Появление «стрельбы огненной»
«Лета 6879 (1389) вывезли на Русь арматы и стрельбу огненную, и от того часу уразумели из них стреляти». Так описывает Голицынская летопись появление артиллерии в России. Летопись не указывает ни точной даты привоза, ни конструкций этих «армат». Относительно года привоза есть самые разноречивые данные в различных других летописях, но большинство историков, основываясь на сказаниях Голи- цынской летописи, приняло именно «лета 1389» за год привоза на Русь «армат» *.
Начиная с X II в. между русскими городами и Ганзейским союзом велась деятельная торговля. В Новгороде существовала Ганзейская контора, оформлявшая торговые сделки на товары, которые направлялись, как правило, главным водным путем — Невой и Волховом’— как из Ганзы в Россию, так и обратно из России в Ганзу. Полагают, что именно этим водным путем во время навигации весной 1389 г. и прибыли первые «арматы», закупленные Россией на Западе.
Относительно конструкции первых «армат» не сохранилось никаких данных. Энгельс в своей замечательной статье «Артиллерия», говоря о первых европейских системах пушек, так их характеризует: «Европейские пушки X IV века представляли собою нечто весьма неуклюжее. Орудия большого калибра можно было перевозить, только разобрав их предварительно на части, причем каждая часть занимала целую повозку. Даже орудия малого калибра были чрезвычайно тяжелы, ибо тогда не было еще установлено надлежащей пропорциональности между весом пушки и снаряда, а также между весом снаряда и заряда» *.
Как пример, приведем случай неуклюжести и громоздкости первых «армат». При осаде города Пизы у осаждающих было орудие, на заряжание и производство выстрела из которого требовались целые сутки. Для перевозки подобного орудия нужно было 70 пар волов. Родиной огнестрельной артиллерии, так же как и пороха, явился Китай. Энгельс в своей вышеуказанной работе говорит, что артиллерия впервые применялась в 618 г. до нашей эры в Китае. Известен случай применения огнестрельной артиллерии в 1232 г. н. э., когда китайцы защищали свой город Кай-Фенг-Фу от монгол. От китайцев артиллерия попадает к арабам, а далее в Европу, ,и уже, как говорит Энгельс, «Фердинанд IV взял в 1308 г. Гибралтар с помощью пушек».
О том, что артиллерия зародилась на Востоке, говорит много фактов. Найденные древнейшие образцы китайской и индийской артиллерии показывают, что они во многом напоминают образцы, имевшиеся как на западе Европы, так и в России в X IV —X V вв. Как те, так и другие состояли из больших полос железа, которые стягивались железными обручами. Задняя часть орудия, где находился затвор, была подвижна и закреплялась только после заряжания для стрельбы. Первые орудия не имели цапф (т. е. цилиндрических приливов, позволяющих шарнирно соединять ствол с телом орудия) и для стрельбы вкладывались в деревянный жолоб, который в России назывался колодой. Русские «арматы», так же как и на Западе, имели различные снаряды, которые уже в то время наносили достаточно сильное поражение врагу. «Арматы» стреляли каменными ядрами и гранатами. В качестве картечи применялись куски железа и гвозди; выстрел картечи назывался «ежевым выстрелом». Кроме этих основных снарядов, в качестве химических применялись еще «вонючие шары», величиной с . яблоко. Химические снаряды состояли из смеси селитры, угля, серы, смолы, мышьяка. Роль зажигательных снарядов выполняли куски орехового дерева, вываренного в селитровом растворе.
Осветительные снаряды изготовлялись из смеси рубленой пакли, селитры, угля, серы и смолы. Так как прочность орудия была незначительна, то заряд применялся небольшой. Заряд зажигался раскаленным железным прутом. Прут раскалялся в жаровнях, находившихся при орудиях. Перед выстрелом орудие крестили, иногда молились какому-либо святому угоднику, прося его о благополучном исходе выстрела. После этого расчет прятался за укрытие (за бруствер или в ямы, которые находились невдалеке от орудия), и один человек производил выстрел. Перевозились орудия по частям лошадьми или волами. Управление поручалось наемным людям, не знакомым с военным делом, а стрельбой руководили непосредственно мастера, изготовлявшие орудие.
Первые привезенные «арматы» послужили образцами для развития собственного, отечественного производства. Во многих городах России (Москве, Новгороде, Галиче, Пскове и др.) начинается производство орудий. В летописях сохранилось указание на то, что в Москве в 1400 г. начинают производить порох, однако производство пороха было примитивно. Мастера не умели еще как следует обращаться с ним. Вслед ствие этого в том же 1400 г. сгорело много домов от «делания» пороха — «от пороху погоре Москва — вполночи заго- реся». В 1408 г. татарский мурза Эдигей предпринял набег на Москву. Но в то время Москва уже оборонялась пушками, и он не мог взять ее. Эдигей послал за своим союзником — Тверским князем Иваном Михайловичем, требуя, чтобы он пришел под Москву «с самострелами и пушками» (Карамзин, История государства Российского).
Начиная с 1408 г., страницы летописей пестрят уже упоминаниями о применении артиллерии в войнах. Характерной особенностью боевого «детства» артиллерии является участие ее в оборонительных формах боя, — обороняют, как правило, города и крепости. В 1451 г. Москва применяет артиллерию, защищаясь от татарского нашествия царевича Мазсвши. В 1450 г. Дмитрий Шемяка, готовясь к последней своей удельной битве против Московского князя Василия Темного, укреплял пушками свой город Галич. ‘ По сказанию Псковской летописи, в 1463 г. псковичи в своей борьбе против иноземных захватчиков переходят уже от обороны к осаде. К «Новому городку» псковичи подвозят пушки и начинают громить городские стены. «Пустиша большею пушкою на городок, и колода вся изломалась, и железо около разорвашася, а пушища вся цела». Это скупое свидетельство боевого применения русской артиллерии уже на первых ступенях ее развития показывает, что почти во’ всех крупных городах, имевших экономическое и (политическое значение, была собственная артиллерия для защиты городов.
Основой для развития артиллерии служило железное производство, давно известное русским. Русские были очень искусные кузнецы; они издав’на славились «недюжинной смекалкой и доходчивостью». «Арматы» же были сделаны из железных полос, скрепленных железными обручами, и поэтому не представляли трудности для русских мастеров. В течение почти ста лет (1389— 1475 гг.) мы не встречаем в русских летописях никаких упоминаний о приезде какого-нибудь западного пушечного мастера.
Объяснить это простым пропуском в летописях у нас нет оснований, ибо за этот же период летописи не упускают упомянуть ни одного сколько- нибудь важного факта, касающегося «пушечных дел». Ш ироко развитое железоделательное и кузнечное производство в России, высокое искусство, «смекалка и доходчивость» русских мастеров, сравнительно большой размах артиллерийсхого производства в различных городах и боевая практика, отсутствие иностранных мастеров целое столетие — все это вместе взятое свидетельствует, что русская артиллерия в то время развивалась без всякой иностранной помощи. Русские государственные деятели, особенно князь Иван III, большое внимание уделяли развитию пушечного дела. Иван III, внимательно следя за иностранными новинками, пригласил в 1475 г. в Россию знаменитого европейского мастера (механика и архитектора) Альберта Фноравенти с сыном, ежемесячно платя им 10 рублей (около 2 фунтов серебром). Фиоравенти перенес в Россию (1475— 1479 гг.) некоторые новаторские способы пушечного и главным образом литейного производства. Фиоравенти построил Успенский собор в Кремле и для литья орудий «Пушечную избу» близ Спасских ворот. Наряду с производством пушек в Москве, в «Пушечной избе», также производятся пушки и в таких городах, как Оренбург и Смоленск, русскими мастерами — Яковом Смоленским, Иваном и Василием и др. В Артиллерийском музее РК К А в Ленинграде до сегодняшнего дня хранятся ценнейшие образцы орудий, относящихся к 1483 г., с надписями: «Яковлевы ученики Ваня и Васюк»
В 1491 г., по сказанию летописи, в России появляется рудное дело, которое играет решающую роль в развитии литейного производства. В 1494 г. в Москве строится первый пороховой завод. Кроме Москвы, широкое производство пороха возникает и в ряде других городов России. Появляются даже специальные склады с запасами пушек и пороха. Одновременно с пожаром в Москве возникает пожар пороховых складов и в Нижнем- Новгороде. «Загореся, — повествует летопись, — на посаде, выше Козьмы и Демияна, и кровля городская, и зелье пушечное в Ивановской стрельбице, ,и внутри двор сгоре великого князя…» Период княжения Ивана III характеризуется беспрерывными войнами с врагами Московского государства: татарами, немцами-рыцарями, польско-литовскими королями и русскими удельными князьями, которые мешали объединению «всея Руси».
К этому периоду относится быстрый рост военного искусства в России и в частности артиллерии. Иван III значительно увеличил как количество пушек, так и число служилых при них людей. «Наряд» (артиллерия) становится постоянной и неотъемлемой частью вооружения городов. В 1499 г. русские войска наголову громят на р. Ведроше литовцев и захватывают всю литовскую артиллерию. К концу X V в. и к началу X V I в. артиллерия Московского государства стояла на высоком техническом уровне, являясь мощной и неотъемлемой частью русских вооруженных сил.
Н. Г. ПАВЛЕНКО
Другие новости и статьи
В чем заключаются особенности назначения пенсий военнослужащим? »
Запись создана: Четверг, 11 Апрель 2019 в 0:12 и находится в рубриках Стрелецкое войско.
метки: артиллерия, стрельба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика