Поглядите в суровые лица Ленинградцев эпических лет…



Поглядите в суровые лица Ленинградцев эпических лет…

oboznik.ru - Поглядите в суровые лица Ленинградцев эпических лет…

Величие подвига советского народа, совершенного в битве за Ленинград, неоспоримо. Радио Лондона в январе 1944 г. сообщало: «…своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и героические солдаты, оборонявшие вместе с населением город, вписали самую замечательную страницу в истории мировой войны». В газете «Нью-Йорк таймс» 31 января 1944 г. было опубликовано: «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет зачислен в анналы истории как своего рода героический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народа России».

Беспримерный подвиг защитников города на Неве был высоко оценен Родиной. 15 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания дважды, 647 Героев Советского Союза, более миллиона человек были награждены орденами и медалями. 22 декабря 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой было награждено около 1,5 млн человек. Идея создания памятника защитникам Ленинграда возникла еще в годы войны. В 1942 г., когда судьба города решалась на поле брани, когда ленинградцы только возвращались к жизни после страшной первой блокадной зимы, Ленинградское отделение Союза архитекторов объявило конкурс на лучший проект монумента в честь подвига защитников города под девизом «Пулковский меридиан». В 1943 г., ставшем переломным в ходе Второй мировой войны, эта идея получила дальнейшее развитие, и в Ленинграде был проведен новый конкурс проектов.

Однако начавшееся уже в военное время восстановление промышленности и народного хозяйства и развернувшееся послевоенное строительство отодвинули по времени реализацию этого замысла. С конца 1950-х гг. в Ленинграде реальное воплощение нашла идея создания Зеленого пояса Славы, который, по мысли ленинградского поэта-фронтовика М.А. Дудина, должен был обозначить на вечные времена своим зеленым шумом рубеж мужества советских людей. На основных участках переднего края обороны города предполагалось соорудить различные по форме и эмоциональному характеру мемориальные объекты. Монументу в честь подвига защитников Ленинграда отводилась роль важного связующего звена в достижении целостности художественного образа Зеленого пояса Славы. Эта задача требовала тщательной проработки вопроса о местоположении памятника.

В качестве такового предлагались и западная оконечность Васильевского острова, и Южно-Приморский парк, но наибольшие перспективы связывались с площадью, известной жителям города как Средняя Рогатка. Старое название этого места напоминает о том, что здесь была южная окраина города. В прошлом у въездов в Петербург находились заставы: шлагбаумы закрывали дороги в столицу. По ночам ставились рогатки, которые загораживали въезд. В этом районе были три заставы, или рогатки: первая – возле деревни Пулково, вторая (средняя) – у слияния нынешних Московского и Пулковского шоссе (т. е. на территории площади Победы) и третья – вблизи Заставской улицы. Средняя Рогатка – место соединения важных магистралей страны – дорог на Москву и Киев, – была свидетельницей многих исторических событий. Через нее проходили русские войска после победы на Балканах в войне с Турцией 1877–1878 гг., а в 1919 г. после разгрома белогвардейских войск Юденича здесь шли красногвардейцы. В 1941 г. отсюда шли в бой с захватчиками солдаты и матросы, бойцы народного ополчения. В январские дни 1944 г. в нескольких километрах от Средней Рогатки началось победоносное наступление войск Ленинградского фронта, разгромивших гитлеровцев под стенами города. В районе Средней Рогатки летом 1945 г. была воздвигнута временная триумфальная арка в честь Победы. Под ней торжественным маршем проходили советские воины, возвращавшиеся к мирной жизни.

Таким образом, сама история во многом предопределила выбор места для возведения монумента, который, по замыслу авторов, должен был раскрыть «все значение и смысл героического подвига защитников». В 1957 г. Ленинградским отделением Союза архитекторов и Исполкомом Ленгорсовета был вновь объявлен открытый конкурс проектов памятника. 44 работы были представлены на рассмотрение жюри. Первой премии удостоился проект под девизом «Прорыв», выполненный авторским коллективом в составе С.Б. Сперанского, П.А. Арешева, В.С. Маслова и Ю.К. Покровского. Разорванное кольцо, доминирующая высотная конструкция внутри него, «стремительный наклон вперед пилона как бы продолжался экспрессивным порывом венчающей его скульптуры» – таков был замысел. Думается, этот проект стал источником идей композиционного решения памятника, созданного уже другим авторским коллективом, в состав которого также вошел С.Б. Сперанский.

28 марта 1963 г. в газетах появилось сообщение: «В Совете Министров СССР. О сооружении в г. Ленинграде памятника героическим защитникам Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Совет Министров СССР поддержал предложение трудящихся Ленинграда и разрешил Исполкому городского Совета сооружение на народные средства в г. Ленинграде памятника героическим защитникам Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В проведении сбора средств на сооружение памятника должна соблюдаться строгая добровольность». Одновременно с постановлением Совмина «Ленинградская правда» опубликовала обращение поэта М.А. Дудина, в котором подчеркивалась необходимость сооружения мемориального комплекса в городе на Неве.

В печати, в передачах радио и телевидения появились выступления ветеранов войны, общественных деятелей и простых граждан. Общественно значимая цель получала все более четкое оформление, каждый получил реальную возможность отдать долг памяти героям войны. В том же 1963 г. был объявлен конкурс на лучший проект мемориального комплекса, «основной целью которого стало определение места для постановки памятника», так как этот вопрос, несмотря на обозначившиеся приоритеты, оставался открытым. К числу вариантов местоположения памятника, ставших уже традиционными – Средняя Рогатка, Южно-Приморский парк, западная оконечность Васильевского острова, – авторы представленных проектов предлагали целый ряд альтернативных мест, выбор которых требовал незаурядного воображения.

Так, предлагалось установить памятник у невского фасада Адмиралтейства, на ступенях набережной, в Адмиралтейском саду, напротив главных ворот Адмиралтейства и в других местах. Представленные на конкурс проекты анализировались и обсуждались в Ленинградском отделении Союза архитекторов, в результате чего предпочтение было вновь отдано площади у Средней Рогатки, которая уже со следующего, 1964 г., по решению Исполкома Ленгорсовета, стала именоваться площадью Победы. Возможность высказать свое мнение о местоположении мемориала вызвала живой интерес ленинградцев, обсуждения проходили в трудовых коллективах и творческих организациях. За создание памятника на Средней Рогатке высказалась значительная часть специалистов. По достоинству оценивалась роль подобного сооружения с позиций формирования архитектурно-художественного образа нового района Ленинграда.

При этом подразумевалась «преемственность в развитии такого рода ансамблей, превращение их в целостные системы, столь необходимые в условиях территориального расширения города, обогащение содержания его отдельных градостроительно важных узлов и возросшие требования к их идейному звучанию». В 1967 г., когда место для строительства было окончательно определено, прошел второй тур конкурса проектов монумента защитникам города, на который было представлено более 80 работ. Из них жюри отобрало 60, полностью соответствовавших конкурсной программе. В Доме архитектора шли острые дискуссии и обсуждения, но в итоге первая премия не была присуждена ни одному из авторских коллективов, хотя участие в конкурсе принимали многие известные зодчие и ваятели. Несмотря на обилие критики в адрес каждого из проектов, жюри посчитало возможным присудить вторую премию сразу трем творческим коллективам. Работы под девизами «Вечен огонь нашей памяти», «900» и «Бессмертие» были признаны лучшими из заявленных.

Слова из обращения М.А. Дудина – «Вечен огонь нашей памяти…» – стали девизом проекта авторского коллектива, в состав которого входил С.Б. Сперанский. Отметим, что четвертая премия была присуждена проекту под девизом «Факел-30», над которым работал авторский коллектив в составе скульпторов М.К. Аникушина, М.Т. Литовченко и архитекторов Ф.А. Гепнера и В.Н. Ловкачева. Проект «Факел-30», будучи признанным аллегорическим отображением подвига Ленинграда, стал, тем не менее, одним из этапов творческого пути, который привел М.К. Аникушина к работе над созданием скульптурного ансамбля мемориала. После прошедшего в 1971 г. так называемого «заказного» конкурса было принято решение объединить творческие усилия работавших ранее в разных творческих коллективах мастеров. Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся утвердил состав творческой группы, в которую вошли: скульптор, народный художник СССР Михаил Константинович Аникушин, народный архитектор СССР Сергей Борисович Сперанский и народный архитектор СССР Валентин Александрович Каменский.

Все трое – участники обороны Ленинграда, причем их первые попытки образно осмыслить героизм защитников и жителей осажденного города, великую человеческую трагедию были предприняты именно в период блокады. Работа над обликом памятника продолжалась несколько лет. Поиск композиционного и пластического решения требовал взвешенных решений. Один из первых вариантов памятника был представлен на обсуждение в Ленинградском Доме архитекторов уже в начале 1972 г. В «Ленинградской правде» от 10 марта 1972 г. в рубрике «Никто не забыт, ничто не забыто» появилась статья О. Колесовой «Это в сердце было моем…», где был опубликован проект будущего монумента на площади Победы. В статье пояснялось: «Многофигурная композиция (более 30 фигур) <…> располагается на пьедестале в виде полукруга, символизирующего разорванное кольцо блокады <…> Изможденные женщины отливают снаряды.

Мать на вытянутых руках держит застывшее тело ребенка. Слабеющую женщину, так и не довезшую домой на саночках ведро с драгоценной водой, поднимает воин <…> Вот матросы-балтийцы с автоматами идут в яростную атаку. Юная санитарка, почти девочка <…> Трое несут тяжелый рельс, согнувшись от непомерной тяжести, – для баррикад, что строились прямо на улицах, здесь, именно здесь, где будет памятник. Фигуры десантников, снайперов, партизан <…> А в центре композиции, уже без высокого пьедестала, а прямо на земле, стоит маленькая фигура мальчика. Это малыш, ради счастья которого приносились великие человеческие жертвы, о радостном смехе которого так мечтали те, кто не дожил до мирного времени. Ради жизни на земле – таков девиз памятника». В мае 1972 г. ленинградцы увидели макет будущего памятника на выставке в Русском музее. После многократных обсуждений первоначального проекта, учитывая характер площади, представляющей собой мощную транспортную развязку, авторы нашли новое композиционное решение мемориального комплекса. Смысл его заключался в том, чтобы памятник не растворялся зрительно в общей пространственной композиции, а стал бы доминантой площади. В качестве композиционного центра самого памятника и всего пространства авторы предложили гранитную стелу, увенчанную символической женской фигурой, в которой, по словам М. Аникушина, виделся образ Победы. Предполагалось, что высота фигуры вместе с пьедесталом составит около 40 метров. В интервью газете «Вечерний Ленинград» М. Аникушин рассказал о новом варианте проекта: «Эта фигура предваряет вход в помещение круглой формы под открытым небом. С наружной стороны оно напоминает разорванное кольцо – так мы решаем тему прорыва блокады Ленинграда. В центре будет установлена скульптурная композиция, ее тема – начало Великой Отечественной войны.

Нижняя часть стены этого помещения – его периметр около 50 м – будет оформлена светло-золотистыми бронзовыми плитами, на которых предполагается выбить фамилии воинов Советской Армии и Флота, жителей нашего города, награжденных Указом Президиума Верховного Совета СССР медалью «За оборону Ленинграда». Таких граждан в нашей стране 930 тысяч. Верхняя часть стен представит собой выступающую потемненную, словно опаленную огнем войны, плиту, на которой будут барельефы на темы событий обороны Ленинграда, чередующиеся со стихами ленинградских поэтов». Авторы сориентировали памятник на юг, на Пулковские высоты. Такое решение было правильным, как с архитектурной, так и с идейно-исторической точек зрения: ведь Пулковские высоты – та часть линии фронта, где, по выражению Г.К. Жукова, в сентябре 1941 г. решалась судьба Ленинграда. Подобный композиционный прием решал также проблему оформления парадного въезда в Ленинград с юга. Народный архитектор СССР Г.Н. Булдаков, новый главный архитектор города, и главный художник города В.А. Петров в статье, опубликованной в газете «Ленинградская правда», высоко оценили доработанный авторским коллективом проект памятника.

Он был одобрен и на совместном заседании Градостроительного совета, Художественного совета Главного управления культуры Ленгорисполкома. Тем не менее, творческий поиск продолжался. Так, существенной трансформации подверглась основная вертикаль памятника – стела. Авторы сочли необходимым отказаться от увенчания ее скульптурным изображением Победы. Стела превратилась в классический обелиск, форма которого, а также его соотношение с масштабом всего монумента (высота обелиска была увеличена с 40 до 48 метров) стали предметом жарких споров. Большую строгость решили соблюсти создатели комплекса в убранстве памятного зала, образованного символическим кольцом, отказавшись от барельефных сюжетов и стихотворных фрагментов. Кроме того, было решено не увековечивать на стенах открытого зала имена награжденных медалью «За оборону Ленинграда». К концу октября 1973 г., после согласований с Министерством культуры РСФСР и одобрения со стороны художественно-экспертных советов по монументальной скульптуре Министерства культуры и Главного управления культуры Исполкома Ленгорсовета, а также Градостроительного совета Ленинграда, эскизный проект монумента Победы был утвержден. Несколько месяцев ушли на подготовку проектно-сметной документации и разрешение организационных вопросов.

По нормам Госстроя Союза ССР на строительство объекта такой степени сложности полагалось около трех лет. Однако близился юбилей – 30-летие Победы в Великой Отечественной войне, что налагало на создателей, проектировщиков и строителей памятника особые моральные обязательства. Решено было выполнить основные виды работ и сдать в эксплуатацию первую очередь объекта через 13 месяцев после начала «нулевого цикла». Для координации был создан Совет, в который вошли руководители партийных организаций Ленинграда, авторы проекта мемориального комплекса, представители специальных ведомств, призванные наиболее активно участвовать в его сооружении. На стройплощадке, которой стала площадь Победы с апреля 1974 г., развернулся Штаб строительства памятника и созданный на общественных началах Штаб содействия строительству. Генеральным проектировщиком монумента стал ЛенЗНИИЭП (ныне СПбЗНИПИ), а генеральным подрядчиком – строительный трест № 16 Главленинградстроя (ныне ЗАО «Шестнадцатый трест»).

На начальном этапе строительства на месте будущего памятника был создан глубокий котлован, при раскапывании которого экскаваторщики 4-го управления треста «Строймеханизация-1» вынули, по различным данным, от 70 до 93 тыс. тонн грунта. В основание памятника «нулевиками» 10-го управления треста № 105 было забито свыше 800 железобетонных свай, после чего началось бетонирование подземной части монумента. Работы по устройству восточных и западных свайных полей велись в конце лета 1974 г., а затем приступили к бетонированию ростверков – специальных железобетонных балок, объединяющих сваи в одно целое и являющихся, таким образом, верхней частью конструкции свайного фундамента.

Бетонные работы на территории будущего монумента шли до глубокой осени. Впереди предстояло забетонировать днище пространства, отведенного под внутренние помещения комплекса. О масштабах проделанного можно судить по следующим данным: объем земляных работ составил порядка 150 тыс. куб. м, а количество уложенных железобетонных и бетонных конструкций исчисляется 30 тыс. куб. м. Множество интересных эпизодов связано с практическим воплощением авторских замыслов, высокая точность в исполнении которых была залогом неповторимого облика монумента. Уникальным было сооружение заглубленного круглого памятного зала, формируемого символическим кольцом, диаметром 20 м, конструкция которого представляет собой железобетонный монолит. Были проведены сложные расчеты перед тем, как «кольцевая разомкнутая балка» заняла свое место. После завершения формирования подземных музейных помещений и свайных полей из всего широчайшего фронта бетонных работ уже по наружной части памятника самые объемные и ответственные проводились именно на устройстве кольца. В конце ноября 1974 г., когда уже различимы были очертания внутреннего пространства памятника, под кольцо возводились специальные колонны, призванные поддерживать нелегкую конструкцию.

Лицевые поверхности кольца, по мысли авторов, должны иметь особенный вид, и для этого их выполняли в «деревянной опалубке столярной работы», причем в месте символического разрыва опалубка выполнялась в достаточно замысловатой форме. Чтобы добиться эффекта «рваного» края, необходимо было очень тщательно подогнать доски под разными углами и с различными уступами. Здесь пригодился опыт специалистов треста № 16, коллектив которого еще в 1941 г. соорудил 200 железобетонных дотов, для них также готовилась опалубка. Работы по созданию кольца еще только начинались, была возведена лишь железобетонная сердцевина будущего грандиозного сооружения. Впереди предстояли работы газовиков и специалистов института «Ленгипроинжпроект» по прокладке оборудования для подачи газа к горелкам Вечного огня, которое предусматривалось в теле кольца. Задачи, связанные с сооружением памятника, решались не только на строительной площадке. Для облицовки авторы избрали традиционный для Ленинграда материал – гранит, поэтому геологи и работники Выборгского карьероуправления занимались поиском камня, по структуре и цвету отвечавшего требованиям проекта. Гранит серого и розового оттенков добывался в карьере «Ровное» под Приозерском и на разработках под Каменногорском. Особенно хорош с точки зрения специалистов и архитекторов был красный гранит Бородинского месторождения под Выборгом. «Когда я впервые увидел его, – рассказывал Сперанский, – то восхищался художницей-природой. Подобно мазкам на полотне, в нем застыл кварц и полевой шпат, его багрово-красный цвет поражал богатством и глубиной оттенков». Именно этот гранит решено было использовать в изготовлении блоков для пьедестала под скульптурные композиции. Исключение составляет лишь постамент под скульптурной группой «Блокада», установленной в центре круглого памятного зала.

Для нее уместнее оказался другой камень, по мысли автора, более соответствующий эмоциональной окраске самой скульптуры – черный с голубой искрой лабрадорит, добытый на Украине. Красный бородинский гранит решено было использовать и при изготовлении блоков огромного обелиска – композиционной доминанты памятника. Для него было заготовлено 800 куб. м гранита, который после первичной обработки в карьере направлялся на камнеобрабатывающие предприятия Главленстройматериалов. «Во время сооружения мемориала был выполнен колоссальный объем работ по добыче, обработке и установке крупных гранитных блоков, примерно равный (по этому виду продукции) десятилетней программе соответствующих подразделений Главленстройматериалов». В целом на площадь Победы предстояло доставить порядка 13 000 куб. м гранита. Помимо относительно мелкоразмерных элементов для облицовки внешних поверхностей при строительстве применялось большое количество крупных блоков. Вес некоторых из них превышал 100 тонн. В основном они использовались при изготовлении постаментов. До-

ставка этих глыб к месту строительства была одной из труднейших операций в истории создания монумента. На протяжении нескольких километров от месторождения до железной дороги гранитные блоки передвигались на сварной из стальных листов волокуше. Затем мощная подъемная техника переносила камни на специальные платформы-тяжеловозы, отправлявшиеся в город. Пунктом назначения были железнодорожные погрузочные станции объединения «Электросила», откуда каменные блоки доставлялись на стройку трейлерами. Менее трудоемким был процесс переправки к стройплощадке средних блоков. Именно такие, весом от 3,5 до 9 тонн, требовались для обелиска, сооружение которого началось зимой 1975 г. По оценкам специалистов, «пожалуй, самым сложным в инженерном отношении элементом гранитного раздела (а может быть, и всего комплекса сооружений) был обелиск». Обелиск предполагалось составить из сорока ярусов гранитных глыб, высотой 1,2 м каждый.

Для большей устойчивости и прочности конструкции между ярусами в горизонтальных швах предусматривались листы-прокладки. Гранитные блоки соединялись между собой скобами из нержавеющей стали. Вертикальные швы обеспечивали неподвижность блоков, имеющих шлифованную опорную поверхность. Для верхних ярусов обелиска были разработаны специальные штифты, укрепленные вертикально в его теле. 18 января 1975 г. установили первый блок в основание обелиска. Это был знаменательный день на стройке. Однако без неожиданностей не обошлось: «Незаметная трещина в толще одного блока вдруг разошлась, и монолит раскололся. На его замену ушло несколько дней». Спустя два месяца, к 19 марта, монтаж обелиска был завершен. 236 гранитных глыб было установлено в проектное положение, вес сооружения оказался внушительным – 1600 тонн. Почти одновременно с завершением монтажа стелы подходили к концу и наземные работы по облицовке медными и бронзовыми листами внутренней поверхности кольца. Этот заказ был выполнен специалистами Балтийского завода, вместе с которыми трудились работники Адмиралтейского объединения, заводов «Красный выборжец», «Экономайзер» и других предприятий. Финальным этапом в оформлении символического кольца стало размещение элементов декоративного убранства: изображений орденов и медалей Ленинграда, надписей-цитат из Указов и Постановлений о награждении города, газовых светильников Вечного огня.

Более трех тысяч металлических букв были отлиты в одном из цехов завода «Электросила», а монтаж их осуществляли работники ленинградского объединения «Реставратор». Весной 1975 г. началась доставка на строительную площадку и поэтапный монтаж бронзовых скульптурных групп. Их появление оживило пространство памятника, озвучило его тем выразительным языком пластики, который присущ авторской манере М. Аникушина. С самого начала работы М. Аникушин говорил: «Мы стремимся показать народ, как главную идею памятника, <…> и дать характеры людей, соединив предельную документальность с обобщением, с символом <…>. Я хотел сделать реалистический памятник, на который хотелось бы очень долго смотреть. Чтобы все масштабы его были <…> ленинградские – и в меру торжественные, и в меру скромные, и в меру боевые, и в меру трудовые. Чтобы никакого пафоса там не было. Хотелось, чтобы фигуры не пугали своей величиной, чтобы они не потрясали людей какой-то мелодрамой <…> Размер фигур должен быть небольшой, <…> они должны быть масштабны человеку и не подавлять.

А вся композиция должна быть масштабна по отношению к площади». В начале апреля первой была водружена скульптурная композиция «Литейщицы», за ней и все остальные бронзовые фигуры заступили на свой вечный пост на гранитных пилонах, обращенных в сторону бывшей совсем рядом с городом линии фронта. Затем была установлена скульптурная композиция «Блокада», и в последнюю очередь был произведен монтаж бронзовых фигур рабочего и солдата на постаменте у основания обелиска. 29 апреля работы по установке скульптур памятника полностью завершились. Мемориальный ансамбль на площади Победы почти обрел свои очертания. Вокруг мемориала быстро разбивались газоны, насыпались пешеходные дорожки. На 13-гектарном зеленом обрамлении монумента уже высажен был кустарник – кизильник, жасмин и сирень. 9 мая 1975 г. отшумел торжественными военными парадами и демонстрациями светлый праздник Победы. Долгожданное событие состоялось – открылся для посетителей Монумент героическим защитникам Ленинграда. В этот же день в газете «Правда» было опубликовано стихотворение Всеволода Рождественского «Монумент Славы»:

Поглядите в суровые лица Ленинградцев эпических лет!
Вправе Родина ими гордиться,
Жить сердцам их, сквозь камень им биться Метрономом борьбы и побед!
Здесь бойцами переднего края Были женщины, дети.
Все те, Кто ни пяди врагу не сдавая,
В стуже, в голоде, гневом пылая,
На последней стояли черте.
Эту доблесть, не знавшую меры,
Это мужество, стойкость и труд –
Монумент нашей чести и веры, –
Окружают цветущие скверы,
Свежей жизни зеленый салют.

О величии подвига соотечественников памятник будет говорить все новым грядущим поколениям. Вечен огонь нашей памяти…

Е.В. Лезик (Санкт-Петербург)



Другие новости и статьи

« Система контроля за питанием военнослужащих вводится в армейских столовых

Пушки, колокола и деньги: вознаграждение петровских артиллеристов за взятие города »

Запись создана: Четверг, 5 Ноябрь 2015 в 10:06 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы