К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)



К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)

oboznik.ru - К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)
#информация#информационнаявойна#украина#общество

В современном обществе роль СМИ как инструмента пропаганды и агитации продолжает расти. После окончания «холодной войны» информационное противоборство не утихло, напротив, усилилось на фоне ускорения технического развития. В условиях вооружённых конфликтов, а также непосредственно до и после их активной фазы, роль СМИ как инструмента информационного противоборства многократно возрастает. Информационное поражение может значительно скорректировать и даже свести на нет результаты победы вооруженных сил. Термин «информационная война» трактуется исследователями по-разному. В частности, И. Н. Панарин дает такое определение: «Информационная война – это управление информационными потоками в своих целях, управление явное и тайное, для достижения определенных результатов» [1]. По его мнению, организатором информационной войны может быть отдельный человек, бизнес-структура или государство; целями – ослабление конкурента, экономическая или геополитическая экспансия идругие. Объединенный комитет начальников штабов США принял следующее определение информационных операций: это «использование информационных возможностей… для влияния на принятие решений противником (потенциальным противником) и защиты своих интересов в ходе военных операций» [2]. А. В. Манойло определяет информационную войну как «воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации» [3].

С. А. Комов предлагает такое определение: информационная война – это «основная форма обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в антагонистических конфликтах» [4]. При этом стоит выделить и другой аспект информационной войны, который условно можно обозначить как технический. К нему можно отнести в первую очередь ведение радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, а также кибернетические атаки. Вопрос о методах и средствах информационной войны неотделим от понятия манипуляции сознанием. Этот вопрос был достаточно полно исследован в работах Е. Л. Доценко, С. Г. Кара-Мурзы и других исследователей. Непосредственно феномен информационной войны, методов и приемов ее ведения, в частности, в СМИ, раскрыт в работах В. И. Сапунова, С. А. Комова, А. В. Манойло, И. Н. Панарина. С. Г. Кара-Мурза выделяет следующие приёмы, повышающие эффективность СМИ в манипуляции сознанием: фабрикация фактов (прямая ложь), отбор событий реальности для сообщений, серая и чёрная пропаганда, большие психозы [5]. В. И. Сапунов выделяет следующие группы технологий манипулятивного воздействия, используемые СМИ: передергивание фактов, создание спектра мнений, утверждение, умолчание, проведение кампаний, семантическая обработка, создание социокультурных шаблонов, создание шаблона повседневности смерти, создание психозов, композиционная обработка, отсутствие комментария, пояснение, упаковка, присоединение, спорное сравнение, наклеивание ярлыков, использование (неиспользование) кавычек, имитация деятельности и осмеяние. По его мнению, главным направлением манипулятивной стратегии мировых СМИ и, в частности, информационных агентств является «безальтернативность неолиберальной капиталистической глобализации, в том числе военных способов её утверждения и соответствующих политэкономических и социокультурных отношений». «Мировые информационные агентства активно используют методы косвенно-оценочной пропаганды, которая осуществляется на более тонком уровне, чем в других СМИ, и становится всё менее распознаваемой. Механизмы этой пропаганды включают в себя прежде всего различные варианты утверждения и умолчания, композиционной или семантической обработки и пояснений, а также создание определённого спектра мнений» [6].

Распространение информации в избытке создаёт возможность вывода на первый план второстепенных фактов, отвлекая внимание от основных. Объектом исследования стала качественная (рассматривалась газета «Коммерсантъ») имассовая («Московский комсомолец») российская пресса, освещающая украинский кризис смомента его начала в 2013 году. Приведем наиболее яркие примеры использования манипулятивных технологий в каждом из указанных изданий. Примеры манипуляций в газете «Коммерсантъ»: «Смысл дебатов по этому вопросу такой: «во всем виновата Россия», – заявил «Ъ» член российской делегации депутат Госдумы Роберт Шлегель – используется вывод-утверждение с помощью цитаты. Боевые действия со стороны оппозиции ведет «Правый сектор» – объединение разношерстных националистических организаций, не подчиняющееся единому лидеру и не имеющее строгой координации – наклеивание ярлыков. – Хорошо было бы, если б нас и весь юго-восток к себе Россия забрала, – стала рассуждать одна из женщин – создание спектра мнений «простых людей». «Мы созванивались с правозащитниками, которые нам сообщают о ситуации на выборах… Все отмечают, что избирательная кампания грязная, в ряде регионов нельзя говорить о прозрачности выборов, используется административный ресурс», – рассказал глава ассоциации «Гражданский контроль», член Общественной палаты Георгий Федоров – утверждение с помощью цитаты По его словам, «есть заявления разных политических сил, в частности, наши наблюдатели зафиксировали в Киеве выдачу десяти бюллетеней в одни руки» – бездоказательное утверждение На одном из избирательных участков в Скадовске (Херсонская область) произошел курьезный случай. Сейф с бюллетенями для голосования на выборах пришлось открывать топором, поскольку председатель участковой комиссии потеряла ключи – использование осмеяния Снаряды залетали на территорию Ростовской области с украинской стороны «случайно».

Об этом в ходе пресс-конференции заявил руководитель миссии ОБСЕ по мониторингу за российско-украинской границей Поль Пикар – эффект неадекватности субъекта действия «Те, кто сейчас при власти в Украине, решили в каком-то смысле оставить здесь выжженную землю» – утверждение с помощью цитаты «Мы не прекратим противостоять киевской хунте до тех пор, пока не падет ее антинародный режим в стране», — подчеркнули в «Киберберкуте» – коннотационно-денотационная обработка Руководитель администрации президента России Сергей Иванов заявил, что Москва считает, что выборы в Донецкой иЛуганской «народных республиках» могут стать способом стабилизации ситуации на Украине: «Может быть, после этого начнется хоть какой-то процесс склеивания и возвращения ситуации на Украине в какое-то удобоваримое русло» – утверждение с помощью цитаты. Примеры манипуляции в газете «Московский комсомолец»: Выборы в Верховную раду Украины проходят спокойно. Не считая некоторых эксцессов (испорченные бюллетени, «карусель» и неявку членов избирательной комиссии), голосования проходит спокойно – эффект нецивилизованности. Здание посольства Украины в столице охраняли сотрудники милиции и ОМОНа. И, как показалось, работников правоохранительных органов в Леонтьевском переулке было гораздо больше, чем желающих проголосовать – использование модальности. По словам председателя Центризбиркома, нынешние выборы должны стать «выборами примирения» и обеспечить избрание «легитимных представителей вВерховную раду» – использование кавычек. Чтобы уж наверняка «избавиться от коррумпированной власти», митингующие сожгли российский флаг.

Вокруг пылающего триколора националисты и устроили ритуальные пляски – эффект неадекватности субъекта деятельности. Армия Новороссии приведена в повышенную боевую готовность. По информации разведывательных групп ополчения, танки, БТРы, «Грады» и другая техника занимают оборонительные позиции на подходах к Донецку и в самом городе. Все указывает на то, что Киев планирует атаковать Донецк одновременно с четырех направлений и в ближайшее время – создание психоза. Если эти планы (наступления украинских военных) успешно реализуются, это будет означать не только гибель Новороссии, но и приведет к серьезным потрясениям в самой России, заявил Стрелков – присоединение и создание психоза. Ранее сообщалось, что военнослужащие Национальной гвардии Украины уже полностью обеспечены зимней формой. Кроме того, власти пообещали бойцам передвижные печи для обогрева, утепленные палатки и каркасно-модульные конструкции с утеплением и вентиляцией. Между тем, сами нацгвардейцы отказываются идти «на передовую» – сочетание противоречащих друг другу тезисов.

«Для жителей Донбасса мы стали определенным символом. Наше появление вызывало подъем. Мы слышали: «Ну, если за наше освобождение и сербы поднялись, обязательно выстоим, победим!» (цитата сербского ополченца) – утверждение с помощью некомпетентного источника. «Знаю, что многие бойцы регулярной украинской армии не хотят воевать. Простые украинцы против войны. Но там полно наемников, фашистов, карателей. Им нужны жертвы» – коннотационно-денотационная обработка. «Фактически, ВСУ и нацгвардия в данный момент – не более чем наемники США. И относиться к ним следует соответственно» – бездоказательное утверждение с помощью цитаты. Мародеры опорочили честь батальона «Шахтерск». За грабежи и убийства его просто распустили, в ДНР за это предусмотрен расстрел – присоединение. Почему назначение Полторака министром считают трагедией? – умолчание в заголовке, отсутствие пояснения. Кроме того, зачастую в «Московском комсомольце» используются композиционные приёмы. В их числе– акцентирование и«потопление», положительная коннотативная цепочка, композиция перечисления, дробление выступления на фразы и другие.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Как бы ни позиционировало себя издание, в любом тексте, освещающем конфликт на Украине, используются манипулятивные технологии. При этом качественные издания предпочитают использовать менее заметные для воспринимающего приемы (композиционную обработку, подтверждение ложным авторитетом ит. п.), в то время как массовые используют весь набор средств – в том числе передергивание фактов, подмену главного второстепенным, догматические утверждения и создание психозов. Есть и приемы, употребляемые всеми СМИ независимо от их позиционирования – к примеру, коннотационно-денотационная обработка. Проанализировав использование средств информационной борьбы в российских СМИ, уместным будет сказать, что они стали одним из инструментов противоборства сторон в конфликте на Украине. Что касается в целом СМИ как инструмента информационной войны, то любое издание, независимо от позиционирования, пользуется приемами информационного противоборства. Между тем анализ роли СМИ в вооруженных конфликтах в историческом аспекте позволяет предположить, что влияние средств массовой информации на результат вооруженного противостояния будет только увеличиваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панарин И. Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР / И. Н. Панарин. – Питер, 2010. – 256 с.

2. Dictionary of Military and Associated Terms (http:// fas.org/irp/doddir/dod/jp1_02.pdf)

3. Манойло А. В. Информационно-психологическая война : факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта / А. В. Манойло // Мат. V Междунар. науч.-практ. конф. «Информационные технологии и безопасность». – Вып. 8. – 2005. – С. 73–80.

4. Комов С. А. Информационная борьба в политических конфликтах : вопросы теории / С. А. Комов // «Информатика и вычислительная техника». – 1996. – № 1–2. – С. 12–13.

5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – Эксмо, 2000. – 864 с.

6. Сапунов В. И. Мировые информационные агентства: системное воздействие на аудиторию / В. И. Сапунов. – Издательского Воронежского государственного университета, 2007. – 240 с.

О. В. Мухин



Другие новости и статьи

« Служба в армии - от энтузиазма не осталось и следа

Молитвы за Сталина »

Запись создана: Четверг, 27 Декабрь 2018 в 18:06 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Входные металлические двери. Изготовление металлических дверей
omz70.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы