Богослов и психолог В. А. Снегирев о субстанциальности души



Богослов и психолог В. А. Снегирев о субстанциальности души

oboznik.ru - Богослов и психолог В. А. Снегирев о субстанциальности души
#психология#душа#общество#информационнаявойна

Конец XIX века – это бурное развитие всех направлений психологической науки. В. А. Кольцова выделяет 3 направления в психологии, сложившиеся к началу XX века: экспериментальная, эмпирическая и религиозно-философская психология (Кольцова, 1997). Основой религиозно-философской психологии являются русские богословские и религиозно-философские мысли. Это направление психологии характеризуется следующими положениями (Кольцова, 1997, с. 39–41):

1) душа – сфера внутренней реальности человека, которая представлена в личностных переживаниях самому субъекту;

2) психика человека – самостоятельная сущность;

3) идеалистический взгляд на душу, которая имеет собственные законы существования, отличающиеся от материальных законов;

4) непрерывность процесса сознания;

5) тождество веры и знания;

6) обладание человеком свободой воли. К религиозно-философскому направлению можно отнести таких мыслителей, как митрополит Антоний (Храповицкий), С. С. Гогоцкий, В. С. Серебренников, Н. О. Лосский, В. А. Снегирев, В. И. Несмелов, Л. М. Лопатин и др. В данной статье ставится задача анализа религиозно-философского подхода В. А. Снегирева к душевным явлениям, психологические взгляды которого изучались нами в других работах (Стоюхина, Костригин, 2013).

В статье используются следующие историко-психологические методы: метод анализа продуктов деятельности и метод анализа категориально-понятийного аппарата. Снегирев Вениамин Алексеевич (1842–1889) – психолог, философ, профессор Казанской духовной академии. Преподавал психологию, метафизику и логику. В своих психологических и философских работах В. А. Снегирев тяготеет к персоналистическому взгляду на душу человека. Он определяет задачу психологии следующим образом: «Психология имеет своим предметом явления внутренней духовной жизни человека, как явления данные в опыте, доступные наблюдению внутреннему и отчасти внешнему, доступные в известной мере даже экспериментации, т. е.искусственному намеренному измерению со стороны исследователя, явления, подчиняющиеся неизменным законам в своем происхождении и бытии, подобно всем другим явлениям доступного человеческому наблюдению мира» (Cнегирев, 1876, с. 427).

По мнению В. А. Снегирева, психология занимается исследованием таких психических явлений, которыми обладают все люди. Это необходимо для того, чтобы можно было объяснить явления частного характера, индивидуальные изменения «душевной жизни». Подход В. А. Снегирева выражается в признании самостоятельности существования душевных явлений и субстанциальности души. «Истина бытия особого, самостоятельного начала, лежащего в основе явлений внутренней жизни человека, иначе – бытия душевной субстанции, относится к разряду небольшого количества необходимых истин, которые, будучи ясно и отчетливо поняты, становятся очевидными, несомненными без всяких доказательств» (Снегирев, 2008, с. 70).

Ученый предлагает два способа осознания истины бытия души: здравый смысл и философская мысль. Первый путь (здравый смысл) – это «обыкновенное общечеловеческое мышление». Мы легко можем удостовериться, что в самом себе мы имеем некую мыслящую, чувствующую и проявляющую волю силы. Человек понимает, что его чувства – страдание или наслаждение – это не «призраки», что он страдает в самом деле! «Это простое, непосредственное самооткрытие души самой себя» (Снегирев, 2008, с. 71). Второй путь – философское осмысление – показывает нам, что при познании внешнего мира мы имеем дело не с внешними предметами, а с нашими ощущениями и образами. В. А. Снегирев при философском обосновании субстанциальности души ссылается на таких великих мыслителей, как Платон, Декарт и Кант. Внешний объект – это идея в нашей душе; человек не может познать сами внешние предметы, но познает их образы, идеи в себе; и если принимать положение, что души не существует, то и внешнего мира также не может существовать, ибо как тогда материальный мир был бы представлен человеку.

Выступая против крайнего материализма, ученый пишет следующее: «Только не было в истории народа, который бы положил эту односторонность (материализм. – А. А.) в основу своего миросозерцания и своей жизни. Такого народа и не будет никогда, вероятно, потому, что момент всеобщего утверждения материалистического миросозерцания неизбежно будет началом падения и гибели, разложения общества» (Снегирев, 2008, с. 80). Однако В. А. Снегирев не является и сторонником крайнего идеализма, согласно которому отрицается весь внешний материальный мир. «…и материализм, как и крайний идеализм, есть метафизическая греза, чистое отвлечение» (Снегирев, 2008, с. 80).

Таким образом, В. А. Снегирев избирает позицию, находящуюся между материализмом и идеализмом. С одной стороны, он обосновывает действительность существования души, самостоятельности душевных явлений. С другой – ученый не отвергает физиологические механизмы, соответствующие душевным процессам. Это являлось достаточно прогрессивной позицией для того времени. Тем не менее, В. А. Снегирев считает душевные явления самой высшей формой бытия. Он перечисляет свойства душевных явлений: сознательность; идеальность; сверхчувствительность; субъективность; неделимость; непространственность.

Им выделяются 3 класса или 3 формы душевных явлений (Снегирев, 2008, с. 92–93): а) душевные явления, присущие неразумным животным и существующие у человека как низшая сторона его духовной природы; б) душевные явления, свойственные исключительно человеку; душевные явления, составляющие результат взаимодействия индивидуальных душ человеческих и их коллективной, совместной деятельности. В. А. Снегирев предлагает классифицировать душевные явления следующим образом. Как и многие другие психологи XIX в., ученый считает самым первичным и основным душевным явлением ощущение. Он определяет ощущение как «особого рода внутреннее возбуждение, являющееся под непосредственным влиянием физических деятелей, вне организма и внутри его находящихся» (Снегирев, 2008, с. 125). Также ощущение может продолжаться в слабой форме уже после воздействия со стороны физического стимула, и тогда ощущение предстает перед нами в форме идеи. Наравне с ощущением есть еще два простейших состояния души, которые не сводятся к ощущению, но его включают.

Во-первых, это волнение, или чувствование, которое есть «внутреннее возбуждение» и которое в элементарной форме является нам в форме удовольствия и неудовольствия. Снегирев говорит о чувствовании как о впечатлении, которое производится на душу ее же состояниями. И, во-вторых, это стремление, или двигательный импульс, которое является внутренним в «возбуждением к действию» (Снегирев, 2008, с. 126). Чувствования и стремления также имеют способность оставаться в слабой форме уже после актуального состояния, и поэтому они тоже становятся идеями. Из ощущений, волнений и стремлений и их идей получаются три сложных процесса, три группы сложных явлений. Это умственная деятельность, или ум, интеллект; это сердечная деятельность, или сердце; и это волевой процесс, или воля. Таким образом, можно говорить о душе как о некотором роде «круговороте внутренних состояний», как об организованной ткани ощущений, чувствований, стремлений и их идей в самых разнообразных формах и отношениях.

Психологические взгляды В. А. Снегирева отвечают духу своего времени. В его творчестве рассматриваются актуальные для XIX в. проблемы души и тела, соотношение душевных явлений и физиологических механизмов, классификации душевных процессов, а также обоснование необходимости изучения личности конкретного, а не обобщенного человека.

Литература

Кольцова В. А. Психология в России начала XX века (предреволюционный период) // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 10–48.

Снегирев В. А. Психология. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008.

Снегирев В. А. Психология и логика как философские науки // Православный собеседник. 1876. № 2 С. 427–451. Стоюхина Н. Ю.,

Костригин А. А. Методологические аспекты психологии в работах В. А. Снегирева // APRIORI. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 11.

А. А. Костригин (Нижний Новгород)



Другие новости и статьи

« Битва при Пальциге

«Духовная личность» – к истории понятия »

Запись создана: Воскресенье, 21 Апрель 2019 в 0:40 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы