Вклад статистиков Удмуртии в оборону страны
С началом Великой Отечественной войны все экономические ресурсы СССР были подчинены военным нуждам. Решение сложнейших задач по экстренной перестройке экономики на военный лад, мобилизации сил и средств на оборону страны было невозможно без информации о подлинном наличии трудовых и материальных ресурсов, которую могла предоставить только статистика.
Первой значительной работой советских статистиков в военные годы в Удмуртии, как в одном из потенциальных тыловых регионов для размещения эвакуированных предприятий и организаций, стал срочный учет пустующих помещений и зданий, а также учет ввода в действие прибывавших в республику промышленных предприятий. Первый эшелон с оборудованием и рабочими Киевского завода «Арсенал» прибыл в республику уже 8 июля 1941г., а до конца 1941г.
Удмуртия приняла 34 эвакуированных предприятия, из них 10 оборонных заводов. С необходимостью срочной эвакуации была связана первая крупная и очень важная работа советских статистиков в военные годы. Необходимо было выявить пустующие здания и помещения, пригодные для размещения эвакуированных предприятий. Ими могли быть и не пущенные в эксплуатацию здания предприятий, и культурные учреждения, и недостроенные дома и т.д. В рекордно короткие сроки статистические органы справились с этим заданием. Еще одной работой, порученной статистикам, стало выявление неиспользуемого в производстве оборудования, остатков материалов и сырьевых ресурсов, имеющихся на предприятиях и в хозяйствах страны.
Например, осенью 1941 г. в разгар тяжелейших боев возникла серьезная угроза длительного простоя завода № 71 (Ижевский металлургический завод) из-за оккупации сырьевых районов страны. Спасением стало использование в производстве старых слитков, отходов металла, годами лежавших на заводских складах. Вполне естественно, что особое место в военный период занимала статистика промышленности. Помимо многочисленных срочных переписей промышленного оборудования и материалов, в 19421943 гг. проводились Всесоюзные переписи социалистической промышленности по состоянию на 1 января текущего года.
После того как большая часть эвакуированных на восток промышленных предприятий начала работать в новых местах дислокации, с марта 1942 г. стало восстанавливаться, а со второго полугодия 1942 г. полностью нормализовалось представление суточной и декадной статистической отчетности о выполнении плана производства важнейших видов промышленной продукции в натуральном выражении. Также была организована суточная и декадная отчетность о выполнении плана производства важнейших видов продукции и оборудования. Вся промышленная продукция в годы войны распределялась строго централизованно после утверждения СНК СССР ежеквартальных, а по важнейшим видам продукции ежемесячных планов распределения.
В таких условиях постепенно назрела необходимость создания оперативной статистики материально-технического снабжения в общегосударственном масштабе. И в 1943 г. в ЦСУ СССР был организован отдел статистики материального снабжения, призванный наладить текущую статистику выполнения планов снабжения народного хозяйства черными и цветными металлами, топливом, нефтепродуктами, оборудованием и т.д. Отдел получал и по единой программе разрабатывал статистическую отчетность по сбыту и производственному снабжению наркоматов важнейшими видами средств производства. В Удмуртии группа снабжения и норм потребления начала действовать в начале 1944 г. Кроме фабрик, заводов, научных учреждений в республику было эвакуировано большое количество детей и взрослых из западных и южных территорий СССР, которых требовалось обеспечить жильем, одеждой, едой, устроить на работу, в школы, детские сады. Для оперативного решения этих задач статистиками проводился учет эвакуированного населения.
С началом войны резко увеличилась отчетность по статистике транспорта. Была введена суточная, пятидневная, декадная и ежемесячная отчетность о выполнении плана перевозок на железнодорожном транспорте. Проводились переписи подвижного состава, многократные переписи груженых составов, единовременные учеты материальных ресурсов на железнодорожном транспорте. Высокой оперативностью отличались работы по статистике капитального строительства. На начальном этапе войны особое внимание уделялось характеристике ввода в строй эвакуированных на восток промышленных предприятий, на завершающем этапе – учету работ по восстановлению предприятий и сооружений в освобожденных от вражеской оккупации районах.
Исключительное значение для выявления и мобилизации имеющихся резервов имел учет временно приостановленного законсервированного строительства. Большое значение в условиях военного времени приобрела статистика труда, в круг основных работ которой входило систематическое исчисление баланса трудовых ресурсов, учет численности и состава рабочих и служащих промышленности и строительства по профессиям и по квалификации. Учетом выполнения плана приема студентов в вузы и техникумы, учетом качества обучения в школах и приема экзаменов на аттестат зрелости, учетом обеспечения учащихся школ, студентов, воспитанников детских и дошкольных учреждений помещениями, одеждой, обувью, питанием и т.п. занималось в годы войны подразделение статистики культуры.
Существенно возросла в военные годы оперативность сельскохозяйственной статистики, изменились организация и программы ее работ. Одни работы были расширены, другие – сокращены, третьи – временно прекращены. Например, учет породного скота и перепись многолетних насаждений в годы войны не проводились совсем, а переписи скота были заменены учетом по сокращенной программе. С 1942 г. была введена пятидневная отчетность о ходе важнейших сельскохозяйственных работ – подготовке к весеннему севу, выполнении плана сева, уборке сельскохозяйственных культур. Тогда же был расширен сбор данных о трудовых ресурсах колхозов, проведена перепись подсобных сельскохозяйственных предприятий отделов рабочего снабжения (ОРС) промышленных наркоматов, продснабов и торгов, перепись плодово-ягодных насаждений и др. Подверглась значительным изменениям и ощутимо усложнилась работа по статистике населения. Расчет численности населения, производившийся в мирное время на начало календарного года, в условиях военного времени стал ежемесячным. Демографы регулярно давали прогнозы численности населения, его возрастной и половой структуры, призывного и трудового контингентов и многое другое.
По результатам обследований статистиками составлялись аналитические и докладные записки для ЦСУ СССР, ЦСУ РСФСР и местных руководящих органов. В одной из таких записок Управления статистики УАССР, представленной 12 октября 1944 г. Председателю СНК УАССР А.В. Тронину и первому секретарю Удмуртского Обкома ВКП (б) А.П. Чекинову, приводились итоги рождаемости и смертности в Удмуртской АССР за первое полугодие 1944 г. В ней сообщалось, что в сопоставлении число родившихся в республике уменьшилось с 27 401 человека в 1 полугодии 1940 г. до 6 796 человек в первом полугодии 1944 г. Подтверждалась информация приводимыми в записке цифрами, например, такими: «…Только за первое полугодие 1943 и 1944 гг. население Удмуртии, в результате войны, не получило около 40 тысяч детей. Кроме того, наряду со снижением рождаемости, имеется большая смертность детей.
Кроме того, наряду со снижением рождаемости, имеется большая смертность детей. Наибольшая смертность наблюдается в городах от туберкулеза и истощения, причем смертность от истощения за годы войны резко возросла и равняется в 1 полугодии 1944 г. 15% к общему числу всех умерших» [1]. С 1943 г. в соответствии с постановлением СНК СССР органам государственной статистики была поручена ежегодная разработка данных единовременных отчетов сельсоветов о половозрастном составе сельского населения по состоянию на 1 января, составляемых на основе похозяйственных книг.
Полученные данные использовались при расчетах как общей численности населения, так и численности населения по различным возрастным группам для построения баланса трудовых ресурсов, а также для определения численности незанятого трудоспособного населения в стране и т.п. Большое количество заданий Управление статистики Удмуртии выполняло по поручению местных партийных и советских органов. Например, в связи со срочной необходимостью отправки на фронт и в партизанские отряды валенок, полушубков, лыж и т.д. по заданию руководства УАССР от статистиков требовалось в кратчайшие сроки установить наличие в республике пимокатов, портных, изготовителей лыж и других способных кустарей.
Существовавшие в мирное время программы статистических работ, методы организации подготовки и проведения переписей и последующей обработки материалов были рассчитаны, как правило, на длительное время. Теперь же ЦК КПСС, Правительство СССР, Ставка Верховного Главнокомандования, непосредственно выдававшие задания ЦСУ СССР, устанавливали срок от семи до пятнадцати суток на весь комплекс мероприятий, включавших подготовку, проведение и предоставление итогов переписей.
В редких случаях назначался срок до одного месяца. С целью своевременного получения статистической информации, необходимой для решения важнейших экономических вопросов обороны страны, в ЦСУ СССР под руководством В.Н. Старовского был разработан особый способ получения статистических данных, так называемые срочные переписи, не имеющие прецедентов в мировой статистической практике. Оперативность их проведения обеспечивалась за счет активного использования телеграфной связи для передачи как статистических данных с мест, так и инструктивных материалов из центра.
Способствовали сокращению сроков краткость программ, четкое определение специализации и круга единиц наблюдения, прямая связь с ЦСУ СССР, куда безотлагательно направлялись собранные на местах сведения и в котором велись все подсчеты. Касаясь темы срочных переписей, начальник ЦСУ СССР В.Н. Старовский уже после окончания войны в одном из своих докладов отмечал: «Некоторые статистики полагали, что статистическая работа во время войны должна стать проще, меньше по объему и по глубине, «примитивнее» многосторонней работы мирного времени. Опыт войны показал противоположное: война поставила перед ЦСУ много более сложные, а главное более углубленные задачи в его работе.
Вместе с тем потребовалось выполнять все эти новые работы в предельно короткие сроки, каких никогда не знала статистическая практика в мирное время» [4]. По мере освобождения оккупированных районов СССР от фашистских захватчиков перед советскими статистиками вставали новые задачи. Нужно было проводить учет численности населения, производственного оборудования, жилого фонда, культурных ценностей и т.д. в освобожденных областях, а также определять размер ущерба, нанесенного врагом. Уже 2 ноября 1942 г. была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецкофашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК). В Удмуртии с осени 1944 г. проводилась работа по выявлению и учету ущерба, причиненного оккупантами эвакуированным гражданам, проживающим в республике.
Всего за годы Великой Отечественной войны органами государственной статистики было проведено 105 срочных переписей промышленного оборудования и материалов и еще 37 срочных переписей в два послевоенных года. В их числе 29 переписей со сроком 5 дней от критического дня переписи до представления итогов, 49 переписей – от 6 до 9 дней, 19 переписей – от 10 до 15 дней, 10 переписей – от 16 до 20 дней, 35 переписей – свыше 20 дней [2].
Надо признать их огромный практический эффект. Сотни тысяч тонн запасного металла, излишнего для одних заводов и необходимого для других, тысячи и десятки тысяч обнаруженных бездействующих машин, станков, силовых двигателей немедленно передавались нуждающимся в них предприятиям. Призыв партии и правительства «Все для фронта! Все для победы!» с первых дней войны стал главным лозунгом советского народа. Не остались в стороне и статистики Удмуртии. Хорошо известен трудовой подвиг жителей Удмуртии по строительству в годы Великой Отечественной войны железной дороги Ижевск-Балезино. Принимали участие в этой стройке и работники Статуправления. Они многократно выезжали на заготовку дров для отопления госпиталей, школ и детских учреждений, уделяли время для помощи госпиталям, заботы о раненых бойцах. Как и многие жители тыла, статистики писали письма бойцам, собирали и отправляли посылки с теплыми вещами (полушубками, шапками, валенками, одеялами и т.д.). К праздникам посылали подарки с продуктами, папиросами, табаком, художественной литературой, вязали своими руками варежки и носки.
Всего Статуправлением было отправлено на фронт 366 теплых вещей и собрано на подарки 1190 руб. Это был весьма существенный вклад, учитывая, что многие работники нуждались сами. На оснащение Красной Армии и Военно-Морского флота боевой техникой и вооружением труженики тыла жертвовали свои личные сбережения: 3000 руб. собрали статистики Удмуртии на формирование танковой колонны, 1000 руб. – для помощи детям, оставшимся без родителей, 6000 руб. передали в Фонд обороны из компенсации, причитающейся за отпуска 1942 года. Статистиками Удмуртии в своем коллективе в годы Великой Отечественной войны было реализовано военных государственных займов и распространено билетов денежно-вещевой лотереи на общую сумму 61 000 руб. В стремлении оказать всестороннюю поддержку фронту не оставляли статистики без внимания семьи своих коллег, оставшихся без кормильцев и особо нуждавшихся в помощи, заботились о семьях работников Статуправления, мобилизованных в Красную Армию. Так, только в течение одного месяца 1945 г. в рамках помощи семьям военнослужащих, детям погибших воинов и инвалидам войны было вывезено 90 кубометров дров, отпущено 80 литров керосина и выдано 62 ордера: на валенки – 8, на галоши – 14, на ботинки и туфли – 16, на платья, юбки, брюки – 24.
В целом в годы Великой Отечественной войны работники статистических органов Удмуртии, как и тысячи советских статистиков, несмотря на неимоверные трудности, оперативно решали множество профессиональных вопросов, связанных с потребностями военной экономики и внесли свой ощутимый вклад в победу Советского Союза над фашистской Германией. Основой советской государственной статистики в военные годы была ее правдивость, все понимали, что фальсификация статистических данных может стоить стране очень дорого. Точное и быстрое выполнение всех заданий, самоотверженный, фактически круглосуточный труд статистиков уже в первые месяцы войны был высоко оценен руководством страны и отмечен словами, произнесенными в адрес начальника ЦСУ СССР В.Н. Старовского: «аппарат ЦСУ работает как часы» [3].
Позднее он сам писал: «… мы смело смотрим в глаза товарищам-фронтовикам: в тылу советские статистики сделали все, чтобы внести свой вклад в дело обороны страны, разгрома врага и в послевоенное развитие нашего народного хозяйства» [3]. Список использованной литературы: 1. ГКУ «ЦГА УР», ф. Р-845, оп. 17, д. 4, л. 15, 16. 2. Ежов А.И., Старовский В.Н. Советская государственная статистика в годы Великой Отечественной войны//Вестник статистики. 1975. № 5. С. 3-12. 3. Ежов А.И., Старовский В.Н. Советская государственная статистика в годы Великой Отечественной войны//Вестник статистики. 1975. № 5. С. 3-12. 4. Старовский В.Н. Избранные статистические труды. К 100-летию со дня рождения. Юбилейное издание. М, 2007. С. 534.
Миронова Е. А. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской республике, г. Ижевск
Другие новости и статьи
« Осенний призыв 2015 года: половина направлена в части
Совместные учения военно-медицинских служб России и Армении »
Запись создана: Пятница, 27 Ноябрь 2015 в 7:44 и находится в рубриках Вторая мировая война.
метки: война, статистика
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика