Рукописный сборник князей Черкасских – памятник педагогической мысли XVII в. (источниковедческий аспект)
Кн. Черкасские; рукописные сборники; учебная литература. Сборник РНБ. Q.I. 327 рассмотрен с источниковедческой точки зрения, что помогает уточнить его атрибуцию и содержание.
Сборник, написанный для князей Черкасских3 , полностью посвящен вопросам детского воспитания и является одним из самых ранних русских сборников педагогического характера. Он известен в литературе благодаря оригинальности открывающего его текста: «Предисловие ко пречестнейшему князю Петру Михайловичю Черкасскому в чину ученичества возлежащему» (л. 2), однако археографически сборник никогда не анализировался даже его публикаторами [8, c. 32-71; 5]. В литературе существуют разные предположения о его датировке и авторстве.
Исследователи обращали внимание на большие утраты листов в данной рукописи и сокрушались о невозможности восстановить ее полное содержание. Палеографический анализ сборника и реконструкция его содержания – новая попытка сделать атрибуцию сборника. Название «Предисловия» говорит о том, что он был написан для детей кн. М.Я. Черкасского: старшего Петра и младшего Алексея, упоминающегося в тексте.
Принято считать, что кн. Алексей, впоследствии ставший важным политическим деятелем, родился в сентябре 1680 г. [4, с. 42-43]. Однако в переписи 1718 г. возраст кн. Алексея – 34 года (сведения подавал его дворецкий) 4 , т.е. дата его рождения 1684 г. Какая из двух дат правильная – пока судить трудно, поэтому скажем осторожно, что сборник написан в 1680-е гг., не ранее 1681 г. 5 . В 1680 г. отец мальчиков был назначен стольником к семилетнему царевичу Петру, в 1682 г. он получил боярский чин [11, с. 462].
Закономерно, что его сыновья были пожалованы в 1688 г. в спальники к царю Иоанну, а в 1693 г. переведены к царю Петру. В 1685-1686 гг. их отец был воеводой в Великом Новгороде, потом до 1697 г. оставался в Москве, когда был назначен Сибирским воеводой и уехал со всей семьей. Итак, биографические даты говорят о том, что сочинителем «Предисловия» никак не мог быть умерший в 1680 г. Симеон Полоцкий, на авторство которого указывал В. Буш [2, с. 30-31]. И. Михайловский [9, с. 1-38] называл автором «Предисловия» Николая Спафария, в 80-е гг. находившегося в Москве. Это мнение поддержала и О. Белоброва [1, с. 7]. Использование в «Предисловии» примеров из античной и западноевропейской истории и мифологии, свойственное трудам Н. Спафария, привело их к этой слабо обоснованной гипотезе. Обратимся к внешней характеристике сборника. Его размер в четверть листа, переплет – доски в тисненой коже, с медными застежками. Рукопись содержит в себе 158 листов. Тетради с восьмой по тринадцатую, из 8 листов каждая, в нем утрачены. Текст написан одной рукой, четким уставным почерком. Он украшен скромными киноварными инициалами и буквицами. «Предисловие» и главы, в которых сохранились их заголовки (первая и четвертая), орнаментированы одинаково.
Каждый лист имеет чернильную рамку с двумя контурами, внутри нее глоссы, т.е. ссылки на цитируемые произведения (например, «Прем. Гл. 7»). Эпиграф к «Предисловию» взят из Евангелия от Иоанна: «Аще кто Яст хлеб сей Жив будет во веки Глава 6» (л. 1 об.). Далее автор обыгрывает эту цитату: данная книга есть хлеб просвещения: «и ты, благочествивый учениче и младенче пречистый, княже Петре, прими любезно хлеб сей в просвещение, ти яждь здрав во спасение твое душевное. Яждь, взимая рукама ума твоего, прежувай зубами разсуждения, и поглощай в стомахъ памяти твоея, и будет ти в ползу» (л. 3 об.). Метафора хлеба относит к таинству Евхаристии и дает образ того, что чтение книги – это вкушение слова Божия. Автор-составитель, безусловно, имел в руках напечатанный в 1681 г. сборник проповедей Симеона Полоцкого «Обед душевный», где познание также связано с образом принятия пищи [6, с. 165-170]. Далее мы снова увидим обращение к этой книге. Вторая часть «Предисловия» посвящена разъяснению того, что есть «мудрость». Этот вопрос затрагивался во всех учительских сборниках, поскольку «мудрость» была именно тем, к чему хотели подвести учеников. Третья часть «Предисловия» – «К родителям обращение» (л. 10 об.–18 об.), т.е. к супругам Черкасским. Она состоит из множества афоризмов и примеров, обыгрывающих оппозицию «юность – старость». Что в юности легко, в старости – невозможно, труд в юности обеспечивает покой в старости, какова у человека юность, такова будет и старость, и проч.
Их источник – изречения Иисуса Сирахова сына, Платон, Аристотель, и «иные философы». Подчеркивается важность обучения с самых юных лет. Родители обязаны найти для детей искусного учителя (л. 19 об.). Этот совет автор подкрепляет множеством удачных примеров, выбранных из житийной литературы. Родителям даются основанные на библейских книгах советы о наказания детей: например: «аще хощете от чад веселитися ваших: жезл бо есть злобы искоренитель и насадитель добродетелей» (л. 22 об.–23). Далее следует осуждение «родительской потачки» детям и чрезмерной любви, портящей детей. Оно начинается текстом мифа о Фаэтоне, боге Солнца, не сумевшем отказать сыну в просьбе прокатиться на солнечной колеснице. «Баснь се есть пиетическая, но родителем в наставление полезна» (л. 25). Этот текст взят из «Обеда душевного» Симеона, а именно – из «Слова в неделю 34-ю по сошествии Святого духа» [см. публ.: 12, c. 366-376]. Симеон далее развивал в проповеди тему принципов воспитания, пытаясь ответить на вопрос: «Но откуду честных родителей чада злонравие стяжут?». В сборнике Черкасских некоторые места проповеди Полоцкого сокращены или пропущены. Например, нет совета об удалении детей от плохого общества, нет ее окончания («Чин учения» из 10 пунктов). Но последовательная нумерация тетрадей в рукописи Черкасских свидетельствует о том, что в тексте, взятом из «Обеда душевного» утрат нет. Таким образом, проповедь Полоцкого либо переписана с дефектного экземпляра, либо ее текст сокращен сознательно.
Публикатор сборника Черкасских Н. Лавровский не смог опознать текст Полоцкого. Это сделал В.В. Буш [2, с. 30-31, 110-112]. Он нашел полный текст проповеди Полоцкого под заглавием «Наказание чадом», без указания его авторства, в очень разнообразном по тематике сборнике из собрания Ундольского6 [см. 3, с. 49] и сравнил его с текстом, опубликованным Н. Лавровским. Буш пришел к поспешному заключению о Симеоне как об авторе всего сборника, в том числе и «Предисловия». На его мнение опиралась О. Белоброва, писавшая, что сборник «составлен из печатных проповедей Полоцкого» [10, c. 250]. За «Предисловием» следует «Глава 1. «Яко подобает от юности детем прилежати учению, родителема же сих понуждати прилежно божественнаго закона наказанию и мудрости снисканию духовного и гражданского жиительств ко обучению» (л. 51). От нее сохранился один лист, начинающийся со слов «Блажен муж, иже обрете премудрость», полностью утрачены главы вторая и третья. Их текст неизвестен. Н. Лавровский без всяких аргументов предполагал, что это было «Гражданство обычаев детских» [8, c. 62]. Зато глава четвертая «Чинопоследование молитвам прежде всякого дела и делания…» не имеет утрат и оканчивается словом «аминь». Она состоит из молитв, которые сопровождают каждый шаг учащегося в течение дня, начиная с того, как он «от одра восстал». Это молитвы на облачение в одежду, путь в школу, приход в церковь, обучение чтению и проч.
После главы 4 утрачены тетради с восьмой по тринадцатую и текст начинается с кратких библейских и святоотеческих изречений, расположенных под заголовками «Благотворити врагам», «Седаго долженствует чествовати», «Нищая долженствует миловати», «Хранити тайны» и проч. На каждое изречение сделана ссылка. Этот текст принадлежит сочинению Евфимия Чудовского (ум. 1705 г.) «Созрение (обзор – О.К.) христианского обучения ради малых детей». Далее выделенный заголовок «Всем повсюду» (л. 49) тоже взят из «Созрения …» (подзаголовок к гл. 2 [текст см.: 2, c. 82], но текста Евфимия под этим заголовком нет, как нет и первого раздела главы 3 «Созрения». В сборнике Черкасских сразу следует второй раздел третьей главы «О телесном» и далее до самого конца рукописи без всяких пропусков переписан текст «Созрения…», заключительные фразы исполнены в виде колофона. В. Буш, целиком опубликовавший «Созрение» по двум спискам (РГБ, собр. Тихонравова, № 487 и Тверской музей, № 134) [2, c. 58-87], произвольно полагал, что автором «Созрения» был Паисий Лигарид. Он не отождествил последнюю главу сборника Черкасских с «Созрением» и ошибался, когда писал, что ее невозможно сравнивать с другими рукописями, поскольку «вся основная часть трактата… сохранилась в слишком истерзанном виде» [2, c. 19]. Такое сравнение было сделано С. Чебаном, увидевшим по изданию Н. Лавровского текстуальные совпадения сборника Черкасских с «Созрением» [13, с. 129164]. В. Буш яростно это опровергал [2, c. 19], но теперь мы знаем, что прав был именно С. Чебан.
По словам В. Буша, «Созрение» полностью выдержано в строгом церковно-религиозном духе, в нем нет творческой мысли, а «черты быта тонут в море цитат и молитв» [2, с. 20]. С этим трудно поспорить, такие особенности делали «Созрение» памятником мало привлекательным для исследователей XIX в., которым хотелось видеть гуманистические тенденции и светскую мысль в образовании XVII в. Но именно «Созрение» привлекало читателей предпетровского времени. Оно вошло в два списка рукописи под названием «Алфавитарь» [публ.: 14], в сборник Черкасских, в два сборника, опубликованных В. Бушем (см. выше), а также в Софийскую рукопись, найденную Н. Куприяновым [7]. «Созрение», таким образом, помещали во многие учебные сборники. Итак, содержание сборника Черкасских таково: 1) «Предисловие…», заключающееся «Словом в неделю 34-ю…» из «Обеда душевного» Полоцкого (с купюрами); 2) два утраченных сочинения, одно из которых называлось «Яко подобает от юности детем прилежати учению…»; 3) Чинопоследование молитвам; 5) «Созрение христианского обучения…» Евфимия (начало утрачено). Подобное содержание делает сомнительным Н. Спафария в качестве его составителя, для которого было типично заимствование сочинений светской литературы, а не церковной. Историки XIX в. не видели греха в произвольных суждениях, но в работах последователей они превращались в утверждение. Комплексное историографическое и археографическое рассмотрение сборника помогло прояснить его атрибуцию. Содержание сборника показало знание его составителем основных современных ему произведений, связанных с вопросами воспитания. Все они основаны на традиционных православных постулатах. Но на вопрос, кто был составителем сборника, пока нет ответа
1. Белоброва О.А. Николай Спафарий. Эстетические трактаты. Л., 1978.
2. Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания. Пг., 1918.
3. Викторов А. Собрание славяно-русских рукописей В.М. Ундольского. М., 1870.
4. Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Ч. 2. СПб., 1855.
5. Замысловский Е.Е. Царствование Федора Алексеевича». СПб., 1871. Приложение.
6. Киселева М.С. Интеллектуальный выбор России. М., 2011.
7. Куприянов Н. Материалы для истории русской педагогии. Из рукописи прошлого столетия: «Наставление малым детям и об обычаях в училище» // ЖМНП. 1856. Ч. LXXXIX.
8. Лавровский Н. Памятники старинного русского воспитания // ЧОИДР. 1861. Кн. III. Отд. III.
9. Михайловский И.Н. О некоторых анонимных произведениях русской литературы конца XVII и начала XVIII столетия // Сборник Историкофилологического общества при Институте кн. Безбородко в Нежине. Т. 3. Нежин, 1900. Отд. 3.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М., 1989.
11. По М.Т. Российская элита в XVII в. Думные и церемониальные чины Государева двора 1613-1713 гг. Т. 1. Хельсинки, 2004.
12. Симеон Полоцкий. Ораторские произведения // Красноречие древней Руси (XI-XVII вв.). М., 1987.
13. Чебан С. К истории учебно-педагогической литературы Московской Руси // ЖМНП. 1915. Октябрь. 14. Bragone M.Ch. “De civilitate morum puerilium” Эразма Роттердамского в России (кон. XVII – перв. пол. XVIII в.) // Eighteenth-Century Russia: Society, Culture, Economy / Eds. R. Bartlett, G. Lehmann-Carli. Berlin, 2007
О.Е. Кошелева
Другие новости и статьи
Генеалогия и социальная история России в записях на экземплярах старопечатной кириллицы »
Запись создана: Четверг, 23 Январь 2020 в 0:18 и находится в рубриках Стрелецкое войско.
метки: история, педагогика, памятник
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика