Командир именного «Яка»



Командир именного «Яка»

oboznik.ru - Командир именного «Яка»
#война#ввс#герой

Иван Никифорович Степаненко

Родился 13 апреля 1920 г. в селе Нехайки, ныне Драбовского района Черкасской области, Украина, генерал-лейтенант авиации (1999), заслуженный военный летчик СССР (1966). С 1940 г. в Красной армии. В 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу, в 1949 г. Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 1957 г. Военную академию Генштаба. Во время Великой Отечественной войны летчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 11-го смешанного авиационного корпуса, командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 185-й истребительной авиационной дивизии 14-го истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии.

Всего совершил 414 боевых вылетов, провел 118 воздушных боев, в которых лично сбил 33 и в групповых боях 8 вражеских самолетов. После войны командовал истребительным авиационным полком, дивизией, заместитель командира истребительного авиационного корпуса, заместитель командующего воздушной армией. С 1976 г. в запасе. Дважды Герой Советского Союза (13 апреля 1944 и 18 августа 1945). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной воины 1-и и 2-й степени, 5 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени и медалями. Умер 31 мая 2007 г

С утра в Качинской военной авиационной школе был переполох. Все ждали начальника Военно-Воздушных Сил Красной армии генераллейтенанта авиации Я.В. Смушкевича. Известный на всю страну летчик зашел в учебно-летный отдел. Дневальный И.Н. Степаненко четко, как и положено по Уставу, доложил высокому гостю. Смушкевич внимательно посмотрел на курсанта, затем пожал ему руку и сказал: Хорошо несешь службу. Молодец. Дневальный стоял навытяжку, не отводя глаз от генерала, на груди которого сияли две Золотые Звезды Героя. Даже в самых пылких мечтах Иван Степаненко себе и представить не мог, что пройдет менее четырех лет, как и он сам будет удостоен такой чести. Выпуск в авиашколе состоялся сразу же после начала Великой Отечественной войны. Молодой летчик И.Н. Степаненко получил назначение в 4-й истребительный авиационный полк. Первую победу он одержал на Брянском фронте 14 июля 1942 года на самолете «харрикейн».

Эскадрилья, в составе которой действовал Степаненко, должна была преградить путь бомбардировщикам противника, пытавшимся нанести бомбовый удар по нашим войскам в районе Землянска. По решению ведущего старшего лейтенанта А.К. Рязанова одна четверка истребителей атаковала бомбардировщики, а вторая сковывала боем вражеские истребители. Степаненко был в ударной группе ведомым у Рязанова. При выходе к району цели Иван Никифорович первым заметил идущие с запада свыше 20 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 6 истребителей Ме-109. Несмотря на преимущество противника, четверка Рязанова с ходу атаковала «юнкерсы». С первой же атаки два бомбардировщика, объятые пламенем, рухнули на землю. Степаненко, прикрывая ведущего, подошел близко к одному из вражеских самолетов и открыл огонь. Реактивные снаряды поразили его между кабиной и плоскостью. В этот момент Иван Никифорович заметил, что на самолет Рязанова набросился «мессершмитт». Не медля, Степаненко сделал стремительный переворот через крыло и прицельной очередью преградил путь врагу, который вынужден был отвалить в сторону. «Первый бой с «мессерами» запомнился навсегда», вспоминал Иван Никифорович. 7 сентября 1942 года на командный пункт 4-го истребительного авиационного полка поступило сообщение, что в небе появилась «рама» вражеский самолет-разведчик FW-189. Его сопровождала

пара «мессершмиттов». На перехват «рамы» поднялись Амет-Хан Султан и И.Н. Степаненко, входившие в состав специальной группы, созданной для борьбы с немецкими асами. Еще на земле Амет-Хан Султан и Степаненко определили, что первый атакует разведчика противника, а второй его истребители. Всего несколько секунд понадобилось нашим истребителям, чтобы сбить один из «мессершмиттов» и «раму». Второй истребитель врага поспешно покинул поле боя. Это только один из боевых эпизодов во время битвы за Сталинград. В воздухе шли ожесточенные бои между советскими и фашисткими летчиками. Противник часто имел превосходство в силах, но защитники города смело навязывали ему бой. В одном из боевых вылетов И.Н. Степаненко заметил, что один из истребителей врага настигает его ведомого. Развернув резко свою машину, Иван Никифорович направил ее на противника. Поймав его в перекрестие прицела, нажал на гашетку пулемета. Меткая очередь прошила «мессершмитт», но ему все-таки удалось подбить ведомого, который стал уходить на свою территорию. Степаненко, прикрывая товарища, связал противника боем на параллельных курсах и сбил второй Ме-109. Несмотря на то что кончились боеприпасы, Иван Никифорович продолжал атаковать противника, пока он не покинул поле боя.

В сражениях за Сталинград И.Н. Степаненко, будучи командиром звена, с осени 1942 и до начала 1943 года совершил 97 боевых вылетов, в 17 воздушных боях сбил 6 самолетов врага лично и 6 в группе. Не раз Иван Никифорович попадал в сложные ситуации, но всегда выходил из них победителем. Так, 6 октября 1942 года он вместе с летчиком В.В. Мочалиным вылетел на разведку. В районе Абганерово, несмотря на ураганный зенитный огонь, сфотографировали позиции противника. Неожиданно появились четыре «мессершмитта», которые настигли разведчиков у самой линии фронта. В ходе закрутившейся «карусели» Степаненко сбил один из истребителей, но другие своим огнем повредили машину его ведомого. Приказав товарищу уходить, Иван Никифорович связал боем оставшуюся тройку. В лобовой атаке он сбил еще один истребитель, но и сам был подбит. Несмотря на ранение, сумел посадить свой «Як» на брюхо в степи.

Еще один случай произошел в пятнадцати километрах от линии фронта, когда восьмерка истребителей под командованием Степаненко встретила тридцать бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении пятнадцати Ме-109. По команде Ивана Никифоровича советские истребители устремились вверх. С выходом на высоту в 6 тысяч метров он приказал развернуться на 90 градусов и одновременно атаковать врага. В результате смелой и дерзкой атаки три бомбардировщика были сбиты, а остальные, поломав строй, стали разворачиваться. В этот момент одному из истребителей противника удалось пробить бак самолета Степаненко. Но он продолжал руководить действиями своих подчиненных… Под новый 1943 год И.Н. Степаненко стал командиром именного «Яка» ему вручили персональный Як-1 «От колхоза имени Чапаева». С июля он также летал на именном истребителе Як-9Т.

В декабре Иван Никифорович был назначен командиром эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка, действовавшего на Прибалтийском фронте. В этой должности он проявил себя умелым воспитателем подчиненных, подавая им в бою личный пример. В своих мемуарах «Пламенное небо» Степаненко отмечал: «Командир ведущий группы, первый воспитатель и наставник. Он обучает ведомых элементам полета и новым тактическим приемам по принципу «делай, как я», и это предъявляет к нему очень высокие требования. Он не может, понятное дело, научить всему этому летчиков, если сам не знает и не умеет делать все лучше, чем они, не владеет методикой обучения. Авиационный командир обязан быть в высшей степени грамотным технически, иметь широкий политический кругозор, знать психологию врага, уметь мыслить диалектически, разбираться в человеческих характерах, быть хладнокровным, не теряться в экстремальных условиях, при стрессовых, как сейчас говорят, ситуациях. Трудно перечислить все требования, которые могут быть предъявлены к командиру на войне, когда обстановка в воздухе чрезвычайно сложна и изменчива, изобилует критическими моментами, вынуждающими в считанные секунды принимать решения, причем единственно верные, способные обеспечить не только личный успех, но и победу каждому в отдельности летчику, коллективную победу группе». К концу 1943 года в летной книжке И.Н. Степаненко уже было записано 18 вражеских самолетов, сбитых им лично, и 8 в групповых боях.

13 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Успешные действия летчика-истребителя И.Н. Степаненко во многом были обусловлены хорошим знанием им тактики противника. Иван Никифорович заметил, что тот уклоняется от боя на встречных курсах, предпочитая внезапную атаку с задней полусферы. Если этот прием не приводил к желаемому результату, то вражеские летчики уходили в сторону солнца, вниз или вверх, скрываясь в облаках. Поэтому Степаненко всегда стремился навязать противнику бой на встречном курсе, что обеспечивало захват инициативы в свои руки. И.Н. Степаненко был известен и как мастер радиосвязи. В одном из наградных листов отмечалось: «Все подаваемые по радио команды майором Степаненко принимались быстро и немедленно осуществлялись в процессе воздушных боев. Всего за время боевой работы майор Степаненко из общего числа 33 лично сбитых с-тов пр-ка 11 сбил при помощи наведения по радио. Майор Степаненко в своей работе по радиосвязи дает примеры грамотного использования радиосвязи на всех этапах полета.

Благодаря умелому руководству и передаче своего опыта работы по радио подчиненным большинство летчиков в АЭ имеют высокую квалификацию по радиосвязи (3 чел. 1-го класса) и отлично пользуются радиосвязью в своей работе». Среди наград И.Н. Степаненко отметим орден Александра Невского, которым награждались командиры Красной армии, проявившие личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей и подразделений. Этой награды Иван Никифорович был удостоен 19 декабря 1944 года. К этому добавим, что эскадрилья, которой командовал майор И.Н. Степаненко, в ноябре 1943 марте 1945 года осуществила 893 боевых вылета, участвовала в 50 воздушных боях и сбила 40 самолетов противника. Учитывая заслуги Ивана Никифоровича, ему 18 августа 1945 года было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Владимир ДАЙНЕС, кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук, член-корреспондент РАЕН



Другие новости и статьи

« Где гибли советские/российские военослужащие после 1945 года

Интеллект воина XXI века »

Запись создана: Вторник, 23 Апрель 2019 в 0:08 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы