22 Октябрь 2015

Осмысление морального фактора русской военной мыслью в XIX–XX вв.

oboznik.ru - Осмысление морального фактора русской военной мыслью в XIX–XX вв.

В статье анализируются подходы и взгляды отечественных учёных и военачальников на морально-психологическое состояние русской армии. Предпринимается попытка выявить динамику подходов исследователей.

Ключевые слова: нравственная сила, моральный фактор, морально-политическая и психологическая подготовка, моральнопсихологическое обеспечение, воспитание воинов.

Важная роль в поддержании боеготовности войск принадлежит одному из видов обеспечения – морально-психологическому. При его рассмотрении внимание исследователей сосредотачивается на его современном состоянии. С 1992 года в Военном университете начали выпуск «Российского военного сборника», в котором были опубликованы работы XIX – начала XX века, посвящённые военному делу [1]. Однако, и в указанном издании вопрос о том, как формировалась отечественная традиция анализа морально-психологического обеспечения, не получил достаточного освящения. В целях подготовки необходимых для армии кадров в 1832 году в России была открыта первая Военная академия, ставшая центром подготовки офицеров генерального штаба.

Первые крупные работы по стратегии и тактике, изданные Академией в 40–50-е годы, и в которых нашел отражение моральный фактор, принадлежат Н.В. Медему [2], П.А. Языкову [3], Ф.И. Горемыкину [4], Д.А. Милютину [5]. Начиная с первых работ по стратегии и тактике, отечественные военные мыслители, размышляя над причинами, способствующими достижению победы в отдельном бою или в ходе всей кампании, придают большое значение моральному фактору. Отмечают необходимость его формирования и поддержания не только в военное, но и в мирное время. Считали, что требования воинской дисциплины должны выполняться сознательно.

Сформулирована мысль, что армия представляет собой не изолированное образование, а является частью народа. Наиболее крупными работами второй половины XIX века являются труды А.И. Астафьева [6], Г.Л. Леера [7], М.И. Драгомирова [8], С.О Макарова [9], С. Гершельмана [10]. Продолжая традиции отечественной военной школы, не только констатируют важность морального фактора в боевых действиях, но стремятся выявить его влияние военное дело (на построение войск и ход боя). Предлагают способы и методы формирования дисциплины и воинского духа. Обозначают важность и необходимость психологической подготовки солдат для боевых действий. Впервые моральный фактор выделяется для самостоятельного изучения. В начале ХХ века наиболее крупными военными теоретиками были Н.П. Михневич [11], А.А. Незнамов [12], Н.Н. Головин [13].

Авторы стараются выявить всю совокупность причин, влияющих на ход войны. Сосредотачиваясь на материальной составляющей, уделяют достаточно мало внимания моральному фактору, однако, указывают на большое его значение при ведении боевых действий. Обращают внимание на важность складывания связей, как между солдатами, так и между подразделениями в мирное время. Считают, что нравственные качества войска формируются на основе исторически сложившегося характера народа. Дух армии не является застывшим образованием, он постепенно, медленно изменяется. Говоря о связи войны и политики, отмечают, что на военное дело влияет не только внешняя, но и внутренняя политика. Моральный фактор начинает осмысляться с психологических позиций. В СССР изучение морального потенциала армии осуществлялось с позиций марксизма-ленинизма, поэтому в отечественной литературе длительное время получили широкое распространение подходы, основанные на взглядах В.И. Ленина.

Он придавал большое значение моральному фактору на войне и обращал внимание на то, что этот фактор может быть условием победы при хорошей оснащённости армии современным вооружением, при наличии дисциплинированных, инициативных солдат и командиров [14, c. 121, 155–156]. Особо подчёркивал роль сознания человека: воин должен быть убеждён в справедливости своих действий, осознание этого обеспечивает победу [14, c. 121], но опора только на моральный фактор, использование энтузиазма людей недостаточны для ведения войны. В.И. Ленин указывал на необходимость «поставить на научную основу изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы» [15, c. 142]. Необходимо учитывать, что его работы тесно связаны с требованиями того или иного политического момента, поэтому моральнобоевые качества войск получают преимущественно политическую окраску.

Выводы В.И. Ленина получили развитие в трудах советских военных теоретиков. На протяжении ХХ века идейно-политическим компонентам в работах отечественных авторов придавалось большое значение. Нарком по военным и морским делам М.В. Фрунзе, в мощи и боеспособности любой армии наряду с техникой, организационным моментом и боевой подготовкой, отводил важное место политико-моральному состоянию (духовному моменту, настроению) армии [16, с. 343, 422, 458, 514]. Проведение политической работы в армии он приравнивал к новому оружию, которое в величайших размерах укрепило и увеличило боевую мощь Вооружённых Сил [16, с. 147, 507]. Средства борьбы, используемые политическими органами, такие как агитация и пропаганда, по его мнению, станут добавочным мощным оружием в борьбе с армиями противника [16, с. 257]. При подготовке солдат к предстоящей борьбе необходимо учитывать роль техники, однако решающее слово все же остаётся за человеком [16, с. 460– 461].

Успех в боевых действиях определяется не только физическим уничтожением противника, но и психическим воздействием на врага, парализуя в нём способность к сопротивлению. С середины 60-х годов наблюдается повышение интереса к моральному фактору и попытка его систематического изложения. В военные академии и училища был разослан макет книги для Вооружённых Сил, написанной группой научных сотрудников Военно-политической академии имени В.И. Ленина под общей редакцией генерал-полковника А.С. Желтова [17]. После обсуждения текст был переработан и издан для широкого распространения [18]. В книге выделили два объективных фактора вооружённой борьбы: технику и человека. Именно они влияли, и в дальнейшем будут влиять на ход войны. Авторы отмечали, что в техническом оснащении армии происходят коренные и качественные изменения. При этом человек как был, так и остаётся не только субъектом, главной действующей силой на войне, но и главным объектом, против которого направлено современное оружие [17, с. 11], роль и значение морального фактора не снижается, а повышается. Средства ведения войны стали обладать большей силой физического и психологического воздействия.

Для того чтобы справиться с нагрузкой на психику человеку необходимо наличие высоких моральнобоевых качеств, высокая моральная и психологическая устойчивость, которая формируется в результате подготовки [17, с. 34]. Генерал-майор С.К. Ильин, помимо социально-политического, экономического, военного, выделил моральный фактор [19, c. 7]. Как и всё социальное последний является конкретно-историческим явлением, т. е. зависит от исторической эпохи, экономических и социальных отношений людей, существующих в обществе классов. Моральный фактор характеризует дух не только армии, но и народа. Первоначально, С.К. Ильин выделял две группы элементов: собственно моральные и общественно-психологические, индивидуально-психологические [19, c. 9–10], замечая, что вторая группа элементов тесно связана и находится под определяющим воздействием идеологии. Позднее автор скорректировал свой взгляд на структуру морального фактора. Он ввёл более емкое понятие «духовный фактор», которым обозначил духовные силы общества, которые приводятся в движение для достижения целей войны. Его сердцевиной, наиболее действенной стороной является собственно моральный фактор, который состоит из общественно-психологического и идеологического компонента [20, c. 8].

Последний включает в себя ещё собственно моральный элемент. Если идеологический компонент, выступая в виде научно-теоретических концепций, развивается целенаправленно, посредством идеологических и социальнополитических усилий, то социально-психологическая составляющая, находясь на уровне обыденного сознания, формируется стихийно под воздействием окружающей среды, конкретных жизненных ситуаций. С.К. Ильин считал, что на состояние морального фактора влияют: характер и цели войны, ход боевых действий, успехи или неуспехи войск, применение новых средств борьбы, уровень руководства войсками, партийно-политическая работа [20, c. 9].

Б.Г. Григорьев рассмотрел роль в современной войне экономического и морального потенциалов. По его мнению, моральный потенциал включает в себя не только степень духовной готовности народа и армии выдержать испытания, но и способность государства организовать сплочение масс и поддерживать их духовные силы на высоком уровне [21, c. 81]. Моральный потенциал опирается на духовные качества человека, Б.Г. Григорьев в структуре морального потенциала выделял две составляющие: моральный дух и психологические качества человека. Он подчёркивал, что нельзя отдать какой-либо составляющей предпочтение, но всё же «в моральном потенциале решающее значение имеют идейно-политические, идеологические элементы» [21, c. 89, 90].

Духовные качества человека тесно связаны с общественно-политическими отношениями и господствующей в стране идеологией. Идейно-политическая убеждённость, политическая сознательность человека играют решающую роль в моральном потенциале [21, c. 86]. Средством формирования моральных сил является идеологическая работа и боевая подготовка [21, c. 121–124]. Д.А. Волкогонов в своей работе использовал близкие по значению понятия «моральный фактор» и «нравственные силы». Говоря о структуре морального фактора, выделял две группы элементов: общественноидеологические и общественно-психологические.

Идеологические элементы, по его мнению, составляют основное содержание. В них чётко выражены осознанные классовые интересы, политические цели и задачи войн. Элементы второй группы, складываясь стихийно, под воздействием окружающих условий и среды, имеют сравнительно устойчивый характер. Её различные компоненты имеют различную степень изменчивости: наиболее подвижны – эмоции и настроения, наименее подвижны – привычки, обычаи, традиции [22, c. 4–5]. Общественно-психологические элементы проявляют себя в общественном мнении, коллективной воле, коллективном чувстве, коллективном гневе, т.е. имеют коллективистский характер. Д.А. Волкогонов отмечал, что нравственные силы формируются в процессе морально-политической и психологической подготовки [22, c. 8].

Определяя место морального фактора, отмечал, что при всей исключительности его нельзя переоценивать, он не может играть решающего значения сам по себе [22, c. 11–12]. Р.Н. Макаров признавал необходимость проведения моральнополитической и психологической подготовки, однако считал важным сосредоточиться на последней, потому что развитие самолётов выдвинуло проблему психологической надёжности лётчика, формирования психологической устойчивости и готовности. Обращая внимание на специфику подготовки лётчика, сложность его профессионального обучения, он предложил наряду с психологической выделять психофизиологическую подготовку, которая нацелена на формирование высокой работоспособности лётчика, его способности действовать в сложной обстановке в условиях лимита и дефицита времени.

Психофизиологическая подготовка направлена на развитие таких психических качеств как внимание, память, оперативное мышление, быстрота реакций, находчивость, формирование устойчивости организма к пространственной ориентировке, гипоксии (кислородному голоданию), дыханию подавлением, перегрузкам [23, c. 4]. В коллективном исследовании Д.В. Гандер, А.И. Белов, В.М. Кучинский, Д.И. Шпаченко отмечали, что становление боевого лётчика происходит комплексно: формируются как профессиональные знания, навыки, умения пилотировать самолёт, так и воспитывается идейная убеждённость, сила воли, готовность проявлять выдержку, стойкость, отвагу, боевое упорство.

Во всесторонней подготовке авиаторов важное место занимает психологическая работа, отвечающая за выработку качеств личности, на основе которых формируются психические состояния, определяющие устойчивость лётчика в полёте, а так же способствующие повышению эффективности и безопасности лётной деятельности [24, c. 7]. Авторы обратили внимание, что в практике иногда употребляется понятие «моральнопсихологическая подготовка», которая включает два элемента – моральный и психологический, причём, первый из указанных элементов включает в себя не только нравственное содержание, но идейно-политическое [24, c. 12]. В 70–80-е годы были выпущены книги, посвящённые морально-политической и психологической подготовке в армии и на флоте [25–33]. Завершая рассмотрение истории изучения морального фактора в отечественной военно-теоретической мысли XIX–XX веков, можем подвести некоторые итоги.

При выявлении причин, оказывающих важное влияние на исход боевых действий, все авторы выделяют материальные и духовные (моральные). Несмотря на революционные изменения, происходившие в истории России, в осмыслении морального фактора наблюдается преемственность. Обозначение морального фактора с течением времени претерпевает изменения: в Российской империи предпочтение отдавали сочетанию «нравственная сила», в СССР – «морально-политическая и психологическая подготовка».

В отечественной военной мысли отмечается, что духовная составляющая имеет большое значение для достижения победы. Несмотря ни на какие изменения в вооружении, основным элементом, действующей силой остаётся человек. Его подготовке к войне следует уделять самое пристальное внимание.

Библиографический список

1. Российский военный сборник. – М.: Военный университет, 1992– 2003. – Вып. 1–20.

2. Медем, Н.В. Тактика / Н.В. Медем // Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот; под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 83–97.

3. Языков, П.А. Опыт теории стратегии / П.А. Языков // Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / Сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот. Под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 126–160.

4. Горемыкин, Ф.И. Руководство к изучению тактики / Ф.И. Горемыкин // Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот; под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 190–202.

5. Милютин, Д.А. Первые опыты военной статистики / Д.А. Милютин // Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / Сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот. Под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 161–181.

6. Астафьев, А.И. О современном военном искусстве / А.И. Астафьев // Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот; под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 203–263.

7. Леер, Г.А. Метод военных наук / Г.А. Леер // Русская военнотеоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот; под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 268–288.

8. Драгомиров, М.И. Избранные сочинения / М.И. Драгомиров. – М.: Военное издательство, 1956. – 192 с.

9. Макаров, С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики / С.О. Макаров // Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот; под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 367–414.

10. Гершельман С. Нравственный элемент под Севастополем / С. Гершельман // Военный сборник. – 1894. – №№ 1–2, 4–5, 7–9; 1885. – №№ 3–4, 6–8; 1886 – №№ 2, 4, 6, 8, 10–12.

11. Михневич, Н.П. Тактика и её эволюция в зависимости от условий комплектования войск и технических изобретений данной эпохи / Н.П. Михневич // Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот; под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 441–451.

12. Незнамов, А.А. План войны / А.А. Незнамов // Русская военнотеоретическая мысль XIX и начала ХХ веков / сост. Л.Г. Бескровный, М.В. Люшковский, Р.Ш. Сот. Под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Военное издательство, 1960. – С. 668–715.

13. Головин, Н.Н. Исследование боя / Н.Н. Головин. – СПб., 1907. – 152 с.

14. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – 5-е изд. – Т. 41. – М.: Политиздат, 1981. – 284 с.

15. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. /В.И. Ленин. – 5-е изд. – Т. 1. – М.: Политиздат, 1967. – 356 с.

16. Фрунзе, М.В. Избранные произведения / М.В. Фрунзе. – М.: Военное издательство, 1984. – 560 с.

17. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов к современной войне. – М.: Военное издательство, 1967. – 264 с.

18. Солдат и война. – М. Военное издательство, 1971. – 264 с.

19. Ильин, С.К. Моральный фактор в современной войне / С.К. Ильин. – М.: Военное издательство, 1967. – 136 с.

20. Ильин, С.К. Моральный фактор в современных войнах / С.К. Ильин. – М.: Военное издательство, 1979. – 152 с.

21. Григорьев, Б.Г. Экономический и моральный потенциалы в современной войне / Б.Г. Григорьев. – М.: Военное издательство, 1970. – 112 с.

22. Волкогонов, Д.А. В.И. Ленин о моральном факторе в войне / Д.А. Волкогонов. – М.: Военное издательство, 1970. – 44 с.

23. Макаров, Р.Н. Психологическая подготовка лётного состава средствами наземной подготовки (системно-функциональный подход) / Р.Н. Макаров. – М.: Военное издательство, 1976. – 204 с.

24. Психологическая подготовка лётчика / под ред. Д.В. Гандера. – М.: Военное издательство, 1983. – 96 с.

25. Важный фактор боеготовности. Из опыта морально-политической и психологической подготовки воинов / под ред. Б.Ц. Бадмаева. – М.: Военное издательство, 1972. – 124 с.

26. Епишев, А.А. Могучее оружие партии / А.А. Епишев. – М.: Военное издательство, 1973. – 112 с.

27. Война. Океан. Человек. О морально-политической и психологической подготовке советских военных моряков / под ред. В.М. Гришанова. – М.: Военное издательство, 1974. – 136 с.

28. Морально-политическая и психологическая подготовка пограничников. – М.: Военное издательство, 1974. – 128 с.

29. Дьяченко, М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов / М.И. Дьяченко. – М.: Военное издательство, 1974. – 164 с.

30. Фролов, И.И. Люди и ракеты / И.И. Фролов, И.И. Анисин. – М.: Военное издательство, 1977. – 124 с.

31. Алексеевский, К.А. Фактор боеготовности ракетчиков / К.А. Алексеевский, П.И. Едемский; под общ. ред. П.А. Горчакова. – М.: Военное издательство, 1979. – 180 с.

32. Хвобостов, В.П. Истоки мужества и героизма: О воспитании у воинов высоких морально-политических и боевых качеств / В.П. Хвобостов. – М.: Военное издательство, 1982. – 116 с.

33. Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива / Ю.И. Дерюгин, П.М. Повесмо, Е.В. Попов и др. // Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива. Воспитательная роль социалистического соревнования – М.: Военное издательство, 1988. – 136 с.

В.Н. Ковин

Другие новости и статьи

« Беспилотные летательные аппараты – новая реальность войны

Русско-турецкие войны XVIII начала XX в. и российские мусульмане »

Запись создана: Четверг, 22 Октябрь 2015 в 8:56 и находится в рубриках Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика