Правовые вопросы, связанные с правомерностью приостановления либо неприостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу в таможенные органы Российской Федерации



Правовые вопросы, связанные с правомерностью приостановления либо неприостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу в таможенные органы Российской Федерации

oboznik.ru - Правовые вопросы, связанные с правомерностью приостановления либо неприостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу в таможенные органы Российской Федерации
#закон#право#музыка#пенсии

Как известно, в соответствии с п. "а" ст. 13 и ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I*(1) в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, а также еще некоторые другие периоды. Перечень этот является исчерпывающим.

Как видим, Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не предусматривает возможность зачета военнослужащим в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы в налоговой полиции и таможенных органах. Однако если обратиться к иным нормативным актам, данное утверждение не будет являться безусловным. В соответствии со ст. 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается, кроме иного, и служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

Данная норма в полной мере корреспондирует ст. 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. N 5238-I и ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации: пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, установленным Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I*(2).

Таким образом, по мнению правоведа А.В. Боголюбова, вне зависимости от того обстоятельства, что Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не содержит прямого упоминания о необходимости зачета в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим периодов прохождения ими службы в налоговой полиции, данные периоды должны быть зачтены. Иное противоречило бы принципу гарантированной предопределенности в осуществлении гражданами конституционных прав на труд и пенсионное обеспечение: гражданин, выбирая себе тот или иной вид трудовой деятельности, должен быть уверен, что его пенсионные права (в нашем случае - право на приобретение пенсии за выслугу лет) не претерпят в будущем каких-либо отрицательных изменений.

Необходимо отметить тот факт, что правило о зачете военнослужащим в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в органах налоговой полиции существовало в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 всегда и не подвергалось какой-либо редакции на протяжении всех долгих лет его существования, при том, что в Законе от 12 февраля 1993 г. N 4468-I это же правило никогда не присутствовало.

Любопытен в данном контексте один из тезисов Конституционного Суда Российской Федерации, приведенный им в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П: "…Рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона *(3) распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".

Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом. То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статьях отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило… не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры"*(4).
"А вот в отношении военнослужащих, - пишет далее военный правовед А.В. Боголюбов, - ранее проходивших службу в таможенных органах, возможность зачета этих периодов в выслугу лет для назначения пенсии, увы, нормами права не предусмотрена. Неоднократные попытки бывших работников таможенных органов в судебном порядке решить данный вопрос в свою пользу успехом не увенчались"*(5).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.В. Русановский просил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации примененные в его деле судами общей юрисдикции положения ст. 1 и п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, указывающие лиц, на которых распространяется действие этого Закона, и устанавливающие условия, которыми определяется право указанных лиц на пенсию за выслугу лет.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречили ст. 7 (ч. 1), ст. 19 (чч. 1 и 2), ст. 39 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют засчитывать периоды службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим. Заявитель полагал, что отнесение службы в таможенных органах, как и военной службы, к государственной службе, а также осуществление пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу (п. 1 ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ), предполагает предоставление этим категориям граждан единых социальных гарантий, в том числе в области пенсионного обеспечения, из чего вытекает необходимость учитывать периоды службы в таможенных органах при определении продолжительности выслуги лет, дающей право на назначение пенсии в связи с военной службой.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, указав при этом на следующую правовую позицию: закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель, как это следует из ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, уполномочен урегулировать как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на их получение, включая установление для некоторых категорий граждан, в том числе государственных служащих, разного рода условий реализации пенсионных прав в зависимости от таких объективно значимых обстоятельств, как особенности государственной службы, условия ее прохождения, специфика деятельности, осуществляемой при прохождении различных видов государственной службы.

Распространение на сотрудников таможенных органов условий и норм пенсионного обеспечения, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, включая условия, касающиеся исчисления выслуги лет, само по себе, однако, не означает, что тем самым все периоды работы (службы), которые подлежат включению в выслугу лет при назначении пенсий сотрудникам таможенных органов, должны учитываться и при исчислении выслуги лет для назначения пенсий военнослужащим, ранее проходившим службу в таможенных органах.

Правовое регулирование, не предусматривающее возможности зачета в выслугу лет военнослужащих их предшествующей службы в таможенных органах, не выходит за пределы дискреции законодателя, не может рассматриваться как произвольное, не имеющее объективного и разумного оправдания и нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку учитывает специфику прохождения военной службы и службы в таможенных органах и в равной мере распространяется на всех военнослужащих*(6).
Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст. 5 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I при достижении установленной законом выслуги.
Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

Закрепляя право, указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, названный Закон в ст. 18 устанавливает, что Правительство Российской Федерации определяет только порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды (ч. 1 ст. 18). Служба лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах, Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.

Утверждая, что время прохождения службы в таможенных органах лицам, имеющим специальные звания, должно засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения из Государственной противопожарной службы МЧС России, заявитель фактически ставит вопрос о внесении изменений в Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, что не входит в полномочия Верховного Суда Российской Федерации*(7).
Если же пенсионер Министерства обороны Российской Федерации поступит на службу в таможенные органы Российской Федерации, то выплата военной пенсии такому лицу не приостанавливается, что соответствует ст. 6 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Указанный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, например, президиум Московского областного суда, рассмотрев 26 ноября 2014 г. по кассационной жалобе М. гражданское дело N 44Г-366/14 по иску военного комиссариата Московской области к М. о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии, установил следующее: военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к М. о взыскании излишне выплаченной пенсии в размере … руб. за период с 31 января 2000 г. по февраль 2013 г. В обоснование заявленных требований истец указал, что М. в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа от 26 ноября 1999 г. был уволен с военной службы и со 2 декабря 1999 г. исключен из списков личного состава. В соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I М. назначена пенсия по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
На основании приказа от 31 января 2000 г. М. зачислен на службу в таможенные органы, однако уведомил об этом военный комиссариат Московской области лишь 15 февраля 2013 г., в результате чего он неправомерно получал пенсию до 1 марта 2013 г. Представитель ответчика иск не признал.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 16 апреля 2014 г. в удовлетворении иска отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 июля 2014 г. решение суда отменено, по делу постановлено новое решение - об удовлетворении иска.

В кассационной жалобе М. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии. 2 октября 2014 г. дело истребовано в Московский областной суд. Определением судьи Московского областного суда от 12 ноября 2014 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене. В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I 16 декабря 1999 г. М. назначена и до 1 марта 2013 г. выплачивалась пенсия по выслуге лет. 31 января 2000 г. М. принят на службу в таможенные органы Российской Федерации. 15 февраля 2013 г. М. уведомил военный комиссариат Московской области о прохождении службы в таможенных органах и написал заявление о приостановлении ему выплаты пенсии по выслуге лет. С 1 марта 2013 г. выплата М. пенсии по выслуге лет приостановлена.

Суд первой инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на сотрудников таможенных органов не распространяется. Судебная коллегия не согласилась с таким выводом суда, указав, что выплата пенсии за выслугу лет должна быть истцу приостановлена с момента его поступления на службу в таможенные органы. Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении норм материального права.
Статьей 6 Закона от 2 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы определяет Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Согласно ст. 50 указанного Федерального закона пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Как следует из ч. 2 ст. 6 Закона от 2 февраля 1993 г. N 4468-I, право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

При этом в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Между тем М. до 16 декабря 1999 г. проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а 31 января 2000 г. поступил на службу в таможенные органы Российской Федерации, отличную от военной службы. В соответствии со ст. 18 Закона от 2 февраля 1993 г. N 4468-I служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии, выплачиваемой военным комиссариатом в соответствии с этим Законом.

Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и в связи с приобретением им вновь статуса военнослужащего, а приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров, поступивших на службу в таможенные органы, без возобновления военной службы не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в связи с прохождением военной службы в таможенных органах, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии. Поэтому вывод судебной коллегии об удовлетворении исковых требований военного комиссариата Московской области является неправомерным.

Допущенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора существенные нарушения норм материального права в силу ст. 387 ГПК РФ являются основанием к отмене состоявшегося судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум постановил: апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 июля 2014 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
*(2) В настоящее время названные нормативные акты утратили силу в связи с упразднением федеральных органов налоговой полиции (см. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ).
*(3) В постановлении рассматривался вопрос о соответствии некоторых норм Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I Конституции Российской Федерации.
*(4) Боголюбов А.В. О зачете в выслугу лет периодов службы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 7.
*(5) Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-737; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 г. N 1447-О-О; определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. N 20-В11-18.

*(6) Определение Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Русановского Олега Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 1 и пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 25 января 2012 г. N 119-О-О.

*(7) См.: Решение Верховного Суда Российской Федерации "Об отказе в признании частично не действующим пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-737.

А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения
военного комиссариата Чувашской Республики



Другие новости и статьи

« «Духовная личность» – к истории понятия

Вычет по НДФЛ участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих »

Запись создана: Воскресенье, 21 Апрель 2019 в 1:00 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы