6 Июнь 2010

Система банковского обслуживания Вооруженных Сил

oboznik.ru - Система банковского обслуживания Вооруженных Сил

В значительно большей степени потребности в банковских услугах испытывают государственные унитарные предприятия (ГУП), предназначенные для обслуживания армии и флота и организационно входящие в состав Тыла ВС РФ. Для удобства работы ГУПы, как и любые другие юридические лица, могут иметь неограниченное количество счетов, открытых в банках.

Потребности ГУПов в банковских услугах не ограничиваются только открытием и ведением банковских счетов, и их расчетно-кассовым обслуживанием. Помимо этого государственные унитарные предприятию МО РФ зачастую испытывают потребность в кредитных ресурсах, позволяющих повысить эффективность их работы.

В еще более полном спектре банковских услуг нуждаются предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Так, в современных условиях отечественные оборонные предприятия и организации, помимо услуг расчетно-кассового обслуживания, особо остро нуждаются, прежде всего, в кредитных, лизинговых и гарантийных услугах, поскольку авансовая составляющая в государственном оборонном заказе ограничивается, как правило, 30-40 процентами.

Зачастую, именно невозможность своевременного решения проблемы предоставления российскими банками необходимых кредитных (инвестиционных) ресурсов предприятиям и организациям ОПК на долгие годы откладывает весьма перспективные проекты производства современных высокотехнологичных комплексов вооружения и военной техники для ВС РФ. Потребности предприятий ОПК в банковских услугах очень высоки. Объем кредитных ресурсов в общем объеме их финансовых средств достаточно высок. Поэтому для предприятий оборонно- промышленного комплекса полнота удовлетворения их потребностей в банковских услугах играет главенствующую роль.

В целом, основные потребности военной организации Российской Федерации в банковских услугах могут быть представлены следующим образом:

Субъект военной организации
Потребность
Органы военного управления - в услугах расчетного обслуживания (расчеты за централизованные поставки, финансирование войск)
Воинские формирования, не имеющие счетов в банках - в услугах расчетно-кассового обслуживания (расчеты, денежная наличность, «зарплатные» проекты, банковские карты, и т.д.);
Воинские формирования, имеющие счета в банках - в услугах расчетно-кассового обслуживания (открытие и ведение банковского счета, расчеты, денежная наличность, «зарплатные» проекты, банковские карты, и т.д.);
Воинские формирования, дислоцированные на иностранной территории - в услугах расчетно-кассового обслуживания (открытие и ведение банковского счета, расчеты, покупка-продажа иностранной валюты, денежная наличность, «зарплатные» проекты, банковские карты, и т.д.);
Военнослужащие и члены их семей - в услугах расчетно-кассового обслуживания
- в кредитных услугах
- в депозитных услугах
- в услугах доверительного управления
- в дилерских и брокерских услугах
- в консалтинговых услугах
Предприятия ВС РФ и других силовых структур - в услугах расчетно-кассового обслуживания
- в кредитных
- в гарантийных услугах
- в лизинговых услугах
Предприятия и организации ОПК России - в услугах расчетно-кассового обслуживания
- в кредитных услугах
- в гарантийных услугах
- в лизинговые услугах
- в депозитных услугах
- в услугах доверительного управления
- в услугах эмиссионного посредничества
- в дилерских и брокерских услугах
- в консалтинговых услугах
- в оценочных услугах

В военное время потребности военной организации государства в банковских услугах только увеличатся, так как в этом случае увеличится количество и размер компонентов, ее составляющих. Обеспечить денежными средствами перевод экономики страны с мирного времени на военное, провести мобилизацию личного состава Вооруженных Сил и сохранить при этом способность банковской системы полностью обеспечивать потребности национальной обороны в банковских услугах, да еще и в военных условиях – дело весьма непростое. Тем более, что органы федерального казначейства в их нынешнем виде вряд ли в этом помогут, так как порядок их функционирования в военное время в настоящий момент не определен.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что уровень потребностей военной организации государства в банковских услугах достаточно высок. От степени их удовлетворения во многом зависит и качество военно-экономического обеспечения военной безопасности государства. То есть эффективное функционирование Вооруженных Сил РФ и предприятий ОПК будет в значительной мере затруднено, а в военное время и невозможно, если не будет функционировать действенная система банковского обеспечения военной организации государства, которая бы позволила в полном объеме и своевременно удовлетворить насущные потребности воинских формирований и оборонных предприятий в банковских услугах. Процесс удовлетворения потребностей военной организации государства в банковских услугах именуется банковским обслуживанием ВОГ и является производным договорных отношений между банковскими институтами и их клиентами.

Если на уровне отдельно взятой воинской части или предприятия ОПК их самостоятельные двухсторонние отношения с банковскими институтами являются нормой, то на государственном уровне, и прежде всего на особый период, процесс банковского обслуживания ВОГ должен быть в достаточной степени регламентирован, чтобы гарантировать непрерывность банковского обслуживания всех структур военной организации государства (ВС РФ и ОПК) в любое время и в любых условиях обстановки.

Исходя из вышеизложенного, можно вести речь о том, что военная организация государства нуждается в банковском обеспечении, которое включает в себя:

    − деятельность банковских институтов и органов государственной власти по созданию условий для гарантированного и непрерывного (в любых условиях обстановки) удовлетворения потребностей всех компонентов ВОГ в банковских услугах;
    − экономические отношения, возникающие в ходе удовлетворения этих потребностей.

Как видно банковское обеспечение объединяет два различных процесса:

− создание условий и гарантий для непрерывного и полного удовлетворения потребностей ВОГ в банковских услугах. Здесь важнейшая роль принадлежит государству, как организатору процесса и органам управления ВС и ОПК, как его инициаторам. В числе первоочередных задач:

    - выбор банковских институтов уполномоченных обслуживать структуры ВОГ в мирное время и определение порядка их банковского обслуживания в военное время, а также создание гарантий и условий для непрерывности этого процесса в любое время и в любых условиях обстановки;
    − удовлетворение потребностей ВОГ в банковских услугах (банковское обслуживание).

Осуществляется на основе заключаемых договоров между банками и их клиентами. Задача клиента – своевременно и однозначно извещать банк о возникающих потребностях, а также контролировать качество получаемых услуг. Обязанность уполномоченного банка – непрерывное оказание услуг необходимого объема и качества.

При удовлетворении потребностей Вооруженных Сил в банковских услугах основной акцент делается на своевременность, всеобъемлемость и непрерывность оказываемых услуг.
Как уже отмечалось, в условиях казначейского исполнения бюджета удовлетворение потребностей Вооруженных Сил в банковских услугах, как правило, производится через счета, открытые органам федерального казначейства в учреждениях Банка России, и только в отдельных случаях в кредитных организациях.

Обслуживание счетов бюджета является одной из законодательно установленных функций Банка России. Банк России «осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов».

Для «банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций
Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России нецелесообразно» сформирована сеть полевых учреждений Банка России. В настоящее время в России и за ее пределами действует свыше 130 полевых учреждений.

В своей деятельности полевые учреждения Банка России руководствуются федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об обороне», иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, воинскими уставами, нормативными актами Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, а также Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного совместным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации.

    1) за границей – в рублях и иностранной валюте;
    2) на территории Чеченской Республики;
    3) в отдаленных местностях (на территориях полигонов, космодромов, режимных объектов).

Все это преимущества Полевых учреждений Банка России

Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 «О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности» определено, что банковское обслуживание Вооруженных Сил РФ, пограничных войск, внутренних войск МВД России и войск гражданской обороны производится полевыми учреждениями, расчетно-кассовыми центрами Банка России, а на тех территориях, где они отсутствуют, – учреждениями Сберегательного банка РФ.

Другой Указ Президента «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ» от 25 ноября 1996 г. № 1592 предписывает с 1 января 1997 г. распространять действие Указа Президента от 16 мая 1996 г. № 726 на все государственные органы и силы обеспечения безопасности РФ. Данные указы Президента РФ были подписаны в целях своевременного финансирования из федерального бюджета государственных органов и сил обеспечения безопасности, поддержания их в постоянной боевой готовности, а также обеспечения своевременности выплаты военнослужащим, гражданскому персоналу этих органов и сил денежного довольствия и заработной платы. Указы явились одним из элементов политики укрепления обороноспособности и безопасности РФ, усиления социальных гарантий военнослужащих и других граждан, выполняющих служебные обязанности в интересах обеспечения безопасности России.

Перевод силовых ведомств на финансирование через органы федерального казначейства существенно ограничил сферу действия данных указов. Однако, и в настоящее время большинство воинских формирований и органов военного управления обеспечивается денежной наличностью со счетов ОФК, открытых в полевых учреждениях Банка России. Кроме того, часть воинских клиентов по-прежнему имеют право иметь собственные банковские счета.

Так, разрешение Минфина России на сохранение порядка финансирования средств через открытые им банковские счета имеют Главное Разведывательное управление МО РФ, 9-е и 12-е Главные управления Министерства обороны (и под- чиненные им структуры), воинские формирования, дислоцируемые в Чеченской Республике, воинские контингенты, дислоцирующиеся за границей, и другие.

Банковские счета вышеперечисленным воинским формированиям открываются, как правило, в учреждениях Банка России, чаще всего в полевых.

Таким образом, основным банковским институтом, обслуживающим Вооруженные Силы в мирное время является Банк России и его структурные подразделения: полевые учреждения и расчетно-кассовые центры. При этом неважно, каким образом осуществляется банковское обслуживание Вооруженных Сил – напрямую через банковские счета, открытые воинским формированиям или опосредованно через банковские счета органов федерального казначейства.

См. начало:
1. Необходимость банковского обеспечения военной организации государства

См. далее:
3. Преимущества и трудности банковского обслуживания Вооруженных Сил

Литература:
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета. – 2000. – 17 января.
2. Военная доктрина Российской Федерации //Российская газета. – 2000. – 25 апреля.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ Ст. 155, 156
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Ст. 5.
5. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство. – 2007. – С. 625.
6. Баскаков В.В., Гордиенко Д.В. «Основы экономической безопасности государства». – М.: МО РФ. – 2007. – С. 50
7. Пожаров А. И. Военная экономика России: история и теория. – М: ВФЭУ. – 2005. – С 371.
8. Военный бюджет государства. Методы обоснования и анализа / Под ред. Г.С. Олейника, М.: Военное издательство, 2000.
9. Мурзиков А.В. Продвижение российской продукции военного назначения на мировой рынок: вопросы теории и практики. М.: ВУ, 2008.
10. Кузьмин В.И., Галуша Н.А., Рябошапко В.А. «Современная геополитическая ситуация и проблемы военной реформы». – Вестник академии военных наук. – 2008. – № 3 (24). – С. 9.
11. Гафутулин Н. «Финансы военной составляющей». – Красная Звезда. – № 189 (25192) от 17 октября 2008 г.
12. Михайлов В. «Национальная оборона: четыре триллиона на трехлетку». – Независимое военное обозрение. – № 33 от 19 – 25 октября 2008 г.
13. Army Regulation 210-135. Installations. Banks and Credit Unions on Army Installations. Headquarters. Department of the Army. Washington. DC. 1 June, 1988

к.э.н., полковник А.К. Кутузов, студенты Финакадемии Д.В. Пирогов, Б.Б. Горяев. OBOZNIK.ru

Другие новости и статьи

« Общество должно знать, на что тратятся деньги в Российской армии

Преимущества и трудности банковского обслуживания Вооруженных Сил »

Запись создана: Воскресенье, 6 Июнь 2010 в 16:34 и находится в рубриках Современность, Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика