Вопрос о религиозном факторе политики Ивана Грозного в работах современных историков



Вопрос о религиозном факторе политики Ивана Грозного в работах современных историков

oboznik.ru - Вопрос о религиозном факторе политики Ивана Грозного в работах современных историков

Не будет преувеличением утверждать, что одной из самых ярких и противоречивых фигур в истории России является личность царя Ивана IV. Однако до сих пор в исторической науке не утихают споры о причинах и последствиях политики Ивана Грозного, в частности это касается такого явления как опричнина. Наиболее распространенные версии, которые были выдвинуты сначала дореволюционными историками (С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, С.Ф. Платонов), а затем и советскими (А.А. Зимин, И.И. Смирнов, С.В. Бахрушин), объясняли разделение всего государства на опричнину и земщину стремлением царя путем репрессивных мер подавить оппозицию боярской аристократии и усилить централизацию власти. Но в конце 1940-х годов советский ученый С.Б. Веселовский подверг данную позицию сомнению – он выявил достаточно широкий спектр социальных групп, пострадавших от действий опричников, что указывает на её разнонаправленность.

См. также:

Полководцы Ивана Грозного между милостью и плахой
Призрак Ивана Грозного
«Личные рекорды» Ивана IV 
Род Нагих
Чем болел Иван Грозный 
Иван Грозный
Фавориты Ивана Грозного и его сына Федора
Грозный царь. Чёрный миф о «кровавом тиране» Иване IV

Данный вывод позволил появиться новым интерпретациям периода опричнины, в частности религиозным. В обозначенном контексте довольно значимой является точка зрения современного ученого, историка и сектоведа А.Л. Дворкина, указавшего в своей работе на некоторые особенности периода опричнины, к которым практически не обращались другие историки. Как утверждает автор, опричнина и сами опричники представляют собой своеобразный монашеский орден во главе с игуменом-царём [1].

В качестве доказательной базы А.Л. Дворкин использует определенные источники: письменные материалы, принадлежащие Грозному, свидетельства современников, очерки иностранцев, в которых упоминается о довольно сильной религиозности царя очень и часто проводится параллель между опричниками и монашеской братией [2, с. 40]. В этой связи особо примечательны некоторые признаки опричнины и опричников: черные одеяние, суфейки, ежедневные церковные службы, пёсьи головы и мётлы, печать Опричного двора с изображением единорога, бывшего в средние века общеупотребительным символом Христа, храм в Александровой слободе, сопоставимый с «орденским храмом», требование к опричникам присяги на верность.

Все это, по мнению автора, является аллюзией на такие западноевропейские духовные ордена как Орден Доминиканцев (чей символ – собака с факелом и масличной ветвью в зубах) Общество Иисуса и Ливонский орден, о существовании которых Иван Грозный не мог не знать [1]. Если допустить, что опричнина была создана как экстерриториальный полумонашеский орден, синтезированный по образцу западных аналогов, то Грозный в качестве игумена-самодержца мог бы обладать правом на монастырскую собственность и окончательно решить вопрос о степени влиянии Церкви на государственные дела, так как царь совмещал бы в себе духовные и светские начала одновременно. Также это позволяло бы царю обвинять неугодных и инакомыслящих в ереси (что для того времени являлось одним из самых тяжких преступлений) тем самым «легализуя» довольно жестокие методы и формы расправ над ними, которые сопоставимы с деятельностью инквизиторов [1].

Несколько иную религиозную интерпретацию периода опричнины в своих работах обозначил историк А.Л.Юрганов. Автор пытается объяснить причины появления опричнины через понимание средневекового сознания, то есть через те смысловые и мифологические структуры, в которых отражается данный промежуток истории [3, с. 52]. Как известно, в 1492 г. от Рождества Христова кончалась седьмая тысяча лет по счету времени от Сотворения мира. Церковная пасхалия доводилась до 7000 г., поэтому, начиная с этого времени, на Руси начинают усиливаться ожидания конца света и Второго пришествия, особого пика этот феномен достиг к 7070–7077 годам, что связано с сакральным значением числа семь [3, с. 56].

В сознании средневековых людей власть светская отнюдь не была таковой по существу, ибо господствовало твердое христианское убеждение, что нет власти не от Бога. В этой связи интересно следующие сравнение царя – ключник и постельничий Божий [3, с. 57]. Однако эсхатологическое настроение, господствовавшее в стране, трансформирует роль и функции самодержца: он добивается полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха и утверждению истинного «благочестия» не только во спасение собственной души, но и душ тех грешников, которых он обрекал на смерть [3, с. 71]. По мнению А.Л. Юрганова, в мучениях, организованных Грозным, сокрыт особый эсхатологический символизм. Пример тому – многочисленные казни, связанные с водной средой. Андрей Кесарийский [4, с. 49], хорошо известный на Руси именно в контексте последних времен, в толкованиях на Апокалипсис указывает, что вода знаменует собой неверие [3, с. 53].

Другое типичное наказание – рассечение человеческого тела. Едва ли не каждая казнь сопровождалась подобным актом, в навязчивой повторяемости которого нетрудно увидеть апокалиптический смысл: ведь осужденного раба из евангельской притчи «рассекают». Царские казни воспринимались современниками не только как жестокость.

Источники фиксируют, что смысл опричных казней им был понятен. A.M. Курбский, призывая царя покаяться, пишет: «Господь повелевает никого же прежде Суда осуждати» [3, с. 56]. Тем самым можно сделать вывод: безусловно, опричнина была тесно взаимосвязана с религиозным сознанием, бытовавшим в то время, однако этот вопрос требует дальнейшей проработки и изучения.

Библиографический список

1. Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип//URL: http:// www.halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/318.htm

2. Послание Таубе и Крузе//Русский исторический журнал. Пг. 1923. № 8.

3. Юрганов А.Л. Опричнина и Страшный суд//Отечественная история. 1997. № 3. С. 52–75.

4. Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992.

Д.А. Солдатов Оренбургский государственный педагогический университет



Другие новости и статьи

« Климатическая техника приходит на помощь профессиональному спорту

Повседневная жизнь тюменских школьников в годы Великой Отечественной войны »

Запись создана: Среда, 9 Декабрь 2015 в 7:17 и находится в рубриках Стрелецкое войско.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы