Материальные запасы в логистической системе материально-технического обеспечения ВМФ
Кризис в экономике страны сильно повлиял на систему материально-технического обеспечения сил (войск) флота, решающую обширный круг военно-экономических задач. Таким образом возникла необходимость организации их материально-технического обеспечения на качественно новом научном уровне. Данное требование в значительной мере удовлетворяется с помощью аппарата логистики – нового научно-практического направления в современной экономике.
Последнее означает, что такие базисные логистические процессы как закупки, запасы, размещение и хранение, подвоз и обеспечение должны рассматриваться как единая сквозная управленческая сеть, которая обеспечивает рациональное использование материальных и финансовых ресурсов. Системообразующей составляющей логистической системы являются материальные запасы, которые представляют собой узлы материальных потоков.
Именно запасы являются своеобразным механизмом, который адаптирует параметры материальных потоков к условиям материалопотребления обслуживаемых систем. Следовательно, для формирования логистической системы необходимо, прежде всего, исследовать роль материальных запасов в материальнотехническом обеспечении ВМФ. В теории логистики материальные запасы рассматриваются как частный случай материального потока.
Из данного положения следует, что запасы обладают двойственной природой – мобильностью и инертностью, – т.е. положительными и отрицательными проявлениями. Положительной чертой запасов материальных средств (МС) является то, что они обеспечивают надежность и непрерывность функционирования производственных или иных процессов. Отрицательная сторона запасов МС заключается в том, что в них иммобилизуются (омертвляются) значительные материальные ресурсы и финансовые средства. Отсюда возникает необходимость оптимизации уровня материальных запасов. Двойственная природа запасов требует к себе постоянного внимания, ибо негативные свойства запасов могут нанести существенный ущерб не только на уровне микроэкономики, но и в масштабе всей национальной экономики. Именно поэтому запасы в логистической системе материально-технического обеспечения (ЛС МТО) занимают первостепенное место.
В условиях реорганизации Вооруженных Сил России особенно важным вопросом становится определение оптимальной структуры, состава и численности сил (войск), которые способны эффективно решать поставленные задачи, при этом их содержание должно соответствовать экономическим возможностям государства. В 1993-1999 гг. для совершенствования материально-технического обеспечения была осуществлена попытка перевода сил (войск) на территориальный принцип обеспечения [4; 9]. Под территориальной системой материально-технического обеспечения (ТС МТО) сил (войск) понимается созданная и заблаговременно обустроенная на территории военных округов и флотов группировка стационарных баз и складов по основным видам материальных средств общевойскового, а в перспективе и специализированного назначения, транспортных, ремонтных, банно-прачечных, торгово-бытовых предприятий и других органов и объектов обеспечения, организованных в территориальные районы обеспечения. В границах этих районов под единым руководством используются запасы складов и баз, все транспортные коммуникации и местная промышленная база в интересах материального и других видов обеспечения приписанных к ним на довольствие сил (войск). Преимущество этого принципа, прежде всего, в том, что избранный вариант территориальной системы обеспечения учитывает не только характер реформирования и создания Вооружённых Сил (ВС) РФ, но и реорганизацию экономической базы страны, новое геостратегическое деление территории государства.
Эта система повышает самостоятельность регионов в материально-техническом отношении, исключает обеспечение сил (войск) однотипными материальными средствами, позволяет сконцентрировать силы и средства Центра, различных видов ВС в интересах обеспечения всей группировки сил, размещенной в том или ином регионе. Кроме того, ориентируя стационарную базу флотов и военных округов на принцип территориальной ответственности за обеспечение сил (войск), территориальная система явится основой для обеспечения оперативного развертывания группировок сил (войск), формирование стратегических резервов. Но отсутствие необходимой базы проведения реформирования отодвинуло создание обеспечения по территориальному принципу вначале на более поздние сроки, а в последующем от этой идеи отказались совсем.
Эффективное функционирование системы материально-технического обеспечения районов базирования кораблей флота требует особого структурного построения ВМФ, рационального эшелонирования запасов в процессе управления их движением в оперативном звене. В связи с этим рациональное эшелонирование и управление запасами по направлениям, надежное транспортное обеспечение будут гарантировать стабильное жизнеобеспечение сил (войск) и в мирное, и военное время, а особенно в период при переходе на военное положение. Правила и порядок эшелонирования запасов, как правило, определяются Командующим флотом на основании анализа наличия запасов, отпущенных лимитов, возможностей и особенностей системы базирования сил (войск) флота, состояния транспортных коммуникаций, замысла оперативного использования сил (войск), вероятного характера военных действий в операционных зонах флотов.
Однако современные руководящие документы не дают обоснованных количественных рекомендаций по эшелонированию запасов на флоте, которые индивидуальны для каждого случая. Неоднозначно решение этой проблемы и в практической деятельности всех флотов, что обуславливается различиями в военно-географических и оперативных особенностях театров, масштабах и целях решаемых задач, а главное, в принципах подхода к их решению. Так, в ряде отдельных исследований в основу эшелонирования положен принцип принадлежности запасов (войсковое звено, флотское звено). В других исследованиях предлагается решать вопросы эшелонирования запасов в зависимости от их размещения по зонам обеспечения и удаления от уреза воды. Возникают трудности и в определении принадлежности запасов МС к эшелону.
Например, в зависимости от выбранного признака (принадлежности к звену флота, удаленности от пунктов основного базирования или удаленности от обеспечиваемых сил (войск)), одни и те же запасы могут быть отнесены к различным эшелонам. Не в полной мере обосновано распределение конкретных размеров и номенклатуры запасов. Учитывая вышеизложенное и особенности ведения боевых действий флотом в вооруженных конфликтах и локальных (региональных) войнах, определим единые требования (принципы) к системе эшелонов запасов МС, чем добьемся единого подхода всех категорий должностных лиц к определению целевого предназначения запасов МС каждого эшелона и назначению мест хранения. В общем случае, по нашему мнению, с учётом существующего опыта и наиболее актуальных научных и практических разработок система эшелонов запасов материальных средств должна:
1. Учитывать:
масштаб и характер прогнозируемых боевых действий; организацию базирования и дислокации сил и объектов обеспечения в районе базирования; оперативное значение того или иного соединения, объединения, группировки в оперативном построении сил (войск) флота; построение и возможности группировок сил обеспечения в зонах обеспечения сил (войск); построение и возможность взаимодействия группировок обеспечения флота и фронта в зонах обеспечения.
2. Отображать:
принадлежность запасов к тому или иному звену (соединению, объединению и группировке); оперативно-тактическое (целевое) предназначение запасов каждого эшелона, содержащее элементы оперативно-тактической целесообразности принятого распределения (размещения) запасов; принятую в конкретных боевых действиях (операции) организацию материально-технического обеспечения сил (войск); комплектность и степень подготовленности к использованию или подаче хранимых в эшелоне МС; последовательность расхода (подвоза) запасов МС силам (войскам). 3. Характеризовать: возможность осуществления своевременного маневра запасами, не нарушающего спланированный подвоз; автономность соединения, объединения и группировки сил (войск) в материальном отношении и возможность выполнения маневра силами (войсками) с наличными запасами. 4. Обеспечить: организацию учета МС в каждом эшелоне и контроля над содержанием запасов в единых для всех эшелонов единицах измерения; разработку единой для всех флотов методики расчета размеров запасов, подлежащих хранению в каждом эшелоне, с учетом постоянного уточнения сил (войск); единый подход к составу и количеству эшелонов запасов на всех флотах, независимо от военногеографических условий; единый подход к отнесению запасов к эшелону как в мирное, так и в военное время; разработку комплексных методик, позволяющих сопрягать расчеты размеров запасов каждого эшелона с расчетом сил и средств эшелонов подвоза. Анализ вышеприведенных требований (принципов) к подсистеме эшелонов запасов показывает, что основным принципом, который может быть, в силу своей стабильности и важности, положен в основу создаваемой подсистемы эшелонов запасов материальных средств в операции, является оперативно-тактическое предназначение, то есть их главное предназначение, а затем уже принцип размещения этих запасов.
Проблема эшелонирования запасов МС в ВМФ теоретически мало исследована, так как нет единого подхода к определению понятий «эшелон» и «эшелонирование». В «Наставлении по оперативному тылу» (издания 1969 года) [6] была попытка определения величины, в процентах, запасов МС по эшелонам нижеследующим образом: в соединениях, на кораблях и в частях – 50%; на военно-морской базе – 30%; на флоте – 20% от всех запасов МС флота. Эти показатели эшелонирования запасов не отвечали состоянию сил и средств органов и объектов обеспечения, а также не согласовывались с задачами, решаемыми флотом в тех или иных районах. В «Наставлении по оперативному тылу» (издания 1982 года) [7] указаны количественные показатели эшелонирования запасов во фронтовой наступательной операции, а количественных рекомендаций по эшелонированию запасов на флоте нет, так как объекты и органы МТО фронта структурны вплоть до подразделения, а органы и объекты обеспечения флота имеют ряд особенностей, не позволяющих определить конкретную цифру для группировок обеспечения флота. Отнесение запасов к тому или иному эшелону, по нашему мнению, будет характеризовать, прежде всего, их приближение к силам (войскам), степень подготовленности к использованию, подаче, погрузке на транспортные средства подвоза в ходе подготовки и ведения боевых действий (операции).
Размеры запасов МС должны характеризовать способность сил (войск) в материально-техническом отношении начать, вести, продолжать или завершить автономные боевые действия, а обеспечение – способность своевременно гарантировать в материально-техническом отношении восстановление боевой способности сил (войск) в различные периоды ведения боевых действий (операции). Запасы должны быть достаточными и не превышать потребности сил (войск), чтобы не вызывать дополнительных расходов, производственных затрат на строительство складской площади и обслуживание запасов. Таким образом, при распределении запасов необходимо достичь сбалансированности этих требований. С их учетом определим понятие эшелона запасов. Под эшелоном запасов следует понимать совокупность запасов и средств, обеспечивающих их содержание, объединяемых общим целевым предназначением и размещаемых с учетом задач, решаемых силами (войсками) флота. Под эшелонированием запасов следует понимать обоснованное по целям, размерам распределение запасов по группировкам сил (войск) и звеньям МТО, обеспечивающих автономность и выполнение поставленных задач. Особенности географического положения флота могут существенно влиять на построение и создание группировок по обеспечению боевых сил (войск). Поэтому запасы одного звена обеспечения могут размещаться в различных районах обеспечения, как на берегу, так и на плаву. В период приведения флота в высшие степени боевой готовности и его мобилизационного развертывания численность личного состава увеличивается в 3-5 раз, что влечет увеличение объема хранимых запасов при дефиците складской емкости. В целях упорядочения системы эшелонирования запасов предлагается материальные средства, выделяемые флоту на подготовку, ведение операции, размещать и учитывать по шести эшелонам.
К запасам МС первого эшелона относить запасы боевых кораблей, судов в боевых порядках, самолетов, частей сухопутных и береговых войск флотов (Каспийской флотилии (КФл)), морской пехоты. По предназначению наличные (назначенные) запасы эшелона будут характеризовать способность боевых кораблей, самолетов частей сухопутных и береговых войск, морской пехоты, корабельной группировки в море автономно выполнять поставленную задачу, оставаясь в районах боевых действий в условиях срыва (задержки) подвоза. Материальные средства, отнесенные к данному эшелону, должны храниться в немедленной готовности к использованию или подаче на корабли с судов обеспечения, действующих в боевых порядках сил (войск).
К запасам второго эшелона относить МС на складах пунктов базирования (обеспечения) кораблей, аэродромов авиации флота, в транспорте отдельных батальонов материального обеспечения дивизии. По предназначению запасы второго эшелона будут характеризовать способность частей обеспечения, формирований, дислоцированных в вышеуказанных пунктах и районах, на аэродромах восстановить в установленные сроки боевые возможности сил (войск) после прибытия их в данные пункты (на аэродромы) базирования, районы обеспечения или после подвоза необходимых войскам материальных средств транспортом. Запасы материальных средств второго эшелона должны содержаться в установленной степени готовности к подаче или погрузке на корабли, самолеты, транспортные средства. К запасам третьего эшелона относить МС, выделенные на проведение первых операций флотилий или для решения ближайшей задачи флота в операции, которые содержатся в комплекте на стационарных складах и в группировках обеспечения ВВС флота, дивизий подводных лодок, морских десантных сил, а при недостатке у них складской емкости и на складах вышестоящего звена.
По предназначению запасы 3-го эшелона будут характеризовать способность органов и объектов МТО обеспечить силы (войска) флота при завершении ими операций флотилий (ближайшей задачи операции флота). Эти запасы предназначаются для восстановления запасов 1-го и 2-го эшелонов. К запасам четвертого эшелона (мобильный эшелон) относить МС, выделенные для проведения вторых операций флотилии или для решения задачи флота в операции, которые накапливаются при повышении боевой готовности сил (войск) флота и развертывании отделений баз и складов обеспечения флота, передовой базы обеспечения флота. Эти запасы предназначаются для восполнения запасов 1-го и 2-го эшелонов, формирования плавучей и береговой составляющих МТО в районе деятельности, обеспечения перебазирования органов и объектов обеспечения флота.
По предназначению запасы четвертого эшелона будут характеризовать способность объектов обеспечения увеличивать объем подачи материальных средств боевым силам (войскам) в районы их временного базирования или территориальные районы обеспечения, обеспечивающие удары сил (войск) на главном направлении. Объем запасов МС 4-го эшелона определяется приказом Командующего флотом в зависимости от задач флота. Силы и средства обеспечения четвертого эшелона должны быть мобильны, легко управляемы. К запасам пятого эшелона следует относить МС, выделенные на: обеспечение сил (войск) при решении последующих операций (боевых действий); комплектование запасов четвертого эшелона; обеспечение сил (войск) при изменениях оперативно-тактической обстановки и восполнение уничтоженных запасов МТО; восполнение запасов второго и третьего эшелонов в мирное время. Запасы МС 5-го эшелона находятся, накапливаются в ходе боевых действий (операции) на стационарных складах, на базах обеспечения флота, складских терминалах частей и соединений резерва.
Следовательно, запасы 1-го эшелона составляют к началу операции ту часть ресурса МС, которая выделяется силам (войскам) на «расход в операции». Запасы второго-пятого эшелонов подразделяются на запасы, выделенные на «подготовку к операции», «расход», «создание запасов к концу операции», «потери». К запасам шестого эшелона относить МС, выделенные флоту Центром, так как их подвоз производится в течение подготовки и ведения операции и растянут по времени, а также резерв первой очереди Командующего флотом и Главнокомандующего ВМФ. Эти запасы предназначены для обеспечения Центром завершения силами (войсками) флота накопления запасов МС к концу операции, восполнения уничтоженных запасов. Запасы 6-го эшелона находятся на складах и базах Центра, перевалочных базах МТО, распорядительных станциях и в портах, на транспорте подвоза. Размеры запасов, подлежащие содержанию в каждом эшелоне, определяются как потенциал обеспечения и назначаются в натуральных единицах и в сутках ведения боевых действий с учетом вероятности обеспечения группировок сил (войск), участвующих в операции, и сил (войск), прикрепленных на материальнотехническое обеспечение. Таким образом, установленные каждой группировке сил (войск) размеры запасов МС по соответствующим эшелонам будут характеризовать её способность в материально-техническом отношении вести боевые действия и выполнять поставленные задачи.
Критерием эффективности распределения запасов по эшелонам (эшелонирования) может служить количество суток, в течение которых данная группировка сил (войск) способна вести автономные боевые действия и выполнять задачи в условиях срыва или задержки подвоза. Рассмотрим теперь конкретные количественные показатели размеров запасов во всех эшелонах и возможную динамику их изменения при перемещении в ходе подготовки первой операции флота. На основе анализа решений и планов материально-технического обеспечения сил (войск) и существующих практических разработок выполнены оперативные расчеты обеспечения, на основании которых получены качественные и количественные показатели эшелонирования и размещения запасов при условии успешного завершения оперативного развертывания сил (войск) в первой операции флота. Необходимо отметить, что в основу положено обобщенное распределение запасов видов материальных средств по их носителям.
Проведённые расчеты показали, что распределение запасов по непосредственным их содержателям после завершения оперативного развертывания сил (войск) может быть следующим [5]: на кораблях и в частях – 20-25%; на морских судах и в дивизионах и бригадах судов обеспечения (СО) – 14-18%; в пунктах маневренного базирования, снабжения, материально-технического обеспечения – 10-17%; в отдельном батальоне обеспечения и отдельной роте обеспечения – 14-18%; на базах МТО флота – 5-8%; в отделах баз МТО флота – 2-3%; в подвижных отделах баз МТО флота – 1-2%; на базах и складах в пунктах дислокации – 19-24%. Распределение запасов флота по зонам обеспечения в среднем может быть следующим: океанская зона обеспечения – 10-13%; передовая зона обеспечения – 32-40%; основная зона обеспечения – 44-62%. Учитывая особенности ведения операции и обеспечения сил (войск) в материально-техническом отношении для каждого флота, а также имеющиеся различия по размерам запасов и их распределению, вышеприведенные показатели даются в диапазоне процентов к общей массе запасов флота. В среднем, запасы материальных средств на флотах составят: войскового звена – 30-40%; оперативного звена – 25-35%; флотского звена – 32-40% от всех запасов флота в его первой операции.
Рассматривая возможности сил и средств МТО по содержанию и накоплению запасов МС по флоту и динамику изменения эшелонирования запасов, можно утверждать, что предлагаемые схемы качественного определения эшелонирования не выдерживаются. Накапливание запасов становится самоцелью без учета обстановки, приводит к большим потерям и нерациональному распределению ресурсов МС. Уничтожение кораблей не влияет на величину расчетно-снабженческой единицы (РСЕ), закладываемой в расчеты на период подготовки к операции, а её корректура производится только после проведения первой операции флота. В условиях перевода флота с мирного на военное время в течение 5-7-ми суток запасы его могут возрасти за счет поступления с баз Государственного резерва, арсеналов, баз и складов Центра на 30-35%, что приведёт к изменению общих запасов флота, а значит, произойдёт и изменение запасов в эшелонах.
Кроме этого, изменению запасов МС в эшелонах будет способствовать перевод в высшие степени боевой готовности и, как следствие, пополнение запасов кораблей, частей и соединений флота до норм, массовая погрузка материальных средств на суда обеспечения, выдвижение запасов в пункты рассредоточения и укрытия. Так, в плане на МТО первой операции Северного флота [8] предусматривается вывод из 200километровой приграничной зоны запасов материальных средств, находящихся в операционной зоне флота, за исключением запасов в районе рассредоточения дивизии подводных лодок и Беломорской военноморской базы (ВМБ). На Северном флоте при проведении первой операции флота на базах и складах необходимо содержать 60% от наличных запасов, а 40% запасов должны быть эшелонированы вне 200-километровой приграничной зоны. Исключение составляют запасы горючего, которые не обеспечивают потребности флота в первой операции без подвоза из Центра. Схема предлагаемого управления материально-техническим обеспечением и рассредоточением запасов Северного флота представлена на Рис. 1. Таким образом, только после приведения Северного флота в боевую готовность и завершения его подготовки к первой операции эшелонирование запасов сможет принять «директивный» вид.
Как показывает опыт учений, при изменении в ту или иную сторону общих запасов флота на 10% и более следует производить корректуру результатов оперативных расчетов материально-технического обеспечения сил (войск). Кроме этого, на размеры запасов в эшелонах оказывает влияние величина потерь материальных средств от ударов противника [1]. Расчеты, выполненные в ходе командно-штабных учений на Северном флоте и в Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва для сравнения вариантов изменения размеров запасов в эшелонах, показывают, что колебания этих размеров носят волновой характер с периодичностью от 3-х до 5-ти суток и могут достигать [2]: в эшелонах оперативного звена: 1) уменьшения до 20%; 2) увеличения до 3-8%; в эшелонах флота: 1) уменьшения до 28%; 2) увеличения до 45% от общей величины запасов флота. Важнейшими задачами процесса управления запасами в условиях рыночной экономики являются: формирование потребности в запасах на мирное и военное время; изучение предложений по поставке запасов МС; военно-экономическая оценка стоимости приобретения и хранения МС; оперативное управление движением запасов МС; учет возможности подвоза материальных средств; обеспечение живучести в системе гарантированной поставки МС; обеспечение боевой устойчивости системы обеспечения запасами.
При безусловной важности всех задач управления запасами, их тесной взаимосвязи, задача оперативного управления движением запасов является наиболее общей, обеспечивающей максимальную эффективность достижения целей управления, устойчивости и живучести системы обеспечения. Под оперативным управлением запасами понимается целевое управление движением запасов в установленные сроки по эшелонам, направленное на обеспечение ведения боевых действий сил (войск) в заданном районе и в заданном направлении. Оперативное управление запасами должно обеспечивать устойчивое и непрерывное обеспечение потребителей, гибкое реагирование на изменение условий обеспечения, рациональное расходование ресурсов. Условия фондирования запасов исключают возможность рациональных, то есть наилучших для конкретных условий, места и времени управления. Поступление МС должно быть в заранее установленные сроки, а ресурсы и лимиты – заранее распределены и расписаны по потребителям. В таких условиях изменяется само понятие «рациональное (оптимальное) управление» – рациональными становятся накопление и поддержание больших объемов запасов на непредвиденный случай.
При ведении боевых действий концентрация больших запасов может повлечь значительные потери МС, а рассредоточение и укрытие потребуют определенного времени, сил и средств и привлечения дополнительных транспортных и людских ресурсов [2; 3]. В мирное время недостаток в складских помещениях и емкостях вызывает перераспределение запасов МС, закрепленных за каждым эшелоном, по реально имеемым складам и базам объединений, что вносит определенную сложность в организацию их необходимого эшелонирования. Наличие двух вариантов обеспечения МС сил (войск) непосредственно со складов флота (из Центра через государственные предприятия и организации по фондам и лимитам) и прямая поставка по договорам и контрактам обуславливают естественную необходимость поиска новых подходов к оценке обеспеченности сил (войск) запасами. Внедрение единой системы МТО сил (войск) и их группировок требует определения (частичного изменения) понятий оперативного учета, его единиц измерения и норм [Там же].
Анализируя систему учета и отчетности по наличию и движению МС, можно сделать вывод, что она построена по форме первичного учета и предполагает значительное количество учитываемых номенклатур, личного состава и гражданского персонала, занятого только учетом. Система первичного учета не предусматривает оценку возможностей по МТО сил (войск), а служит только основой подготовки материала для статистического анализа и сравнения устанавливаемых норм обеспечения МС, что вполне удовлетворяет требованиям к учету и отчетности в войсковом звене.
Уровень оперативного звена флотов предъявляет к системе учета и отчетности по наличию и движению запасов свои требования. Отсутствие теоретических разработок понятий оперативного учета, оперативных норм запасов материальных средств, единиц оперативного учета, в конечном итоге, препятствует своевременному, качественному и достоверному учёту в оперативном звене флота. С целью теоретического обоснования необходимости упорядочения учета и отчетности по движению МС в оперативном звене, управлению движением запасов при подготовке и ведении боевых действий предлагаются отдельные термины и понятия оперативного учета запасов материальных средств.
На современном уровне развития военной науки и практики обеспечения сил (войск) к понятию «оперативный учет запасов» можно подойти с трех основных позиций: 1. По способу содержания и предназначению запасы классифицируются как текущего обеспечения и неприкосновенные (стратегические, оперативные, войсковые). 2. По уровню органа управления, осуществляющего учет и руководство распределением и использованием запасов материальных средств (войскового звена, оперативного звена, центральных органов управления) в ходе первой операции флота. 3. По требованиям, предъявляемым к важности и быстроте предоставления информации о наличии и состоянии запасов материальных средств (установленная категория срочности) для восстановления потерь. Длительное время в качестве обобщённых оперативных показателей использовались показатели МТО, выраженные в расчетно-снабженческих единицах (РСЕ), – боекомплектах, комплектах, заправках, зарядках. Однако специфика действий флота затрудняет ведение учета в двойных показателях (в РСЕ и натуральных единицах), более того, номенклатура вещевого обеспечения имеет специфические показатели, такие как рост, размер, срок носки, дата выдачи, категорийность, что еще больше запутывает учет в оперативном звене.
С началом боевых действий применение величин РСЕ, как оценочных показателей, теряет смысл. В силу специфики ВМФ восполнение потерь кораблей в ходе операции практически невозможно. Перерасчет величины РСЕ после каждой потери корабля приводит к запутыванию учета и кардинальному искажению оцениваемой обстановки. Далее выполнение подвоза и погрузочно-разгрузочных работ, определение необходимой грузоподъемности транспортных средств, разработка грузовых планов возможны только с учетом натуральных показателей и данных о контейнеризации (пакетизации) перевозимых запасов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости внедрения новых показателей, более приемлемых для ведения оперативного учета запасов и оценки обеспеченности сил (войск) в материально-техническом отношении. Оперативный учет запасов МС – это документально зафиксированные укрупненные показатели, отражающие уровень обеспеченности в материально-техническом отношении жизнедеятельности объединений в мирное время и возможность ведения боевых действий в военное время. Единицей учета норм обеспеченности МС оперативного звена флота является показатель возможности ведения боевых действий группировкой сил (войск), выраженный в сутках. Оперативные запасы на базах, складах соединений (объединений) измеряются в натуральных единицах в перерасчете на сутки ведения боевых действий, также могут выражаться в процентах. Оперативной нормой запасов МС оперативного звена флота считается минимально необходимое расчетное количество МС из состава запасов оперативно-номенклатурных групп, исчисляемое в сутках автономного ведения боевых действий силами (войсками) флота. В ходе ведения боевых действий количество сил (войск) в соединениях (объединениях, группировках) может увеличиваться или уменьшаться.
Для определения степени возможности объектов и органов по обеспечению сил (войск) предлагается ввести понятие оперативного потенциала обеспечения. Оперативный потенциал обеспечения – это степень возможности органов и объектов обеспечения выполнить поставленные задачи по материально-техническому обеспечению (в сутках обеспечения) конкретного состава сил (войск) в установленное время с вероятностью не ниже 80-90%. Данный показатель имеет два критерия – сутки обеспечения и вероятность достаточности запасов на установленное количество суток. При изменении состава обеспечиваемых сил (войск) и невозможности пополнения (создания) необходимых запасов принимается решение о приоритете первого или второго критерия. Исходя из объемов запасов по видам обеспечения, определяется эшелонирование запасов по звеньям флота в сутках ведения боевых действий, в соответствии с замыслом их ведения (операции флота, флотилии). Эти нормы характеризуют возможность обеспечения запасами ведение боевых действий по зонам обеспечения и предназначаются для планирования рационального размещения запасов в операционной зоне флота, оперативного управления движением запасов при подготовке и в ходе ведения боевых действий при изменении оперативно-тактической обстановки.
Оперативный учет запасов МС ведется в органах и объектах обеспечения флота с использованием специальных или прикладных программ ЭВМ. Указанные оперативные нормы содержания запасов могут применяться для оценки эффективности эшелонирования и рассредоточения запасов. Хранение запасов и управление ими в ВМФ представляют собой специфические действия, необходимость в которых объективно обусловлена процессом обеспечения сил (войск). Оптимизация запасов – это одна из ключевых проблем логистики. С одной стороны, нужно иметь гарантированный доступ к МС различной номенклатуры, необходимым для обеспечения функционирования логистической системы. С другой стороны, содержание излишних запасов требует отчуждения значительного количества сил и средств. Таким образом, решением задачи является «план управления запасами», который обеспечивает наличие минимального расходного запаса и возможность его немедленного пополнения в зависимости от особенностей функционирования логистической системы (принцип «точно в срок»).
Целью управления массовым объектом обеспечения многономенклатурными запасами является гарантированное обеспечение задач боевой подготовки, боевой службы и боевого дежурства в мирное время и обеспечение подготовки и ведения боевых действий и боевого дежурства в военное время. В общем случае система управления многономенклатурными запасами массовых экономических объектов является большой, сложной и многоуровневой. В этой системе естественным потоком, обеспечивающим процесс функционирования, является движение хранимых номенклатур МС, обусловленное их расходом, поступлением, откладыванием в неприкосновенный запас. Итак, в процессе управления материально-техническим обеспечением сил (войск) объектом управления являются запасы хранимых ресурсов, а управляющим объектом может выступать офицер или машинная система управления запасами. Основные элементы задачи оптимального управления запасами: система обеспечения; спрос на предметы обеспечения; возможность пополнения запасов; функции затрат; ограничения; стратегия управления запасами.
Многообразие реальных ситуаций обеспечения сил (войск) ВМФ запасами обуславливает необходимость решения определённых задач управления движением запасов: прогнозирование потребности в материальных средствах; определение потерь, связанных с приобретением, накоплением и хранением запасов; управление движением запасов при выполнении задач обеспечения; выбор стратегии управления движением запасов в целях исключения образования дефицита или затоваривания складских емкостей. При оперативном управлении движением многономенклатурных запасов в условиях перехода к рыночной экономике решение этих вопросов в ВС РФ имеет свою специфику, которая находит отражение в конструируемой модели данного процесса. В теории запасов рассматриваются методы управления для различных видов спроса: стационарного и нестационарного; дискретного и непрерывного; детерминированного (определяемого, предсказуемого) и вероятностного (случайного). Оперативному управлению движением многономенклатурных запасов в общем случае характерен спрос нестационарный, дискретный и случайный, особенно когда речь идет об управлении запасами отдельных детализированных номенклатур.
Специфика задачи оперативного управления запасами большого количества хранимых номенклатур МС в ВМФ заключается в необходимости принятия решений ежедневно или в период, измеряемый несколькими днями. Отсюда вытекают специфические только для флота особенности прогнозирования спроса на МС: прогнозирование возможно только автоматически, в условиях машинной системы управления запасами; возможно использование только одного динамического ряда фактической величины потребления запасов за прошедшую единицу времени; регулярное получение информации в массовом порядке затруднено.
На основе проведенных исследований и существующих практических разработок можно сформулировать главные характеристики процесса управления многономенклатурными запасами и требования к экономико-математической (или просто математической) модели этого процесса:
1. Управлению подвергается значительное число хранимых и управляемых номенклатур МС, определенных, в зависимости от конкретных условий, количеством признаков.
2. Спрос на любую хранимую и управляемую номенклатуру МС, как правило, – случайный, информация о его распределении затруднена.
3. Единственной доступной и надежной информацией для прогнозирования являются данные о текущем расходе хранимого вида МС. Заданный уровень удовлетворения потребности сил (войск) в запасах МС принимается равным 100%, т.е. дефицит номенклатуры МС считается недопустимым, и издержки вследствие дефицита не учитываются.
На основании вышеизложенного следует сделать ряд выводов практического характера:
1. Логистику материальных запасов можно рассматривать, исходя из комплекса решаемых задач, как инструмент программно-целевого подхода к МТО войск (сил).
2. Основным путём достижения заданной эффективности функционирования системы МТО войск (сил) является формирование рынка обеспечения материальными запасами, формой – логистическое партнёрство в звене «поставщик – заказчик», а методом – моделирование логистического процесса МТО.
3. Роль и значение экономической логистики МТО ВС, других силовых структур государства в условиях их реструктуризации заключаются в рационализации и построении логистических цепей (рынка обеспечения) с учётом эффективного удовлетворения материальных потребностей войск, минимизации издержек при организации МТО войск (сил). 4. Изменение хозяйственной роли государства ведёт к тому, что, с одной стороны, должно усиливаться непосредственное воздействие государственных органов на процесс принятия решений в производстве материальных запасов для ВС, а с другой, в качестве этих воздействий необходимо выделить определенные параметры внешней экономической среды, логистической деятельности служб и управлений МТО.
Список литературы
1. Абчук В. А., Матвейчук Ф. А., Томашевский Л. П. Справочник по исследованию операций. М.: Воениздат, 1979. 368 с.
2. Акентьев В. С., Косенко Б. Ф., Вилков В. Б. Методы исследования операций. Л.: ВАТТ, 1980. 146 с.
3. Алексин В. И. О методологии проведения военной реформы, строительства, подготовки и применения ВМФ России // Военная мысль. 1995. № 6. С. 13-19.
4. Голушко И. М. Переход войск и учреждений тыла на новую территориальную систему тылового обеспечения – необходимое условие перестройки Вооруженных сил // Военная мысль. 1990. № 1/36. С. 94-102.
5. Материалы Командно-штабных учений (КШУ) с профессорско-преподавательским составом ВАТТ за 20002005 гг. СПб.: ВАТТ, 2006. 159 с.
6. Наставление по оперативному тылу ВС СССР. М.: Министерство обороны, 1969. 177 с.
7. Наставление по оперативному тылу ВС СССР. М.: Министерство обороны, 1982. 186 с.
8. План материально-технического обеспечения сил (войск) в первой операции Северного флота: материалы КШУ руководящего состава тыла Северного флота и профессорско-преподавательского состава ВАТТ за 2009-2010 гг. СПб.: ВАТТ, 2010. 98 с.
9. Чибинев А. М., Воронков А. Н. Экономические основы территориальной системы тылового обеспечения войск. СПб.: ВАТТ, 1996. 48 с.
Лабазанов Сергей Гамзатович, к.э.н. Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
Другие новости и статьи
« Русская школа как основа национального воспитания
Военнослужащим новым микрорайон в Москве »
Запись создана: Понедельник, 26 Октябрь 2015 в 11:24 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика