Русские предисловия и послесловия XVII столетия как исторический источник



Русские предисловия и послесловия XVII столетия как исторический источник

oboznik.ru - Русские предисловия и послесловия XVII столетия  как исторический источник
#историяроссии#история#феномен#книга#книги#источники

Предисловия; послесловия; источники; информационное пространство.

В переходную эпоху от Средневековья к Новому времени резко возрастает роль печатных и рукописных предисловий как исторических источников. Они начинают использоваться как открытое информационное пространство, освещая самые значимые процессы и явления эпохи. Предисловия и послесловия представляют собой так называемое «окружение» основного текста и выполняют функцию сопровождения «корабля».

С этим нельзя не согласиться, но только до определенной степени, поскольку в истории культуры бывали времена, когда предисловия брали на себя совсем не свойственные им функции и заключали в себе подчас больше, чем сам сопровождаемый ими текст. К таким периодам и относится переходная эпоха от Средневековья к Новому времени, падающая в России на весь XVII в. Традиционная структура предисловий включает в себя три основных компонента: автор – книга – читатель. Но следует оговориться, что русские средневековые тексты содержали по большей части либо Священное писание, либо «священное предание», а посему автор книги был априори связан с Логосом, божественным словом и самим Богом, воплощенным в Слове.

На протяжении первых веков после принятия христианства русские составители книг выступали как переводчики, а чаще лишь как переписчики священных текстов. Поэтому они не составляли предисловий, а порой даже не догадывались, что переписывают чужое предисловие (как произошло с «Прологом», получившим свое наименование по предисловию к греческому Минологию). В XI-XVI вв. на Руси к священным текстам составляли в основном послесловия, содержащие благодарственную молитву к Богу за помощь в переписывании объемного фолианта, указывая сколько месяцев продолжался сей тяжкий труд и радуясь его завершению [11]. В XVII в. к трем китам, на которых строилось предисловие (автор – книга – читатель) [7, c. 35], добавился четвертый – время, вернее, «мимоидущее время», т.е. настоящее, а не «вечное», священное…

Смута начала XVII в. мощно вторглась в устоявшийся текст печатных послесловий и добавила к ним предисловия, которые стали использоваться для публицистических целей, для отражения происходящих в стране событий и перемен. В Смуту, когда цари сменялись на российском престоле один за другим, авторам послесловий приходилось чуть ли не на ходу менять имена «богоизбранных браздодержателей». Особенно показательно в этом плане послесловие к Минее служебной за ноябрь, изданной в 1610 г.: Ивану Невежину пришлось начать с похвалы Василию Шуйскому, при котором начался набор книги в печать, а закончить словами, что завершено издание было уже «при благородном государе, царе и великом князе Владиславе Жигимонтовиче Московском и всея Руси, в первое лето царства его» [5, л. 401]. В первой половине столетия крайне актуальной была тема легитимности новой царской династии. Для утверждения династии Романовых потребовались многократные и настойчивые подчеркивания их кровного родства с дедом Иваном Грозным (хотя Иван Грозный был не родным, а двоюродным дедом Михаила Романова) [4, л. 84 последней пагинации и мн. др.], богоизбранности «богомудрого поборника благочестия» [6, л. 451], особой миссии «стража» и спасителя России, стремящегося уподобиться славе императора Константина и Владимира Святого. Только при Алексее Михайловиче накал этих дифирамбов стал спадать, но при этом авторы послесловий стали более подробно расписывать близость к Богу «тишайшего» и призывать читателей возносить ему хвалу и молиться за него. Вот, например, как это делалось в послесловии к «Соборнику» 1647 г.: «елико кто изобилует дарованием родоязычия – хвалу, елицы простотою – благодарение, елицы внутренними упражняющиеся – молитвы приносите» [9, л. 881]. «Бунташное» столетие требовало быстрой реакции на происходящие события, а информационного пространства для этой реакции в виде газет, журналов, публицистики в стране еще не существовало (что и отразила публицистика в виде «Посланий» периода Смуты). Предисловия и послесловия и стали этим, образно говоря, «информационным пространством», причем как для государственных печатных изданий, так и для частных рукописей. Наиболее ярким и показательным примером этого служат предисловия к изданиям, сопровождавшим церковные реформы патриарха Никона.

Это особенно наглядно видно при сравнении двух изданий «Кормчей»: при патриархе Иосифе в 1650 г. и при патриархе Никоне в 1653 г. Если в первой книге лишь дублировалось предисловие предыдущего издания 1639 г. на четырех листах, то никоновская Кормчая 1653 г. вместо Предисловия содержала обширное повествование об учреждении патриаршества в России на 37 листах [1, c. 131]. В этом нельзя не заметить неудержимого стремления нового патриарха изложить свои взгляды на священство, которое «выше царства». Предисловие к «Служебнику» 1655 г. целиком посвящено вопросу соотношения церковной и светской властей, оно включает еще и биографию Никона. И хотя слов «священство выше царства» в нем нет, но они постоянно подразумеваются. Вначале создается образ России, на которую Бог возложил «два великия дара, яко некую диадиму царскую – священство и царство».

Если царство «человеческим владея и пекийся», то священство «божестенным служа». И хотя царь и патриарх восхваляются как «благочестивая и богомудрая двоица» и «богоизбранная сугубица», но все же после восхвалений дается подробное описание только власти русского патриарха. В частности, сообщается, что Никон искал и нашел грамоту с греческим текстом, в которой утверждалась равная значимость русского патриарха с вселенскими: «Писано в той книзе, яко святейший архиепископ и патриарх всея России брат есть православных селенских патриархов, и с сим именованием единочинен им и сопрестолен, и чином и достоинством равен». Далее следовал рассказ о том, как царь «умолиша» Никона «прияти» патриарший престол, и излагается ход церковных реформ. При этом Никон называется «богоизбранным христолюбивым и премудрым», что обычно используется при характеристиках монархов. При изложении речи Никона на церковном соборе, принявшем реформы, подчеркивается, что он «глаголал боговдохновенно… яко Илия боговидец ревнует по Господе».

В конце предисловия подчеркивается, что патриарх постоянно «совет сотвори к сыну своему, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу», принимающему решения «премудраго государя святейшаго Никона советом поощрен» [8, л. 5-7]. И другие предисловия патриарших изданий периода реформ используются Никоном для изложения своего «кредо», а также для публикации ряда документов, направленных на поддержку реформ. Так, в большом предисловии к «Скрижали» 1655-1656 гг. помещены Послание патриарха Паисия и «Соборное деяние», утвердившее реформы. Предисловия к старопечатным изданиям XVII столетия, безусловно, являются ценным историческим источником, но их намного превосходят в этом качестве предисловия к рукописным сочинениям, в особенности, к авторским произведениям, обильно распространившимся в рассматриваемый период. Если печатные предисловия и послесловия создавались в государственном – царском и патриаршем – учреждении, каким был Печатный двор, и посему несли на себе четкий отпечаток официальности, то рукописные их собратья были значительно более свободны как в выборе тем для изложения, так и в построении и форме изложения.

Наибольшей свободы достигали авторские предисловия, созданные самими авторами к своим новым сочинениям. Они выделялись не только содержанием, но и часто виршевой стихотворной формой, получившей в XVII в. широчайшее распространение в среде городских образованных слоев. Отдельного анализа требуют предисловия Симеона Полоцкого, Николая Спафария, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и других писателей и поэтов второй половины столетия. Особый блок источников представляют полемические рукописи, столь распространенные в XVII в. В предисловиях к ним отразилась полемика со старообрядцами, борьба «восточников» с «западниками», споры о допустимости изучения латинского языка в планируемой Славяно-греко-латинской академии, полемика о времени пресуществления святых даров в евхаристии и др. Наконец, нельзя не отметить целый комплекс предисловий, ставших самостоятельными произведениями, воспринимаемыми и переписываемыми отдельно от остального текста, к которому они создавались и были привязаны первоначально. Конечно, подобные предисловия-произведения появились еще в древности, в частности, в «Изборник Святослава 1073 года» уже входили в данном качестве «Святаго Василиа в начало притъчь» и «Евсевия Панфила от началословъныя повести». На протяжении всего средневековья таких отдельно существующих предисловий было достаточно, но их источниковедческая наполненность была различной. Семнадцатое столетие в этом плане обогатилось замечательными памятниками.

Например, «Предисловие откуду и от коего времени начася быти в нашей Рустей земли осмогласное пение…». Это по сути своей трактат, рассказывающий об истории знаменного пения. Первоначально данное предисловие, скорее всего, предшествовало крюковой нотной азбуке, но отделилось от нее и стало существовать самостоятельно в составе различных литературных сборников. Другой пример связан с предисловиями к Синодику, превратившимися в целый сборник статей при общих поминовениях и Помяннике, но в конце концов отделившихся от последних и составивших литературный сборник [2, с. 51]. Наконец, знаменитое предисловие к сочинению по истории, написанному в годы правления Феодора Алексеевича. Данное обширное предисловие является, по сути, теоретическим трактатом, посвященным осмыслению места и роли истории как «науки» в России.

Это предисловие было обнаружено в Степенной книге, принадлежащей постельничему и учителю царя Феодора Алексеевича А.Т. Лихачеву, что послужило основанием для историков XIX в. приписать авторство именно Лихачеву. Однако на основании почти дословного совпадения его вступительной части с началом «предглаголания» в «Книге о сивиллях, колико быша и киими имяны и о предречении их», составленной переводчиком Посольского приказа Николаем Спафарием, можно предположить, что именно Спафарий и был его автором: Книга о сивиллах» «Преизрядное видится бытии око с верховнаго Аристотеля речение, еже пишет во своих метафизиках: се есть вси человецы стественно ведати желают» [10, с. 54]. «Предисловии» И для того крайнейший философ Аристотель написал на поле метафизик, книга 1-я, что все человецы естественно желают ведати, се есть от природы свое[й] любят ведати и познати всех вещей, потому что тем ко искусству и к совершенству придут» [3. л. XXXV-XXXVI]. Возможно, конечно, что обращение к цитате из Аристотеля было «общим местом» уже в то время, однако это все же маловероятно. Авторство Н. Спафария требует более весомых доказательств. Работа по выявлению ценности предисловий и послесловий XVII в. как исторического источника еще только начинается.

1. Белякова Е.В. К вопросу о первом издании Кормчей книги // Вестник церковной истории. 2006. № 1.

2. Дергачева И.В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV-XVII вв. (на материале Синодика). Munchen, 1990.

3. Замысловский Е. Царствование Феодора Алексеевича. Ч. 1. Введение. Обзор источников. СПб., 1871.

4. Минея. Сентябрь. М., 1619.

5. Минея служебная. Ноябрь. М., 1610.

6. Октоих. М., 1618.

7. Русская старопечатная литература XVI – первая четверть XVIII в. Кн. 1. Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М., 1981.

8. Служебник. М., 1655. 9. Соборник. М., 1647.

10. Спафарий Николай. Эстетические трактаты / Подг. текста и вступ ст. О.А. Белобровой. Л., 1978.

11. Строев П.М. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке московского первой гильдии купца и общества истории и древностей российских благотворителя Ивана Никитича Царского. М., 1836.

Л.А.Черная



Другие новости и статьи

« Бессмысленный запрет и ответственность за его неисполнение

Илья Муромец и другие »

Запись создана: Четверг, 14 Март 2019 в 19:55 и находится в рубриках Стрелецкое войско.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы