Исторический опыт и уроки военного реформирования в России
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Изучить с личным составом процессы, происходящие в сфере государственного строительства и их взаимосвязи с реформированием Вооруженных Сил.
2. Раскрыть сущность и содержание реформы Вооруженных Сил, показать ее назревшую необходимость, помочь военнослужащим правильно определить свое место в системе осуществляемых преобразований.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Подчеркивая важность и актуальность темы необходимо отметить, что изучение военной реформы России является настоятельной необходимостью любого молодого человека, тем более военного, так как он должен осознанно выполнять свой долг по защите Родины, продолжать боевые традиции близких и далеких предков. Воспитывать благородство, прививать любовь к Родине, формировать высокие морально-психологические качества.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Военные реформы в истории России. Уроки российских военных реформ.
На протяжении многих веков в России накоплен огромный опыт военного строительства. Учет этого опыта весьма важен сегодня при выборе основных направлений осуществляемой реформы Вооруженных Сил РФ. Он не только поможет верно определить приоритеты современного военного строительства, избежать наиболее характерных ошибок прошлого, но и станет фундаментом духовно-нравственного возрождения нашей армии и флота.
1. Военные преобразования и реформы всегда занимали значительное место в истории нашего Отечества. Политическое и географическое положение нашей страны требовало постоянного совершенствования вооруженных сил, их реформирования. В отечественной истории выделяют ряд военных реформ: военные реформы Ивана IV (1550-1571гг.), военные реформы Петра I (1698-1721 гг.), военные реформы Д.А. Милютина (1862-1874 гг.), военные реформы 1905-1912 годов, военная реформа в СССР (1924-1925 гг.).
В середине XVI века царем Иваном IV (Грозным) были предприняты военные реформы (1550-1571), вызванные необходимостью создания постоянного войска для решения задач укрепления централизованного Российского государства и усиления его влияния в международных делах. Начало им положило издание в 1550 году указа об ограничении местничества, в соответствии с которым при назначении на командные должности стали учитывать военные заслуги, а не только знатность рода.
Этим же указом впервые определялся и порядок служебной подчиненности в армии. Поместная система комплектования была оформлена в 1555-1556 годах специальным «Уложением о службе». По «Уложению» землевладельцы, имевшие земельные наделы – поместья, были обязаны с каждых 50 десятин «доброй» земли выставить одного служилого человека (воина) «на коне, в доспехе полном, а в дальний поход о двух конях». «Уложение» создавало заинтересованность дворянства в службе царю, улучшало комплектование поместного войска, укрепляло его дисциплину, обеспечивало постоянную его численность до 80-100 тысяч человек.
В отличие от наемной системы комплектования, распространенной в Западной Европе в XVI веке, поместная система являлась базой создания национальной по составу армии. Однако в военном отношении поместная система комплектования имела и целый ряд недостатков, главным из которых являлся непостоянный состав войска. В середине XVI века в России создаются первые постоянные воинские части – стрелецкие полки. Они отличались высокой боеспособностью и сыграли большую роль в войнах XVI-XVII веков. Стрелецкое войско комплектовалось путем вербовки вольных людей из свободных крестьян и посадских, не облагавшихся налогом и другими повинностями.
Служба их была пожизненной, наследственной и постоянной. Стрельцы несли военную службу и в мирное, и в военное время. Они имели огнестрельное и холодное оружие, единообразную одежду. Стрельцы находились на государственном обеспечении, получали от казны денежное и хлебное жалованье, жили в особых слободах, имели свой двор и приусадебный участок, могли заниматься огородничеством, ремеслом и торговлей. В XVI веке складываются центральные органы военного управления – приказы Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский.
Центральным военным учреждением был Разрядный приказ. Он ведал служилыми людьми, их обеспечением земельным и денежным жалованьем, вел книги о назначении дворян и бояр на военные, гражданские и придворные должности. В военное время Разрядный приказ по царскому повелению собирал войско, распределял служилых людей по полкам, назначал воевод и их помощников. В его ведении находились также управление южными («украинными») городами и организация пограничной службы.
В XVI веке существенные изменения произошли и в вооружении русской армии. Наряду с холодным массовое применение получает огнестрельное оружие: ручное (пищали, ружья и пистолеты) и артиллерия («наряд»), которая из вида оружия выделяется в самостоятельный род войск. В ходе реформы предпринимается попытка выработать единый порядок несения военной службы и закрепить его в уставах. Первый в России воинский устав был разработан под руководством воеводы М.И. Воротынского в 1571 году и имел название «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе».
Эти и другие преобразования, осуществленные в ходе военной реформы, значительно повысили боеспособность армии, способствовали успехам русского оружия в войнах XVI-XVII веков. Вместе с тем вооруженные силы России к исходу XVII века имели и серьезные недостатки. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение войск было разнородным, отсутствовало единое управление армией.
Военная система не могла обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических задач государства.
Все это предопределило военные реформы Петра I (1698-1721). Они включали комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению нового подхода к обучению и воспитанию военнослужащих. Указом Петра I в 1705 году вводится единая рекрутская система комплектования, обусловленная необходимостью обеспечения надежного источника для пополнения вооруженных сил. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан определенное количество рекрутов. Рекрутский набор был наиболее целесообразен в тех исторических условиях и имел ряд преимуществ по сравнению с наемно-вербовочной системой. Она давала возможность иметь регулярную профессиональную национальную армию. Успешная реорганизация армии во многом зависела от качества и быстроты подготовки командных кадров. Петр I уделял особое внимание воспитанию национального офицерского корпуса.
Все молодые дворяне с 15-летнего возраста в течение десяти лет были обязаны пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не могла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учреждает ряд специальных военных школ.
В 1701 году в Москве открывается артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году – артиллерийская школа в Петербурге. Для подготовки инженерных кадров создаются две инженерные школы. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда он лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправлял служить на флот рядовыми без права производства в офицеры. При Петре I вводится единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. В основу службы и чинопроизводства в Табели положена не родовитость, а личные способности.
Обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из нижних сословий. Была проведена реформа военного управления. Вместо приказов Петр I учредил военную коллегию (1718), в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». В рамках военной реформы проводилось перевооружение. Оно завершилось к 1709 году. Пехота получила лучшие в Европе гладкоствольные ружья единого калибра. Они хотя и уступали мушкетам в дальности, зато в два раза превосходили их в скорострельности. Гренадерские же роты снабжались гранатами, а на вооружении пехотного полка были два трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры. Драгуны (конница) вооружались карабинами, длинными пистолетами и палашами.
Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К концу 1725 года Балтийский флот насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов. Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны разрабатываются соответствующие новым реалиям наставления, инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинской 1716 года». Таким образом, в итоге военных реформ Петра I в России были созданы регулярные армия и военно-морской флот, которые без значительных изменений просуществовали до середины XIX века.
Объективные предпосылки к масштабным преобразованиям армии России были вызваны поражением в Крымской войне (1853-1856), появлением в Европе массовых армий на основе всеобщей воинской повинности. Военная реформа 1862-1874 годов была вызвана также отменой крепостного права, развитием в стране капиталистических отношений, ростом технической оснащенности армии. Осенью 1861 года на должность военного министра был назначен генерал Д.А. Милютин – энергичный сторонник буржуазных реформ в армии. В январе 1862 года он представил царю проект военной реформы, который был им одобрен. Россия вступила в полосу военных реформ, продолжавшихся 12 лет. Прежде всего, изменилась система комплектования войск. В январе 1874 года был утвержден Устав о воинской повинности. Согласно Уставу вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. К службе в армии привлекались все мужчины по достижении ими 20-летнего возраста. Переход к новой системе комплектования армии позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Развитие военной техники, и в первую очередь введение нарезного оружия, влекло за собой изменение характера боя, а в свою очередь требовало иной подготовки командного состава.
В этих условиях система военного образования была нацелена на обеспечение армии офицерами, обладавшими твердыми знаниями военного дела, имевшими хорошую общеобразовательную подготовку. Учебные планы были изменены, военному обучению придавался более практический характер. Значительным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлял командующий, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра. Важной составной частью военных преобразований стало перевооружение армии. На вооружение русской пехоты поступило нарезное стрелковое оружие – однозарядная винтовка системы Бердана (1870), а затем трехлинейная винтовка Мосина (1891).
Артиллерия перевооружилась стальными нарезными орудиями обуховского производства. Во второй половине XIX века осуществлялся переход от парусного к паровому броненосному флоту. Военные реформы 60-70-х годов XIX века имели, безусловно, прогрессивное значение. Они повысили боеспособность русской армии, что было подтверждено в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Однако, несмотря на прогрессивность в целом, реформы несли на себе печать незавершенности, непоследовательности. Их проведение в жизнь наталкивалось на сильное сопротивление со стороны противников реформ. Прошел всего лишь крошечный в историческом измерении отрезок времени в 30 лет, и Россия после жестокого поражения в русско-японской войне вновь встала перед необходимостью военных преобразований.
Война выявила серьезные недостатки в организации, боевой подготовке рядового и офицерского состава, особенно высшего звена, в техническом оснащении и снабжении войск. В целях восстановления боеспособности армии и флота царское правительство в 1905-1912 годах осуществило значительные военные реформы. Одним из важнейших мероприятий явилась реорганизация центрального военного управления. С 1905 года Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. В его ведение передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб. В 1912 году вводится новый закон о воинской повинности, по которому сокращались сроки действительной военной службы. Были приняты меры для улучшения подготовки офицерских кадров. Расширилась сеть военных учебных заведений: открылись новые военные училища, школы и кадетские корпуса. Юнкерские училища приравнивались к военным училищам. Улучшалась боевая подготовка войск. Вводятся новые уставы, в которых обобщается опыт русско-японской и других войн конца XIX- начала XX века. Проводилась значительная работа по перевооружению армии. В 1909-1910 годах на вооружение были приняты 122- и 152-мм гаубицы, 107-мм пушка. Улучшалось материальное снабжение и комплектование инженерных, железнодорожных войск и войск связи. В армии внедрялось радио. В корпусах появились авиаотряды. С 1906 года началось восстановление русского военно-морского флота. Таким образом, военные реформы 1905-1912 годов оказали положительное влияние на состояние вооруженных сил России накануне первой мировой войны, но в силу объективных причин не смогли устранить в них многие существенные недостатки.
Первая мировая война углубила социальные противоречия в стране, русская армия все больше и больше становилась ареной политической борьбы, итогом которой явилось ее саморазложение. Изменившаяся политическая система общества, тяжелое социально-политическое положение страны после революционных потрясений и гражданской войны, другие причины вызвали необходимость проведения военной реформы 1924-1925 годов. Целью ее являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями государства. В ходе реформы была введена территориально-милиционная система комплектования вооруженных сил. Она позволяла при минимальных затратах иметь небольшое кадровое ядро, способное обеспечить неприкосновенность границ, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Численность кадровой армии по сравнению с 1920 годом была сокращена почти в десять раз и доведена до 562 тысяч человек. Законодательно новая система комплектования была закреплена с принятием 18 сентября 1925 года «Закона об обязательной военной службе». Большое внимание было уделено укреплению органов военного управления. Изменена их организационно-штатная структура. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 года центральный аппарат был сокращен на 22,7%, аппараты военных округов – в среднем на 33,5%, аппараты органов снабжения – на 40%. На три четверти уменьшилась отчетность. Улучшилась техническая оснащенность. Так, например, с 1923 по 1926 год численность советского воздушного флота увеличилась в 12 раз. Реорганизуется система снабжения. Ликвидированы промежуточные звенья – дивизионное и корпусное. Снабжение стало осуществляться по схеме «округ – часть – боец». Качественно обновился командный состав. Произошло значительное омоложение офицерских кадров. Был осуществлен переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с 3-4 годичным сроком обучения. Создано шесть академий. В результате проведения реформы 1924-1925 годов вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечивало повышение обороноспособности страны.
2. Даже краткий анализ истории военных реформ показывает, что в нашем Отечестве накоплен богатый опыт их проведения. Рачительный и творческий подход к этому опыту позволяет извлечь немало весьма актуальных и для нашего времени уроков:
1. При всем своеобразии проводимых военных реформ они имеют общие принципы. Важнейшими среди них являются: связь преобразований в армии и на флоте с переменами в обществе в целом; всеобъемлющий характер военных реформ, затрагивающих весь армейский организм; необходимость следования заранее выработанной программе; постепенность и последовательность реформирования; жизненность и практичность реформ и другие.
2. Военная реформа должна носить комплексный, системный характер. Она не может быть сведена лишь к реорганизации и сокращению вооруженных сил и должна включать коренные преобразования в военно-политической, военно-правовой, военно-технической, военно-научной, собственно военной сферах.
3. Большое значение для осуществления военных реформ имеет общее состояние экономики страны. Через все реформы просматривается неуклонно действующая двойственная закономерность: с одной стороны, без достаточных финансовых, материальных средств реформы тормозились либо проводились половинчато; с другой стороны, дорогостоящая военная реформа, превышающая экономические возможности страны, заведомо обречена на провал. Это особенно актуально в наше время – в условиях кризисного состояния экономики. Сегодня каждый рубль военного бюджета должен с максимальной эффективностью работать на оборону.
4. Огромную роль в реализации планов военных реформ играет духовный фактор. Исторический опыт свидетельствует, что без организации и развития духовных сил армии реформа неосуществима. В настоящее время, когда Россия переживает период радикальных социальных преобразований, далеко неоднозначно воспринимаемых обществом, этот исторический урок весьма важен. Он напоминает о том, что успех реформы Вооруженных Сил немыслим без активной информационно-воспитательной работы, направленной на обеспечение ее широкой поддержки в армии и обществе.
5. Использование зарубежного опыта военных реформ должно сочетаться с национальной самобытностью. Исторический опыт России подтверждает, что бездумное подражание чужому опыту приводит к тому, что мы схватываем лишь внешнюю сторону явления, оставляя за гранью нашего внимания его истинную суть. «Россия, - отмечал русский философ И.А. Ильин, - не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма».
6. В реализации планов реформ особая роль отводится офицерскому корпусу. Командному составу армии уделяли самое пристальное внимание все без исключения реформаторы. Успех намеченного во многом будет определяться тем, насколько удастся в столь непростых экономических и социальных условиях сохранить наш офицерский корпус, повысить его престиж, привлекая в его ряды лучших представителей нашего общества. Таким образом, в современной военной реформе может и должен быть отражен и учтен опыт преобразований военной системы нашего общества на протяжении последних веков. Творческий подход к наследию предков будет способствовать более динамичному и стабильному развитию Вооруженных Сил России.
Другие новости и статьи
« Война стремительно приближающегося будущего
Где гибли советские/российские военослужащие после 1945 года »
Запись создана: Понедельник, 22 Апрель 2019 в 1:31 и находится в рубриках Новости.
метки: военная реформа, реформа
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика