Сельские церковные приходы в вотчине Спасо-Каменного монастыря в XVII – начале XVIII в.

История Русской православной церкви; Русский Север; Вологодская епархия; церковные приходы; Спасо-Каменный монастырь; источниковедение.
Статья посвящена изучению церковных приходов Спасо-Каменного монастыря по материалам окладных книг Вологодского архиерейского дома; показана эволюция церковной дани, взаимосвязи в триаде «община-волость-приход». Изучение сельского населения России в XVII в. традиционно рассматривается исследователями комплексно, в тесном переплетении владельческих, общинных и духовных начал [5, с. 19, 21, 23; 7, с. 226– 228; 14, с. 137, 140; и др.]. В монастырских вотчинах Русского Севера также существовали устойчивые взаимосвязи внутри сельского сообщества, отражающие одновременно систему сеньориального управления, церковно-приходскую организацию и общинное крестьянское самоуправление [1, с. 18–19]. Подробные сведения о функционировании крестьянской общины и организации сеньориального управления в вотчинных комплексах Спасо-Каменного монастыря содержатся только в описи 1701 г. [9, с. 137–200].
Сведения о церковных приходах во владениях этой обители слабо отражены в хозяйственной документации. Отрывочные сообщения о приходских центрах встречаются в актовом материале и писцовых книгах, а более развернутые и подробные данные содержатся в окладных книгах вологодских архиереев. Окладные книги русских средневековых архиерейских кафедр еще недостаточно исследованы [10, с. 217–228; 16, с. 133–144; 17, с. 55–58;
3, с. 109–121; 4, с. 55–60] и практически не опубликованы [6]. В 1860-х гг. Н.И. Суворову было известно 20 окладных книг Вологодского архиерейского дома с 1618 г. по 1719 г. включительно: 14 за первую половину XVII в., 5 за вторую и 1 за XVIII в. [11, с. 597]. Окладная книга 1691 г. была частично опубликована Н.И. Суворовым в 1865 г. [11, с. 600–602; 12, с. 649–653; 13, с. 813–823]. В настоящее время продолжена работа по выявлению и систематизации окладных книг Вологодского архиерейского дома св. Софии. На данный момент в ГАВО-2, СПИ ВГИАХМЗ, Архиве СПбИИ РАН [3, c. 109–121] и ОР РНБ учтено 11 рукописей: 1617/18, 1626, 1628/29, 1638, 1646–1648, 1668, 1671, 1675– 1677, 1691, 1702/03 и 1724 гг. 3 Окладные книги Вологодского архиерейского дома содержат сведения о приходских церквях в составе отдельных волостей и вотчин, в них обозначены размер оклада и виды церковной дани, имена церковнослужителей, в отдельных случаях – число деревень в каждом приходе, площади церковных пашенных земель.
На основании данных источников проанализируем территориальное и демографическое соотношение между приходом и крестьянским миром, проследим эволюцию церковной дани на протяжении XVII в. В вотчине Спасо-Каменного монастыря в данный период располагалось 7 сельских церковных приходов: в Первой половине Вологодского уезда – церквей Николая Чудотворца, Покрова Богородицы, Ильи Пророка, Воскресения Христова, Николая Чудотворца,а в Заозерской половине – церквей Воздвижения Креста Господня, Козмы и Дамиана. Приходские центры с указанными церквами располагались соответственно в селах Никольском (Отводном), Пучке, Дуравине (Понарьине), Воскресенском (Шоме), Святой Луке, Воздвиженском в Засодимье, Дубленом (Кихти). Количество церковных приходов во владениях Спасо-Каменной обители было максимальным для монастырских вотчин Вологодского края в этот период. Аналогичное число приходских церквей располагалось только еще в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря. У Корнильева Комельского монастыря имелось 5 церковных приходов, Николаевского Озерского – 4, в вотчинах Павло-Обнорского, Дионисиева Глушицкого и Лопотовой обителей – по 2 прихода, Иннокентиева монастыря – 1 приход [13, с. 821–823]. Вышеуказанные приходские церкви отмечены в дозорной книге 1615 г. как «строенье мирское тутошных крестьян» 4 . Новые храмы, в том числе каменные, возводили на том же месте силами общины и на ее средства [8, с. 38–45]. Так, в 1673 г. прихожане ц. Покрова Богородицы во главе с попом Марком и строителем Сергийком Григорьевым обращались с челобитной к архиепископу Симону о даче благословенной грамоты на постройку нового храма в с. Пучке в честь Рождества Христова «на погорелом месте» храма Иоанна Богослова5 .
На протяжении XVII в. белое приходское духовенство и церковные причетники проживали в кельях при церквах или на монастырских дворах. Только в последней трети XVII в. наблюдается процесс выделения церковной пашни и, как следствие, переселение причта из домениальных сел в отдельные «поповские» деревни. При церквах были построены и кельи для нищих, которых поддерживала крестьянская община («кормятца в мире»). В приходной книге церковной дани Вологодского архиерейского дома 1627/28 гг. отмечено, что приходские священники сельских церквей Каменного монастыря платили в архиерейскую казну следующие виды дани: «в софейскую церковную кровлю гривну», «да за плаун-траву гривну» 6 .
При этом вторая часть платежа не взималась с заозерского Козмодемьянского и Никольского Святолуцкого приходов. Конкретные денежные выражения «церковной дани» и «данских пошлин», фиксируемые для других приходов Вологодского уезда, для сельских церквей Спасо-Каменного монастыря не обозначены. В окладной архиерейской книге 1647/48 гг. описано 7 церковных приходов, более 64 деревень 7 и 258 дворов в вотчине Спасо-Каменного монастыря.
При сравнении этих данных с переписной книгой 1646 г., выявляется явное несоответствие: в переписи отмечено 108 деревень и в них – 429 крестьянских и бобыльских дворов. Вероятно, окладная книга 1647/48 гг. фиксирует не все поселения вотчины, часть из них могла относиться к другим приходам. Так, в XVIII–XIX вв. поблизости от приходских церквей Каменской вотчины располагалось 13 храмов, также бывших центрами приходской жизни При изучении материалов окладных книг в монастырских вотчинах нами не было выявлено зависимости раскладки церковной дани от таких факторов, как количество деревень, дворов и прихожан в них, от размеров пашенных угодий. Возможно, это было следствием сохранения традиционных сумм платежей для монастырей в рамках обычного права и стабильности жизни в монастырских вотчинах.
На протяжении второй половины XVII в. церковно-приходская сеть вотчины Спасо-Каменного монастыря сохраняет свои очертания, однако, в процессе увеличения количества поселений и дворов в них в этот период число прихожан постоянно росло. Это происходило, вероятно, и в результате отнесения уже существующих окрестных деревень к приходам ближайших церквей. Окончательно этот процесс был завершен только к концу 1670-х гг., когда все крестьянское население вотчины стало облагаться церковной архиерейской данью в рамках своих общин-волостей-миров. В результате изучения крестьянской общины и сельского прихода в рамках существующих вотчинных комплексов монастыря в XVII в. выясняется, что в целом они совпадали как территориально, так и демографически. Приходских церквей количественно было меньше, чем вотчинных сел, что привело к соединению в одном приходе нескольких крестьянских миров. В свою очередь, и некоторые вотчинные комплексы монастыря включали не одно, а два-три села. Но это не нарушает общую концепцию соотношения этих микроструктур в системе севернорусской триады «община-волость-приход», наличие традиционного единства между системой владельческого управления, крестьянским миром и церковным приходом.
О.Н. Адаменко, Н.В. Башнин
Другие новости и статьи
Храмы крепости Ивангород: к истории никольского и успенского культов на Руси »
Запись создана: Воскресенье, 17 Апрель 2022 в 0:16 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Петровские реформы, Стрелецкое войско.
метки: православие, русь
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика