23 Январь 2020

Генеалогия и социальная история России в записях на экземплярах старопечатной кириллицы

oboznik.ru - Генеалогия и социальная история России в записях на экземплярах старопечатной кириллицы
#история#Россия#кириллица

Генеалогия; социальная история; старопечатная кириллица.

Записи на книгах являются важным источником по социальной истории России. Они представляют историку информацию как об отдельной личности, семье, социальной группе. В составляемой автором базе данных фигурирует 9616 имен лиц, в XVI-XXI вв. имевших отношение к экземплярам старопечатной кириллицы. Важность изучения генеалогии для социальной истории уже давно не подлежит сомнению. Тем актуальнее вопрос поиска новых источников, позволяющих восстанавливать историю не только отдельных родов, но и целых социальных групп.

Одним из таких источников могут быть записи на книгах, имеющие документальную точность, поскольку часто выполняют функции юридического документа [17, с. 37]. Этот вопрос интересно рассмотреть на примере судеб книг старопечатной кириллицы, т.е. изданий, имеющий наиболее продолжительную историю бытования. Ведь до сих пор (в первую очередь в старообрядческих общинах) они продолжают выполнять те же функции, что и в момент их создания, т.е. три – четыре столетия назад.

В настоящее время в составляемой автором с 2008 г. базе данных фигурирует 9616 имен, при этом зафиксировано 40 родов, насчитывающих три и более поколений; наиболее подробно прослеживается история рода Строгановых (20 человек!). За многовековой период на страницах книг появилось большое количество записей, отразивших имена вкладчиков, владельцев, читателей и др. лиц, имеющих отношения к этим памятникам. Любые сведения, содержащие фамилию, имя и отчество, могут рассматриваться как генеалогические.

Хотя даже единичные записи иногда являются уникальными источниками по истории какой-либо семьи, но при изучении их в контексте друг с другом, информационный потенциал их повышается. Отметим, что записи дают следующую информацию:

1. Уточнение биографий отдельных личностей Здесь можно вспомнить, что именно записи на книгах позволили «разделить» двух Иосифов – архимандритов ярославского СпасоПреображенского монастыря [15], которые в справочнике П.М. Строева показаны как одно лицо [16, Стлб. 338]. Не менее примечателен и случай с Иваном Филипповичем Стрешневым, о котором имеются весьма противоречивые сведения. В родословной книге П.В. Долгорукова он значится как умерший в 1613 г. [4, с. 411], в справочнике же П.И. Иванова – в 1648 г. [5, с. 393]. В записи 1646 г. он значится как живой (схимник Иев) и имеющий чин окольничего, хотя в справочнике П.И. Иванова не указано, что он имел такой чин. Скорее всего, речь может идти о том, что в 1613 г. И.Ф. Стрешнев ушел со службы и совершил постриг, чин окольничего этот деятель Смутного времени получил от Лжедмитрия II. Кроме того, сама запись подтверждает правильность даты смерти, приводимой в указанном справочнике.

2. Сведения об истории отдельных семей Благодаря «летописцу» семьи Смышляевых, зафиксированному на издании «Новый завет» (М.: Синодал.тип., 01.1778; [11, № 378]), удалось реконструировать историю пяти поколений рода (19 человек), что позволяет хорошо проследить социальную динамику семьи. Так Емельян Меркурьевич Смышляев (1754-1799)3 , будучи дьячком, в 1784 г. записался в купечество. Его сын, Дмитрий Емельянович Смышляев (1789 – после 1828 г.), после разорения отца, начал коммерческое дело заново. Сам он женился на дочери священника, у которой сестра тоже вышла замуж за купца (В.Я. Кураева). Наконец, последними фигурируют два тезки, отец и сын (соответственно, 4-е и 5-е поколение) Д.Д. и Д.Д. Смышляевы. Старший из них – выдающийся общественный деятель г. Перми, получивший за свои заслуги ряд наград, в том числе и ордена, дававшие право на дворянство. Таким образом, перед нами история рода, который в течение пяти поколений (т.е. порядка 100 лет) трижды менял свой статус: священнослужители, купцы, дворяне. Записи на семи книгах 4 , бытовавших в Пермском крае, отразили судьбы 17 человек – пяти поколений родов Останиных, Лунеговых и Ржевиных – жителей г. Чердыни и окрестностей. Изначально крестьянский род стал купеческим. Причем, получив наследство от дяди, Григория Мироновича Лунегова (1830-1892), Даниил Евдокимович Ржевин стал крупным судовладельцем [6, с. 285], муж Ефимьи Мироновны Лунеговой, Григорий Егорович Надымов также из крестьян перешел в купечество и также был судовладельцем… Таким образом, история бытования семи упомянутых книг – это не только яркая страница книжной культуры Пермского края, но и история элиты чердынского уезда: все упомянутые в записях лица сыграли важную роль судьбе региона. Приведенные два примера говорит о довольно высокой социальной мобильности населения Пермского края в XIX в.

3. Сведения об истории социальных групп В 1655 г. Антипа Филимонов, священник московской Введенской церкви «да дети ево гостиной сотни Василии да Митреи Антипины по своих родителех во град Торжокъ ко церкви в собор Преображения Спасова и причистои Богородицы Муромской», вложили книгу «Минею служебную, июль» (МПД, 1629; [13, № 199]) в г. Торжок в собор Преображения Спасова и пречистой Богородицы Муромской. В работах Н.Б. Голиковой – на сегодняшний день основных по истории привилегированных купеческих корпораций – Василий и Дмитрий Антипины не упоминаются [2; 3]. Этот эпизод показывает, что выходцы из духовенства могли пополнять ряды предпринимательского сословия. А это тоже принципиально новая информация: происхождение гостей – вопрос недостаточно изученный. Н.Б. Голикова наглядно показала, что основными источниками пополнения торговых корпораций было посадское населения и крестьяне. Здесь же мы видим, что представители духовенства также могли уходить в коммерческую деятельность. Генезис тех или иных социальных групп может быть продемонстрирован также на примере черного духовенства.

В базе данных учтено 25 (из них 12 относится к женщинам) случаев XVII в., когда указано социальное происхождение монахов: 3 (1 женщина) представителя аристократии, 8 дворянства (7 женщин), 10 (3 женщины) духовенства, 3 (1 женщина) крестьян и один из дьяков. Эта небольшая статистика дает представление о сословном происхождении черного духовенства в XVII в. 4. Сведения по демографии отдельных периодов Во-первых, бросается в глаза большое количество «убиенных», фигурирующих в записи Л.Л. Шукурова 1698 г.: 3 человека из 33 упомянутых [1, № 182]! Убиенные фигурируют и в записи Воскресенского попа Василия [13, № 336].

Вполне возможно, что это отголосок грозных событий «бунташного века». Во-вторых, указание на младенцев, которых следует поминать, свидетельствует о детской смертности, что также является важной составляющей демографического вопроса. Вполне возможно, что записи на книгах позволят увеличить базу источников по демографии и лучше представить социальные процессы России XVII-XVIII в. в целом. Косвенную информацию о демографических процессах дает именослов. Поскольку на протяжении столетий имена давались по святцам и были привязаны к определенным дням, то сравнение именослова разных периодов может также оказаться полезным. Таким образом, записи на книгах способны осветить целый ряд проблем социальной истории и могут быть незаменимы при изучении не только биографий отдельных деятелей или судеб конкретных семей, но и истории целых социальных групп.

В.П. Богданов

Другие новости и статьи

« Рукописный сборник князей Черкасских – памятник педагогической мысли XVII в. (источниковедческий аспект)

Блокада Ленинграда: историческая справка »

Запись создана: Четверг, 23 Январь 2020 в 0:21 и находится в рубриках Стрелецкое войско.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика