Война 1812-1814 гг. в российской истории и культуре



Война 1812-1814 гг. в российской истории и культуре

oboznik.ru - Война 1812-1814 гг. в российской истории и культуре

oboznik.ru - Война 1812-1814 гг. в российской истории и культуре

«Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми». Наполеон I

Обобщены факторы, обусловившие войну 1812 – 1814 гг. между Францией и Россией, представлены основные направления отечественной культуры, поэзии и литературы, фольклора, исторической науки, кинематографа, театрального искусства и геральдики, воплотившие и увековечившие высокий патриотизм и героизм, проявленные армией и народом в борьбе с завоевателями.

Ключевые слова: Тильзитский договор, Наполеон Бонапарт, Александр I, ополчение, партизаны, Отечественная война 1812 года, отечественная культура, проза, стихи, фольклор, литература, историография, рецензия, кинематограф, театральное искусство, изобразительное искусство, геральдика.

Крупнейшим событием русской истории начала XIX века стала война, основной причиной которой было стремление Наполеона достичь мирового господства, но на его пути стояли Россия и Англия, сохранившие свою независимость на Европейском континенте. Император Александр I, вопреки навязанному союзному Тильзитскому договору, продолжал проводить самостоятельную политику и противодействовать дальнейшей экспансии наполеоновской агрессии. Перед Российским государством стояли значительные задачи на Восточном, Северном и Западном направлениях, обусловленные геополитическими интересами. Шел процесс укрепления Российской империи, насущными были как защита собственных границ (по морям на севере и юге, по горным хребтам на Кавказе, и т.д.), так и расширение территории (добровольное вхождение или насильственное присоединение многих народов).

Кроме того, Россия имела сложные взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примериться с русскими завоеваниями Черноморского побережья в конце XVIII в. и присоединением Крыма. Иран претендовал на Закавказье, где с начала XIX в. также укрепились позиции Российской империи. На Севере взаимоотношения России со Швецией усугублялись борьбой за господство над Финляндией. Закономерно, что происходившие события на Западе не могли не затрагивать российские интересы, тем более, что Наполеон, ставший во главе Франции в 1804 г., стремился к установлению имперского господства и с этой целью вел непрерывные войны. Его агрессия обусловила в 1805 г. создание очередной коалиции в составе России, Австрии и Англии. Но в ноябре 1805 г. союзные войска потерпели поражение под Аустерлицем.

Объединенная русско-австрийская армия была наголову разбита Бонапартом. Александр I и австрийский император ФранцИосиф покинули поле боя, третья коалиция распалась *1, С. 245+. Вместе с тем, Россия, продолжая вести борьбу в одиночку, пыталась создать против Франции новый союз. В 1806 г. была сформирована четвертая коалиция в составе России, Пруссии, Англии и Швеции. Но французская армия, одержав за 7 дней 7 побед, вошла в Берлин и заставила Пруссию капитулировать. Россия вновь оказалась в одиночестве перед сильнейшим противником. В июне 1807 г. состоялось сражение под Фридландом (территория Восточной Пруссии, ныне Калининградская область), проигранное русской армией. Военное поражение, огромные финансовые расходы и другие обстоятельства вынудили Александра I вступить с Наполеоном в переговоры о мире. Летом 1807 г. в Тильзите был подписан сначала мирный, а затем союзный двусторонний договор *2+. Договор для России был невыгодным, так как обязывал к участию в континентальной блокаде Англии. По условиям этой блокады европейские государства, подвластные или союзные Франции, разрывали торговые отношения с Великобританией. В результате Россия из бывшего союзника превратилась в ее противника, была вынуждена прекратить традиционные торговые связи с Англией, что подрывало финансы страны, наносило значительный ущерб российской экономике, материальному благополучию русского дворянства, напрямую связанное с продажей сельскохозяйственной продукции. Дворянство не желало континентальной блокады, приносившей землевладению и отечественной экспортной торговле громадные убытки, как не желало и дружбы с Наполеоном, в котором видело порождение французской буржуазией революции и угрозу своему владычеству *3, С. 421.+. Политические противоречия между Россией и Францией сохранялись и углублялись. С 1810 г. обе стороны, понимая неизбежность столкновения, начали готовиться к войне. Франция увеличила свою военную группировку, расквартировывала военные склады и магазины в Герцогстве Варшавском.

Над границами Российской империи нависла непосредственная угроза вторжения. Россия, учитывая предшествующие поражения, спешила с проведением военных реформ, укрепляла артиллерию, увеличивала численность войск в западных губерниях. Военные действия начала Франция и вторглась на российскую территорию. Война против России имела несправедливый, захватнический характер. Для русского народа война стала освободительной. В связи с тем, что в войне против Наполеона приняла участие не только армия, но и широкие народные массы (ополчение, партизаны), война получила название Отечественной *4+. Война 1812 года оставила глубокий след в сознании и памяти российского общества, оказала огромное влияние не только на развитие национальной культуры [5], но и во всех слоях общественно-политической жизни. Единение всего общества пред угрозой неисчислимых бед, несущих наполеоновской армией, героические подвиги Отечественной войны 1812 г. нашли свой отклик в стихах и прозе (см. табл.1). Подвиг народа, тема Родины, храбрость, проявленная русскими солдатами в сражениях под Бородином, Тарутином, Малоярославцем воспеты лучшими поэтами и писателями. Повествования о событиях этой войны входили в литературу скромно, начиная с малых форм. Значительным собранием произведений стал сборник художественных произведений русской литературы [6]. В первый том антологии «России верные сыны…» вошли поэзия и проза русских писателей – участников Отечественной войны 1812 года (Ф.Глинки, К.Батюшкова, В.Жуковского, и др.), их старших собратьев по перу (Г.Державина, Н.Карамзина, И.Крылова), их наследников (А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Дельвига, Н.Языкова). Во второй том вошла проза участников войны (Ф.Глинки, Д.Давыдова, Н.Дуровой, М.Орлова, и др.), повествующая о военных событиях в России, о походе русской армии по странам Европы до Парижа, о капитуляции французских войск. Художественные произведения, посвященные теме двенадцатого года, весьма различны по своему характеру, но их историческое значение бесспорно, все произведения проникнуты патриотизмом, верой в победу русского народа [7].

Так роман Н.Греча «Черная женщина» воссоздает историю любви, превозмогающей все препятствия [8]. Сложная, запутанная интрига, атмосфера таинственности, непредсказуемость сюжетных ходов роднят этот роман с современной приключенческой литературой. Легенда о герое войны 1812 года генерале Н.Н.Раевском остается предметом полемики в печати. В своих заметках Есипов В. останавливается на ней для того, чтобы попытаться проследить, как отражалась она в общественном сознании в разные периоды истории России [9, С. 254-267]. В российской истории XIX века Отечественная война величественно возвышается на фоне остальных событий, став предметом наибольшего числа не только научных, но и художественных сочинений, которые создавали К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, Лев Толстой, Марина Цветаева, М.Н.Загоскин, Д.Л.Мордовцев, Г.П.Данилевский, Я.П.Полонский, и др. Победа над Наполеоном решила не только вопрос о суверенитете нации и существовании российской государственности. Судьбоносными оказались социально-политические последствия войны, принесшие понимание необходимости кардинальных перемен в социальной жизни страны, давшие толчок началу революционнодемократического движения в стране. Эти факторы предопределили значимость темы для её научного осмысления, в том числе и с точки зрения развития самой исторической науки. Масштабность и противоречивость событий 1812 года объективно создают трудности в их изучении. Накопление фактов, их систематизация и обобщение осуществлялись постепенно. Этот процесс не завершен и в настоящее время. Сегодня он открывает новые горизонты для научных обобщений. Публикации документов, ранее неизвестных широкому кругу исследователей, способствуют критическому осмыслению уже имеющихся работ и углубленному изучению событий войны.

В современной историографии по многим концептуальным вопросам нет единого устоявшегося мнения, – это требует дальнейшего поступательного развития темы, новых подходов к ретроспективе формирования и утверждения в исторической науке различных ключевых положений истории войны 1812 года. Одним из первых, кто сопроводил свой научный труд комментариями к использованной литературе, стал военный историк М.И.Богданович [10, С. 529-541]. В дальнейшем, в начале XX в., историографические обзоры стали приближаться к специальным исследованиям. Во многих из них отмечалась тенденция к всестороннему анализу литературы, становилось заметным стремление авторов к более глубоким выводам и обобщениям. Показательна в этом отношении вводная часть работы Ю.Карцова и К.Военского, в которой историки впервые предприняли попытку создать научную периодизацию историографии темы [11, С. V-XIV]. Критический, обстоятельный анализ литературы характерен также для историографических обзоров в трудах Б.М.Колюбакина, Н.П.Поликарпова и других ученых [12]. В советский период традиция общей характеристики литературы в сочинениях по истории Отечественной войны 1812 года была продолжена с конца 1940-х гг. Историографические введения стали нормой для любого исторического труда, претендующего на научность, обязательным элементом диссертационного исследования [13]. Это направление продолжает развиваться; вопросы историографии становятся необходимым атрибутом публикаций, посвященных даже отдельным аспектам нашествия Наполеона на Россию [14]. Историографические обзоры содержат авторские оценки научных трудов, позволяют получить углубленное представление о взглядах историков. Некоторые историографические введения (Л.Г.Бескровный, Н.А.Троицкий), выделены в отдельные главы, логически завершены, и могут рассматриваться в качестве специальных научных трудов [15]. Специальные труды по историографии войны 1812 года представлены рецензиями, а также историографическими диссертационными исследованиями, монографиями и публикациями, рецензиями на печатные издания. Первоначально в историографии темы рецензии представляли собой своеобразные расширенные аннотации к новым книгам [16]. Со второй половины XIX столетия рецензии приобретают критическую направленность. Типичный пример – полемические статьи И.П.Липранди, анализирующие журнальные публикации и книжные издания [17].

В начале XX столетия критика стала присуща большинству рецензий по истории 1812 года [18]. Во второй половине 80-х гг. XX в. полемические рецензии помогали утверждению новых представлений об истории темы. Наиболее ярко такая тенденция проявлялась в статьях Н.А.Троицкого, который одним из первых встал на путь пересмотра ряда субъективистских положений, сложившихся в историографии Отечественной войны 1812 года [19]. В современных условиях отмечаются рецензии, поднимающиеся по глубине научных обобщений до уровня этапных работ [20]. Тема этой войны продолжает оставаться в центре внимания историков, о чем свидетельствуют многочисленные научные труды, материалы различных научных форумов. Анализ их содержания показывает, что проблема динамично развивается и оказывает непосредственное влияние на состояние знаний в области исторической науки [21]. События 1812 года получили достойное отражение в российском кинематографии. Наиболее значимыми произведениями, связанные с памятью о разгроме Наполеона в России, стали кинокартины: «1812 год» (режиссеры В.Гончаров, А.Уральский, снят А.А.Ханжоковым, 1912 г.), «Война и мир» (режиссеры Я.Протазанов, В.Гардин, 1915 г.), «Кутузов» (режиссер В.Петров, 1944), «Гусарская баллада» (режиссер Э.Рязанов, 1962 г.), «Война и мир» (режиссер С.Бондарчук, 1968 г.), «Ватерлоо» (режиссер С.Бондарчук, 1970 г.), «Эскадрон гусар летучих», режиссер С.Ростоцкий, 1980 г.). Тема Отечественной войны нашла воплощение в театральном искусстве. К 200-летию победы русского народа над Наполеоном в ростовском Академическом театре драмы прошел спектакль-баталия «1812. Фельдмаршал Кутузов». Хроники 1812 года, написанные в стихах драматургом Соловьевым, были поставлены на новой сцене Ростовского театра драмы за два месяца до начала Великой Отечественной войны.

Спектакль пришелся ко времени и вдохновлял идущих на фронт солдат. Премьера оперы Сергея Прокофьева, также была приурочена к 200-летию Отечественной войны 1812 года «Война и мир». Целиком оперу «Войну и мир» поставили в 1957 году, в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, – это было первое сценическое воплощение всех 13 картин оперы. Пьеса Александра Гладкова, написанная в 1940 году «Давным-давно» впервые была поставлена в 1941 году. Автор был удостоен за неё Сталинской премии. Героическая комедия в стихах переведена на многие языки и много лет идет на сценах разных театров. В августе 1941 года вышла радиопостановка (Шурочка Азарова – Мария Бабанова). В 1942 году пьеса была поставлена в ташкентском театре Революции (Шурочка Азарова – Мария Бабанова); 7 ноября 1941 – в осаждённом Ленинграде (под названием «Питомцы славы»), в театре Николая Акимова (Шурочка Азарова – Елена Юнгер); в эвакуации в 1942 году в свердловском театре Красной Армии; режиссёр – Алексей Попов, композитор – Тихон Хренников (Шурочка Азарова – Любовь Добржанская), в 1964 году в театре Советской Армии (режиссёр – Алексей Попов, композитор – Тихон Хренников, в главной роли – Лариса Голубкина); 3 апреля 1979 года в ленинградском Театре оперы и балета им. Кирова – балет «Гусарская баллада» (хореографы – Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев), в 1980 в московском Большом театре – балет «Гусарская баллада» (хореографы – Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев), в 2005 году – в Театре Советской Армии (режиссёр-постановщик – Борис Морозов, композитор – Тихон Хренников, в главной роли – Татьяна Морозова). Война 1812 года отображена и в изобразительном искусстве. Василий Верещагин создал целый цикл картин (находятся в Историческом музее), берущий начало еще в Париже, и до конца дней эта тема оставалась главным делом художника. Цикл не был закончен и включает 20 картин. Верещагин делит его на два периода: «Наполеон I в России» (впервые показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 гг.) и «Старый партизан». Тема Бородинского сражения увековечена в полотнах многих художников: «Кутузов осматривает позицию при Бородине», «Ополченцы на строительстве укреплений на Бородинском поле», «Кутузов на Бородинском поле», «Русские войска у Шевардина», «Бой за Шевардинский редут», «Дивизия отбивает Шевардинский редут», «Артиллеристы на Бородинском поле», «Кутузов на командном пункте», «Эпизод Бородинского сражения», «Подвиг артиллериста Павлова». Яркие живописные полотна посвящены памяти М.И.Кутузова (написан Р.М.Волковым), П.И.Багратиона (автор неизвестен). Ряд современных художников продолжают посвящать свои работы этой эпохе: В.Г.Шевченко («Мы долго молча отступали…» (1970-е гг.), А.Ю.Аверьянов («Ветеран» (1999 г.), «Веселый драгун» (2001 г.), и др

Закономерно, что героизм Отечественной войны был воплощен в геральдике. Император Александр I учредил 5 февраля 1813 г. медаль «В память Отечественной войны 1812 года» для награждения всех участвовавших в боевых действиях до 1 января 1813 г. – от фельдмаршала до солдат, ополченцев, священников, медицинских чинов. До 1856 г. все российские награды по смерти награжденного надлежало возвращать в Капитул орденов. Исключение было сделано лишь для медали «В память Отечественной войны 1812 года» – потомки дворян могли хранить ее без права ношения. Такая же медаль «В память Отечественной войны 1812 года» из темной бронзы была учреждена 30 августа 1814 г. – впервые в истории русских наград. Ее удостаивались представители дворянства и купечества, содействовавшие победе в войне. Представители дворянства носили ее на ленте ордена Святого Владимира, представители купечества – на ленте ордена Святой Анны. По указу от 8 февраля 1816 г. медаль на владимирской ленте разрешалось носить также некоторым женщинам – старейшим в дворянских родах, вдовам отличившихся в 1812 году офицеров и дамам, ухаживавшим за ранеными. Всего отчеканили около 65 тысяч больших (диаметр 28 мм) и свыше 7 тысяч малых (диаметр 24 мм) медалей – для женщин. Особо отличившихся крестьян-партизан (25 человек) Московской губернии наградили особой серебряной медалью «За любовь к Отечеству», учрежденной 9 февраля 1813 года, носить награду полагалось на владимирской ленте. За большой вклад в борьбу с врагом, внесенной Русской Православной церковью, награждались лица духовного звания учрежденными 30 августа 1814 года наперсными крестами «В память войны 1812 года».

Серебряная медаль «За взятие Парижа» была учреждена 30 августа 1814 г. Она вручалась генералам, офицерам и солдатам, участвовавшим в заграничной кампании до 19 марта 1814 г. Однако награждение этой медалью было отложено на 12 лет, так как во Франции после поражения Наполеона восстановилась власть Бурбонов, и Александр I по дипломатическим соображениям не хотел лишний раз напоминать французам об их поражении. Только Николай I накануне очередной годовщины вступления русских войск в Париж 18 марта 1826 г. повелел «освятить медаль на гробнице Александра I» и начать награждение ею, которое производилось до 1 мая 1832 года. Всего медаль получили более 160 тысяч человек. Ополченцы 1812 года с гордостью носили ополченский знак – не как знак различия, а именно как награду. Офицеры в войну 1812 года награждались разными российскими орденами, среди которых особо почетным считался военный орден Святого Георгия. Еще в 1807 г. для нижних чинов (солдат и унтер-офицеров) был учрежден Знак военного ордена, просуществовавший 110 лет и получивший название Георгиевского креста. До 1856 г. он не имел степеней, и принадлежность его ко времени войны 1812 года устанавливается только по выбитому на оборотной стороне номеру. Император Николай II учредил 15 августа 1912 г. юбилейную медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года».

Ею награждались военные чины, состоявшие до 26 августа 1912 г. на службе в частях, сражавшихся с Наполеоном, а также участники торжественных юбилейных парадов на Бородинском поле и под Москвой. Медаль получили все прямые потомки по мужской линии адмиралов, генералов и офицеров, а также священнослужителей, удостоенных наград 1812-1814 гг. (особо было оговорено право на эту медаль потомков генералфельдмаршала, светлейшего князя М.И.Голенищева-Кутузова-Смоленского по женской линии). Император тогда же утвердил положение «О ношении установленных Манифестом 30 августа 1814 г. медалей потомками». Потомкам разрешалось не только хранение, но и ношение наград 1812 года (духовенству – наперсных крестов). Требовались только «ясные доказательства своего происхождения от лиц, получивших таковые медали в 1814 г., и своего старшинства в роде». Это право распространялось и на особ женского пола. По мнению специалистов, наградная система времен Великой Отечественной войны в значительной степени воспроизводила наградную систему России начала XIX века – медали «За взятие Берлина», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и ряд других.

Чем дальше в глубь времен уходят грозные события войны 1812 года, тем с большим вниманием и повышенным интересом мы возвращаемся к изучению этого периода истории Российского государства. Нашествие Наполеона на Россию превратилось в неисчерпаемую исследовательскую проблему, обладающей огромным морально-нравственным потенциалом, заключенным в примерах высокого патриотизма, проявленного армией и народом в борьбе с завоевателями. Исторический опыт развития нашего Отчества свидетельствует, что эпоха войны 1812–1814 гг. оказала огромное влияние на развитие национальной культуры. Сегодня, используя уроки истории, мы обязаны понять и утвердить в сознании общества, – и, может быть, это одна из важнейших задач Года культуры, – что пространство культуры и искусства сакрально.

oboznik.ru - Война 1812-1814 гг. в российской истории и культуре
oboznik.ru - Война 1812-1814 гг. в российской истории и культуре

О.В.МАТВЕЕВ, А.Р.ВЕЙСОВ, С.В.ГАЛДОБИНА




Другие новости и статьи

« Вклад войск НКВД в Великую Победу

Гитлеровская доктрина национально-государственных интересов Германии »

Запись создана: Воскресенье, 8 Ноябрь 2015 в 13:16 и находится в рубриках Начало XIX века.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы