Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну



Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну

oboznik.ru - Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну

Внезапное нападение гитлеровской Германии поставило в трудные условия наши вооруженные силы. Мобилизация и развертывание флота на военно-морских театрах отличалась скоротечностью операций. Эти изменения требовали серьезной корректировки финансового обеспечения. Довольствующие финансовые органы работали в весьма трудных условиях. Многие, начисляли денежное обеспечение личному составу и осуществляли сбор денежных средств и ценностей под ежедневным обстрелом.

В военное время, появилась необходимость изменения порядка материального планирования. В мирное время годовой материальный план утверждался за 40 - 60 дней до начала года, то в военный период стали составлять квартальные планы материальных поставок, которые утверждались в конце первого месяца квартала, а по важнейшим номенклатурам вносились необходимые коррективы в первой половине месяца. Поэтому, Финансовое управление при наркоме ВМФ определила для себя необходимость научиться правильно определять размеры нужных кредитов в новых условиях, когда нет годовых планов поставок.

Также, необходимо было уделить внимание на четкость финансирования плана заказов на технику и вооружение. на улучшение калькуляционной работы и разработку правильных цен при размещении заказов. В этот же период были определены условия на ряд поставок ВМФ, в частности (вместе с Финансовым управлением Красной Армии) на поставку вещевого снабжения. Были установлены новые условия оплаты судоремонта на предприятиях ВМФ. Был разработан порядок финансирования импортного оборудования , приобретаемого Наркоматом судостроительной промышленности для кораблей, заказываемых Главным управлением кораблестроения ВМФ.

Война внесла серьезные изменения в структуру заказов НК ВМФ, резко увеличилось количество некоторых заказываемых изделий. Многие заводы перешли на массовое применение заменителей и упрощение технических условий, многие заводы передислоцировались на новые места. Все это сказалось на себестоимости изделий и потребовало пересмотра цен, что, в свою очередь, привело к резкому увеличению калькуляционной работы и росту калькуляционного аппарата в центре и военных приемках. Стал необходим единый документ, определяющий направление калькуляционной работы, права и обязанности лиц и организаций, принимающих участие в этой работе.

В апреле 1942 года было утверждено “Положение о калькуляционной работе НК ВМФ”, в котором определялись обязанности Финансового управления при наркоме ВМФ и центральном управлении НК ВМФ и их контрольно - приемного аппарата в работе по ценам на заказы и, выполняемые промышленностью.

oboznik.ru - Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну

Меры, проведенные по улучшению ведения калькуляционной работы, быстро сказались на уровне цен. В 1942 году было достигнуто снижение цен на заказы. Однако на этом не остановились. Перед центральными управлениями НК ВМФ и калькуляционным аппаратом были поставлены задачи (см. схему)

Для того чтобы предотвратить переплаты и недоплаты, которые могли возникнуть в связи с применением новых норм и правил выплаты денежного довольствия, а также в связи с более частым перемещением военнослужащих из одной части в другую, переходам частей на новые штаты и по другим различным причинам, необходимо было проводить частые проверки, особенно в тех частях и соединениях кораблей, где начальниками финансовых органов были лица, призванные из запаса и слабо знавшие военно-финансовое законодательство.

Корабли и части в большом количестве перемещались на флотах и флотилиях. Происходил переход от одного довольствующего органа к другому. Все это требовало сокращения сроков между проверками и ревизиями, более частого пребывания в частях довольствующего финансового органа, более оперативного использования инспекторского состава Финансовой службы.

Отчетные данные за 1941 год дали отчетливое понимание того, что финансовые нарушения за этот год, по сравнению с 1940, стали существенно возрастать. Финансовое управление при наркоме ВМФ своевременно выявило, что значительный рост нарушений финансовой дисциплины, выявленный в частях за период с конца 1941 года и начала 1942 года, объясняется, в большей степени, низким уровнем подготовки финансовых работников, призванных из запаса и слабо знавших военно-финансовое законодательство, а также ослабление внимания к финансовой и хозяйственной деятельности со стороны некоторых командиров и начальников. Вследствие этого, руководство финансовой службы уделяло самое пристальное внимание всем вопросам, связанным с работой кадров. Это же соответствовало указаниям народного комиссара ВМФ, который требовал четкой работы всех довольствующих органов и строго взыскивал за каждое упущение.

За опоздание в представлении отчетности нарком строго наказал начальника Финансового отдела Черноморского флота и других виновных лиц. В приказе № 74 он так же требовал наладить четкий учет денежных средств и материальных ценностей, а работников, не способных обеспечить надлежащий учет, привлекать к строжайшей ответственности вплоть до перевода на низшие должности и отстранения от работы.

С инициативы финансовой службы, народный комиссар ВМФ постановил, что все части и учреждения флота должны проверяться два раза в год, вместо одного раза, как это было раньше. Сократились сроки между проверками и ревизиями.

Но осуществить данную задачу было достаточно сложно. И Финансовое управление при наркоме ВМФ, и финансовые отделы флотов и флотилий располагали ограниченным штатом инспекторов. Вследствие этого, требовалось привлечение к участию в проведении контрольно - ревизионной работы оперативных работников финансовых органов - распорядителей кредитов. Одновременно, с целью укрепления финансовой дисциплины, предупреждения переплат денежного довольствия и незаконных расходов, был проведен ряд мероприятий. Вводилась предварительная проверка ведомостей на выплату денежного содержания военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим. Для участия в ревизиях рекомендовалось привлекать опытных начальников финансовых органов частей и береговых баз. Настоятельно обращали внимание командиров частей и начальников учреждений на необходимость усиления внутреннего контроля. Вводилась обязательная периодическая проверка знания законодательства по специальности начальниками финансовых органов. Была усилена работа по специальной подготовке всех категорий работников финансовых органов частей и учреждений.

По мере того, как начальник финансовой службы твердо усваивал руководящие документы по денежному довольствию и в течение продолжительного времени не допускал ошибок в расчетах, они освобождался от предоставления раздаточных ведомостей для предварительной проверки. Работа таких начальников финансовых органов популяризировалась и поощрялась командованием. Между ними возникло своеобразное соревнование за безошибочное начисление денежного довольствия военнослужащим.

С 1942 года Финансовым управлением при Наркоме ВМФ и финансовыми отделами флотов и флотилий стали издаваться обзоры о состоянии финансовой дисциплины в ВМФ. В этих обзорах указывались недостатки в финансовой работе частей и учреждений, выявленные при ревизиях, давались рекомендации довольствующим органам по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.

Но не все предпринятые меры были действенны. От некоторых приходилось отказываться. К примеру, привлечение к ревизиям начальников финансовых органов частей себя не оправдало, вследствие низкой подготовленности к этой специфической и сложной работе в качестве ревизора. Кроме того, сыграли свою роль большая занятость по штабной службе, а также, в некоторых случаях, из - за низкой требовательности при обнаружении ими недостатков в ревизуемой части. Безусловно, проверка знаний сыграла свою роль для поднятия уровня специальной подготовки, но в дальнейшем она стала сочетаться с учебой по специальности, где и проверялись знания.

Основным методом проведения проверки была сплошная ревизия документов. Всего, дважды ревизиям подверглось 50% кораблей и частей. Наиболее благополучно обстояло дело с ревизиями частей на КБФ, ТОФ и ЧФ. Нерегулярно проводились ревизии хозрасчетных предприятий. Требования о двукратном ревизовании в год кораблей и частей было выполнено не полностью из-за недостаточной квалификации инспекторов и лиц, привлекавшихся к производству документальных ревизий, штатной численности инспекторов-ревизоров в довольствующих финансовых органах. Незаконный расход денежных средств имел место в следствие ослабленного внутреннего контроля на кораблях и в частях, снижения требовательности к соблюдению законов и приказов наркома ВМФ со стороны некоторых должностных лиц, во многих частях ухудшился материальный и финансовый учет. Потребовалось решение правительства об усилении ответственности виновных за расхищение социалистической собственности.

Черноморцы-финансисты для финансирования кораблей в конце июня создали нештатное расчетно-кассовое отделение. Приказом наркома ВМФ № 403 от 9 сентября 1941 года этот порядок был установлен официально. Была утверждена “Инструкция о порядке финансирования кораблей Военно-Морского Флота СССР”. В составе финансовых отделов флотов и флотилий были сформированы штатные расчетно-кассовые отделения (части), а в составе финансовых отделений военно-морских баз, морских районов и секторов береговой обороны — расчетно-кассовые части. Переход на этот порядок оказался весьма своевременным.

Особое внимание было уделено упорядочению расходования фонда заработной платы и укреплению штатной дисциплины в частях и организациях ВМФ. По вопросам упорядочения расходования фондов заработной платы и укрепления штатной дисциплины, финансовым отделом при наркоме ВМФ был издан ряд указаний. Большая работа по укреплению штатной дисциплины и экономии фондов заработной платы вольнонаемного состава проводилась финансовыми отделами флотов и флотилий.

Презентация к докладу «Финансовое обеспечение Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» PowerPoint .ppt (~1,0 Мб).

См. начало:
1. Меры по организации финансового обеспечения и расходы ВМФ в Великую Отечественную войну

См. далее:
3. Реорганизация Финансового отдела и финансовое планирование в ВМФ

Литература:
1. Финансы и Флот России. История и Современность; И.Т. Шевченко, 2008 год
2. http://www.mil.ru/ - сайт Министерства Обороны РФ
3. Военная энциклопедия
4. Военно-Морской флот СССР 1945 - 1991; В.П. Кузин, В.И.Никольский, 1996 год.

Полковник Толстов С.П., студент Финакадемии Назаров Е.С., OBOZNIK.ru



Другие новости и статьи

« Особенности и интересные моменты правового положения ОАО «Оборонсервис»

Реорганизация Финансового отдела и финансовое планирование в ВМФ »

Запись создана: Суббота, 29 Май 2010 в 12:58 и находится в рубриках Вторая мировая война, Финансовое.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы