17 Сентябрь 2021

Вопрос о религиозном факторе политики Ивана Грозного в работах современных историков

oboznik.ru - Вопрос о религиозном факторе политики Ивана Грозного в работах современных историков
#ивангрозный#история#историяруси#вопросыистории

Не будет преувеличением утверждать, что одной из самых ярких и противоречивых фигур в истории России является личность царя Ивана IV. Однако до сих пор в исторической науке не утихают споры о причинах и последствиях политики Ивана Грозного, в частности это касается такого явления как опричнина. Наиболее распространенные версии, которые были выдвинуты сначала дореволюционными историками (С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, С.Ф. Платонов), а затем и советскими (А.А. Зимин, И.И. Смирнов, С.В. Бахрушин), объясняли разделение всего государства на опричнину и земщину стремлением царя путем репрессивных мер подавить оппозицию боярской аристократии и усилить централизацию власти. Но в конце 1940-х годов советский ученый С.Б. Веселовский подверг данную позицию сомнению – он выявил достаточно широкий спектр социальных групп, пострадавших от действий опричников, что указывает на её разнонаправленность.

См. также:

Полководцы Ивана Грозного между милостью и плахой
Призрак Ивана Грозного
«Личные рекорды» Ивана IV 
Род Нагих
Чем болел Иван Грозный 
Иван Грозный
Фавориты Ивана Грозного и его сына Федора
Грозный царь. Чёрный миф о «кровавом тиране» Иване IV

Данный вывод позволил появиться новым интерпретациям периода опричнины, в частности религиозным. В обозначенном контексте довольно значимой является точка зрения современного ученого, историка и сектоведа А.Л. Дворкина, указавшего в своей работе на некоторые особенности периода опричнины, к которым практически не обращались другие историки. Как утверждает автор, опричнина и сами опричники представляют собой своеобразный монашеский орден во главе с игуменом-царём [1].

В качестве доказательной базы А.Л. Дворкин использует определенные источники: письменные материалы, принадлежащие Грозному, свидетельства современников, очерки иностранцев, в которых упоминается о довольно сильной религиозности царя очень и часто проводится параллель между опричниками и монашеской братией [2, с. 40]. В этой связи особо примечательны некоторые признаки опричнины и опричников: черные одеяние, суфейки, ежедневные церковные службы, пёсьи головы и мётлы, печать Опричного двора с изображением единорога, бывшего в средние века общеупотребительным символом Христа, храм в Александровой слободе, сопоставимый с «орденским храмом», требование к опричникам присяги на верность.

Все это, по мнению автора, является аллюзией на такие западноевропейские духовные ордена как Орден Доминиканцев (чей символ – собака с факелом и масличной ветвью в зубах) Общество Иисуса и Ливонский орден, о существовании которых Иван Грозный не мог не знать [1]. Если допустить, что опричнина была создана как экстерриториальный полумонашеский орден, синтезированный по образцу западных аналогов, то Грозный в качестве игумена-самодержца мог бы обладать правом на монастырскую собственность и окончательно решить вопрос о степени влиянии Церкви на государственные дела, так как царь совмещал бы в себе духовные и светские начала одновременно. Также это позволяло бы царю обвинять неугодных и инакомыслящих в ереси (что для того времени являлось одним из самых тяжких преступлений) тем самым «легализуя» довольно жестокие методы и формы расправ над ними, которые сопоставимы с деятельностью инквизиторов [1].

Несколько иную религиозную интерпретацию периода опричнины в своих работах обозначил историк А.Л.Юрганов. Автор пытается объяснить причины появления опричнины через понимание средневекового сознания, то есть через те смысловые и мифологические структуры, в которых отражается данный промежуток истории [3, с. 52]. Как известно, в 1492 г. от Рождества Христова кончалась седьмая тысяча лет по счету времени от Сотворения мира. Церковная пасхалия доводилась до 7000 г., поэтому, начиная с этого времени, на Руси начинают усиливаться ожидания конца света и Второго пришествия, особого пика этот феномен достиг к 7070–7077 годам, что связано с сакральным значением числа семь [3, с. 56].

В сознании средневековых людей власть светская отнюдь не была таковой по существу, ибо господствовало твердое христианское убеждение, что нет власти не от Бога. В этой связи интересно следующие сравнение царя – ключник и постельничий Божий [3, с. 57]. Однако эсхатологическое настроение, господствовавшее в стране, трансформирует роль и функции самодержца: он добивается полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха и утверждению истинного «благочестия» не только во спасение собственной души, но и душ тех грешников, которых он обрекал на смерть [3, с. 71]. По мнению А.Л. Юрганова, в мучениях, организованных Грозным, сокрыт особый эсхатологический символизм. Пример тому – многочисленные казни, связанные с водной средой. Андрей Кесарийский [4, с. 49], хорошо известный на Руси именно в контексте последних времен, в толкованиях на Апокалипсис указывает, что вода знаменует собой неверие [3, с. 53].

Другое типичное наказание – рассечение человеческого тела. Едва ли не каждая казнь сопровождалась подобным актом, в навязчивой повторяемости которого нетрудно увидеть апокалиптический смысл: ведь осужденного раба из евангельской притчи «рассекают». Царские казни воспринимались современниками не только как жестокость.

Источники фиксируют, что смысл опричных казней им был понятен. A.M. Курбский, призывая царя покаяться, пишет: «Господь повелевает никого же прежде Суда осуждати» [3, с. 56]. Тем самым можно сделать вывод: безусловно, опричнина была тесно взаимосвязана с религиозным сознанием, бытовавшим в то время, однако этот вопрос требует дальнейшей проработки и изучения.

Библиографический список

1. Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип//URL: http:// www.halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/318.htm

2. Послание Таубе и Крузе//Русский исторический журнал. Пг. 1923. № 8.

3. Юрганов А.Л. Опричнина и Страшный суд//Отечественная история. 1997. № 3. С. 52–75.

4. Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992.

Д.А. Солдатов Оренбургский государственный педагогический университет

Другие новости и статьи

« «Великий голод и Смутное время»: к вопросу о влиянии природно-климатического фактора на социально-политический кризис России второй половины ХVI – первой половины ХVII в

Появление шуваловских единорогов »

Запись создана: Пятница, 17 Сентябрь 2021 в 0:50 и находится в рубриках Стрелецкое войско.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика