13 Июнь 2019

Основные тенденции развития политико-воспитательной работы в РККА в ходе военной реформы 1924-1925 годов

oboznik.ru - Основные тенденции развития политико-воспитательной работы в РККА в ходе военной реформы 1924-1925 годов
#РККА#история#военнаяистория

В 1921–1923 гг., вплоть до военной реформы, политическое обучение и воспитание в армии и флоте было поставлено неудовлетворительно. Это объяснялось общим состоянием армии, тем затянувшимся болезненным процессом демобилизации и реорганизации, неудовлетворительной организацией политического обучении и воспитания политорганами: отсутствием твердых программ, разработанной методики политзанятий, невысоким уровнем подготовки непосредственных руководителей политзанятий и т. д. В силу этого и ряда других причин постановка политического обучения и воспитания в армии была неудовлетворительной.

Обстановка в армии в 1921–1925 гг. выдвинула ряд новых требований изменения постановки политического обучения и воспитания личного состава. Эта обстановка характеризовалась следующими особенностями: а) Красная армия стала наполовину армией территориальной, и поэтому задача обеспечения руководящей роли рабочего класса в армии приобрела еще большую актуальность, а эта задача решалась, прежде всего, правильной постановкой политработы в Красной армии и на флоте; б) кадровые части приобрели характер школ подготовки младших командиров, подготовки резервов младшего командного состава, из которого должны были черпаться кадры командного состава для будущей мобилизационной армии.

Поэтому кадровые части должны были готовить не солдат запаса, а младших командиров, что предъявляло повышенные требования и к их политической подготовке; в) политическая активность призываемого контингента повысилась вследствие роста политической активности рабочего класса и крестьянства, их интерес к политическим допросам во много раз вырос. Это предъявляло повышенные требования к постановке политработы в армии, что диктовалось также непрерывным ростом общеобразовательного и культурного уровня призываемых в армию; г) в результате военной реформы был создан твердый, регламентированный порядок прохождения военной службы, установлены твердые сроки службы, в основном ликвидирована текучесть личного состава, улучшены материально-бытовые условия и т. д., т. е. созданы нормальные условия для боевой и политической подготовки личного состава Вооруженных Сил; д) в 1924 г. была изменена организация политзанятий – вместо проводившихся до того отдельно политчаса и часа общеобразовательной подготовки они были соединены в одно целое под общим названием политзанятий в течение двух часов ежедневно и включены в общую систему военно-политической подготовки рядового состава Вооруженных сил.

Приказом РВС СССР № 2663 1924 г. было указано: «политические занятия производить в дообеденное время, внося их в общее расписание». Был осуществлен переход к проведению политзанятий повзводно (до 1924 г. они проводились в масштабе роты политруком), и к их проведению были привлечены руководители из числа командного состава, глазным образом из числа командиров взводов. На 1 октября 1925 г. две третьих руководителей групп составлял командный состав. Все эти обстоятельства потребовали перестройки, улучшения и расширения всей программы политического обучения и воспитания в Красной армии и на флоте. М.В. Фрунзе представил в ЦК РКП(б) конкретный план реорганизации аппарата Наркомата по военным и морским делам, изложенный затем в приказе РВС СССР от 28 марта 1924 г. Политуправление Реввоенсовета СССР стало называться Политическим управлением РККА, которое возглавил А.С. Бубнов.

В октябре 1924 г. была утверждена программа политзанятий на зимний период обучения, ведущими вопросами в которой ставились политическое и классовое воспитание красноармейца. Переход к нормальному комплектованию и организационное укрепление Красной армии, установление твердых сроков военной службы, стабилизация ее личного состава давали возможность построить программу политического обучения и воспитания красноармейцев и краснофлотцев, рассчитанную на весь срок службы. Разработанная двухлетняя программа политического обучения и воспитания имела своей основной целью подготовку сознательного, боеспособного защитника Советской власти, отчетливо понимающего, что ее укрепление возможно лишь на основе союза рабочего класса и крестьянства под руководством Коммунистической партии. Утвержденная агитпропом ЦК РКП(б) эта программа была введена в действие в 1925–1926 уч. г. Программа исходила из необходимости решения трех основных задач в политическом обучении и воспитании: во-первых, «военизации» красноармейца, т. е. воспитании из рабочего и крестьянина, призванных в армию, воина.

Молодой красноармеец и краснофлотец должны были получить представление о целях и задачах Красной армии, как она построена, какова ее история, они должны были почувствовать себя воинами, вооруженными защитниками Советской власти со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Задача «военизации» красноармейца решалась на протяжении всего срока пребывания его в армии, но главное значение в решении ее имел первый период пребывания красноармейца в части, первый период его военного обучения, когда решалась задача выработки из него вполне технически подготовленного одиночного бойца. Поэтому двухлетняя программа политического обучения и воспитания предусматривала, что в зимний период первого года обучения на политзанятиях с красноармейцами изучаются разделы, воспитывающие его, прежде всего, как воина.

Во-вторых, двухлетняя программа политического обучения и воспитания в армии имела своей задачей воспитание красноармейца как гражданина СССР путем ознакомления его с общественно-политическим и хозяйственным строем страны, основами политики Коммунистической партии и Советской власти и практической низовой советской и общественной работой на селе и в городе. Задача воспитания в советском духе красноармейцев, на 90 % состоявших из крестьян, приобрела в эти годы особенное значение. Основной задачей ее являлось разъяснение красноармейцу-крестьянину необходимости всемерного укрепления союза рабочих и крестьян, убеждение его в выгодности этого союза для крестьян и правильности политики Советской власти в деревне. Особую роль воспитание красноармейца играло на втором году обучения, когда приближался срок демобилизации.

На втором году обучения двухлетняя программа предусматривала прохождение раздела «Строительство Советской власти» и «Красная армия – школа сознательных воинов-граждан». В этом разделе рассматривались следующие вопросы: политика партии и Советской власти в деревне; волостное хозяйство и низовой советский аппарат; военная пропаганда среди населения; изба-читальня и другие вопросы, с которыми демобилизованный красноармеец мог столкнуться в деревне. Задача политорганов Красной армии заключалась в том, чтобы всей системой политического обучения и воспитания надлежащим образом подготовить красноармейца, сделать его помощником Советской власти в осуществлении ее политики в деревне.

Уже XIII съезд партии (май 1924) указал на необходимость всемерного использования Красной армии для связи с деревней; в частности, через отпускников, через кадровый состав территориальных частей, допризывников, через письма красноармейцев деревня должна была быть приближена к задачам советской государственности. В июне 1925 г. ЦК РКП(б) принял специальное постановление по вопросу о подготовке отпускников из Красной армии. ЦК указал на необходимость издания памятки демобилизованному красноармейцу, подготовки для мобилизуемых небольших библиотечек, организации для них специальных курсов и т. д. 29 июля 1925 г. ЦК РКП(б) обратился к партийным комитетам с письмом по поводу предстоявшей очередной демобилизации из Красной армии красноармейцев 1902 г. рождения.

В этом письме указывалось, что осенью 1925 г. будет демобилизовано из армии около 200 тыс. красноармейцев, из них около 85 % вернется в деревню. «Сейчас в связи с задачей поднятия и улучшения работы в деревне, развертыванием работы Советов и ростом деревенской общественности, – говорилось в письме ЦК РКП(б), – необходимо обратить особое внимание на привлечение к этой работе демобилизованных красноармейцев, в частности, возвращающихся в деревню в этом году» .

Исходя из этого, всем партийным комитетам предписывалось срочно наметить необходимые меры для правильной постановки работы среди демобилизованных красноармейцев, чтобы обеспечить наиболее полное их участие в хозяйственном и культурном строительстве, в работе Советов, кооперации, избчитален, в работе по распространению агрономических знаний среди населения, распространению и читке газет среди крестьян и т. д. Партийные организации в деревне должны были привлечь демобилизованных красноармейцев ко всей проводимой ими работе, вовлекать в существующую сеть кружков и школ, а наиболее сознательных и активных – стремиться вовлечь в партию .

В-третьих, задачей двухлетней программы политического обучения и воспитания в РККА являлось интернациональное воспитание красноармейца, ознакомление его с вопросами международного положения СССР, международной политики, международного рабочего движения, с борьбой угнетенных народов колониальных стран и т. д. Этой задаче служило изучение разделов программы «СССР в капиталистическом окружении», «Хочешь мира – будь готов к войне», «Международные организации трудящихся», «Иностранные капиталисты и СССР». Таковы три основные задачи, решение которых должна была обеспечить двухлетняя программа политического обучения и воспитания. Политзанятия с младшим командным составом производились по этой же программе, но более углубленно. Кроме того, во время пребывания в полковой школе младший командный состав изучал темы: «Роль младшего командного состава», «Виды и методы политпросветработы в Красной армии», 12 часов отводилось на практические занятия по политработе. Занятия с младшим командным составом проводились отдельно от красноармейцев непосредственно политруком .

Политзанятия в территориальных частях производились с кадровым составом красноармейцев по той же программе, как и в кадровых частях, а с переменным составом – по особой программе, которая утверждалась на каждый очередной сбор. В связи с наличием в армии известного процента неграмотных, приказом ПУРККА № 64 от 9 января 1925 г. предусматривалось, что неграмотные в каждой роте выделялись в отдельные группы по 20–25 человек для обучения грамоте, которое должно было быть закончено в течение зимы первого года обучения. Обучение их проводилось по особому варианту двухлетней комплексной программы политзанятий. Этим же приказом был предусмотрен новый порядок организации групп для политзанятий. В связи с тем, что в 1925 г. был установлен смешанный порядок комплектования взводов по возрастному составу и по степени грамотности, взвод не мог больше являться группой для политзанятий. В связи с этим, во изменение существовавшей до того организации политзанятий в группахвзводах было предложено комплектовать в пределах роты четыре-пять групп для политзанятий, положив в основу комплектования групп их одинаковый состав как по возрасту, так и по подготовке.

Переход на двухлетнюю программу политического обучения и воспитания был крупным и положительным шагом во всей политработе в Красной армии. Уже первый год работы по этой программе показал, что она содействовала установлению твердой системы политического воспитания красноармейцев, усилению плановости в политзанятиях. По указанию и под руководством Коммунистической партии партийно-политические органы пересмотрели всю политикопросветительную работу в Красной армии в направлении усиления политико-воспитательных элементов в ней, усиления ее роли в деле воспитания личного состава Вооруженных сил в духе большевизма. Ведущее место в политико-просветительной работе после политической подготовки занимала внешкольная работа, общие задачи которой были те же, что и задачи всей политработы, но осуществляемой другими формами. Совещание начальников политорганов Красной армии, проходившее в ноябре 1924 г., указало, что внешкольная работа «должна строго соответствовать общим задачам военно-политического воспитания, выдвигаемым на каждый отдельный период двухгодичной программы.

Содержание внешкольной работы должно складываться из: а) пропаганды РКП(б), основ ленинизма и Коминтерна; б) пропаганды советского строительства; в) разъяснения международных событий; г) разъяснения фактов и явлений местного быта»6 . Осуществление этих задач ложилось на клубы и ленинские уголки, являвшиеся основными центрами внешкольной работы в армии. Вместе с тем они были призваны организовать отдых красноармейцев и начальствующего состава, удовлетворять их культурно-политические запросы. Ленинские уголки создавались в каждой роте, батальоне, эскадроне и команде и помещались непосредственно в красноармейских казармах и общежитиях. Их прямым, основным назначением являлось удовлетворение культурно-политических запросов красноармейцев, проведение политико-просветительной, военной и спортивной работы. Ленинским уголком непосредственно руководил политрук или заместитель командира подразделения по политчасти.

Массовую работу ленинские уголки проводили путем организации бесед, политобзоров, докладов, через ротную библиотеку, организацией вечеров самодеятельности, вечеров вопросов и ответов, экскурсий и т. д.7 Клубы создавались во всех полках, дивизионах и равных им частях. Они должны были помочь партийной и комсомольской организациям во всей их работе, в деле коммунистического воспитания красноармейцев, в удовлетворении повышенных запросов более активной части красноармейцев и младшего начсостава и ведении с ними военной и военно-политической работы; обслуживании различными формами массовой работы всех красноармейцев; содействии в организации досуга начальствующего состава и их семей, удовлетворении их культурно-политических запросов и т. д. Полковой клуб имел оборудованное помещение для ведения военно-политической работы и отдыха, организовывал различные кружки для красноармейского и начальствующего состава, курсы по самообразованию, проводил в разнообразных формах массовую работу (лекции, доклады, театрально-художественные и литературные вечера, демонстрацию кинофильмов, справочную работу и т. д.), имел полковую библиотеку и т. д. Внешкольная работа являлась могучим средством в руках партийно-политических органов РККА в деле политическо-го воспитания советских воинов, повышения их общеобразовательной и военной подготовки. Видное место во внешкольной работе в армии занимала ликвидация неграмотности и малограмотности.

Неграмотные выделялись в ротах в отдельные группы, и их обучение проводилось по особому варианту программы. Малограмотные также обучались в организованном порядке на политзанятиях. Дополнительные занятия с неграмотными, а также малограмотными проводились в порядке внешкольной работы, путем организации вечерних школ. В результате красноармейцы поголовно ликвидировали свою неграмотность и малограмотность и возвращались домой грамотными и политически подготовленными строителями новой жизни. Красная армия являлась одним из крупнейших очагов повышения грамотности и общей культуры в стране8 . Крупное значение в деле политического, военного и культурного воспитания личного состава армии и флота придавалось военной печати.

В резолюции «О печати» отмечалось: «Для обслуживания крестьянства большое значение имеет красноармейская и краснофлотская пресса, которая должна быть всемерно укреплена, а содержание и язык ее должны быть приспособлены к тому молодняку, который вливается в армию. Необходимо также широко использовать терсборы для установления связи красноармейской и крестьянской газеты с крестьянством». С 1924 г. началось издание центральной ежедневной военнополитической газеты «Красная звезда», ответственным редактором которой был утвержден А.С. Бубнов. Кроме того, в 1925 г.

Вооруженные силы страны имели девять окружных, две флотские, две корпусные, десять территориальных газет, в том числе шесть на национальных языках. Все это были ежедневные газеты, рассчитанные на рядовой красноармейский и краснофлотский состав. До 75 % их тиража распространялось среди красноармейцев в порядке добровольной подписки. В армии издавалось девять журналов, в том числе «Война и революция», «Военный вестник», «Спутник политработника», «Война и техника» и др. Для красноармейцев издавался массовый литературнохудожественный журнал «Красноармеец». Широкое распространение в армии получили стенные газеты, которые являлись формой воздействия на массы и выявления

активности красноармейцев. Стенгазеты содействовали укреплению боеспособности подразделения, поднятию среди красноармейцев дисциплины, укреплению авторитета командного и политического состава и т. д. В армии было до 5 тысяч ротных стенгазет. На почве возросшей активности красноармейской массы и в результате развития сети газет широко развернулось военкоровское движение. Общая численность военкоров в 1925 г. достигла 60 тыс. человек. Партийно-политические органы уделяли большое внимание политическому воспитанию военкоров. При стенгазетах организовывались кружки военкоров, в которые на добровольных началах входили все пишущие в стенную, окружную и другие газеты. Подготовка руководителей кружков и членов редколлегий стенгазет проводилась на специальных полковых и дивизионных семинарах.

В целях руководства военкоровским движением журнал «Спутник политработника» выпускал ежемесячное приложение «Военный корреспондент». Особое внимание уделялось укреплению партийно-политического аппарата и партийно-политической работы в территориальных частях армии, удельный вес которых непрерывно возрастал. Партийно-политическая работа в территориальных частях проводилась в особых условиях: территориальная разбросанность частей, малые сроки обучения на сборах, длительный междусборовый период, разнородность переменного состава в возрастном отношении и по степени военной и политической подготовки – все это предъявляло особые требования к партийно-политическому аппарату территориальных частей и ставило вопрос о выработке особых форм организации работы в них .

Партийно-политическая работа в территориальных частях проводилась применительно к особому порядку прохождения службы в них и проходила последовательные стадии: 1) подготовка к учебным сборам; 2) работа во время учебных сборов и 3) работа между сборами. В период подготовки к учебным сборам партийно-политический аппарат территориальных частей проводил, прежде всего, ряд подготовительных организационных мероприятий, которые заключались в изучении районов комплектования, нужд и запросов местного населения, в установлении связи с местными партийными и советскими органами, в подборе и комплектовании переменного политсостава, участии в приемочных комиссиях и т. д. Во-вторых, развертывал большую устную и печатную агитационно-политическую работу среди населения по разъяснению международной обстановки, сущности территориальной системы, практических сведений о предстоящем сборе и т. д. В-третьих, проводил подготовку кадрового и переменного командно-политического состава во время предварительных сборов, которые предшествовали общим сборам терармейцев. В-четвертых, разворачивал и готовил политический и партийный аппарат частей. Особенно важной являлась работа во время учебных сборов.

В этот период партийно-политический аппарат решал три задачи: 1) политическое обучение и воспитание переменного красноармейского состава по особой программе; 2) закрепление тесной связи между кадровым и переменным составом; 3) создание необходимых предпосылок для разворачивания военной пропаганды среди переменного состава между сборами и через переменный состав среди местного трудового населения. В период между сборами основными задачами политорганов являлись установление и упрочение связи с переменным составом, организация военно-политической работы с ним, содействие гражданским организациям в их политической и культурной работе.

Основными формами связи с переменниками являлись: печатная и письменная связь, непосредственное общение путем периодического выезда кадрового командно-политического состава в места жительства переменников, созыва собраний и конференции переменников, совещания руководителей военных кружков, начальников военных уголков, уполномоченных ротных и взводных участков и т. д. ЦК ВКП(б) обратил внимание местных партийных организаций на более тщательную подготовку допризывников к службе в армии и обязал добиться ликвидации неграмотности среди допризывников на 100 %. ЦК ВКП(б) указал также на недостаточное внимание к работе между сборами с переменным составом территориальных частей и предложил принять меры к усилению этой работы.

Таким образом, в результате ряда важнейших мероприятий, была решена одна из основных и главных задач военной реформы – укрепление партийно-политических органов Вооруженных сил, а также была поднята на новый уровень партийно-политическая работа в Вооруженных силах.

Также важными изменениями явилось:

1. Искоренение ликвидаторских тенденций в отношении партийно-политического аппарата и партийно-политической работы в армии и на флоте, упразднение существовавшего разрыва между партийными организациями армии и флота и всей партией; укрепление партийных организаций Вооруженных сил и т. д. Военным разделом Устава ВКП(б) был закреплен существовавший партийно-политический аппарат Вооруженных сил, организационные формы, права и обязанности партийных организаций в армии и на флоте.

2. Укрепление партийно-политических органов Вооруженных сил: усовершенствование их организационной структуры; уточнение роли и места каждого политоргана; в связи с переходом к единоначалию издание нового «Положения» о военных комиссарах армии и флота, которое по-новому определило их роль и функции; оптимизация методов работы партийно-политического аппарата.

3. Совершенствование системы и качества подготовки партийно-политических работников, содержания и качества партийно-политической и культурно-просветительной работы в армии и на флоте.

4. Внедрение двухлетней программы политического обучения и воспитания, основной целью которой являлась подготовка сознательного защитника Советской власти, улучшение внешкольной работы. Особое внимание было уделено укреплению партийно-политического аппарата и партийно-политической и культурной работы в территориально-милиционных частях и соединениях и т. д. Все эти и другие мероприятия привели к укреплению партийно-политических органов и их деятельности, совершенствованию политико-воспитательной работы в армии и флоте.

Е.Г. Гужва (Москва)

Другие новости и статьи

« На пути к Т-34. Развитие представлений командования РККА о танке будущего в 1930-е годы

Ликвидация русского народа и уничтожение его государственности — главная цель фашистского нашествия в 1941 году »

Запись создана: Четверг, 13 Июнь 2019 в 0:11 и находится в рубриках Межвоенный период.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика