Эволюция понятия «Отечество» в российской педагогической мысли



Эволюция понятия «Отечество» в российской педагогической мысли

oboznik.ru - Эволюция понятия «Отечество» в российской педагогической мысли
#отечество#педагогика#образование

Негативные тенденции в развитии современного общества, сопровождающиеся сложной международной обстановкой, кризисными явлениями в социально-экономическом развитии страны и переоценкой ценностей, выдвигают на первое место проблему отношения к своей стране, народу, его истории и будущему. Разрушаются и искажаются такие понятия как «патриотизм», «национальное самосознание», «национальная гордость». Для преодоления этих тенденций необходимо уделить особое внимание формированию у подрастающего поколения ценности «Отечество». Являясь важнейшим понятием в процессе воспитания патриотических чувств, Отечество всегда привлекало внимание мыслителей. Однако в науке отсутствует единый подход к определению его сущности.

Цель статьи – проследить процесс эволюции понятия «Отечество» на разных этапах развития отечественной педагогической мысли. Во всем многообразии подходов к понятию «Отечество» можно условно выделить несколько этапов, раскрывающих развитие педагогических взглядов на проблему. Первому этапу соответствует длительный исторический период – эпоха древнерусского государства (IX-XIV вв.). В исторических и литературных источниках того времени идея защиты Отечества рассматривалась как одна из важнейших педагогических проблем («Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Задонщина», «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о Мамаевом побоище») [1, c. 5].

Именно в этот период, в условиях зависимости от ордынских ханов и борьбы с иноземными захватчиками, были заложены корни патриотизма, а понятие «Отечество» неразрывно связывалось с родной землей и религиозными традициями. Древнерусская литература, имевшая, по словам Д. С. Лихачева, «учительский характер», воспитывала своих читателей, учила их любви Родине, хотя и изъяснялась не на языке понятий, а на языке образов, чувств [12, c. 14]. Особое значение проблема воспитания любви к Отечеству приобрела в период образования единого централизованного государства (XV – середина XVII в.), когда сложились условия для формирования общерусского Отечества. Хотя в это время педагогическая мысль оставалась проникнутой идеями защиты родной земли, понимание сущности Отечества изменяется. Отечество начинает отождествляться с государством, в то время как в эпоху древнерусского государства оно ассоциировалось главным образом с наследственным владением, вотчиной (Ю. Крижанич, А. Палицын, Ф. Прокопович). Период реформ Петра I соответствует следующему этапу в эволюции педагогических взглядов на понятие «Отечество». Служение Отечеству в этот период объявлялось высшим долгом и главной ценностью, а воспитание подрастающего поколения как достойных «сынов Отечества» стало центральной идей педагогики. По мнению В. А. Тишкова, термин «Отечество» представлял собой аналог понятия patrie, от которого образовалось и пришло в русский язык слово «патриотизм» [23, c. 98]. Девиз того времени «Бог, Царь и Отечество» находит отражение в трудах И. Ф. Богдановича, И. Т. Посошкова, В. Н. Татищева [2, c. 83].

К проблеме определения сущности данного понятия обращались Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мириево [Там же, c. 234]. В своих трудах они призывали к воспитанию верности государю и любви к Отечеству. М. В. Ломоносов мерилом жизненного смысла называл необходимость жить для пользы Отечества [13]. В конце XVIII в. возникло понятие «сын Отечества», вплоть до конца XIX в. использовавшееся как синоним слова «патриот». А. Н. Радищев характерными чертами «сына Отечества» называл честолюбие, благонравие и благородство. В «Беседе о том, что есть сын Отечества» автор подчеркивал, что для крепости и славы Отечества необходимо бескорыстно стремиться к его процветанию, не страшась пожертвовать для этого жизнью [19, с. 238]. В конце XVIII в. благодаря П. А. Плавильщикову появилось понятие «отечественность», но развития оно не получило, так как Павел I, опасаясь французской революции запретил использование этого слова [18]. В середине XIX в. обострился интерес к Отечеству. В этот период оно ассоциировалось с верховной государственной властью во главе с императором, православной верой, территорией и традициями. Н. М. Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» рассматривал физическую, моральную, политическую любовь к нему и использовал понятие «Любезное Отечество» [9, с. 92]. Декабристы (А. Ф. Бестужев, П. Д. Черевин) подчеркивали значение формирования знаний об Отечестве у подрастающего поколения, призывали всеми силами бороться с невежеством. Революционные демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский) называли Отечество главным источником воспитания патриотизма. В. Г. Белинский одной из важнейших педагогических задач считал формирование активной, высоконравственной, не равнодушной к судьбе своей Родины личности. Особое внимание он уделял национальным традициям и указывал на свойственное русскому человеку благоговение перед святостью Отечества [17, c. 13].

В педагогических исследованиях XIX в. прослеживаются тенденции понимания Отечества как духовной, нравственной, основанной на национальных особенностях и традициях категории. К. Д. Ушинский призывал к воспитанию у детей гордости за Отечество, а важнейшими его компонентами называл язык, природу, труд, религию, литературу и историю [24]. Духовный, религиозный смысл вкладывал в понятие «Отечество» В. В. Розанов, особо выделяя роль семьи, рода и народа в его исторической судьбе. Н. Ф. Бунаков значительное внимание уделял воспитанию у детей стремления к пользе Отечества, основанное на изучении родной истории, географии, языка. Проблема формирования понятия «Отечество» у подрастающего поколения являлась одной из центральных в трудах К. В. Ельницкого, П. Ф. Каптерева, А. А. Мусина-Пушкина, Д. Д. Семенова, В. Н. Сорока-Росинского [3]. Проблема определения сущности Отечества являлась одной из главных задач в педагогической науке советского периода (1917 г. – конец 80-х гг. XX в.). Появилась новая категория – «социалистическое Отечество», а фундаментальные понятия «Отчизна» и «Родина» формулировались с первой страницы букваря. За основу было положено ленинское определение Отечества как данной социальной, политической и культурной среды. Это нашло отражение в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. В годы Великой Отечественной войны усилилось внимание к Отечеству, а патриотизм был поднят на недосягаемую высоту. В трудах В. А. Сухомлинского Отечество рассматривалось как несоизмеримая ценность [22, с. 14].

Подробно проблема исследовалась в трудах П. М. Рогачева, М. А. Свердлина. Ученые разрабатывали структуру Отечества, выделяя среди его компонентов территорию, родную природу, язык, народ, культуру [20]. В 70-80-х гг. XX в. большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Выходили методические материалы и лекции, посвященные воспитанию защитников социалистического Отечества (И. И. Ануреев, А. П. Булычев, Н. Г. Жучков, Д. Ф. Казаков, Е. Н. Климов, А. Ф. Корепин, Г. Г. Лукава, Ф. И. Мышак, Е. Ф. Никитин, В. К. Орешкин). В. В. Макаров рассматривал Отечество как социальнофилософское явление [14, c. 23]. В. Ш. Нахушев выделял Советское Отечество как новый тип Отечества и указывал на ряд его структурных элементов: советский общественно-экономический и социальнополитический строй, советский народ как новая историческая интернациональная общность, территория СССР, реальный социализм как Отечество, коммунистический идеал [15, c. 72]. На современном этапе развития педагогической науки, в условиях обострившегося интереса к русской национальной идее и духовному опыту предшествующих поколений, происходит обобщение традиций дореволюционной и советской педагогики, идет поиск нового содержания Отечества.

Оно рассматривается учеными всесторонне, как общепедагогическое и междисциплинарное понятие, в ракурсе межнаучного синтеза с психологией, философией, социологией, политологией, в неразрывной связи с текущей общественнополитической и экономической ситуацией, культурно-историческими традициями, региональными и национальными особенностями (Т. С. Буторина, А. К. Быков, И. И. Валеев, А. Г. Голев, С. В. Дармодехин, В. В. Дьяченко, Е. А. Есина, Л. В. Кузнецова, И. А. Липский, И. В. Метлик, Н. Д. Никандров, Л. Е. Никитина, Г. Н. Филонов). Появляются разнообразные точки зрения относительно содержания и сущности Отечества. Так, Л. В. Кузнецова основным его компонентом выделила семью [11]. Т. С. Буторина основополагающими назвала региональные особенности [4]. К. А. Воробьев и В. И. Лутовинов определили следующие компоненты Отечества: социальная или национальная общность людей, страна, исторически принадлежащая данному народу территория. Ученые охарактеризовали эту общность рядом сохраняющихся на протяжении длительного периода исторического развития признаков: территория, этнический состав, язык и особенности культуры [5, c. 304]. А. С. Гаязов указывал на особое значение формирования понятий «Отечество», «государство», «Родина» для гражданского и патриотического воспитания [7]. А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев также уделяли внимание формированию чувства любви к Отечеству и тому, что патриотическое воспитание требует от педагогов глубокого осмысления общественно-политической и экономической ситуации в России и мире, определяющей его особое значение в системе общероссийских, национальных, социокультурных ценностей [6].

Н. П. Овчинникова детально исследовала вопросы формирования ориентации на Отечество как ценность у старшеклассников. Ей подробно разработаны педагогические аспекты данной проблемы и дано собственное определение Отечества. Оно отражает представления человека о Доме как малой общности близких людей, состоящей из семьи, отцов и детей, братьев и сестер. Также в понятие «Отечество» входят Малая Родина, содержащая представления об истории и культуре региона, и Родная страна, включающая язык, историю, культуру, духовные и нравственные ценности народа [16, c. 101]. В условиях современной ценностной дезориентации в стране и мире особый интерес представляет выявление аксиологических аспектов понятия «Отечество». В. А. Караковский, Л. Н. Новикова, Н. Л. Селиванова среди таких общечеловеческих ценностей как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Земля, Мир выделяют Отечество, называя его единственной уникальной для каждого человека Родиной, данной ему судьбой, доставшейся от предков [8, c. 113]. А. В. Кирьяковой разработана педагогическая теория ориентации личности в мире ценностей и выделена группа социально-значимых ценностей: Человек, Жизнь, Красота, Познание, Труд, Отечество, характеризующих собой социальную доминанту ориентации во все времена развития общества [10, c. 5]

Виноходова Мария Викторовна Оренбургский государственный университет



Другие новости и статьи

« Взаимосвязь национальной культуры и национальной экономики в контексте глобальных вызовов

М.В. Ломоносов о проблемах семьи и сохранении народонаселения в России »

Запись создана: Пятница, 14 Июнь 2019 в 0:25 и находится в рубриках Новости.

Метки:



лебедка комап
uazzz.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы