29 Май 2010

Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну

oboznik.ru - Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну

Внезапное нападение гитлеровской Германии поставило в трудные условия наши вооруженные силы. Мобилизация и развертывание флота на военно-морских театрах отличалась скоротечностью операций. Эти изменения требовали серьезной корректировки финансового обеспечения. Довольствующие финансовые органы работали в весьма трудных условиях. Многие, начисляли денежное обеспечение личному составу и осуществляли сбор денежных средств и ценностей под ежедневным обстрелом.

В военное время, появилась необходимость изменения порядка материального планирования. В мирное время годовой материальный план утверждался за 40 - 60 дней до начала года, то в военный период стали составлять квартальные планы материальных поставок, которые утверждались в конце первого месяца квартала, а по важнейшим номенклатурам вносились необходимые коррективы в первой половине месяца. Поэтому, Финансовое управление при наркоме ВМФ определила для себя необходимость научиться правильно определять размеры нужных кредитов в новых условиях, когда нет годовых планов поставок.

Также, необходимо было уделить внимание на четкость финансирования плана заказов на технику и вооружение. на улучшение калькуляционной работы и разработку правильных цен при размещении заказов. В этот же период были определены условия на ряд поставок ВМФ, в частности (вместе с Финансовым управлением Красной Армии) на поставку вещевого снабжения. Были установлены новые условия оплаты судоремонта на предприятиях ВМФ. Был разработан порядок финансирования импортного оборудования , приобретаемого Наркоматом судостроительной промышленности для кораблей, заказываемых Главным управлением кораблестроения ВМФ.

Война внесла серьезные изменения в структуру заказов НК ВМФ, резко увеличилось количество некоторых заказываемых изделий. Многие заводы перешли на массовое применение заменителей и упрощение технических условий, многие заводы передислоцировались на новые места. Все это сказалось на себестоимости изделий и потребовало пересмотра цен, что, в свою очередь, привело к резкому увеличению калькуляционной работы и росту калькуляционного аппарата в центре и военных приемках. Стал необходим единый документ, определяющий направление калькуляционной работы, права и обязанности лиц и организаций, принимающих участие в этой работе.

В апреле 1942 года было утверждено “Положение о калькуляционной работе НК ВМФ”, в котором определялись обязанности Финансового управления при наркоме ВМФ и центральном управлении НК ВМФ и их контрольно - приемного аппарата в работе по ценам на заказы и, выполняемые промышленностью.

oboznik.ru - Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну

Меры, проведенные по улучшению ведения калькуляционной работы, быстро сказались на уровне цен. В 1942 году было достигнуто снижение цен на заказы. Однако на этом не остановились. Перед центральными управлениями НК ВМФ и калькуляционным аппаратом были поставлены задачи (см. схему)

Для того чтобы предотвратить переплаты и недоплаты, которые могли возникнуть в связи с применением новых норм и правил выплаты денежного довольствия, а также в связи с более частым перемещением военнослужащих из одной части в другую, переходам частей на новые штаты и по другим различным причинам, необходимо было проводить частые проверки, особенно в тех частях и соединениях кораблей, где начальниками финансовых органов были лица, призванные из запаса и слабо знавшие военно-финансовое законодательство.

Корабли и части в большом количестве перемещались на флотах и флотилиях. Происходил переход от одного довольствующего органа к другому. Все это требовало сокращения сроков между проверками и ревизиями, более частого пребывания в частях довольствующего финансового органа, более оперативного использования инспекторского состава Финансовой службы.

Отчетные данные за 1941 год дали отчетливое понимание того, что финансовые нарушения за этот год, по сравнению с 1940, стали существенно возрастать. Финансовое управление при наркоме ВМФ своевременно выявило, что значительный рост нарушений финансовой дисциплины, выявленный в частях за период с конца 1941 года и начала 1942 года, объясняется, в большей степени, низким уровнем подготовки финансовых работников, призванных из запаса и слабо знавших военно-финансовое законодательство, а также ослабление внимания к финансовой и хозяйственной деятельности со стороны некоторых командиров и начальников. Вследствие этого, руководство финансовой службы уделяло самое пристальное внимание всем вопросам, связанным с работой кадров. Это же соответствовало указаниям народного комиссара ВМФ, который требовал четкой работы всех довольствующих органов и строго взыскивал за каждое упущение.

За опоздание в представлении отчетности нарком строго наказал начальника Финансового отдела Черноморского флота и других виновных лиц. В приказе № 74 он так же требовал наладить четкий учет денежных средств и материальных ценностей, а работников, не способных обеспечить надлежащий учет, привлекать к строжайшей ответственности вплоть до перевода на низшие должности и отстранения от работы.

С инициативы финансовой службы, народный комиссар ВМФ постановил, что все части и учреждения флота должны проверяться два раза в год, вместо одного раза, как это было раньше. Сократились сроки между проверками и ревизиями.

Но осуществить данную задачу было достаточно сложно. И Финансовое управление при наркоме ВМФ, и финансовые отделы флотов и флотилий располагали ограниченным штатом инспекторов. Вследствие этого, требовалось привлечение к участию в проведении контрольно - ревизионной работы оперативных работников финансовых органов - распорядителей кредитов. Одновременно, с целью укрепления финансовой дисциплины, предупреждения переплат денежного довольствия и незаконных расходов, был проведен ряд мероприятий. Вводилась предварительная проверка ведомостей на выплату денежного содержания военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим. Для участия в ревизиях рекомендовалось привлекать опытных начальников финансовых органов частей и береговых баз. Настоятельно обращали внимание командиров частей и начальников учреждений на необходимость усиления внутреннего контроля. Вводилась обязательная периодическая проверка знания законодательства по специальности начальниками финансовых органов. Была усилена работа по специальной подготовке всех категорий работников финансовых органов частей и учреждений.

По мере того, как начальник финансовой службы твердо усваивал руководящие документы по денежному довольствию и в течение продолжительного времени не допускал ошибок в расчетах, они освобождался от предоставления раздаточных ведомостей для предварительной проверки. Работа таких начальников финансовых органов популяризировалась и поощрялась командованием. Между ними возникло своеобразное соревнование за безошибочное начисление денежного довольствия военнослужащим.

С 1942 года Финансовым управлением при Наркоме ВМФ и финансовыми отделами флотов и флотилий стали издаваться обзоры о состоянии финансовой дисциплины в ВМФ. В этих обзорах указывались недостатки в финансовой работе частей и учреждений, выявленные при ревизиях, давались рекомендации довольствующим органам по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.

Но не все предпринятые меры были действенны. От некоторых приходилось отказываться. К примеру, привлечение к ревизиям начальников финансовых органов частей себя не оправдало, вследствие низкой подготовленности к этой специфической и сложной работе в качестве ревизора. Кроме того, сыграли свою роль большая занятость по штабной службе, а также, в некоторых случаях, из - за низкой требовательности при обнаружении ими недостатков в ревизуемой части. Безусловно, проверка знаний сыграла свою роль для поднятия уровня специальной подготовки, но в дальнейшем она стала сочетаться с учебой по специальности, где и проверялись знания.

Основным методом проведения проверки была сплошная ревизия документов. Всего, дважды ревизиям подверглось 50% кораблей и частей. Наиболее благополучно обстояло дело с ревизиями частей на КБФ, ТОФ и ЧФ. Нерегулярно проводились ревизии хозрасчетных предприятий. Требования о двукратном ревизовании в год кораблей и частей было выполнено не полностью из-за недостаточной квалификации инспекторов и лиц, привлекавшихся к производству документальных ревизий, штатной численности инспекторов-ревизоров в довольствующих финансовых органах. Незаконный расход денежных средств имел место в следствие ослабленного внутреннего контроля на кораблях и в частях, снижения требовательности к соблюдению законов и приказов наркома ВМФ со стороны некоторых должностных лиц, во многих частях ухудшился материальный и финансовый учет. Потребовалось решение правительства об усилении ответственности виновных за расхищение социалистической собственности.

Черноморцы-финансисты для финансирования кораблей в конце июня создали нештатное расчетно-кассовое отделение. Приказом наркома ВМФ № 403 от 9 сентября 1941 года этот порядок был установлен официально. Была утверждена “Инструкция о порядке финансирования кораблей Военно-Морского Флота СССР”. В составе финансовых отделов флотов и флотилий были сформированы штатные расчетно-кассовые отделения (части), а в составе финансовых отделений военно-морских баз, морских районов и секторов береговой обороны — расчетно-кассовые части. Переход на этот порядок оказался весьма своевременным.

Особое внимание было уделено упорядочению расходования фонда заработной платы и укреплению штатной дисциплины в частях и организациях ВМФ. По вопросам упорядочения расходования фондов заработной платы и укрепления штатной дисциплины, финансовым отделом при наркоме ВМФ был издан ряд указаний. Большая работа по укреплению штатной дисциплины и экономии фондов заработной платы вольнонаемного состава проводилась финансовыми отделами флотов и флотилий.

Презентация к докладу «Финансовое обеспечение Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» PowerPoint .ppt (~1,0 Мб).

См. начало:
1. Меры по организации финансового обеспечения и расходы ВМФ в Великую Отечественную войну

См. далее:
3. Реорганизация Финансового отдела и финансовое планирование в ВМФ

Литература:
1. Финансы и Флот России. История и Современность; И.Т. Шевченко, 2008 год
2. http://www.mil.ru/ - сайт Министерства Обороны РФ
3. Военная энциклопедия
4. Военно-Морской флот СССР 1945 - 1991; В.П. Кузин, В.И.Никольский, 1996 год.

Полковник Толстов С.П., студент Финакадемии Назаров Е.С., OBOZNIK.ru

Другие новости и статьи

« Особенности и интересные моменты правового положения ОАО «Оборонсервис»

Реорганизация Финансового отдела и финансовое планирование в ВМФ »

Запись создана: Суббота, 29 Май 2010 в 12:58 и находится в рубриках Вторая мировая война, Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика