Особенности и интересные моменты правового положения ОАО «Оборонсервис»

ОАО «Оборонсервис» обладает всеми характерными особенностями акционерного общества как юридического лица, в том числе следующими, особо важными для такой структуры:
Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов. Двоякая позиция. Общество имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания и отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний*.
Общество самостоятельно планирует и осуществляет свою деятельность, определяет размер заработной платы своих работников, цены на продукцию и оказываемые услуги, порядок и форму расчетов по сделкам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Соответственно, возможности для маневрирования.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Зачем нужны счета за границей?
Решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций принимается Советом директоров единогласно всеми членами Совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов Совета директоров.
Решение об увеличении уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается решением Общего собрания акционеров, при этом увеличение уставного капитала осуществляется только за счет имущества Общества.
Дивиденды выплачиваются в денежной форме из чистой прибыли Общества. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом директоров.
Имущество Общества образуется за счет:
-
имущества, внесенного в уставный капитал Общества;
доходов от ценных бумаг;
доходов от оказания услуг, выполнения работ и реализации продукции, от осуществления Обществом других видов деятельности, предусмотренных настоящим уставом;
доходов от интеллектуальной собственности;
иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Чистая прибыль Общества поступает в его распоряжение и распределяется в соответствии с решением Общего собрания акционеров.
Органами управления Обществ являются:
-
Общее собрание акционеров;
Совет директоров;
Генеральный директор (единоличный исполнительный орган).
Контроль финансово-хозяйственной деятельности Общества осуществляется Ревизионной комиссией.
Решения Общего собрания акционеров принимаются единственным акционером – Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации и оформляются правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке.
Члены Совета директоров избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров.
Количественный состав Совета директоров определяется решением Общего собрания акционеров и не может быть менее чем пять членов. Членом Совета директоров может быть только физическое лицо.
Лица, избранные в состав Совета директоров, могут переизбираться неограниченное число раз.
По решению Общего собрания акционеров членам Совета директоров Общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов Совета директоров Общества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением Общего собрания акционеров.
Заседание Совета директоров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие не менее половины избранных членов Совета директоров. То есть достаточно 4 человек.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором (единоличным исполнительным органом Общества). Срок полномочий Генерального директора Общества составляет 5 лет.
Общество вправе вносить на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов предложения по совершенствованию системы сервисного обслуживания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, в том числе принимать участие в подготовке соответствующих нормативных правовых актов (особый статус юридического лица).
Уставный капитал Общества составляет 10 566 430 000 (Десять миллиардов пятьсот шестьдесят шесть миллионов четыреста тридцать тысяч) рублей, который разделен на 10 566 430 (Десять миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч четыреста тридцать) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 000 (Одна тысяча) рублей каждая.
Общество вправе разместить дополнительно к размещенным акциям 250 000 000 (Двести пятьдесят миллионов) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 000 (Одна тысяча) рублей каждая на общую номинальную стоимость 250 000 000 000 (Двести пятьдесят миллиардов) рублей, предоставляющих после их размещения те же права, что и обыкновенные именные акции, размещенные при учреждении Общества.
Члены Совета директоров Общества, Генеральный директор Общества, а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах Общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении Общества добросовестно и разумно.
Члены Совета директоров Общества, Генеральный директор Общества, равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены законодательством Российской Федерации.
В итоге, приняты решения о преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в собственности государства, и которые объединяются в холдинг, где главной компанией выступает ОАО Оборонсервис.
Таким образом, Оборонсервис – юридическое лицо, очень удобное для растрачивания государственного имущества. Устанавливая размеры заработной платы работникам, членам Совета директоров и Ревизионной комиссии, определяя размер оплаты труда аудитора, проводящего аудиторскую проверку, фактически Оборонсервис предоставлен самому себе и не подвержен какому-либо контролю.
Ревизионная комиссия назначается из числа акционеров и может переизбираться множество раз, также как и Генеральный директор, и члены совета директоров. Очевидно, так и произойдет. Причем размеры их окладов могут быть любыми и никакими разумными суммами не ограничены. Ответственность руководящего состава сводится к тому, что они должны действовать «добросовестно и разумно», а в случае установления их вины данные лица несут материальную ответственность за виновные деяния. Из устава очевидно, что установлением виновности никто заниматься не будет. Cоответственно, физические лица не несут ответственности по долгам юридического лица, и наоборот. Интерес вызывает еще и тот факт, что в целях деятельности стоит приоритетом поддержание обороноспособности и безопасности и на последнем месте – извлечение прибыли, однако исходя из видов деятельности, которые вправе осуществлять ОАО и подведомственные юридические лица, а они настолько разнообразны, что не стоило даже добавлять фразу «и иными не запрещенными видами деятельности», видно, что приоритетом для «Оборонсервис» все же является получение прибыли, как у любой коммерческой организации.
Правда, значительная разница в том, что данное общество имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. А эта прибыль, кстати, распределяется решением общего собрания акционеров, то есть единственным акционером – государством в лице Министерства обороны.
Огромный размер уставного капитала (10 миллиардов) и еще больший размер возможного выпуску акций (250 миллиардов) заставляет задуматься о том, как будут внедрены данные средства в коммерческую структуру. Прослеживается параллель с госкорпорациями, где суммы должностных окладов позволяли безбедно жить, не требуя взяток. Но тем не менее, проверка прокуратуры вскрыла массу злоупотреблений, в результате чего Президент высказался в пользу ликвидации данной организационно-правовой формы или преобразовании нескольких корпораций в ОАО. ОАО, безусловно, более регламентированная форма, действующая в соответствии с законом об акционерных обществах. Однако прежде чем делать выводы о преимуществах и недостатках, трезво стоит взглянуть на существовавшую прежде систему унитарных предприятий. Очевидным является тот факт, что они перестали отвечать потребностям времени. Законы рынка по идее должны подстегнуть развитие новых технологий, совершенствование производства. И в этом явный плюс. Но стоит ли переводить весь массив в форму акционерных обществ, и как на практике обернется реализация этой концепции в России, это вопрос спорного характера.
Презентация к докладу: «ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?» PowerPoint .ppt (~0,25 Мб).
См. начало:
1. Проблемы функционирования ОАО «Оборонсервис». Процесс создания
2. ОАО «Оборонсервис»: прорыв или провал?
3. ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры
Литература:
1. Указ Президента РФ от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе “Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 22.09.2008, N 38, ст. 4273
2. Указ Президента от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 24.11.2008, N 47, ст. 5430
3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 Г. N 1359 “Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»// “Собрание законодательства РФ”, 01.12.2008, N 48, ст. 5623
4. Постановление Правительства от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»// “Собрание законодательства РФ”, 19.01.2009, N 3, ст. 379
* 5. Устав ОАО ”Оборонсервис”. URL: http://www.mil.ru/files/Ustav_Oboronservis.pdf
6. «Армия на вынос». -Профиль.- №37(640) от 12.10.2009
7. URL: http://www.mil.ru/62478/index.shtml
8. URL: http://vpk.name/
9. URL: http://www.ng.ru/nvo/2009-12-16/2_arsenaly.html
Максимова Е.Ю. (студентка Финакадемии), OBOZNIK.ru
Другие новости и статьи
« ОАО «Оборонсервис». Преимущества и недостатки создаваемой коммерческой структуры
Военная реформа не гарантирует подготовки высококвалифицированного резерва для Российской армии »
Запись создана: Пятница, 28 Май 2010 в 20:53 и находится в рубриках Военная торговля, Продовольственное, Современность, Транспорт, Управление тылом, Финансовое.
метки: заказ, Оборонсервис, коррупция, управление, реформа
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика