Приходо-расходная книга Вологодского архиерейского дома 1612/13 г.



Приходо-расходная книга Вологодского архиерейского дома 1612/13 г.

oboznik.ru - Приходо-расходная книга Вологодского архиерейского  дома 1612/13 г.
#историяроссии#история#источник#граждане#книга#Вологда

Смута; история Русской Православной Церкви; Русский Север; Вологодская епархия; архиепископ Вологодский и Белозерский Сильвестр; источниковедение.

В статье рассматривается приходо-расходная книга архиепископа Вологод ского и Великопермского Сильвестра 1612/13 г. Этот источник возник вскоре после разорения Вологды польско-литовскими отрядами 22–25 сентября 1612 г. В расходной части книги зафиксированы траты, связанные со строительством после пожара в церкви св. Софии и на архиерейском дворе. Архив Вологодского архиерейского дома св. Софии за конец XV–XVIII вв. сохранился частично. Множество документов XVI – начала XVII в. были утрачены в сентябре 1612 г. во время разорения Вологды польско-литовскими отрядами [13, c. 91]. Пути изучения документального собрания Вологодской архиерейской кафедры намечены в работах М.С. Черкасовой и Д.Е. Гневашева [3; 4; 5; 12]. Д.Е. Гневашев исследовал структуру святительского двора, используя приходо-расходные книги и другие источники [3].

М.С. Черкасова при рассмотрении демографических вопросов обратилась к архиерейским окладным книгам XVII в. и отметила, что «местонахождение большинства из них ныне нам не известно» [11, c. 145, Прим. 21]. В целом документальное наследие Вологодского архиерейского дома за XVI– XVIII вв. очень обширно и рассредоточено по разным архивохранилищам – РГАДА, НИОР РГБ, ОПИ ГИМ, ОР РНБ, НИОР БАН, Архив СПбИИ РАН, Государственный архив Вологодской области, Сектор письменных источников Вологодского государственного историкоархитектурного и художественного музея-заповедника. Внимание исследователей обращено, прежде всего, к документам из перечисленных выше архивохранилищ. Однако в Собрании М.Н. Тихомирова в Отделе редких книг и рукописей Государственной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (ОРКР ГНТБ СО РАН) также хранятся рукописи из Вологодского архиерейского дома. Из нескольких десятков приходо-расходных книг Вологодской кафедры за XVII в. (полного перечня документов этого вида пока нет) наиболее ранняя книга 1612/13 г. выявлена в Новосибирске3 . Лист из этой книги сохранился в кормовой книге Николо-Коряжем ского монастыря 4 . Напомним основные события периода Смуты в Вологде. Восшествие на престол Лжедмитрия I не коснулось вологжан. Однако после убийства самозванца в мае 1606 г.

Вологда тоже оказалась втянута в борьбу различных группировок. В ноябре 1608 г. вологодский воевода Никита Пушкин целовал крест Лжедмитрию II и привел вологжан к присяге [7, № 219, с. 188]. Вскоре в Вологду приехал представитель этого самозванца Ян Поляк, которого вместе с панами вологжане за грабеж и самоуправство заточили в тюрьму [7, № 221, с. 188– 189]. После этого город был укреплен и сформирован отряд ратных людей [7, № 221, 222, с. 188–189]. В апреле 1609 г. этот отряд участвовал в освобождении Ярославля, за что получил благодарность от царя Василия Шуйского [7, № 223–227, с. 190–192]. В это время Вологда стала центром по мобилизации сил в борьбе против «воров и изменников». Сам город укрепляли, на дорогах появились засеки, были выставлены сторожевые заставы [7, № 226, 227, с. 191–192]. Ф.Я. Коновалов полагает, что принятые меры усыпили бдительность вологжан и воевод, что и стало причиной легкого взятия Вологды 22 сентября 1612 г. [6, с. 4].

Широко известна красочная отписка архиепископа Вологодского и Белозерского Сильвестра, недавно ставшего Вологодским владыкой [8, стб. 731, 1015], в которой он сообщает московским боярам и воеводам о разорении Вологды [2, с. 249–251]. По словам этого иерарха 22 сентября 1612 г. «с понедельника на вторник, на останошном часу ночи <…> польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры пришли на Вологду безвестно изгоном и город Вологду взяли, и людей всяких посекли, и церкви Божия опоругали, и город и посады выжгли до основания» [7, № 231, с. 195]. Стольник и воевода кн. Иван Одоевский сумел уйти, а окольничего и воеводу Григория Долгорукого и дьяка Истому Карташева убили. По признанию архиепископа Сильвестра, он был в плену «четыре ночи, и многажды приводили к казне», но потом его отпустили (не ясно, почему четыре ночи, ведь вражеские войска были в Вологде с 22 по 25 сентября). Судя по его отписке, Вологда была взята благодаря открытым воротам и отсутствию караула. Резюмируя, архиепископ Сильвестр написал крылатую фразу: «А все, господа, делалось хмелем, пропили город Вологду воеводы» [7, № 231, с. 195–196].

Первые записи в привлеченной приходо-расходной книге датируются 6 октября 1612 г. Традиционно документы такого вида заканчивали 31 августа и начинали с 1 сентября, поэтому полагаю, что в пожаре сгорели приходо-расходные книги за предыдущие годы и недавно начатая книга. А дошедшую до нас рукопись вновь начали вести после ухода вражеских отрядов. В этой приходо-расходной книге содержатся сведения о доходах и тратах архиерейской казны, которые свидетельствуют о жизни людей после разорения Вологды. Сведений непосредственно о пожаре в приходо-расходной книге нет. Исключение составляет только одна запись от 23 ноября 1612 г. о покупке на 17 алтын «горелово» серебра (л. 7)5 . Из другой отписки архиепископа Сильвестра известно, что во время разорения города было убито 49 «попов и дьяконов» [7, № 234, с. 197]. В приходо-расходной книге содержаться сведения о тратах на погребение только одного человека. Подьячий Денис, вероятно, был ранен «ворами», а потом скончался.

По указу архиепископа Сильвестра его вдова Антонида 10 декабря получила 10 алтын «мужа погрести» (л. 11). Представление о восстановительных работах после пожара получаем при анализе сведений из расходной части книги, которые ниже сгруппированы в несколько разделов. Во-первых, приведем сведения о строительных работах на архиерейском дворе. Первое свидетельство о приведении построек в порядок после пожара и разорения зафиксировано 15 октября, когда за 4 алтына 2 деньги были куплены три «окончины слудяных» (л. 1). Новые здания покупали и строили сами. Об этом свидетельствуют следующие сообщения: 15 октября за 6 рублей купили «избу еловую в городе» (л. 2); 7 ноября а 12 рублей купили «струбы на избу да двацать семь тесниц у площадного подьячево Перши Скулядина» (л. 5); в этот же день у посадского человека Кондратия Павлова сына Окишева за 10 рублей с полтиной был куплен амбар (л. 5 об.). Для прокладки мхом срубов и конопачения новых построек покупали сфагнум: 23 октября за 2 алтына приобрели 3 телеги «мъху» (л. 2 об.); 4 ноября было куплено «на трицать алтын мъху на избы да мху же куплено на гривну» (л. 4); 10 ноября купили «на полполтины мху у церковного богословского дьячка у Дружинки» (л. 5). Для отделочных работ приобретали краску («сурик»), а также гвозди «черные» и правили старые (л. 7, 7 об., 36 об.). Для новых построек 20 и 23 ноября приобрели «большие и малые» замки и пробои (л. 7). В декабре печник Томило Москвитин сделал «две печи на архиепископле дворе», за работу он получил рубль (л. 13 об.).

Этот же печник в мае сложил печь «в большем подклете с выводною трубою», за работу получил два рубля (л. 36). Устройство печного отопления было завершено 14 июня, когда за 14 алтын была куплена «доска железная новая, в большей подклетке к печи» (л. 37 об.). В феврале и марте зафиксированы покупки значительного количества «драниц», предназначенных для покрытия крыш. Так, 20 февраля купили «шестьсот драниц четверику» за 25 алтын 2 деньги (л. 24), затем «триста драниц шестерику» за 29 алтын; 6 марта – 150 «драниц шестерику» (л. 25), 7 марта 300 «драниц четверику», 200 шестерику (л. 25 об.); 29 марта приобрели 620 драниц «пятерику и шестерику и четверику» за рубль 16 алтын 5 денег (л. 30). Отметим и другие плотницкие работы: 2 марта для большой подклети купили 40 сосновых и еловых досок, три доски «дверных» и 6 «бревешок» (л. 24 об.), вскоре приобрели три «слеги к онбару» (л. 25), 6 марта купили еще 5 досок «дверных» (л. 25).

На построенном амбаре покрыли крышу. Для этих работ были куплены кровельные гвозди, а «мастеры» получили полполтины (л. 27). 29 марта в амбаре сделали два окна (л. 30). Приобретали различную фурнитуру: 30 марта купили две скобы «лухоных» к большому подклету, крюк и пробой (л. 30 об.); 3 апреля приобрели «к новым кельям» два крюка с пробоями в «обе дверины» (л. 31 об.–32). Сохранились сведения о внутренней отделке помещений: 8 мая плотники сделали «в большей горнице нутро и двери и окна» и получили за это «полтретья рубля» (л. 35). В течение зимы 1612–1613 гг. заготавливали лес, а весной 1613 г. бревна начали корить. Зафиксированы траты на «скобленье» в мае трехсот бревен (л. 35 об., 36), а в июне – пятисот (л. 36 об., 37, 39). 15 июня за 10 рублей 28 алтын 2 деньги на Рабанге купили «на дворовой замет 25 сороков лесу еловово пятерику» (л. 37 об.). В начале лета за перевозку «острожных бревен» было заплачено 11 алтын 4 деньги (л. 39 об.). Плотники за строительные работы неоднократно получали деньги. Так, 13 ноября «мастером плотником от избы от дела» заплатили 29 алтын 4 деньги (л. 6); 9 января плотник Василий Обросимов получил к «прежней дачи» еще один рубль (л. 18); 30 марта «плотником от большево подклета и от чюлана от дела» дали 2 рубля 10 алтын (л. 30 об.–31). О том, что во время пожара пострадали не только постройки, принадлежавшие Вологодскому архиерейскому дому, а и другие дома в Вологде свидетельствуют сообщения о новосельях у нескольких должностных лиц.

На средства из архиерейской казны покупали продукты для подношений: 30 января было «послано к воеводе Григорию Григорьевичю Пушкину на новоселье колачей на гривну» (л. 21 об.); 8 февраля «дияку Петру Новокщенову на новоселье несено хлеб да колачей на четыре алтына на три деньги» (л. 22 об.); 7 марта купили на 7 алтын семги, которую отнесли «на новоселье князю Ивану Ивановичю Одоевскому» (л. 25 об.). Во-вторых, известно, что пострадал кафедральный собор во имя св. Софии. Сведения о ремонте этого храма в приходо-расходной книге лаконичны: 4 ноября 1612 г. «к церкви к Софеи» был куплен замок (л. 4); 10 ноября каменщик Томил Москвитин получил рубль за то, что он «в церкви Софеи мост делал да олтарь поделывал» (л. 5 об.); плотник Данил получил полтину за то, что «делал в церкви Софеи брусье» (л. 15 об.). Придел во имя Иоанна Предтечи, вероятно разрушенный и разграбленный, освятили 11 июня 1613 г. (л. 37 об.). В-третьих, приведем сведения о восстановлении облачения архиепископа Сильвестра. Из приведенной выше отписки Вологодского владыки известно, что он был в плену. Судя по всему, он лишился своего облачения и атрибутов архиерейской власти.

Предположим, что какие-то одежды сняли с его плеч, а что-то было украдено из ризницы архиерейского дома. В ноябре и декабре 1612 г. зафиксированы следующие траты: в ноябре за алтын «посох архиепископль выкуплен» (л. 2 об.); 7 ноября делали пуговицы «на шубу на архиепископлю» (л. 5); 8 декабря «на архиепископлю шапку» купили камки «двоеличные» (л. 10 об.–11); 10 декабря купили шелк «у архиепископли полсти круги нашивати» (л. 11); в декабре протодьякон Иван «знаменил святыя на архиепископлю шапку», а также была сделана «архиепископля печать серебряная, пошло серебра двенатцать алтын», купили «плащ серебряной, на нем Спасов образ» за 9 алтын. Работы по изготовлению «шапки» и печати выполнялись серебряником Василием и его артелью, им заплатили 2 рубля 25 алтын (л. 13–13 об.). Наконец, 22 декабря в Ярославле была куплена «зендень тьмо-зелена на архиепископа» (л. 14 об.) и 9 января приобрели «болван под архиепископлю шапку» за 7 денег (л. 18). В-четвертых, приходо-расходная книга содержит сведения о поездке архиепископа Сильвестра в Москву. Как известно, 26 октября 1612 г. Москва была освобождена от поляков и в ноябре были разосланы от имени князя Д.М. Пожарского и князя Д.Т. Трубецкого грамоты по многим городам с предписанием прибыть в Москву для выборов царя [10, с. 1–2]. Сведения о приезде гонца из Москвы в Вологду находим в приходо-расходной книге: «Ноября в 27 день приежжал с Москвы от бояр з богомольною грамотою, как государь Богу поручил Московское государство, Борис Семенович Дворянинов, дано ему по архиепископлю приказу три рубли денег да людем его дано две гривны» (л. 8). Судя по следующим сообщениям источника, в Москву был приглашен архиепископ Сильвестр. Предположим, что 30 ноября сын боярский Любим Столбицкий уехал провожать до Ярославля гонцов из Первопрестольной и одновременно разведал обстановку (л. 9). Вероятно, после его возвращения через какое-то время в дорогу отправился и сам архиепископ Сильвестр.

Точной даты отъезда Владыки в источнике не зафиксировано. Так, 29 декабря 1612 г. к «государю архиепископу Селивестру в келью» отнесли 70 рублей (л. 15 об.), а 12 января 1613 г. уже была «куплена бочка щучины живосольные к архиепископу к Москве» (л. 19 об.). Предположим, что в январе 1613 г. Вологодский архиепископ уехал в Москву для участия в соборе. Запись, свидетельствующая о возвращении свиты архиепископа, была сделана 8 февраля 1613 г.: «сыну боярскому Сидору Аврамьеву дано три рубли пять алтын полпяты деньги, что оне издержали собе на харчы, с Москвы едучи до Вологды дватцати дву человеком да на конской корм на сено и на овес 25 лошадей (л. 22 об.). 7 февраля 1613 г. на царство был выбран Михаил Федорович Романов, а 21 февраля он был торжественно провозглашен царем. 14 апреля на еще одном заседании собора было предложено принести присягу новому царю и написать «утверженную» грамоту [10, с. 2].

На обратной стороне этого документа восьмой стоит подпись Вологодского владыки Сильвестра с титулом «епископ Корельский и Ореский» [10, с. 75]. Такое титулование обусловлено тем, что этот иерарх после взятия шведами Орешка был вынужден покинуть этот город весной 1611 г., и был переведен в Вологду, в которой к этому времени не было правящего архиерея. Предыдущий архиепископ Иоасаф II скончался 3 июня 1609 г. [8, стб. 731]. О пребывании архиепископа Сильвестра в Москве в течение зимы, весны и лета 1613 г. свидетельствуют следующие сообщения источника. Так, 15 февраля купили «на архиепископа к Москве рыбы семги <…> семнатцать пуд», «два ведра рыжиков малых». Для перевоза этих припасов к Москве был нанят извозчик, которого сопровождал Любим Столбицкий (л. 23 об.). 3 марта архиепископу в Москву купили «икры нелмушьи пуд» (л. 24 об.), а 8 марта сын боярский Иван Аулов отправился к «государю архиепископу к Москве з запасом» и получил на дорогу «людем и лошадем на корм» 2 рубля 13 алтын 2 деньги (л. 26).

В Москву Вологодскому владыке отправляли не только продукты, но и деньги: 15 марта с Федором Денисьевичем Беседным переслали 30 рублей (л. 26 об.). Архиерейские дети боярские Борис Патрекеев и Иван Стефанов «с товарищи» вернулись в Вологду из Москвы 13 апреля (л. 32 об.–33). В июне к архиепископу отправили «полоть мяс свиных», пять лососей и «телегу-двоеколку» (л. 36 об., 37, 39). Сведений о том, когда архиепископ Сильвестр вернулся в Вологду нет. Кроме приведенных выше сведений приходо-расходная книга 1612/13 г. содержит обычные для этого вида документа данные: записи о выдаче жалованья, о покупке продуктов «про обиход» (рыба, мед, масло и т.д.), о приобретении мелких вещей (сапоги, скатерть, ткани и проч.). Замечу, что несмотря на разорение Вологды и архиерейского дома, традиции остались в силе. Так, на Рождество Христово «в роздачю приказным» купили четырех зайцев и четырех гусей (л. 14 об.). Подчеркну, что если бы не было известно из других источников о разорении Вологды в конце сентября 1612 г., то на основании только этого документа было бы весьма затруднительно судить об этом событии, поскольку приведенные выше сведения о строительстве и других тратах являются типичными. Пожалуй, обратили бы на себя внимание только записи о покупке изб и корении бревен.

О военном положении Вологды в последующие месяцы свидетельствуют данные о тратах, связанных с сопровождением: 18 апреля 1613 г. наняли казаков «провадити в село Ивановское ячмень, горох, коноплю, дано им полполтины, да от лотки два алтына дано» (л. 33). Военные также получали содержание: в июне 1613 г. «дано ясовулу Якову Поликарпову в корм на неделю с архиепископли вотчины и с прилуцкие четыре рубля девять алтын. В тех деньгах за их руками отпись взята. Да атаману Андрею Шилову с товарищы на неделю» (л. 39 об.). Бюджет Вологодского архиерейского дома в основном пополнялся за счет сбора венечных пошлин и церковной дани. В конце книги подведен итог доходам: «И всего архиепискупа Селиверста Вологодцкого и Великопермского данных и венечных пошлин и дворовую поставку всяких денежных доходов в приходе по книгам казначея попа Никона пятьсот шестьдесят пять рублев тритцать два алтына с полденьгою» (л. 85 об.–86). В целом приходо-расходная книга свидетельствует о том, что даже в тяжелые годы жизнь в Вологде и уезде не замирала: по прежнему люди играли свадьбы, покупали еду, получали жалованье. Вскоре город отстроился и в последующие десятилетия XVII в., благодаря своему географическому положению, стал одним из торговых и культурных центров Русского Севера (изображение Вологды на карте XVII в. 6 – Рис. 1).

1. Безроднов В.С. Вкладная и кормовая книга Коряжемского Никольского монастыря // Вестник церковной истории. 2011. № 1/2 (21/22).

2. Бунаков Н. Историко-статистические материалы. Вологда в начале XVII в. (продолжение) // Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1857. № 36.

3. Гневашев Д.Е. Двор Вологодского архиепископа в XVII в. // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: Материалы межрегиональной научной конференции, Вологда, 20–21 июня 2000 г. Историческое краеведение и архивы. Вып. 7. Вологда, 2001.

4. Гневашев Д.Е., Черкасова М.С. Великокняжеские и царские жалованные грамоты Вологодскому архиерейскому дому ХVI – начала ХVII в. // Историческое краеведение и архивы. Вып. 18. Вологда, 2011.

5. Гневашев Д.Е., Черкасова М.С. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича вологодскому архиепископу Нектарию 1614 г. // Исторический архив. 2013. № 1.

6. Коновалов Ф.Я. О Вологде и вологжанах // Старая Вологда. XII – начало XX в. Сборник документов и материалов. Вологда, 2004.

7. Старая Вологда. XII – начало XX в. Сборник документов и материалов. Вологда, 2004.

8. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

9. Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968.

10. Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила

Федоровича Романова / Сост. С.А. Белокуров. М., 1906.

11. Черкасова М.С. Архиерейские окладные книги как источник по землевладению и народонаселению в XVII в. // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы X–XXI вв.: источники и методы исследования: материалы XXXII сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы / Отв. ред. Е.Н. Швейковская. Рязань, 2012.

12. Черкасова М.С. Источники по истории Вологодско-Пермской епархии ХVI – первой четверти ХVII в. // Исследования по истории средневековой Руси. К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. СПб., 2006.

13. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV– XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012.

Н.В. Башнин, А.Е. Жуков



Другие новости и статьи

« Распространения староверия на территории Яицкого войска (1670 – 1700-е гг.)

К вопросу об уменьшении ежемесячного платежа по кредиту, полученному по целевому жилищному займу в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих »

Запись создана: Четверг, 14 Март 2019 в 18:56 и находится в рубриках Стрелецкое войско.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы