Интеллект воина XXI века



Интеллект воина XXI века

oboznik.ru - Интеллект воина XXI века
#интеллект#воин#разум

Сегодня повышенные требования предъявляются не только к физической и боевой подготовке военнослужащих, но и к их психологической подготовке, включая такие индивидуальные интеллектуальные способности, как мышление, память, внимание. Основой таких интеллектуальных способностей является биологически развитый мозг. К сожалению, сегодня ни на одном этапе образования или специальной подготовки не даются методики развития интеллекта на физиологическом уровне. Проводимое иногда в подразделениях тестирование интеллектуальных способностей является всего лишь обычным тестированием простейших мыслительных операций, которыми человек способен оперировать в данный момент.

Например, военнослужащим спецподразделений, действующим автономно и вынужденным оперативно принимать самостоятельные решения, необходимо уделять особое внимание развитию таких способностей. Развитое дивергентное мышление позволяет генерировать множество решений одной поставленной задачи, выбирать из них наиболее оптимальное решение. Специальные методики позволяют оперативно извлекать информацию из глубин памяти, при необходимости длительно поддерживать концентрацию внимания.

Специальные приемы развития проекционных зон мозга (зрительных, обонятельных, пространственной ориентации, слуховых и др.) в комплексе с развитием зон сложного мышления отлично развивают интуитивное мышление. Недаром еще в XVI веке французский эссеист Мишель де Монтень утверждал: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг просто наполненный». Надо отметить, что только человек с сильной волей способен в себе развить интеллектуальные способности до высочайшего уровня. Воля и интеллект взаимосвязаны. Исследования французских ученых, проведенные еще в 1950-х годах, показали, что коэффициент умственного развития (IQ) стойких воинов составлял около 91 балла, в то время как IQ нерешительных и трусливых солдат редко превышал 78 баллов. В популярной книге «Психологическая подготовка подразделений специального назначения» (автор К. Макнаб) подчеркивается, что сегодня солдат спецназа SAS кроме высокопрофессиональной подготовки должен знать математику и владеть 1-2 иностранными языками. То есть солдату элитных спецподразделений сегодня необходимо развивать на физиологическом уровне математический (логический) и лингвистический интеллект, зоны сложного мышления головного мозга. К этому следует добавить специальное развитие пространственного и физического интеллекта, а также целенаправленное развитие полушарий мозга и всех его зон. Так как мозг является единым целым, то и развитие должно быть комплексным.

Как утверждал великий Микеланджело: «Из мелочей образуется совершенство, а совершенство не мелочь». Развитие математического интеллекта (иногда его называют логическим или шахматным) позволяет активизировать практически весь головной мозг, а также эффективно воздействует на речь и оперативную память. Например, известная японская система интеллектуального развития профессора Рюты Кавашимы предусматривает ежедневное скоростное решение пятидесяти простых математических примеров в течение двух месяцев: 9 3 =… 6 х 0 =… 12 3 =… и т.д. Повысить эффективность вышеназванной системы можно простым усложнением примеров: (9 3) + 4 =… или (6 х 4) + (7 х 3) =.., т.е. ввести необходимость запоминания промежуточного результата вычислений.

При развитии зоны сложного мышления (лобные доли мозга) методом обратной биологической связи активизируется работа всего организма. Не менее важным является развитие лингвистического (вербального) интеллекта. Доказано, что словарный запас связан с другими критериями умственных способностей, такими как умение манипулировать цифрами, мысленно вращать трехмерные объекты и выполнять логические операции. Сознательное развитие речи позволяет поддерживать активность клеток головного мозга. В то же время ограниченный словарный запас тормозит развитие мозга, особенно его логического левого полушария. Научно доказано, что родной язык влияет на многие стороны восприятия действительности, в том числе пространства и времени. Изучение иностранных языков стимулирует работу мозга, в том числе логики и математических способностей. Пространственный интеллект является уникальной формой интеллекта.

К пространственному интеллекту относится способность мысленно переворачивать фигуры, видеть, как располагаются в пространстве предметы, определять местоположение своего тела в пространстве. Он требует не только развитого вестибулярного аппарата, но и развитой эйдетической зрительной памяти. Мозг и тело взаимосвязаны, выделяют физический интеллект, который охватывает сферу тела, координации, ловкости и приобретения физических навыков. Физический интеллект, также известный как «телесное мышление», это мозговой компьютер, который конт р о л и р у е т любую физическую деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю. «Если вы поддерживаете мозг в тонусе, то в ответ мозг в тонусе подд е р ж и в а е т весь организм», утверждала академик Н. П. Бехтерева. Зная особенности работы центральной нервной системы и владея специальными приемами, можно без использования каких-либо стимуляторов быстро восстановить физические силы, успокоить боль, не допустить переохлаждения организма, повысить иммунитет, страдающий от физических и психологических нагрузок, и многое другое.

Например, снайпер должен обладать не только отличным зрением, но и развитыми зрительными и слуховыми зонами мозга, повышенной стрессоустойчивостью, знать об особенностях работы мозга при его различной частотной активности (при определенных условиях снайпер может просто не увидеть цель), развитым мышлением, памятью и интуицией. Рассмотрим, например, связь развития индивидуальных интеллектуальных способностей и тренировок по рукопашному бою. Сегодня в практике многообразных систем единоборств имеется два направления. Первое, европейское, когда происходит многократная отработка различных стандартных ударов или бросков, требующих их продуманной отработки и выполнения. В этом случае включается левополушарное логическое мышление, активно работает память на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Считается, что для высокопрофессиональной подготовки необходимо порядка 15000 повторений того или иного удара или движения. Другие эксперты утверждают, что для достижения уровня мастерства, о какой бы области ни шла речь, требуется около 10000 часов практики (т.е. три часа практики в день на протяжении 10 лет). Другое направление подготовки единоборцев, азиатское, основано на использовании воображения, т.е. на включении правополушарного мышления.

Например, сюда можно отнести различные «звериные» стили в ушу. Как известно, обработка информации правым полушарием происходит за 60 миллисекунд, параллельно и со всей поверхности тела; левым полушарием значительно дольше за 320 миллисекунд, при этом обработка информации происходит последовательно. Поэтому в единоборствах больше внимания уделяют развитию правого полушария. Кроме того, доминирование правого полушария снижает чувствительность к боли, ослабляет критичность в оценке окружающей действительности. Соответственно снижается выраженность реакций на реальную опасность вплоть до полного пренебрежения ею.

Однако активизированное правое полушарие без контроля левого, логического, полушария мозга может привести к стрессовым состояниям, фобиям, посттравматическому стрессовому расстройству, а значит, и к ряду сопутствующих этим состояниям физиологических нарушений. На Руси воинов готовили по своим вековым методикам, которые были составлены с учетом особенностей центральной нервной системы. Например, боевые танцы не только корректировали стрессовое состояние, но и прекрасно развивали зону пространственной ориентации головного мозга. В свою очередь зона пространственной ориентации связана с зонами сложного мышления, зрения, моторики. Поддерживалась при этом и активность мозжечка, который координирует движения, в том числе и те, которые осваиваются для новой деятельности, регулируют сокращение мышц, способствуют сохранению положения тела и равновесия.

Кроме того, мозжечок активно участвует в работе кратковременной памяти и в развитии внимания. Другие физические упражнения были направлены на развитие взаимодействия полушарий мозга. Как известно, при активизации одного полушария мозга активность другого снижается, т.е. не может быть, например, одинаково активного логического мышления и творческого воображения. Специальные упражнения (например, одновременная работа с двумя мечами) развивали межнейронные связи полушарий, их различные зоны и их эффективное взаимодействие. Обычно такой эффект достигается только с возрастом. Как известно, при сильном стрессе минимум одно полушарие мозга отключается, и человек не может адекватно реагировать в возникшей ситуации. Такие упражнения имели профилактическое значение, позволяли человеку не входить в стрессовое состояние на физиологическом уровне, а значит, его мозг полностью сохранял свою работоспособность в любой экстремальной ситуации. Развитие проекционных зон (зрения, обоняния, слуха, вкуса, осязания) в сочетании с развитием лобных долей мозга (ассоциативных зон, или зоны сложного мышления) прекрасно развивало интуицию. Сегодня научно доказано, что у человека с полностью работоспособным мозгом, с развитым взаимодействием полушарий эффективность мозга увеличивается в 5-10 раз, удваивается эффективность систем жизнеобеспечения, в несколько раз возрастает устойчивость к интоксикации, удваиваются скорость и адекватность реагирования на любые внешние и внутренние раздражители. Скорость реакции во многом определяется интеллектом, на который в свою очередь влияет способность мозга обрабатывать информацию и соответственно давать команды организму.

Кроме того, биологически развитый мозг быстрее восстанавливается после перенесенных повреждений. Благодаря научным открытиям сегодня возможно не только эффективно использовать уже имеющиеся интеллектуальные способности, но и активно их развивать. Например, можно не просто развивать память, а в едином комплексе развивать такие ее составляющие, как кратковременная, оперативная, долговременная, зрительная, слуховая, двигательная. При этом необходимо овладеть эффективными приемами запоминания, хранения и воспроизведения информации (даже той, которая предъявлялась однократно и много лет назад), а также особыми приемами изучения иностранных языков. Сегодня необходимо учитывать внутренние и внешние факторы воздействия на интеллектуальные способности. Сюда относятся различные виды излучений (электромагнитные, инфракрасные, СВЧ и пр.), питание (продукты, напитки, витамины, химические элементы, пищевые добавки и пр.), стимуляторы (алкоголь, никотин, кофеин), звук, цвет/свет, сон, измененные состояния сознания (гипноз, медитация), кровообращение, дыхание, стресс и депрессия, физические нагрузки и другие. Учитывая то, что основные информационные потоки идут в головной мозг через спинной мозг, необходимо уделять особое внимание сохранению здорового физиологического состояния позвоночника и спинного мозга. «Мышление самая тяжелая из всех работ, и именно по этой причине так мало людей ею занимаются», утверждал Генри Форд.

Действительно, максимальное использование своих интеллектуальных способностей является уделом энергетически насыщенных личностей. Значит, необходимо осваивать приемы быстрого восстановления сил после физических или умственных нагрузок. Причем без использования каких-либо стимуляторов (алкоголь, никотин, кофеин, наркотические препараты), так как любой стимулятор разрушает мозг. Допускается ограниченное использование растительных стимуляторов (женьшень, элеутерококк и др.). И конечно, без медикаментозного участия, сопровождаемого побочными эффектами. Для этого необходимо знать особенности биоэнергетики человека и правильно ее использовать. Все познается в сравнении. Только упорно занимаясь по программам интеллектуального развития, можно почувствовать реальный результат. Как говорится, «чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать».

Александр ЛИТВИНОВ



Другие новости и статьи

« Командир именного «Яка»

Последний аккорд Второй мировой войны »

Запись создана: Вторник, 23 Апрель 2019 в 0:11 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы