Необходимость банковского обеспечения военной организации государства



Необходимость банковского обеспечения военной организации государства

oboznik.ru - Необходимость банковского обеспечения военной организации государства

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальные интересы России в военной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности и общества в целом от военной агрессии со стороны других государств, в защите независимости страны, ее суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России, ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства*. Реализация национальных интересов в военной сфере требует концентрации усилий государственных институтов и всего российского общества на планомерном и эффективном военном строительстве.

oboznik.ru - Необходимость банковского обеспечения военной организации государства

Современное военное строительство – с учетом диалектики количественных и качественных параметров национальной безопасности – предполагает создание и эффективное развитие военной организации государства (далее по тексту – ВОГ), согласно военной доктрине РФ, включающей в себя (схема справа, нажать):

− Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной
безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами;
− органы управления ими;
− а также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности**.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Военная безопасность Российского государства обеспечивается всей совокупностью имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов.

При этом финансовое обеспечение военной безопасности государства предполагает реальное движение денежных средств, сначала – в процессе формирования соответствующих денежных фондов (в первую очередь доходной части бюджета), а затем – в процессе финансирования расходов на оборону (при централизованных за- купках вооружения и военной техники, при доведении денег до потребителя), а так-же при фактическом расходовании денежных средств.
В свою очередь, движение денежных средств, а значит и само финансовое обеспечение военной безопасности государства, будет сильно затруднено, а в некоторых случаях и невозможно, если в его организации не будут участвовать банки – специализированные финансовые институты, оказывающие банковские услуги.

Под оказанием банковских услуг при этом следует понимать реализацию банковского продукта, который в свою очередь является результатом деятельности его сотрудников, то есть результатом совершения банковских операций.

И Вооруженные Силы РФ и предприятия ОПК объективно испытывают потребности в банковских услугах, хотя уровень и характер этих потребностей у них различен. Эти различия вызваны, прежде всего, индивидуальной спецификой деятельности воинских формирований, органов управления ими и предприятий оборонной промышленности, а также их ролью в процессе обеспечения военно- экономической безопасности государства.

Потребности Вооруженных Сил РФ в банковских услугах имеют большую дифференциацию в зависимости от предназначения воинского формирования, уровня его управления, места дислокации, порядка финансирования и др.

В современных условиях Вооруженные Силы РФ, как и большинство других силовых структур, финансируются через органы федерального казначейства (ОФК). То есть воинские формирования и органы военного управления, как правило, не имеют банковских счетов. Поэтому, на первый взгляд кажется, что потребителями банковских услуг в полном объеме выступают органы федерального казначейства, являющиеся клиентами банков. Однако, на самом деле, весь процесс казначейского исполнения бюджета осуществляется в интересах потребителей бюджетных средств. Вооруженным Силам необходимо вооружение, военная техника, военное имущество, услуги предприятий ВПК и гражданской сферы. Для их поставки, помимо наличия выделенных финансовых ресурсов, необходимо, чтобы денежные средства своевременно доходили до поставщика. Поэтому, воинские структуры, и в первую очередь органы управления силовых ведомств, отвечающие за централизованные поставки, заинтересованы в хорошо организованных бесперебойных расчетах (расчетном обслуживании), и не важно при этом открыт им банковский счет или лицевой счет в ОФК.

Для расчетов с личным составом воинские формирования нуждаются в денежной наличности (кассовом обслуживании). Органы федерального казначейства кассовое обслуживание своих клиентов не осуществляют, поэтому в любом случае воинские части и учреждения наличные деньги получают в банках, независимо от того открыты ли им там счета или нет.

Снизить общий объем потребностей воинских частей в денежной наличности могло бы расширение сферы применения вкладных операций. Ведь выплату денежного содержания личному составу силовых ведомств, возможно осуществлять посредством перечисления денежных средств на текущие или депозитные счета, от- крытые военнослужащим и гражданскому персоналу в банках, и в частности на счета, управляемые с помощью банковских карт.

В этом случае снизятся издержки воинских формирований, связанные с организацией кассовой работы (охрана, доставка, оборудование хранилищ), а также уменьшится количество наличных денег в обращении, что представляет уже общенациональный интерес.

Одновременно произойдет частичная трансформация потребностей ВС в банковских услугах.

Следует отметить, что открытие воинским формированиям лицевых счетов в органах федерального казначейства в ряде случаев не представляется возможным, либо с учетом государственных интересов является нецелесообразным. Если главный распорядитель бюджетных средств (Министр обороны РФ) дает обоснование необходимости открытия получателю бюджетных средств (воинской части) банковского счета и на то получено соответствующее разрешение Министерства Финансов, то получателю бюджетных средств может быть открыт счет в подразделении расчетной сети Банка России или в Сбербанке РФ.
В этом случае у воинских частей и учреждений возникает потребность в открытии и ведении банковских счетов.

Подобный порядок является исключением из общего правила и применяется в отношении:
− воинских контингентов, расположенных на иностранной территории (военные базы в Таджикистане, Киргизии, Армении, Приднестровье и др.);
− воинских формирований, дислоцирующихся в особых условиях (Чеченская Республика);
− воинских частей и органов военного управления, состав расходов и объемы финансирования которых составляют государственную тайну.

В соответствие с международными договорами Российские воинские контингенты дислоцируются на территории иностранных государств, выполняя задачи по обеспечению национальной и международной безопасности. Группировки Вооруженных Сил Российской Федерации располагаются на территории ряда стран СНГ (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Украины), а также на территории некоторых других государств.

Для их содержания у местных поставщиков закупается продовольствие, топливо, строительные материалы. Предприятия страны пребывания оказывают российскому воинскому контингенту коммунальные и транспортные услуги, предоставляют в аренду помещения. Что вызывает потребность российских воинских контингентов, дислоцирующихся на иностранной территории в денежных средствах, в том числе в валюте страны дислокации.

Для финансового обеспечения войск, дислоцированных на иностранной территории, у органов военного управления возникает потребность:

    − в открытии и ведении банковских счетов в иностранной и в российской валюте;
    − в осуществлении безналичных расчетов за получаемые товары и потребляемые услуги;
    − в получении наличной валюты страны пребывания для расчетов с личным составом по денежному довольствию и заработной плате;
    − в покупке – продаже иностранной валюты за российские рубли в наличном и безналичном порядке.

В свою очередь у военнослужащих, проходящих службу за границей и членов их семей, возникает потребность в купле-продаже наличной иностранной валюты, а также в осуществлении вкладных операций в рублях и иностранной валюте.

См. далее:
2. Система банковского обслуживания Вооруженных Сил

Литература:
* 1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета. – 2000. – 17 января.
** 2. Военная доктрина Российской Федерации //Российская газета. – 2000. – 25 апреля.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ Ст. 155, 156
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Ст. 5.
5. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство. – 2007. – С. 625.
6. Баскаков В.В., Гордиенко Д.В. «Основы экономической безопасности государства». – М.: МО РФ. – 2007. – С. 50
7. Пожаров А. И. Военная экономика России: история и теория. – М: ВФЭУ. – 2005. – С 371.
8. Военный бюджет государства. Методы обоснования и анализа / Под ред. Г.С. Олейника, М.: Военное издательство, 2000.
9. Мурзиков А.В. Продвижение российской продукции военного назначения на мировой рынок: вопросы теории и практики. М.: ВУ, 2008.
10. Кузьмин В.И., Галуша Н.А., Рябошапко В.А. «Современная геополитическая ситуация и проблемы военной реформы». – Вестник академии военных наук. – 2008. – № 3 (24). – С. 9.
11. Гафутулин Н. «Финансы военной составляющей». – Красная Звезда. – № 189 (25192) от 17 октября 2008 г.
12. Михайлов В. «Национальная оборона: четыре триллиона на трехлетку». – Независимое военное обозрение. – № 33 от 19 – 25 октября 2008 г.
13. Army Regulation 210-135. Installations. Banks and Credit Unions on Army Installations. Headquarters. Department of the Army. Washington. DC. 1 June, 1988

к.э.н., полковник А.К. Кутузов, студенты Финакадемии Д.В. Пирогов, Б.Б. Горяев. OBOZNIK.ru



Другие новости и статьи

« Нам нужна история, а не пропаганда

Обзор судебной практики о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих »

Запись создана: Вторник, 18 Сентябрь 2018 в 9:22 и находится в рубриках Современность, Финансовое.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы