Политический экстремизм: миф или особый путь, ведущий к катастрофе?



Политический экстремизм: миф или особый путь, ведущий к катастрофе?

oboznik.ru - Политический экстремизм: миф или особый путь, ведущий к катастрофе?
#преступление#экстремизм#анализ

Введение: в статье рассматривается такое преступное явление, как экстремизм.

Цель: авторы проводят правовой анализ экстремизма, подразделяют данное преступное явление на виды, определяют характерные черты политического экстремизма. Методы: методологическую основу составляет совокупность методов научного познания. В статье использованы общенаучные (анализ и синтез, диалектика, научное сравнение) и частнонаучные методы исследования (сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический).

Результаты: Авторы определяют политический экстремизм как наиболее опасный вид экстремистской деятельности. В статье дается определение политического экстремизма, приводятся его характерные черты. Проведен анализ такой экстремистской организации, как "Армия воли народа", предложены меры, которые наиболее эффективно позволяют бороться с экстремизмом на территории Российской Федерации.

Введение

Под словом "экстремизм" в литературе и законодательстве понимают деятельность, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Сущность экстремистской деятельности заключается в посягательстве на конституционные основы функционирования любого государства, подрыв которых может привести к лишению прав граждан и захвату государственной власти преступными террористическими формированиями.
Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение экстремизма, основная их часть сводится исключительно к его формальному анализу как к преступлению без исследования его сущности, причин возникновения и признаков; а главное, исследователями игнорируются непосредственно сами преступные проявления экстремизма. По нашему мнению, данный подход является не совсем верным, так как только по результатам анализа эмпирического материала, а именно анализа деятельности экстремистских организаций, мы можем прийти к закономерным выводам, которые позволят нам противодействовать экстремизму.

Виды экстремизма

В целях противодействия экстремистской деятельности необходимо знать не только структуру и содержание данного преступного явления, но и классификацию его преступных проявлений. При этом в настоящий период нет единого подхода и в определении видов экстремизма. Большинство авторов придерживаются классификации, в основу которой положены цель и метод совершения преступлений экстремистской направленности, выделяя три вида экстремизма: политический, религиозный и религиозно-политический [1].
Под политическим экстремизмом мы предлагаем понимать действия, направленные на разрушение политической системы, сложившейся в обществе, покушение на основы конституционного строя с целью замены ее режимом иного толка и прихода к власти насильственным, незаконным, путем.

Правовой анализ экстремистской организации "Армия Воли Народа"

Ярким примером политического экстремизма является деятельность такой экстремистской организации, как "Армия воли народа". Деятельность данной организации была признана экстремистской по решению, вынесенному Московским городским судом 19 октября 2010 года.
Идеология организации прямо не декларировалась в документах, на которых основывалась деятельность организации, но исходя из анализа тех политических взглядов, которые они пропагандировали, а именно бесклассовый общественный строй, общественная собственность на средства производства, социальное равенство всех членов общества, это скорее коммунистическая идеология. Также в работах лидера организации Юрия Мухина ("Наука управлять людьми", "Командировка в государство Солнца") говорится о том, что идеологию организации можно охарактеризовать как делократию.
Делократия характеризуется Мухиным как современная антибюрократическая концепция управления. Дословно означает "власть дела", в отличие от бюрократии - "власти бюро" (т.е. власть начальства). Согласно данной концепции деятельность властных структур должна в первую очередь учитывать интересы дела, а не указания вышестоящего руководства. Внедрение делократии в практику управления, "по Мухину", заключается в том, что для максимальной эффективности управления требуется его максимальная дебюрократизация. Вышесказанное означает, что каждый работник в процессе своей деятельности должен руководствоваться не локальными нормами (инструкциями, положениями) и распоряжениями руководителя, в подчинение которого находится, а тем, что в данный момент необходимо для выполнения порученного дела [2].
Целью экстремистской организации "Армия воли народа" является организация и проведение референдума, по результатам которого будут приняты поправки к Конституции РФ (статьи 138) и закон "О суде народа России над Президентом и членами Федерального Собрания Российской Федерации". Если сказать в общем, как это следует из лозунгов "Армии воли народа", то - "Сделать Президента и Федеральное Собрание ответственными перед Народом".
В соответствии с положениями закона, который планировалось принять на референдуме, каждый из граждан, обладающих избирательным правом, во время вновь проводимых выборов президента или депутатов Государственной думы будет обязан, помимо выбора нового президента или депутата, оценить, как в предыдущий срок осуществлял свою деятельность политический деятель, занимающий ту или иную выборную должность. В зависимости от того, какой вердикт вынесут большое количество избирателей, должностные лица либо получают государственные награды Российской Федерации за успешное управление страной, либо подвергаются тюремному заключению на срок, равный сроку их пребывания у власти. Третий вариант - "без последствий", когда государственный деятель не подвергается ни наказанию, ни поощрению. В одной из редакций такого псевдозакона в виде наказания предусматривалась смертная казнь чиновника.

Каким же образом данный преступный механизм действовал на практике? В более чем половине субъектов России были созданы ячейки организации, руководство которыми осуществлялось из Москвы. Ячейки именовались "ротами", "взводами" и "батальонами", в зависимости от количества участников, так называемых "бойцов". Понятно, что структура организации была военизированной, т.е. запрещенной законом. Целью каждой ячейки в регионе была пропаганда идеи организации, сбор будущих участников референдума в необходимом количестве и последующая организация референдума, принятия поправок.

Члены "Армии Воли Народа" вели масштабную оппозиционную деятельность, которая в большей степени проводилась с целью камуфлирования истинных экстремистских целей и задач. Бойцы "Армии воли народа" активно участвовали в мероприятиях, проводимых другими оппозиционно настроенными организациями, где и распространяли агитационные материалы. Они выступали с трибун с целью распространить свою идею и привлечь новых участников, оглашали идеи по средствам сети "Интернет", проводили опросы населения, чтобы узнать отношение граждан к разработанному "закону".

Первым публичным мероприятием, которое было организовано по инициативе "Армии воли народа", стал пикет у здания польского посольства в Москве в 2005 г. Целью данного мероприятия было признание фальсификацией утверждения о том, что расстрел нескольких тысяч польских офицеров в 1940 году в Катыни был осуществлен силами НКВД СССР.
Позднее организация стала проводить больше мероприятий и открыто участвовала в различных политических акциях, таких как "День гнева", "Марш за сохранение Петербурга", в митингах "Русского марша" и Первого мая, пикетах против реформы социальной сферы. Лидером организации являлся оппозиционный политик и публицист Ю.И. Мухин.

Основополагающие документы данной организации - "Закон у Суде народа" и "Уговор Армии воли народа", определяющие общие положения деятельности, структуру организации, порядок обращения к соратникам и массам, принципы деятельности и т.д.
Внешние атрибуты организации - эмблема, состоящая из изображения двух противоположно направленных наклоненных вправо стрелок (красной и черной), которые символизируют обратную связь между властями и избравшим их народом, которые увенчиваются надписью: "АВН - Армия воли народа". Черная стрелка символизирует народ, красная - избираемые народом законодательные органы. Черная стрелка направлена сверху вниз, так как по доктрине данной организации, народ выше назначенных им управленцев. Представляется очевидным, что главный элемент эмблемы (стрелки) отвечает всем требованиям воспроизведения без каких-либо серьезных усилий и специальных средств.

Таким образом, проведенный анализ основных характеристик запрещенной экстремистской организации "Армия воли народа" позволяет сделать следующие выводы. Данную организацию необходимо отнести к экстремистской организации политического толка, так как ее преступные намерения направлены на подрыв государственно образующих компонентов, а именно - на подрыв основ конституционного строя и на его насильственное изменение, нарушение целостности Российской Федерации, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, что, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", признается экстремистской деятельностью [3].

Организационная структура и деятельность общественного движения "Армия воли народа" является военизированной организацией, что запрещается ФЗ "Об Обороне" [4]. Сама цель организации (привлечение к ответственности Президента и членов Федерального собрания), а также способы, посредством которых ее бойцы собирались осуществить цель, являются незаконными и не имеют под собой никакой юридической подоплеки. Как известно, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Однако, под какой именно состав преступления будут подпадать преступления, совершенные Президентом и членами Федерального Собрания, в уголовном законе не указано.
Кроме того, особенностью любой, в том числе и уголовной, ответственности является то, что она всегда связана с государственным принуждением. Другими словами, государство в лице уполномоченных им органов возлагает на правонарушителя определенные лишения, а народ не является уполномоченным субъектом на осуществление данной функции. Ответственность осуществляется посредством установленных в нормах права процессуальных форм, а согласно данному, условно, "закону", какого-либо порядка привлечения к ответственности не предусмотрено. Данный "закон" не дает ответов на все поставленные нами выше вопросы, а значит, не преследует истинных целей - урегулирования общественных отношений в материальном или процессуальном смысле. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что заявленная цель "Армии воли народа" - проведение общероссийского референдума имеет лишь декларативный характер и не может быть реализована без нарушений закона, что позволяет данному объединению проводить свою экстремистскую деятельность конспиративно - под прикрытием.

Выводы

В ходе проведенного исследования было установлено, что политический экстремизм представляет особую опасность как для нашего государства, так и для мира в целом. Мы считаем, что только комплексное противодействие экстремизму как со стороны правоохранительных органов, так и всего общества может привести к положительным результатам, предотвратив катастрофу в виде подрыва основ конституционного строя и целостности государственности, к чему так стремятся различные экстремистские организации.

Библиографический список

1. Грачев А.С., Лабунец М.И. Политический экстремизм. Ростов н/Д.: Проспект, 2002, 220 с.
2. Мухин А.Ю. Главная антироссийская подлость. М: Форум, 2010. 768 с.
3. О противодействии экстремистской деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ // Рос. газ. 2002. 30 июля.
4. Об обороне: Федер. закон Рос. Федерации от 31 янв. 1996 г. N 61-ФЗ // Рос. газета. 1996. 6 июня.

Е.В. Васкэ,
доктор психологических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

О.И. Куракина,
аспирант кафедры уголовного права и процесса юридического факультета
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

"Вестник Пермского университета. Юридические науки", выпуск 3, июль-сентябрь 2014 г.



Другие новости и статьи

« Свое или чужое? Обеспечение боеспособности русской армии в годы Ливонской войны (1558-1583) в контексте военного производства

Между Вильной и Москвой: западноевропейские пушечные мастера в Восточной Европе (первая половина XVI в.) »

Запись создана: Пятница, 19 Апрель 2019 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы