14 Март 2019

Распространения староверия на территории Яицкого войска (1670 – 1700-е гг.)

oboznik.ru - Распространения староверия на территории Яицкого войска (1670 – 1700-е гг.)
#историяроссии#история#феномен#староверия#войско#казаки

Cтароверие; беглопоповцы; Яицкое казачье войско; Казанская и Свияжская епархия.

В статье дается обзор основных внутренних и внешних факторов, оказавших влияние на распространение староверия на территории проживания яицких казаков, их взаимоотношения с епархиальными властями и появление первых старообрядческих проповедников в войске. Прибывшие на р. Яик после 1586 гг. волжские казаки положили начало Яицкому войску [5, с. 57]. С собой они принесли демократический уклад казачьей общины. Необходимость государства иметь военные формирования на границе с восточными народами вынуждала центральные власти не один век мириться с элементами административного, судебного, военного и даже церковного самоуправления в войске.

Храмы на территории проживания яицких казаков находились в ведении Казанской епархии (в рассматриваемый нами период она именовалась Казанской и Свияжской епархией) вплоть до перевода их в Оренбургскую в 1817 г. [9, с. 4]. Точка зрения И. Сперанского о первоначальной подведомственности Яицкого городка Астраханской епархии [7, с. 17], на наш взгляд, является малоубедительной. Можно предположить, что выводы автора стали результатом путаницы Яицкого городка и яицкого Гурьева городка, на что указывал еще Н.М. Чернавский. Так как Гурьев действительно находился в ведении

Астраханской епархии [8, с. 148 (сноска)]. За счет удаленного положения от Казани первые церкви на Яике были в большей зависимости от казачьей общины, нежели от занимавших кафедру иереев. Вопрос о времени и месте появления первых храмов вызвал дискуссию среди историков во второй половине XIX – начале XX вв., но, за отсутствием документальных подтверждений, так и не был разрешен [1; 2; 6, с. 138; 4, с. 347-348]. Самые ранние известные нам сведения о яицких церквях относятся ко второй половине 80-х гг. XVII в. Вероятнее всего, после пожара 1685 г. в войске имелось три храма: митрополита московского Алексея («Кирсановская»), Михайло-Архангельская и Петропавловская3 [4, с. 347]. Четвертая церковь – Спаса Нерукотворного в Гурьеве городке – находилась, как уже было отмечено, в ведении Астраханской епархии. Главным храмом в войске был Михайло-Архангельский собор, протопоп которого должен был следить за выполнением обязанностей духовенством и посещением храмов прихожанами [7, с. 17; 9, с. 8].

На практике же все обстояло иначе. Священнослужители не только не подчинялись Казанской и Свияжской епархии, но и сами иногда призывали местное население оказывать сопротивление гражданским властям и стоять «за старую веру». Так, даже гораздо позднее, в 1752 г. епископу Луке (Конашевичу) пришлось вернуть в войско снятых с должностей за приверженность к старой вере священников Михайло-Архангельского собора Дионисьева и Артемьева, потому что более в войске служить было некому [4, с. 28-29]. Вообще, отсутствие священнослужителей было одной из важнейших проблем в Яицком войске. Вопреки желаниям и просьбам казаков, епархия не спешила ни с освящением храмов, ни с назначением священников.

Нам известно о службе на Яике во второй половине XVII в. поставленных в Казани Герасима Нефельева (1657 – 1672 гг.) и Ивана Гурьева (1674 – 1686 гг.). Как сообщали казаки в 1688 г. митрополиту Казанскому и Свияжскому Адриану оба они умерли без покаяния, за неимением кому совершить этот обряд4 [3, с. 217; 4, с. 352]. В том же письме сообщалось, что после смерти Герасима Нефельева «наши братья (казаки – Т.Р.) многие без покаяния, а младенцы некрещеные померил» [3, с. 217]. Помимо прямого назначения из Казани, казаки могли сами приглашать священников на пустующие места. Очевидно, с этим правом было связано появление на Яике примерно в 1673 г. отлученного беглого попа Петра из Пошехонья, служившем в церки в Кирсановской станице. Петр, видимо, стал первым старообрядческим проповедником в войске5 . В 80-е гг. XVII в. в войске появился священник Алексей из Казанской епархии. В документах он фигурирует и под мирским именем Алексея и под черническим Андреяна.

По утверждению А.Б. Карпова черный поп получил место при МихайлоАрхангельском соборе [4, с. 347]. На требования епархиальных властей выдать Петра и Алексея казаки отвечали отказом, ссылаясь на право приглашения священников и то, что «на… церковь, … на… царей… от него священника Петра никакой хулы и расколу нет, а живет с смиреньем, не пьянствует» [3, с. 216]. Дальнейшая судьба Петра нам неизвестна, либо он бежал с Яика, либо был скрыт казаками от последующего розыска. Поп же Алексей (Андреян) первоначально был привезен под надзором донских и яицких казаков в Казань, откуда его должны были отправить в Москву7 . Согласие яицких казаков на выдачу чернеца Андреяна представляет собой редкое исключение в истории войска. Казаки согласились выдать чернеца только после его отказа целовать крест на верность государям и патриарху [3, с. 269]. Принятие на Яике беглых попов было обусловлено, в первую очередь, необходимостью иметь священников, а не поголовной принадлежностью к старой вере населения.

Служение Петра и Алексея в православных церквях по старым книгам, видимо, стало началом распространения данной практики просуществовавшей в войске более чем полтора века 8 . Определенное влияние на формирование на Яике старообрядческого центра оказало неучастие казаков в волнениях на Дону в 1687-1688 гг. и в Астрахани в 1705-1706 гг. То, что на территории Яицкого войска не было учинено правительственных сысков, поспособствовало сохранению староверия и распространению его среди казачьего населения. На Яике не нашли отклика письма попа Самойла с Дона с призывом «чтобы не слушали ни царей, ни патриархов…, держались за веру старую» и встали «один за другого» против Москвы . Не получили ответа на Яике, как, впрочем, и на Дону, и грамоты из Астрахани, в то время как терские казаки отправили к восставшим отряд и боевые припасы.

Незначительным упоминанием о причастности Яицкого войска к восстанию является «Грамота к войску Донскому…» из Астрахани, которая была засвидетельствована яицкими казаками Никитой Степановым и Терентием Лукьяновым11 . Но их присутствие являлось случайным обстоятельством и ни в коей мере не свидетельствует о настроениях на Яике. Малочисленность войска, несформировавшиеся еще «старшинская» и «народная» партии, незначительное имущественное расслоение и постоянная военная угроза со стороны кочевников стали причиной неучастия войска в волнениях на Дону и в Астрахани. Слабость позиций официальной церкви и гражданских властей на территории проживания яицких казаков создали благоприятные условия для распространения староверия. Появление первых старообрядческих проповедников в 70-е гг. XVII в. позволяет нам считать Яицкое войско одним из ранних центров формирования староверия.

Возможность ведения служб в церквях по старым книгам предопределила широкое распространение в войске беглопоповщины. В тоже время, принадлежность казаков к приходам указанных церквей позволяла властям считать их последователями официального православия, и, в том числе, более полутора веков закрывать глаза на реальную религиозную ситуацию. 1. Витевский В.Н. Первая церковь в уральском войске. Б.м., Б.г. 2. Витевский В.Н. Сведения о православных и единоверческих церквях Уральского войска. Б.м., Б. г. 3. ДАИ. СПб., 1872. Т. XII. № 17. 4. Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550-1725 гг.). Уральск, 1911. Ч. 1. 5. Мининков Н.А.

Неизвестные страницы историографии похода Ермака: Ростовская рукопись // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI – XX вв. Новосибирск, 2003. 6. Соколов А.В. Церковь Уральского казачьего войска в XVIII-м столетии. (Исторический очерк церковного быта яицких казаков по архивным документам) // Памятная книжка и адрес-календарь Уральской области на 1903 год. (седьмой год издания). Уральск, 1902. 7. Сперанский И. Ограничения церковного самоуправления Яицкого войска в прошлом столетии // Оренбургские епархиальные ведомости. 1897. № 1. 8. Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Оренбург, 1900. 9. Чернавский Н. Учреждение Оренбургской епархии (1799 г.) и разделение ее на Уфимскую и собственно Оренбургскую (1859 г.). Очерк по истории Оренбургской епархии. Оренбург, 1899.

Т.С. Романюк

Другие новости и статьи

« Драма Рихарда Зорге

Приходо-расходная книга Вологодского архиерейского дома 1612/13 г. »

Запись создана: Четверг, 14 Март 2019 в 18:54 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Петровские реформы.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика