7 Июнь 2010

Преимущества и трудности банковского обслуживания Вооруженных Сил

oboznik.ru - Преимущества и трудности банковского обслуживания Вооруженных Сил

Банковское обслуживание Вооруженных Сил с точки зрения обеспечения военной безопасности несет в себе ряд огромных преимуществ учреждениями Банка России.

Во-первых, Банк России – банк государственный. Поэтому государственные интересы, в том числе в оборонной сфере, для него приоритетны. Обслуживая клиентов, любой коммерческий банк в первую очередь будет думать о своих финансовых интересах. Поэтому долгосрочные планы в области банковского обеспечения, тем более на военное время, силовому блоку следует строить, прежде всего, с Банком России.

Во – вторых, Банку России не нужно задумываться о ликвидности своего банка (то есть о наличии средств на его корреспондентском счете). Заминка в расчетах по этой причине им не угрожает.

В-третьих, Банк России является эмиссионным центром страны. Его учреждения осуществляют выпуск наличных денег в обращение из хранилищ резервных фондов. Запасы денежной наличности в кредитных организациях невелики. Коммерческие банки не заинтересованы в хранении денежной наличности в больших объемах, так как наличные деньги, хранящиеся в их кассах, не приносят доход поэтому, получение воинскими формированиями больших сумм наличных денег без предварительного заказа в кредитных организациях, будь то даже Сберегательный банк Российской Федерации, зачастую затруднительно.

В-четвертых, Банк России имеет специализированные подразделения (полевые учреждения), способные удовлетворить потребности Вооруженных Сил в банковских услугах в любых условиях обстановки, включая боевые, а также на иностранной территории и в отдаленных местностях.

В-пятых, именно Банк России и его полевые учреждения должны обеспечить непрерывность оказания банковских услуг действующим и вновь формируемым воинским структурам в военное время. У Банка России есть собственный план мобилизации и мобилизационные задания по развертыванию полевых учреждений в период мобилизации. Поэтому в мирное время именно с помощью Банка России органы военного управления страны должны подготовить действенную систему банковского обеспечения Вооруженных Сил на период войны.

Однако, несмотря на очевидные преимущества банковского обслуживания Вооруженных Сил Банком России, его учреждения не оказывают некоторые услуги, в которых нуждаются воинские клиенты.

Учреждения Банка России, расположенные на территории Российской Федерации, не осуществляют операции в иностранной валюте. Поэтому органы военного управления, которым разрешено иметь валютные счета открывают их в кредитных организациях на общих основаниях.
Учреждения Банка России, дислоцированные на иностранной территории (полевые), не осуществляют операции по купле-продаже иностранной валюты у физических и юридических лиц. В связи с этим, персонал российских военных баз, получая денежное довольствие и заработную плату в российских рублях, вынужден принимать валютные риски на себя, нередко приобретая местную валюту, необходимую для обеспечения собственной жизнедеятельности, по завышенному курсу по отношению к российскому рублю.

Учреждения Банка России, в том числе и полевые, не могут в полном объеме удовлетворить возрастающие потребности Вооруженных Сил во вкладных операциях.

В целях снижения уровня потребностей Вооруженных Сил в наличных деньгах, а также, учитывая интересы личного состава, воинские части готовы участвовать в банковских карточных программах и зачислять денежные средства на банковские карты военнослужащих. К сожалению, Банк России не эмитирует банковские карты. А операции по вкладам военнослужащих не очень привлекательны для личного состава Вооруженных Сил, ввиду своей низкой доходности. Процентную ставку (2%) по данному виду вкладов, установленную Советом директоров Банка России, рыночной не назовешь. Не удивительно, что данный вид вкладов применяется только в исключительных случаях при отсутствии у военнослужащих выбора (в Чечне, за границей), да и то не всегда. В обычных условиях операции по вкладам военнослужащих Банк России не осуществляет. А нет вкладов – нет и банковских карт. Нет участия в соответствующих платежных системах. Одним словом, можно, конечно попытаться привести созданную в годы Великой Отечественной войны систему вкладов военнослужащих в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, но все равно полученный таким образом банковский продукт не будет соответствовать потребностям Вооруженных Сил.

Образовавшуюся нишу стремятся заполнить коммерческие банки. Они в массовом порядке предлагают воинским частям зарплатные проекты.

Финансовые органы воинских частей охотно принимают эти предложения. Однако, если этот процесс не регулировать, то не трудно предположить какие угрозы сбережениям военнослужащих, а следовательно, и уровню их боевой готовности, может принести «очередной кризис банковской ликвидности». Ведь выбор банка делается руководством воинского формирования.Банк России не кредитует юридических лиц, не являющихся кредитными организациями и физических лиц, не являющихся его сотрудниками, поэтому потребности военнослужащих и членов их семей в потребительских и ипотечных кредитах учреждениями Банка России также не могут быть удовлетворены.

Исследование опыта банковского обслуживания военных гарнизонов (иностранных военных баз) Армии США5 позволило выявить основные характеристики данного процесса:

− банковское обслуживание Вооруженных Сил США осуществляется коммерческими банками.
Воинские части, расквартированные в городах, потребляют услуги банков в общем порядке. Банковское обслуживание военных гарнизонов и военных баз, дислоцирующихся за границей, осуществляют коммерческие банки (их структурные подразделения), одержавшие победу в конкурсе и утвержденные в статусе уполномоченного на государственном уровне. Решение об отборе принимается Помощником Министра Армии (Финансовым Управляющим) и согласовывается с Департаментом Казначейства США и Помощником Министра обороны США

− в Армии США есть должностное лицо, отвечающее за банковское обеспечение Вооруженных Сил – Помощник Министра Армии (Финансовый управляющий). Его аппарат Он контролирует ход исполнения принятых банковских программ, анализирует деятельность банков с целью улучшения благосостояния и защиты интересов армейского персонала, рассматривает и обосновывает предложения по созданию и ликвидации банков в армейских гарнизонах, утверждает расчет рентабельности деятельности банков и порядок их материально-технического снабжения (на платной или бесплатной основе);

− основными принципами деятельности армейских банковских учреждений являются: обеспечение полного спектра банковских услуг клиентам, прежде всего военнослужащим и членам их семей, а также рентабельность их функционирования;

− на банковское обслуживание гарнизона заключается соглашение между банком и гарнизонной администрацией, которое включает следующие основные вопросы: номенклатура услуг, предоставляемых банком и тарифы на оказываемые услуги; возложение финансовых рисков на банк по совершению расчетных операций; обязательство банка по разработке программ по подготовке клиентов и совершению банковских операций;

− в процессе банковского обслуживания военных гарнизонов деятельность банков подвергается контролю со стороны армейских должностных лиц, в том числе гарнизонного командования на предмет полноты выполнения банковских программ;

− личный состав банковского учреждения комплектуется гражданскими. Исключением может быть только должность директора армейского банка. При желании или по необходимости он может быть призван на действительную военную службу из резерва, продолжая при этом занимать свою должность;

− в целях повышения уровня взаимодействия между банком и администрацией гарнизона в процессе выполнения банковских программ начальником гарнизона назначается уполномоченное лицо – офицер по работе с личным составом. Его деятельность должна способствовать решению любых проблем, возникающих в отношениях между банком и его клиентами в процессе банковского обслуживания гарнизона;

− армейские банки за границей, как правило, имеют статус филиала коммерческого банка, зарегистрированного на территории США.

См. начало:
1. Необходимость банковского обеспечения военной организации государства
2. Система банковского обслуживания Вооруженных Сил

См. далее:
4. Возможные пути развития банковского обслуживания Воооруженных Сил России

Литература:
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета. – 2000. – 17 января.
2. Военная доктрина Российской Федерации //Российская газета. – 2000. – 25 апреля.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ Ст. 155, 156
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Ст. 5.
5. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство. – 2007. – С. 625.
6. Баскаков В.В., Гордиенко Д.В. «Основы экономической безопасности государства». – М.: МО РФ. – 2007. – С. 50
7. Пожаров А. И. Военная экономика России: история и теория. – М: ВФЭУ. – 2005. – С 371.
8. Военный бюджет государства. Методы обоснования и анализа / Под ред. Г.С. Олейника, М.: Военное издательство, 2000.
9. Мурзиков А.В. Продвижение российской продукции военного назначения на мировой рынок: вопросы теории и практики. М.: ВУ, 2008.
10. Кузьмин В.И., Галуша Н.А., Рябошапко В.А. «Современная геополитическая ситуация и проблемы военной реформы». – Вестник академии военных наук. – 2008. – № 3 (24). – С. 9.
11. Гафутулин Н. «Финансы военной составляющей». – Красная Звезда. – № 189 (25192) от 17 октября 2008 г.
12. Михайлов В. «Национальная оборона: четыре триллиона на трехлетку». – Независимое военное обозрение. – № 33 от 19 – 25 октября 2008 г.
13. Army Regulation 210-135. Installations. Banks and Credit Unions on Army Installations. Headquarters. Department of the Army. Washington. DC. 1 June, 1988

к.э.н., полковник А.К. Кутузов, студенты Финакадемии Д.В. Пирогов, Б.Б. Горяев. OBOZNIK.ru

Другие новости и статьи

« Система банковского обслуживания Вооруженных Сил

Возможные пути развития банковского обслуживания Воооруженных Сил России »

Запись создана: Понедельник, 7 Июнь 2010 в 8:00 и находится в рубриках Современность, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика