Военное духовенство в Российской империи: краткий исторический обзор
В связи с официальным воссозданием института полковых священнослужителей в 2009-2010 гг. история военного духовенства Российской империи в настоящий момент является интереснейшей темой для изучения. За последние десять лет были изданы десятки монографий, посвященных этому вопросу. Проводятся всероссийские научно-практические конференции. Студенты исторических факультетов вузов охотно берут данную тему для своих дипломных исследований. В предлагаемой статье в хронологическом порядке будут рассмотрены известные публикации, посвященные истории военного духовенства Российской империи.
Изучение вышеназванной темы в историографии классически принято делить на 3 основных периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Для современной исторической науки большую ценность представляют труды, изданные в дореволюционный период. Во-первых, они содержат богатый фактический материал, во-вторых, авторы этих трудов имели возможность непосредственно наблюдать за происходящим от первого лица. Одним из таких авторов является доктор канонического права, профессор СПбДА Т. В. Барсов [6; 7], принимавший участие в подготовке реформы управления военным и морским духовенством 1890 г. Исследования Т. В. Барсова по изучению истории военного духовенства в Российской империи остаются стержневыми и сегодня. Его труды фактически являются значительным дополнением и логическим завершением работы другого автора, посвятившего свои исследования истории военного и морского духовенства – Н. Невзорова [24]. Особый подъем изучения истории военного духовенства наблюдался в свете подготовки к празднованию в 1902 г. столетия Военного министерства [8; 17; 22]. Но важно отметить, что в основе этих трудов лежат
исследования Н. Невзорова и Т. В. Барсова. События, произошедшие в истории в первой четверти XX века, а именно русско-японская война 1904-1905 гг. [35], столетие Отечественной войны 1812 г. [11; 41; 43], Первая мировая война [16], обусловили новую волну публикаций, посвященных истории военного духовенства и описанию героической деятельности священнослужителей в боевой обстановке. Отдельную категорию публикаций дореволюционного периода составляют труды, где религия рассматривается как инструмент для духовного, морально-нравственного и патриотического воспитания солдат [13; 35; 45].
Работа священника Г. Цитовича [40] по истории военных храмов до сих пор остается основополагающим исследованием в этой области. В своей книге автор дает наиболее полное описание всех существующих в его время православных храмов, относящихся к военному ведомству. Излагает историю каждого из них, дает список достопримечательностей и хранящихся в них святынь, указывает точное местонахождение православных культовых объектов и условия жизни (географические, этнографические и т.д.) в районе их расположения. В советский период вышло очень мало работ, посвященных истории военного духовенства. В имеющейся литературе указанного времени, особенно в период становления советского государства, прослеживаются атеистическая идеология и стремление показать духовенство как промонархически и контрреволюционно настроенную группу [9, с. 31-36; 10]. Нередко сами представители бывшего военного духовенства выступали с публичными докладами, отрицая религию. Например, известен случай, когда бывший священник Измайловского полка П. Чуев в 1925 г. снял священнический сан и публично отрекся от Бога. Далее он выступал с лекциями и вел антирелигиозную пропаганду. Социально-политическая ситуация в мире в середине XX в. заставила советское правительство в определенной мере смягчить свою антирелигиозную политику.
Истории известны факты, когда в период Великой Отечественной войны священнослужители принимали активное участие в боевых действиях не только с оружием в руках, но и как представители духовенства. Именно в этот период выходят работы М. Архангельского [4, с. 23-26; 5, с. 66], И. Н. Шабатина [42, с. 32-36], восхваляющие патриотизм и героизм священнослужителей в былых войнах. В послевоенное время интерес к истории военного духовенства заметно снижается. Вышедшие в этот период работы по содержанию вновь возвращаются в старое русло атеистической идеологии. Ярким примером тому служат труды Н. Ф. Платонова [28, с. 228-240; 29] ‒ бывшего митрополита, отрекшегося от Бога в 30-х гг. В своих работах он стремится доказать, что в годы революции духовенство делало отчаянные попытки по сохранению самодержавия. В духе атеистической пропаганды написаны также работы Д. И. Сидорова, Г. А. Суглобова [33; 34; 38]. Непосредственно перед распадом СССР (1989-1991 гг.), в связи с либерализацией советской системы, интерес к истории военного духовенства начинает возрастать. Одной из первых публикаций той эпохи является работа А. С. Сенина [32]. В указанный период начинается переосмысливание взаимодействия армии и Церкви, рассматривается польза такого сотрудничества для вооруженных сил. В основном эти труды принадлежат военным, которые считали, что военное духовенство могло бы повысить патриотизм военнослужащих, заняться морально-нравственным воспитанием [12; 25].
В постсоветский период интерес к истории военного духовенства Российской империи многократно возрос. Данный вопрос стал отдельной темой для диссертационных исследований, дипломных работ и курсовых проектов. Были изданы монографии, справочные издания, огромное количество статей. Публикации начала 90-х гг. по данной тематике в основном повторяли содержание работ дореволюционных авторов. Главную роль в патриотическом воспитании личного состава в армии Российской империи исследователи 90-х гг. отводили военному духовенству. В своих работах они ставили целью показать целесообразность возрождения института военного духовенства в Российской Федерации [18; 37; 39]. Начиная с 2000-х гг. вопросом истории института военного духовенства в Российской империи стали интересоваться научные деятели различных гуманитарных направлений. Поводом новой волны исследований стали разговоры о возможном официальном появлении полковых священнослужителей в Российской армии. В этот период были изданы монографии Т. Н. Губской [15], А. Б. Григорьева [14], протоиерея Г. Полякова [30], И. К. Новожилова [26] и др. Несмотря на научно-популярный стиль изложения некоторых из них, работы указанных авторов не лишены научной ценности. В них содержится богатый архивный, иллюстративный и справочный материал по теме. Первой наиболее содержательной работой по праву следует назвать исследование доктора педагогических наук, подполковника запаса В. М. Коткова [21], написанное на основании архивных документов РГИА. В нем присутствуют явные искажения некоторых фактов (в своей работе «Памятная книга военного и морского духовенства» К. Г. Капков указывает на некоторые из них [20]), но, тем не менее, работа не теряет свою научную значимость. В постсоветский период исследователи впервые начинают рассматривать духовенство неправославных исповеданий. Следует отметить, что этот вопрос изучен крайне слабо. Наиболее подробно данную тему рассматривает Х. М. Абдуллин [1; 2]. В его работах впервые на основе архивных материалов был показан опыт взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства Российской империи. В отдельных работах Д. Д. Азаматова [3], М. Муллаянова [23], А. Б. Юнусовой [44], А. Ш. Ярмуллинна [46] и др. есть сведения о полковых муллах в Российской империи и в годы Гражданской войны. Отдельно хотелось бы отметить труды доктора исторических наук К. Г. Капкова [19; 20].
На основе различных опубликованных и неопубликованных источников исследователь показал развитие военного духовенства с момента первого официального упоминания до победы октябрьской революции и ликвидации института военного духовенства. Кроме того, автором приводится иллюстративный и справочный материал для дальнейшего изучения истории военного духовенства в Российской империи, осуществлен обзор архивных источников, периодических изданий, литературы. Также в его работах впервые в общем контексте рассматривается деятельность неправославного духовенства. Однако, несмотря на привлечение широкого круга источников при создании книг, его исследования не являются исчерпывающими, что признает и сам автор. В связи с официальным воссозданием в современной российской армии института военного духовенства вопросами истории полковых священнослужителей заинтересовались юристы. В основном они рассматривают современный период становления и развития военного духовенства. Мнения авторов относительно необходимости присутствия полковых священнослужителей в современной армии очень часто диаметрально противоположны. В своих работах они нередко ссылаются на дореволюционный опыт, при этом излагая краткую историю военного духовенства в Российской империи. Их труды в плане истории в основном носят описательный характер.
К числу таких авторов относится А. В. Пчелинцев [31]. Таким образом, краткий историографический обзор свидетельствует, что интерес к истории военного духовенства в Российской империи возник в конце XIX в. Первыми исследователями стали лица, имевшие непосредственное отношение к институту военного духовенства. Это были православные священники и люди, назначенные на разные контрольные должности над деятельностью духовенства. Историков-профессионалов среди них не было, но, тем не менее, публикации, изданные в указанный период, представляют огромную научную ценность благодаря освещенным в них фактам. Не лишены они также и научной объективности к исследуемому вопросу. Работы, написанные в советский период, также содержат богатый фактологический материал. Однако в них прослеживается четкая атеистическая идеология, и авторы стремятся показать военное духовенство как бесполезный институт, поддерживающий царизм. Короткий период временной «реабилитации» военного духовенства приходится на годы Великой Отечественной войны. Но вскоре после ее окончания и вплоть до самого распада СССР в публикациях вновь находит место негативное отношение к военному духовенству. Следует отметить, что в советский послевоенный период интерес к истории военного духовенства терпит заметный спад. Лишь в конце существования Советского государства были опубликованы несколько статей, где военное духовенство рассматривается как воспитательный орган в армии, а его деятельность в целом характеризуется положительно. Однако в этих публикациях в той или иной мере все еще прослеживается советская атеистическая школа. Не лишены были этих традиций и первые работы, изданные в постсоветский период, также в основном они повторяли содержание дореволюционных авторов. Главный акцент в этих исследованиях был сделан на воспитательный характер деятельности военного духовенства в Российской империи и возможность применения данного опыта в настоящее время.
Начиная с 2000-х гг. встал вопрос о воссоздании института военного духовенства в российской армии. Такого рода обсуждения стали катализатором для новой волны научных трудов. На современном этапе вопросом истории военного духовенства в Российской империи начали интересоваться историки-профессионалы. С этого времени в научных публикациях нашла отражение деятельность не только православного духовенства, но и мусульманского. Впервые были опубликованы ранее неизвестные факты. Интерес к истории военного духовенства в Российской империи существует уже более века. За это время были изданы десятки монографий по указанному вопросу. Однако до сих пор в данной теме остаются множество неисследованных проблем. Более или менее изучена история военного духовенства позднего периода – конец XIX – начало XX в. Период становления института полковых священнослужителей в имеющихся публикациях освещен слабо. В целом, во всех изданных работах рассматривается только опыт патриотического и морально-психологического воспитания военнослужащих того времени, героизм и патриотизм самих священнослужителей. Не нашло должного изучения военное духовенство неправославного исповедания. Не затрагиваются вопросы о конфессиональном составе армии Российской империи, о взаимоотношениях между представителями различных вероисповеданий, о деятельности военного духовенства по улучшению этих взаимоотношений, методы работы духовенства с военными и т.д
Баимов Айрат Гайсарович
Институт этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук
Другие новости и статьи
« Штурм Ленинграда (9-25 сентября 1941 года)
Появление и развитие обозов в армиях Древнего мира »
Запись создана: Пятница, 5 Октябрь 2018 в 8:31 и находится в рубриках Новости.
метки: духовенство, священник
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика