраз (так называемый «метод Геббельса»), парцелляция. Актуальность данной темы обосновывается активно возрастающим количеством информации, получаемой человеком ежедневно, и стремительной эволюцией средств и способов её передачи, в связи с чем увеличивается эффект информационных атак и расширяется их применение; нельзя исключать, что вскоре информационные войны смогут заменить физические военные действия.

Несмотря на это, большая часть населения не осведомлена об этом явлении, в связи с чем легко подвергается его воздействию. Отсюда следует необходимость доказать значимость этой проблемы и заняться поиском методов противостояния, чему и посвящена данная работа. Впервые вопрос об использовании информации в качестве оружия был поставлен американским экспертом Томасом Рона в его работе «Системы оружия и информационная война» в 1976 году, где и был введён термин «информационная война». Работой заинтересовались американские военные, и вскоре началось активное обсуждение и разработка методов применения информационных технологий в военных действиях. Однако из вышеприведённого определения можно заключить, что ведение информационной войны не требует особых технологий. Единственное условие – возможность передавать информацию за пределы границ государства. Таким образом, можно предположить, что информационные войны возникли задолго до появления данного термина, а именно – когда распространение средств массовой информации достигло международного уровня. По мнению известного современного историка А.А. Данилова, первые информационные атаки против России, хоть ещё и не имевшие направленной цели, начались в XVI веке. В то время в Германии начинают создавать так называемые «летучие листки» – информационные листки о последних новостях, прообраз газет. Изначально были рукописными и создавались в 1-2 экземплярах, но после изобретения печати их популярность резко возросла и листки стали распространяться среди всех слоев населения. В 1561, в третий год Ливонской войны в Нюрнберге вышел проиллюстрированный летучий листок следующего содержания: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране». Для большей части немецкого народа это было первое заочное знакомство с русскими, и именно с этого момента началось формирование образа России как жестокой варварской страны под предводительством тиранов. Из переписки Ивана IV с королевой Елизаветой I: «Захватили многие грамоты, в которых для унижения нашего государева достоинства и нашего государства написаны ложные вести, будто в нашем царстве якобы творятся недостойные дела».

Около 1578 года, по поручению графа-палатина Вельденцского, Генрих фон Штаден (немецкий путешественник, несколько лет прослуживший опричником) составляет описание Московии – труд под названием «Страна и правление московитов». Этот труд можно считать одной из первых книг антироссийской направленности. Автор напрямую называет московитов нехристями, царя – сумасшедшим тираном. Большинство историков отрицают достоверность его сочинений и даже того факта, что он действительно состоял в опричнине. В качестве дополнения к своим запискам Генрих фон Штаден предлагал план военной оккупации Московии.

Русских предполагалось сделать пленными, запереть в собственных крепостях и выводить оттуда только на работы – обслуживать потребности немецкой армии. Также Штаден предложил концепцию безболезненной смены религии путём строительства в стране каменных католических храмов и деревянных православных, которые через некоторое время сгниют или сгорят, не оставив русскому народу альтернативы. Известны также многие другие подобные сочинения того времени, а «летучих листков», описывающих Россию в самых мрачных красках, всего было обнаружено 62 за столетие. Всё это поспособствовало формированию максимально негативного образа Ивана IV, суть которого можно передать через одно лишь имя царя.

В нашей истории он известен как Иван Грозный. По толковому словарю Ожегова «грозный» – суровый, жесткий, величественный и страшный. В английском языке же он – Ivan the Terrible, что переводится как «ужасный, чудовищный, отвратительный». Сравнив эмоциональный окрас этих слов, можно получить чёткое представление об образе царя в нашей стране и западных странах, сохранившееся по сей день. Таким образом, именно в XVI веке начали зарождаться информационные войны, подобные современным. Многие исследователи считают первой войной с целенаправленным применением информационных атак Крымскую войну (1853-1856 гг). Незадолго до её начала западные СМИ в статьях часто упоминали о военном могуществе и непобедимости русской армии, открыто льстили Николаю I. В какой-то мере это были остаточные явления от впечатления, произведённого Россией в 1812 году. Однако эти настроения начали использовать для усыпления бдительности российского правительства и убеждения в отсутствии необходимости преобразований, что в реальности было совсем не так – как известно, одной из главных причин поражения в Крымской войне явилась отсталость вооружения. Уже в ходе войны европейская пресса освещала события, максимально очерняя Россию. Писалось, что Российская империя без причин и без предупреждения напала на беззащитную Турцию с целью захватить Константинополь. Военные успехи и победы русской армии и флота не освещались или преуменьшались. Например, сообщая о Синопской битве, французские журналисты вместо слова «une bataille» со значением «битва, крупное сражение» употребляли «un combat», что может означать любой бой или стычку.

Известная британская газета «Th e Times» в статьях про эту же битву писала, что русские добивали раненых турок, плавающих в море, и описывала другие зверства, вряд ли имевшие место в реальности. Участие Англии и Франции преподносилось как крестовый поход католиков против православных еретиков. «Россия в Константинополе – это смерть для католицизма, смерть для западной цивилизации. И, однако, именно такая катастрофа висит над нашей головой. Право против насилия, католицизм против православной ереси, султан против царя, Франция, Англия, Европа – против России». В ходе этой информационной войны зарубежные СМИ так же впервые стали обсуждать внутренние российские проблемы – коррупцию, хищения, низкий процент образованности и т.д. с целью показать несостоятельность правительства Николая I, тем самым объясняя общественности активное вмешательство Европы в действия России на Ближнем Востоке: мол, нельзя допустить туда российских варваров, которые даже со своей собственной страной справиться не в состоянии.

В целом эта антироссийская кампания оказалась довольно успешна, а пропагандируемые взгляды затронули умы русских либералов и значительно повлияли на западническое течение. В настоящее время многообразие средств массовой информации позволяет вести информационные войны как никогда просто и эффективно. С помощью графических редакторов и программ для видеомонтажа можно не просто правдоподобно искажать факты, а даже создавать их с нуля. Например, в ходе грузинско-осетинского конфликта в 2008 году СМИ уже уверенно использовались в качестве оружия. Грузию пытались представить всему миру как жертву беспричинной агрессии России, главным образом с помощью фальсификации фактов. К примеру, в репортаже международного новостного канала «Euronews» показывали город Цхинвали, столицу Южной Осетии, разрушенный бомбардировкой грузинской авиации, и сообщали зрителям, что на кадрах – город Гори, подвергшийся обстрелу со стороны России. Можно было бы списать это на ошибку работников канала, но это был далеко не единичный случай подобной подмены фактов.

В последние несколько лет Интернет занял главенствующую роль среди средств массовой информации. В связи с этим прямо на наших глазах основная часть информационных атак перетекает именно в сеть, и информационные войны приобретают новый вид. Теперь создавать и в огромных масштабах распространять информацию может каждый пользователь Интернета; и если раньше ведение информационной войны было задачей исключительно элиты, контролирующей СМИ, то теперь, в практически бесконтрольной среде, ответственность постепенно сползает на плечи простых обывателей. Ещё одна опаснейшая тенденция развития информационных войн заключается в том, что современные условия позволяют информационным атакам воздействовать не только на сознание, но и на подсознание людей напрямую. Для этого используется так называемая стратегия «информационного шума».

Казалось бы, современный человек не отличается наивностью и доверчивостью, повсеместная реклама и аферы научили его скептицизму – почему же он так легко подвергается влиянию СМИ? В этом виновато явление информационного шума. В наши дни мозг каждого человека получает в течение дня огромное количество информации, которую он не способен игнорировать. Он лишь фильтрует её, задерживая в памяти только нужную и полезную, но принимает и сохраняет абсолютно всю. Поэтому, когда в сознании человека вдруг всплывает некогда прочтённая или услышанная информация, сформулированная по схемам манипуляции сознанием, он воспринимает её как собственные мысли. Обычно стратегией информационного шума пользуется реклама, но точно так же можно менять взгляды, мнения, стереотипы и мировоззрения целых масс.

Рассмотрев историю информационных войн, можно обнаружить закономерность их проведения: русофобия в западных странах начинает распространяться именно в те времена, когда Россия усиливает свои политические, геополитические и экономические позиции в мире. Эта взаимосвязь неоднократно подтверждалась исторически, и может служить своеобразным индикатором, признаком того, что государство развивается в верном направлении. Однако самая большая опасность кроется в том, что русский народ зачастую оказывается уязвим к антироссийской пропаганде и сам верит в продвигаемые идеи – даже в собственную неполноценность.

Современный историк и социолог А.И. Фурсов убеждён, что Россия проигрывает информационные войны потому, что её население не имеет собственной картины мира и «смотрит на себя глазами Запада» ещё со времён Петровских реформ. Элита, которая является главной действующей силой информационной войны, действует в чужих интересах не по своей воле, а потому, что не имеет собственных; и от информационных атак Россия всегда была вынуждена лишь обороняться, никогда не являясь их инициатором. «Не надо оправдываться, надо атаковать». Проанализировав представленные источники, можно увидеть, что чаще всего основные усилия во время информационных войн направлены на формирование в среде противника искажённого мнения о собственном народе, о политических лидерах и об определённых исторических событиях. Отсюда следует, что наиболее подвержены воздействию информационных атак те, кто не имеют чёткого представления об этих объектах и явлениях и особенно – своего собственного мнения о них. Такие люди проще всего принимают за истину любую информацию, распространяемую противником, и передают её дальше как собственное мнение, невольно становясь орудием инф.атаки. Таким образом, можно заключить, что первое и самое главное средство защиты – осведомление, а именно – изучение фактов из независимых и достоверных источников; второе – воздержание от распространения информации, истинность которой нельзя проверить; и третье – выработка «иммунитета» к провокациям, развитие умения выявлять информацию, направленную на создание в массах определённого настроения, и противиться этому. Только в этом случае возможно оказать сопротивление информационным войнам против России, и не позволить им повернуть ход истории в пользу противника.

Дарья Александровна Аббасова

Научный руководитель: Т. И. Дунбинская, кандидат исторических наук, доцент Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Другие новости и статьи

« Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий. Кодекс поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий

Связь стиха с языковой основой »

Запись создана: Понедельник, 22 Апрель 2019 в 0:32 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика