Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

Развитие сил и средств информационного противоборства в ходе Первой мировой войны

oboznik.ru - Развитие сил и средств информационного  противоборства в ходе Первой мировой войны

oboznik.ru - Развитие сил и средств информационного  противоборства в ходе Первой мировой войны

Аннотация: В статье рассматривается проблематика информационного противоборства в Первой мировой войне. Указывается, что бесспорными лидерами в этой области являлись Великобритания, Франция и США, существенно отставали от них Германия и Австрия, а также Россия. На Западном фронте пропагандистские службы Англии ежемесячно выпускали до 5,5 млн. агитационных листовок. В 1918 году в Англии был изобретён и испытан первый в мире агитационный снаряд.

Констатируется главная роль в организации и ведении информационной войны государственных органов и специализированных пропагандистских и контрпропагандистских организаций. Обращается внимание на практику вовлечения в информационное противоборство ресурсов различных политических партий, действующих на территориях стран-противников, для ведения подрывной пропагандистской и агитационно- идеологической деятельности.

Ключевые слова: информационное противоборство; информационная война; информационное противоборство стран Антанты и Центрального блока в Первой мировой войне; информационное воздействие; информационно-психологические объекты воздействия; устрашение войск и населения противника; подрыв авторитета государственного и военно- политического руководства противника; усиление пораженческих настроений населения и армии противника; недопущение дезинформации; дезориентации; дезинтеграции; дезорганизации; деморализации общества; власти и войск.

Первая мировая война (1914–1918 гг.) стала поворотным пунктом в развитии теории и практики информационного противоборства (ИПб). Учитывая характер имеющихся средств, информационное противоборство в основном охватывало информационно-психологические объекты воздействия противоборствующей стороны и соответственно являлось буквально информационно-психологическим противоборством. Информационное воздействие (ИВ) организовывалось и проводилось в интересах: устрашения войск и населения противника; подрыва авторитета их государственного и военно- политического руководства; усиления пораженческих настроений; создания позитивного представления о плене; побуждения к добровольной сдаче в плен, к неповиновению командирам, к дезертирству, к антивоенным и антисоциальным действиям; подрыве авторитета командиров и начальников всех степеней и рангов; усиления недовольства гражданского населения положением в стране; побуждения населения к лояльному отношению к военнослужащим противника; усиление тревоги военнослужащих за судьбу родных и близких.

С другой стороны, защитные мероприятия в ходе войны направлялись на недопущение дезинформации, дезориентации, дезинтеграции, дезорганизации, деморализации общества и власти, а также войск (сил). Хотя многие страны – участницы войны в той или иной степени занимались вопросами организации и ведению информационного противоборства накануне и входе войны, бесспорными лидерами в этой области являлись Великобритания, Франция и США, существенно отставали от них Германия и Австрия, а также Россия. Многие государства заблаговременно, а некоторые уже и в ходе войны подготовили определенную законодательную базу для осуществления мероприятий ИПб и обеспечили её функционирование. Так, со вступлением в войну США создали комитет по информированию общественности, а также секцию пропаганды при разведотделе штаба американских экспедиционных войск для организации и ведения пропаганды и цензуры. Были приняты законы «О шпионаже» (1917 г.), «О подстрекательстве» (1918 г.), разработаны инструкции администрации президента и министерства армии и флота по информации, составляющей государственную и военную тайны, а также были созданы специальные государственные и военные структуры для организации и ведения пропаганды и контрпропагандистской деятельности. В Англии для координации пропаганды и цензуры был создан комитет адмиралтейства, военного министерства и печати (июль 1914 г.). Самое непосредственное участие в организации и ведении информационного противоборства в Великобритании принимало министерство информации в тесной связи с премьер-министром, министерством иностранных дел и особенно с военным и морским ведомствами. В армии действовал департамент пропаганды на противника.

В Германии такие органы появились позже. Так, вначале при министерстве иностранных дел Германии было создано бюро печати, которое занималось исключительно иностранной прессой. В последующем, в германских вооружённых силах стало функционировать управление печати генерального штаба, в 1915 г. переподчинённое верховному командованию. Начальник генерального штаба генерал фон Мольтке открыто заявил 2.08.1914 г. «…печать является неизбежным средством войны». Всеобщей тенденцией информационного противоборства стало активное использование печатных пропагандистских материалов (издаваемые листовки, воззвания, призывы, газетная информация, плакаты, брошюры, открытки, опубликованные письма) в интересах пропаганды и агитации. Служба пропаганды французской армии за время войны сбросила на германские города около 30 млн. экземпляров листовок, газет и брошюр. На Западном фронте пропагандистские службы Англии ежемесячно выпускали до 5,5 млн. агитационных листовок. В 1918 году в Англии был изобретён и испытан первый в мире агитационный снаряд. В интересах формирования необходимого общественного мнения, как среди всего мирового сообщества, так и в странах-союзниках, активно задействовались большой штат профессиональных журналистов, огромное количество так называемых «коммерческих агентов», а также штатных военных корреспондентов. Развитие наступательных компонентов информационного противоборства во многих странах Западной Европы и Северной Америки привело к поиску путей, методов и способов обеспечения собственной информационной безопасности (ИБ). В этот период выделяются некоторые направления такой работы. Среди них: – организационные мероприятия (отвод морально неустойчивых частей с ответственных участков фронта и замена их на надежные, сбор печатных материалов пропагандистского и агитационного характера); – цензура всей военной и политической информации; – оперативно-профилактические и полицейские мероприятия (выявление и нейтрализация неблагонадежных военнослужащих и гражданских лиц, оказывающих разлагающее влияние на войска (силы) население страны, а также различного рода подпольно действующих политических и общественных организаций); – морально-психологическая подготовка, направленная на формирование боевой устойчивости и иммунитета к информационного противоборства и др. Однако анализ таких мероприятий показал, что они в период Первой мировой войны только зарождались, формировались, шла их апробация в конкретной боевой обстановке.

Мероприятия информационного противоборства во многих странах стали комплексироваться. Так, в США для решения этих проблем комплексно задействовались все имеющиеся силы и средства информационного противоборства. К примеру, для обеспечения ИБ своего населения издавалась 100-тысячным тиражом специальная ежедневная газета контрпропагандистского характера, материалы о войне направлялись в 16 тыс. газет и журналов, 9 тыс. библиотек, 17 тыс. отделений профсоюзов, 47 тыс. банков и др. предприятий, учреждений, 56 тыс. почтовых отделений. При этом контрпропаганда велась с экранов 17 тыс. кинотеатров, сотен театров и эстрад, а с 1918 г. в этих же целях по стране были направлены десятки агитпоездов. Россия как и основные зарубежные государства не оставалась в стороне от использования возможностей информационного противоборства. Однако, как показывает опыт военной практики, эти возможности у неё были не сопоставимы с возможностями своих союзников или противников. Поэтому она зачастую сама становилась объектом и жертвой информационного воздействия. В начале XX в. собственного канала распространения сведений за границей у России не было, а иностранные СМИ, к услугам которых зачастую прибегали, оказались ориентированы исключительно на национальные интересы своих стран. Всё это заставило Россию создать своё информационное агентство. С 1904 г. в Петербурге функционирует телеграфное агентство – центр по приёму и переработке всей поступающей по открытым каналам информации (почти вся она шла в СМИ). Готовясь к мировой войне, российское правительство принимало некоторые меры по информационному обеспечению будущих военных действий. Но, в отличие от всех активных участников войны в России так и не были созданы структуры ИПб в вооружённых силах, а печать в то время входила в компетенцию министерства внутренних дел (МВД).

Через телеграфное агентство российское правительство на протяжении всей мировой войны распространяло в Европе политическую информацию, военные сводки и иные сведения. Безусловно, противостоять широкой сети информационных агентств Германии и Австро- Венгрии оно не могло. Поэтому, для расширения таких возможностей многие функции по организации и ведению информационного противоборства вынуждено было брать на себя министерство иностранных дел, в основном через свои консульства за рубежом. Генеральные консулы России в Константинополе, Софии, Афинах, Бухаресте и многих стран Скандинавии первоначально по собственной инициативе стали вывешивать получаемые из России телеграммы у входа в консульства, агентства русских обществ. Кроме этого МИД России почти всю войну активно субсидировал ряд периодических изданий русофильской направленности на территории нейтральных стран. Непосредственное воздействие на все виды изданий оказывало Главное управление по делам печати, в рамках которого действовало Осведомительное бюро (более 600 сотрудников), издающее «Правительственный вестник» и «Военный бюллетень», плакаты и листовки. Активное участие в этой деятельности принимала российская контрразведка, которая противодействовала тайным операциям иностранных спецслужб и организаций в интересах достижения основных внешнеполитических целей своего правительства в военное время. При этом следует отметить, что в годы войны и в странах Запада шёл процесс постепенного включения в мероприятия информационного противоборства сил и средств разведки и контрразведки, которые стали играть всё более значимую роль. По настоянию российской разведки для добывания информации и решения задач противодействия вражеской пропаганде в 1915 г. Ставкой ВГК было создано специальное информационное агентство Норд-Зюйд, работа которого была организована с позиций нейтральных Балканских и Скандинавских стран.

Кроме этого, к 1915 г. при Ставке было создано Бюро печати, информирующее СМИ о ходе военных действий, предупреждающее нежелательное толкование военных вопросов, которое возглавил штабс-капитан М. Лемке. Наряду с ним функционировали органы военной цензуры: главная военно-цензурная комиссия при главном управлении Генерального штаба; местные военно-цензурные комиссии при военно-окружных штабах; в соединениях – военные цензоры. Однако в силу размытости законодательства эти органы были не в состоянии пресечь произвол в распространении информации внутри страны. В отличие от других стран, участниц 1-й мировой войны, в России после февральской революции 1917 г. вся система государственной цензуры была ликвидирована, а в законе «О печати» подчёркивалось, что «печать и торговля произведениями печати – свободны…». С этого момента особенно активно было налажено распространение оппозиционных газет в армии и на флоте через военные бюро и военные секции различных партий Петрограда и Москвы, а также культурно-просветительские комиссии войсковых комитетов. Это только усиливало деструктивные процессы в войсках и приводило к их разложению. Попытка А.Н. Керенского навести порядок в этом вопросе, ни к чему не привела. Особое место в организации и ведении информационного противоборства занимало использование ресурса различных политических партий, действующих на территориях стран- противников, для ведения там подрывной пропагандистской и агитационно-идеологической деятельности в интересах инициирования социально-политических кризисов. Наиболее успешно эту деятельность развернула Германия, привлекая в своих интересах находящихся в иммиграции представителей социал-демократических и других партий различных стран, в том числе и России.

Так, командованию российских войск, находящихся как на фронте, так и в тылу (особенно на протяжении 1917 г.) определённое беспокойство создавали антивоенные, антиправительственные настроения в среде своих войск. Эти настроения во многом инициировались широкой агитационной работой и пропагандисткой литературой, распространяемой большевиками, а также другими, оппозиционно настроенными к существующей власти, политическими силами. Работа успешно организовывалась и велась, в том числе и на средства своего военного противника в войне – Германии и носила разлагающий характер, создавала обстановку дезорганизации, устранения в войсках воинского порядка и дисциплины, создавала на фронте хаос, тем самым способствовала снижению боевой активности войск, вела к неудачам в операциях и сражениях. В этих непростых условиях командование войсками фронтов оказалось не способным противопоставить разлагающему воздействию внутреннего противника, при поддержке внешнего, какие либо эффективные контрмеры. Оно ограничилось запретительно- карательными мерами, которые не имели продуктивного характера.

Вместе с тем, оно не противопоставило этому активную контрпропагандистскую работу. Это привело к потере способности армии выполнять стоящие задачи на фронте, «братанию с противником» и т.д. Слабость и дезорганизация армии, а также мощные брожения среди различного рода социальных образований в стране, глубокие кризисные явления во всех сферах жизни общества на фоне ожесточённого информационного противоборства, привели к смене власти – вначале в ходе февральской, а потом и октябрьской (1917 г.) революциям. При этом армия не встала на защиту существующей власти в лице императора Николая II, а в бόльшей массе поддержала оппозиционную сторону. Таким образом, Первая мировая война стала полигоном для нарабатывания и испытания мероприятий информационного противоборства. В ходе войны впервые был придан организованный характер ведению информационного противоборства. Созданы специальные государственные и военные учреждения и органы, занимающиеся планированием и применением сил и средств информационного противоборства, изучалась и совершенствовалась система средств информационного противоборства, развивалась их мобильность и оперативность, нарабатывались основные пропагандистские темы, шёл процесс расширения спектра средств информационного противоборства

Ташлыков С.Л. Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Россия, Москва Доцент кафедры военной стратегии Доктор исторических наук, доцент

Колганов А.М. Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Россия, Москва Доцент кафедры военной стратегии Кандидат политических наук, доцент, полковник

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки:

Запись создана: Вторник, 3 Ноябрь 2015 в 17:55 и находится в рубриках Первая мировая война. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.