31 Май 2010

Изменения порядка финансирования и новые задачи финансовой службы ВМФ

oboznik.ru - Изменения порядка финансирования и новые задачи финансовой службы ВМФ

В ходе Великой Отечественной войны был изменен порядок финансирования. Вместо перевода денежных средств по каждой статье сметы, денежные средства стали переводиться по-прежнему ежемесячно, но обезличенно, обшей суммой, в счет квартальных назначений.

Этот порядок финансирования был оперативным, весьма удобным как для частей, так и для довольствующих органов. Воинские части получили возможность свободно маневрировать денежными средствами в пределах квартальных назначений. Кроме того, упростился учет ассигнований по смете, отпада необходимость прибегать к посредничеству учреждений Госбанка СССР при выявлении излишних сумм назначений (они уменьшались на основании писем воинских частей, вместо сдачи средств на восстановление кредита, как это было раньше).
Сократилась переписка — вместо ежемесячных извещений о переводе средств по каждой статье сметы, воинская часть получала только одно уведомление в течение квартала. Наконец, в учреждении Госбанка СССР перестала поступать документация о целевом назначении переводимых средств (указание статей сметы), что способствовало сохранению военной тайны.

Главным преимуществом порядка финансирования было то, что он обеспечивал оперативность в финансировании организационных мероприятий, очень часто проводившихся в военное время.
Новый порядок финансирования воинских частей и учреждений флота выдержал испытание войной и был сохранен на послевоенное время.

Тем не менее такая система, предусматривала в свою очередь финансирование за счет назначений кредитов и средств на длительный срок, не отвечала полностью требованиям военного времени. Стало необходимым введение авансовой системы финансирования кораблей ВМФ, которая разрабатывалась еще в предвоенное время. С ноября 1941 года, на авансовую систему финансирования были переведены малые и средние корабли флота до эскадренного миноносца включительно. Для финансирования кораблей по авансовой системе, в штаты финансовых отделений военно-морских баз были введены расчетно-кассовые части, а в штаты финансовых отделов флотов и флотилий - расчетно-кассовые отделения. Их задачей было обеспечение кораблей денежной наличностью, производство безналичных расчетов, финансовый контроль.

Расчетно-кассовые части выдавали денежные средства по авансовому требованию командира корабля. Аванс выдавался на текущие расходы, в размере месячной потребности исходя из общей суммы годовых назначений, а на выплату денежного довольствия - в размере начисленной по раздаточной ведомости суммы, подлежащей выплате на руки. Корабль мог получить аванс в любой военно-морской базе, имеющий расчетно-кассовые отделения, где и производилась запись о выдаче аванса. По израсходованию аванса составлялся, утвержденный командиром корабля, авансовый отчет, который предоставлялся вместе с контрольно - денежной книгой только тому расчетно-кассовому органу, у которого корабль состоял на довольствии.

Заведование денежными суммами возлагалось на штатного начальника финансового довольствия. А при отсутствии таковой должности в штате - на начальника службы снабжения или на другое лицо корабля.

Большое внимание уделялось систематизации руководящих документов. До 1944 года руководящие документы хранились в папках соответствующих отделений. Такое рассредоточение документов затрудняло пользование ими. Было решено собрать все руководящие документы в первом отделении и скомплектовать их в виде справочника. Справочник состоял из двух частей: тематической и хронологической. По этой форме финансовые управления при НКО стало впоследствии изготавливать справочники типографским способом и рассылать их в войска.

Такая систематизация оказала положительное влияние на улучшение стиля работы финансовой службы, укрепления финансовой дисциплины и устранения финансовых нарушений в войсках. Этот опыт работы финансового отдела флота получил впоследствии широкое распространение на других флотах.

Финансовое управление проводило большую работу по улучшению деятельности финансового обеспечения потребности ВМФ в условиях военного времени и постоянно меняющейся сложной обстановке.

До войны, у Финансового управления не было никакого опыта ни в обеспечении расходов в инвалюте, ни в разработке документов о порядке и нормах расходования инвалюты. В период войны возникла задача обеспечения расходов ВМФ в иностранной валюте. Впервые эта задача возникла при обеспечении личного состава кораблей и органов управления флотов при командировках в США, Канаду и Англию для приемки кораблей и техники. Было установлено, что финансирование команд по приемке кораблей и самолетов, поставляемых Советскому Союзу по лендлизу США, а также различной техники, принимавшейся в Англии и Канаде, будет осуществляться по каждой команде в отдельности.

В составе Финансового управления ВМФ было сформировано специальное отделение по финансированию расходов в иностранной валюте. Управлением полевыми учреждениями Госбанка СССР через свои отделения и кассы на флотах и флотилиях. Эти отделения и кассы обеспечивали корабли и части денежными средствами также в советской валюте. На них была возложена обязанность приема денег от военнослужащих во вклады.

С момента вступления Советской Армии и ВМФ на территорию иностранных государств валютное обеспечение становится постоянной работой финансовых органов в центре и на флотах, а также на кораблях и в частях действующего флота. Был ряд инструкций и указаний о порядке обеспечения инвалютой личного состава ВМФ и нормах выплат в зависимости от условий прохождения службы.

Расчеты с частными лицами и фирмами на иностранных территориях производился по предъявлению ими счета только наличной валютой.

Финансовое управление ВМФ осуществляло также учет стоимости услуг и расчеты за услуги, оказываемые американской и английской миссиям, а также кораблям и судам США и Англии в период их пребывания в портах Северного флота (Мурманске, Полярное, Ваента) и Беломорской военной флотилии (Архангельска, Молотовска ). Эти услуги (вода, топливо, электроэнергия, культурно-бытовое обслуживание и др.) учитывались довольствующими органами Северного флота и Беломорской военной флотилии, и на их стоимость оформлялись счета, правильность которых подтверждалась представителями миссий и командованием флота (флотилии). Эти счета представлялись Финансовым управлением ВМФ через Внешторгбанк СССР к оплате соответствующим странам.

Флотские финансисты качественно выполняли как повседневные, так и новые задачи . С 10 июля 1943 года в штат бюджетной бухгалтерии ФУ при Наркоме ВМФ было введено отделение по учету ущерба, нанесенного противником и учету издержек войны. Для осуществления этой работы в частях, на кораблях и в соединениях была разработана методология подсчета и система учета издержек войны. Результаты подсчета были обобщены в конце войны. Всего было составлено 814 актов. Отчет о работе по определению ущерба был предоставлен в Государственную чрезвычайную комиссию в установленный срок и надлежащего качества.

Финансисты Военно-Морского флота, как и весь советский народ, работали во имя победы, проявляя высокий героизм и преданность своей Родине.

В ноябре 1945 года, в связи с окончанием войны и в связи с намечавшимся большим строительством флота, ФУ Наркомата ВМФ получило новую структуру и было переведено на новый штат. В его состав вошли:

    1) Финансовая инспекция
    2) Центральная бухгалтерия
    3) 7 отделов:
    а) организационно - плановый
    б) сметно-плановый
    в) денежного довольствия
    г) финансирования производственных предприятий
    д) финансирование капитального строительства
    е) финансирование плана заказов и тарифно - правовой
    ж) секретное отделение

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1946 года был образован Народный комиссариат Вооруженных сил СССР, в котором объединено управление всеми видами Вооруженных Сил: Сухопутными войсками, Военно-Воздушными Силами, Военно-Морскими Силами (15 марта 1946 года преобразован в Министерство Вооруженных Сил СССР).

В соответствии с этим указом Народный комиссариат Военно-Морского флота был упразднен.
Новые преобразования вызвали серьезные изменения в положении и обязанностях ФУ ВМФ. В связи с объединением наркоматов оно ( на основании директивы организационно мобилизационного управления Главного штаба) было преобразовано в Финансовый отдел ВМС. Его права и обязанности были резко изменены. Он был лишен права осуществлять финансирование флотов, флотилий и других распорядителей кредитов по смете министерства.
Генерал - майором Курехиным адмиралу флота Кузнецову от 11 декабря 1946 года был представлен доклад. в котором Финансовое управление ВМС рассматривалось как единый финансовый орган множества разнородных довольствующих центральных управлений ВМС, которые должны были сами составлять сметы по операционным кредитам, потребным для этих управлений, но в специальном отношении подчинялись ФУ ВМС. Центральные управления должны были передавать в ВМС копии всех заключенных договоров, а также всю документацию по претензиям.

С 1947 года финансирование флотов, флотилий и других распорядителей кредитов передавалось Финансовому управлению Министерства Вооруженных Сил, а финансирование частей центрального подчинения переданы в соответствующие военные округа. ФУ Министерства Вооруженных Сил переданы были также и все обязанности по конфискации и тарификации, ведению разъяснительной работы по всем финансовым вопросам, относящимся к ведению финансового хозяйства на кораблях и в частях ВМС.

За все годы в центре и на флотах было проведено значительное количество мероприятий, направленных на улучшение финансового хозяйства кораблей, частей, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Военные финансисты всегда с честью выполняли поставленные задачи.

Презентация к докладу «Финансовое обеспечение Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» PowerPoint .ppt (~1,0 Мб).

См. начало:
1. Меры по организации финансового обеспечения и расходы ВМФ в Великую Отечественную войну
2. Материальное планирование и борьба с финансовыми нарушениями на флоте в Великую Отечественную войну
3. Реорганизация Финансового отдела и финансовое планирование в ВМФ

Литература:
1. Финансы и Флот России. История и Современность; И.Т. Шевченко, 2008 год
2. http://www.mil.ru/ - сайт Министерства Обороны РФ
3. Военная энциклопедия
4. Военно-Морской флот СССР 1945 - 1991; В.П. Кузин, В.И.Никольский, 1996 год.

Полковник Толстов С.П., студент Финакадемии Назаров Е.С., OBOZNIK.ru

Другие новости и статьи

« Реорганизация Финансового отдела и финансовое планирование в ВМФ

Военная реформа не гарантирует подготовки высококвалифицированного резерва для Российской армии »

Запись создана: Понедельник, 31 Май 2010 в 21:39 и находится в рубриках Вторая мировая война, Управление тылом, Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Замена батарей отопления. Без доплаты за срочность, в день заявки
maximumotoplenie.moscow

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика